Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2014 в 13:51, творческая работа
Цель: поиск новых подходов в работе с семьёй, оптимальных форм и методов взаимодействия для укрепления и оздоровления детско-родительских отношений.
Задачи:
• Диагностирование и определение социально - педагогических и психологических проблем, оказывающих негативное воздействие на становление и развитие личности ребёнка в семье. Выявление и анализ факторов, обуславливающих социальную дезадаптацию.
• Осуществление посредничества в кризисных ситуациях для семьи и ребёнка, мобилизация потенциальных возможностей семьи, информирование родителей о правах несовершеннолетнего ребёнка.
• Организация просветительской работы по овладению родителей психолого-педагогическими знаниями в области семейного воспитания.
• Изменение отношений в семье в результате анализа семейной ситуации, формирование новой позитивной стратегии и тактики.
• Организация совместной работы по предупреждению социального сиротства при тесном взаимодействии школы и социального приюта.
Направление « Психолого - педагогическое образование»
(социальная педагогика)
Для образовательных учреждений
Семейное воспитание в широком
смысле слова – изначальная форма социализации
и воспитания детей, в процессе которого
происходит развитие и становление личности.
Нестабильность в обществе, изменения в социальной
сфере, кризис в экономике, падение нравственности
оказали существенное влияние на семью,
на выполнение ею своих функций: репродуктивной
(рождение детей), воспитательной, хозяйственно-экономической,
коммуникативной, рекреативной (взаимопомощь,
поддержание здоровья, организация отдыха,
досуга), регулятивной, нравственно-нормативной.
На воспитательную функцию семьи сильно
влияют тенденции, явления и процессы,
которые отмечаются в последние годы:
преобладание много детных семей; появление
большого числа семей, находящихся в бедственном
положении; рост числа детей-сирот при
живых родителях, детей оставшихся без
родительской опеки, беспризорных детей;
ограничение возможностей семей по уходу
за стариками и инвалидами, появление
в семьях насилия и жестокого обращения
с женой (мужем), детьми и стариками; ухудшение
отношений между родителями и детьми;
проявление отчуждённости детей от родителей
и родителей от детей; значительное ослабление,
а нередко и полное отсутствие влияния
на формирование личности ребёнка; крушение
жизненных перспектив определённых категорий
родителей и детей; увеличение числа детей
с отклонениями в поведении от общепринятых
норм (злоупотребление алкоголем и наркотиками,
воровство, насилие, проституция и т.п.);
неподготовленность семьи к ведению здорового
образа жизни; низкий уровень педагогической
культуры, воспитанности родителей и,
соответственно, слабый воспитательный
потенциал преобладающего числа семей,
неподготовленность юношей и девушек
к семейной жизни.
В школах страны сложилась система
форм и методов взаимодействия с семьёй
как социальным институтом воспитания.
Тематические родительские собрания,
заседания родительского комитета, родительские
университеты, целевые встречи с родителями,
работа службы "Телефон доверия",
психолого-педагогическое консультирование
родителей играют большую роль в повышении
психолого-педагогической, правовой грамотности
родителей.
Важное место в системе работы школы занимает
взаимодействие с другими социальными
институтами, заинтересованными общественными
структурами играет также немаловажную
роль в повышении воспитательного потенциала
семьи.
С учётом положительного опыта работы
предыдущих лет намечаются новые цели
и задачи, которые предполагают улучшить
процесс семейного воспитания, укрепить
защиту прав детей, снизить негативное
влияние на семью социальных явлений в
обществе.
Основные понятия
проекта
Семья, семейное воспитание, сознательность
родителей, последовательность воспитания,
начальное воспитание, структура семьи,
классификация семей, положительный опыт
воспитания, право, закон, правовое воспитание,
отклоняющееся поведение, социализация,
реабилитация, культура семьи.
Ценности
Наиболее значимые ценности, определяющие
содержание семейного воспитания: семья,
уклад и традиции семьи, право ребёнка
на семью, родительский дом, родословная,
отцовство и материнство, авторитет отца
и матери, родительская любовь и забота,
защищённость ребёнка в семье, забота
о престарелых, младших, больных, инвалидах.
Актуальные проблемы и потребности проекта
Цель и задачи
Цель: поиск новых подходов в работе
с семьёй, оптимальных форм и методов взаимодействия
для укрепления и оздоровления детско-родительских
отношений.
Задачи:
Основные приоритетные направления деятельности
Продуктивные технологии
Создание банка данных о потребностно-ценностной
сфере детей и родителей, система групповых
консультаций, целевые конференции, деловые
игры, пресс-конференции, организация
внутрисемейного общения.
Специфические условия
и особенности
Интеграция усилий родителей, воспитателей
детских дошкольных учреждений, социальных
педагогов, практических психологов, педагогов
школ и других учебных заведений, работников
общественно-государственных учреждений
и служб социума.
Непосредственная помощь семьям, оказавшимся
в особо трудном положении.
Воздействие на родственников, их экономическая
и морально-психологическая поддержка
и консультирование, с тем чтобы они оставляли
детей в своих семьях.
Поддержка и интенсивное развитие детей
в своих семьях.
Поддержка и интенсивное развитие всех
форм определения ребёнка в семьи - опекунские,
приёмные, детские дома семейного типа.
Подбор и поддержка семей, которые после
пребывания детей вне дома не более одного
года берут их на воспитание и несут ответственность
за их жизненное и профессиональное определение.
Поддержка семейной непрерывности по
отношению к детям, которые растут в многофункциональном
окружении и подвергаются риску стать
отверженными в социальном отношении.
Гуманизация социальной политики в отношении семьи и детей:
Диагностика семейного
воспитания
Функции диагностики семейного воспитания:
Процедура диагностики:
Методы диагностики:
Формы фиксирования результатов диагностики:
Ожидаемый результат.
Сроки реализации
Подготовительный этап – 1 год.
Основной этап – 2 года
Направления деятельности |
Содержание работы |
Диагностика и анализ Методиче-ская работа Профилактическая и социально-реабилитационная работа |
Сбор и обобщение информации
о детях и их семьях путём изучения демографической
ситуации в микрорайоне школы. Изучение эффективных инновационных
форм и методов взаимодействия школы с
семьёй с привлечением заинтересованных
общественных организаций. Помощь в социальной реабилитации
и адаптации семьям переселенцев из зоны
ЧАЭС, детям-инвалидам, семьям, имеющим
неблагоприятные социально-правовые условия. |
Форма взаимодействия |
Цель |
Родительское собрание |
Согласