Социально-педагогический проект "Семья"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2014 в 13:51, творческая работа

Краткое описание

Цель: поиск новых подходов в работе с семьёй, оптимальных форм и методов взаимодействия для укрепления и оздоровления детско-родительских отношений.
Задачи:
• Диагностирование и определение социально - педагогических и психологических проблем, оказывающих негативное воздействие на становление и развитие личности ребёнка в семье. Выявление и анализ факторов, обуславливающих социальную дезадаптацию.
• Осуществление посредничества в кризисных ситуациях для семьи и ребёнка, мобилизация потенциальных возможностей семьи, информирование родителей о правах несовершеннолетнего ребёнка.
• Организация просветительской работы по овладению родителей психолого-педагогическими знаниями в области семейного воспитания.
• Изменение отношений в семье в результате анализа семейной ситуации, формирование новой позитивной стратегии и тактики.
• Организация совместной работы по предупреждению социального сиротства при тесном взаимодействии школы и социального приюта.

Вложенные файлы: 1 файл

проэкт.doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

                       СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

                                          «СЕМЬЯ»

 

 

                         

 

Направление « Психолого - педагогическое образование»

(социальная педагогика)

 

 

 

 

Социально-педагогический проект "Семья"

 Для  образовательных  учреждений 

Обоснование потребностей создания проекта

Семейное воспитание в широком смысле слова – изначальная форма социализации и воспитания детей, в процессе которого происходит развитие и становление личности. 
Нестабильность в обществе, изменения в социальной сфере, кризис в экономике, падение нравственности оказали существенное влияние на семью, на выполнение ею своих функций: репродуктивной (рождение детей), воспитательной, хозяйственно-экономической, коммуникативной, рекреативной (взаимопомощь, поддержание здоровья, организация отдыха, досуга), регулятивной, нравственно-нормативной. 
На воспитательную функцию семьи сильно влияют тенденции, явления и процессы, которые отмечаются в последние годы: преобладание много детных семей; появление большого числа семей, находящихся в бедственном положении; рост числа детей-сирот при живых родителях, детей оставшихся без родительской опеки, беспризорных детей; ограничение возможностей семей по уходу за стариками и инвалидами, появление в семьях насилия и жестокого обращения с женой (мужем), детьми и стариками; ухудшение отношений между родителями и детьми; проявление отчуждённости детей от родителей и родителей от детей; значительное ослабление, а нередко и полное отсутствие влияния на формирование личности ребёнка; крушение жизненных перспектив определённых категорий родителей и детей; увеличение числа детей с отклонениями в поведении от общепринятых норм (злоупотребление алкоголем и наркотиками, воровство, насилие, проституция и т.п.); неподготовленность семьи к ведению здорового образа жизни; низкий уровень педагогической культуры, воспитанности родителей и, соответственно, слабый воспитательный потенциал преобладающего числа семей, неподготовленность юношей и девушек к семейной жизни. 
 
В школах  страны сложилась система форм и методов взаимодействия с семьёй как социальным институтом воспитания. Тематические родительские собрания, заседания родительского комитета, родительские университеты, целевые встречи с родителями, работа службы "Телефон доверия", психолого-педагогическое консультирование родителей играют большую роль в повышении психолого-педагогической, правовой грамотности родителей. 
Важное место в системе работы школы занимает взаимодействие с другими социальными институтами, заинтересованными общественными структурами играет также немаловажную роль в повышении воспитательного потенциала семьи. 
С учётом положительного опыта работы предыдущих лет намечаются новые цели и задачи, которые предполагают улучшить процесс семейного воспитания, укрепить защиту прав детей, снизить негативное влияние на семью социальных явлений в обществе. 
 
Основные понятия проекта 
Семья, семейное воспитание, сознательность родителей, последовательность воспитания, начальное воспитание, структура семьи, классификация семей, положительный опыт воспитания, право, закон, правовое воспитание, отклоняющееся поведение, социализация, реабилитация, культура семьи.

Ценности 
Наиболее значимые ценности, определяющие содержание семейного воспитания: семья, уклад и традиции семьи, право ребёнка на семью, родительский дом, родословная, отцовство и материнство, авторитет отца и матери, родительская любовь и забота, защищённость ребёнка в семье, забота о престарелых, младших, больных, инвалидах.

Актуальные проблемы и потребности проекта

  • Социальная тревожность, неуверенность и неустроенность из-за объективно-субъективных обстоятельств как в обществе (экономический спад и неурядицы, снижение жизненного уровня многих семей, загрязнение среды обитания, безработица), так и непосредственно в семье (разводы родителей, алкоголизм, насилие, физические наказания).
  • Незащищённость от различных видов жестокого обращения (физического, психического насилия, пренебрежения детскими интересами и потребностями).
  • Резкое падение уровня психофизического и морального здоровья детей.
  • Лишения, трудности и сложности детской жизнедеятельности по причине роста социального сиротства при живых родителях.

Цель и задачи 
 
Цель: поиск новых подходов в работе с семьёй, оптимальных форм и методов взаимодействия для укрепления и оздоровления детско-родительских отношений. 
Задачи:

  • Диагностирование и определение социально - педагогических и психологических проблем, оказывающих негативное воздействие на становление и развитие личности ребёнка в семье. Выявление и анализ факторов, обуславливающих социальную дезадаптацию.
  • Осуществление посредничества в кризисных ситуациях для семьи и ребёнка, мобилизация потенциальных возможностей семьи, информирование родителей о правах несовершеннолетнего ребёнка.
  • Организация просветительской работы по овладению родителей психолого-педагогическими знаниями в области семейного воспитания.
  • Изменение отношений в семье в результате анализа семейной ситуации, формирование новой позитивной стратегии и тактики.
  • Организация совместной работы по предупреждению социального сиротства при тесном взаимодействии школы и социального приюта.

Основные приоритетные направления деятельности

  • Оказание практической помощи и педагогической поддержки семье.
  • Просвещение родителей по вопросам семейного воспитания, знакомство с положительным опытом воспитания детей.
  • Изучение причин семейного неблагополучия, отношения в семье к ребёнку.
  • Психологическая коррекция и социально-педагогическая реабилитация семей группы "риска".
  • Целенаправленная работа по возвращению детей из социального приюта в биологическую семью.
  • Распространение информации, оказание помощи по созданию опекунских, приёмных семей.

Продуктивные технологии 
Создание банка данных о потребностно-ценностной сфере детей и родителей, система групповых консультаций, целевые конференции, деловые игры, пресс-конференции,  организация внутрисемейного общения.

Специфические условия и особенности 
Интеграция усилий родителей, воспитателей детских дошкольных учреждений, социальных педагогов, практических психологов, педагогов школ и других учебных заведений, работников общественно-государственных учреждений и служб социума. 
Непосредственная помощь семьям, оказавшимся в особо трудном положении. 
Воздействие на родственников, их экономическая и морально-психологическая поддержка и консультирование, с тем чтобы они оставляли детей в своих семьях. 
Поддержка и интенсивное развитие детей в своих семьях. 
Поддержка и интенсивное развитие всех форм определения ребёнка в семьи - опекунские, приёмные, детские дома семейного типа.  
Подбор и поддержка семей, которые после пребывания детей вне дома не более одного года берут их на воспитание и несут ответственность за их жизненное и профессиональное определение. 
Поддержка семейной непрерывности по отношению к детям, которые растут в многофункциональном окружении и подвергаются риску стать отверженными в социальном отношении. 

Гуманизация социальной политики в отношении семьи и детей:

  • формирование в обществе взгляда на семью как наиболее благоприятную среду для полноценного развития и воспитания детей;
  • осуществление на всех уровнях мероприятий и мер по социально–экономическому и психолого–педагогическому обеспечению всех семей, имеющих детей;
  • создание системы дополнительных мероприятий для проблемных семей и семей из группы риска;
  • развитие социально-педагогических услуг для оказания конкретной помощи детям и семьям, которые воспитывают детей;
  • обеспечение системы альтернативных решений в пользу детей, оставленных родителями;
  • разработка комплекса правовых, социально– экономических, медико–психолого–педагогических мероприятий для сдерживания роста численности детей инвалидов и детей с особенностями психофизического развития, для их интеграции в образовательное пространство и общество.

Диагностика семейного воспитания 
Функции диагностики семейного воспитания:

  • констатирующая (информационная);
  • прогностическая (прогноз развития школьно-семейного взаимодействия);
  • ценностно-ориентированная (оценочная);
  • функция самоизучения, саморазвития;
  • развивающая (воспитательная).

Процедура диагностики:

  • постановка целей диагностики;
  • определение оценочных критериев и показателей;
  • отбор методов (системы методов) диагностики;
  • применение методов диагностики в непосредственном взаимодействии субъектов;
  • анализ результатов диагностики;
  • учёт, фиксирование результатов диагностики.

Методы диагностики:

  • наблюдение;
  • анкетирование;
  • тестирование;
  • беседа с воспитанником;
  • беседа с педагогами;
  • беседа с родителями;
  • анализ результатов и продуктов деятельности;
  • социометрические методы;
  • недописанный тезис;
  • педагогический консилиум.

Формы фиксирования результатов диагностики:

  • составление графиков, диаграмм;
  • составление характеристик;
  • ведение диагностических карточек, дневников.

Ожидаемый результат.

  • Ведение и учёт социально-педагогических проблем семьи. Своевременная помощь в решении проблем.
  • Добровольный и сознательный подход родителей в выборе форм и методов семейного воспитания.
  • Защита прав и интересов семьи, каждого из её членов, реализация их собственного "Я" путём создания условий для развития потенциальных способностей.
  • Правовая грамотность и психолого-педагогическая компетентность родителей.
  • Сформированность базы данных, позволяющей вести квалифицированный отбор родителей, воспитателей для создания приёмных, опекунских семей.
  • Уменьшение численности социальных сирот при живых родителях.
  • Тесная связь школы, семьи, общественности; заинтересованность в удовлетворении запросов и потребностей семьи как института воспитания.

 
Сроки реализации 
Подготовительный этап – 1 год. 
Основной этап – 2 года

Формы и содержание работы

Направления деятельности

Содержание работы

Диагностика и анализ

Методиче-ская работа

Профилактическая и социально-реабилитационная работа

Сбор и обобщение информации о детях и их семьях путём изучения демографической ситуации в микрорайоне школы. 
Формирование банка данных на основе социальных паспортов классов. 
Изучение проблем и потребностей семей, в которых воспитываются школьники. 
Выявление неблагополучных семей и семей группы "риска". 
Сбор информации о кандидатах в опекуны и воспитатели приёмных семей. 
Изучение и анализ причин социального сиротства при живых родителях. 
Создание банка данных о различных общественных организациях, заинтересованных в оказании социальной помощи семье

Изучение эффективных инновационных форм и методов взаимодействия школы с семьёй с привлечением заинтересованных общественных организаций. 
Ознакомление с передовым отечественным и зарубежным опытом работы с семьёй. 
Сбор и систематизация информационных материалов, литературы по вопросам семейного воспитания, изучение законодательных и иных правовых актов, организация пользования ими

Помощь в социальной реабилитации и адаптации семьям переселенцев из зоны ЧАЭС, детям-инвалидам, семьям, имеющим неблагоприятные социально-правовые условия. 
Организация совместной работы с социальным приютом по социализации и реабилитации социальных сирот. 
Индивидуальная работа с несовершеннолетними, допускающими асоциальное поведение, антиобщественные поступки. 
Организация материальной помощи малоимущим семьям из государственного бюджета, а также гуманитарной помощи от различных благотворительных организаций. 
Участие и организация профилактической работы, проводимой советом профилактики школы КДН, ИДН. 
Содействие в направлении детей и подростков в отделения опеки и попечительства. 
Работа с семьями воспитанников социального приюта с целью возвращения детей в биологические семьи


 

 

 

 

 

Организация взаимодействия школы с семьёй

 

 

Форма взаимодействия

Цель

Родительское собрание

Согласование совместных действий, педагогических позиций, информирование друг друга о проблемах, анализ достигнутых результатов

Педагогический практикум  

Осмысление опыта родителей и педагогов посредством обсуждения реальных воспитательных ситуаций, согласование знаний, умений родителей и педагогов в воспитательной деятельности

Посещение учащихся на дому, организация рейдов "Подросток. Семья"

Изучение ребёнка и родителей в семейной обстановке, знакомство с микроклиматом в семье. В случае необходимости доведение информации заинтересованным органам (родительскому комитету, Совету профилактики правонарушений, КДН, ИДН)

Психолого-педагогические консультации

Оказание помощи семьям в поиске выхода из проблемной ситуации, повышение психологической культуры родителей, расширение сознания, повышение ответственности клиента и формирование его готовности к творческому освоению мира

Работа службы "Телефон доверия"

Оказание экстренной, квалифицированной, анонимной помощи по телефону. 
Помощь абонентам в актуализации творческих, личностных, духовных и физических ресурсов для выхода из кризисного состояния. 
Анализ причин и источников повышенного психического напряжения детей и подростков, их родителей

Психолого-педагогический консилиум

Совместное обсуждение особенностей личности ребёнка с целью согласования представлений, точек зрения, действий по выработке программы решения проблем развития ребёнка, коррекции его поведения

Родительский университет

1. Пресс- конференция

Общение в форме "вопрос – ответ", встреча родителей и педагогов с психологом, социальным педагогом

2. Круглый стол

Достижение взаимопонимания, педагогического согласия по одной или нескольким проблемам (дискуссионная форма общения)

3. Обмен опытом

Обсуждение конкретной воспитательной проблемы

4. Заседание клуба

Психолого-педагогическое просвещение, организация досуга родителей

5. Педагогический ринг

Повышение эрудиции, педагогического мастерства и умений педагогов и родителей

6. Родительский лекторий

Повышение психолого-педагогической, правовой и др. грамотности родителей

Малый педагогический совет

Привлечение родительской общественности к решению актуальных школьных проблем

Родительский вестник

Освещение проблем развития, обучения, семейного воспитания учащихся данной школы

Родительский комитет

Привлечение родителей к решению проблем организации учебно-воспитательной, культурно-массовой и хозяйственной работы школы

Совет школы

Участие общественности, родительского, педагогического и ученического коллективов в управлении школой, оказании необходимой помощи для эффективного функционирования и развития школы, реализации важнейших требований, предъявленных государством и обществом к обучению и воспитанию учащихся

День открытых дверей

Знакомство, обмен опытом, приобщение родителей к учебно-воспитательному процессу в школе

Совместные культурно – массовые мероприятия

Организация совместного культурного отдыха, объединение опыта и усилий родительско-педагогической общественности в формировании положительных качеств и потребностей школьников

Информация о работе Социально-педагогический проект "Семья"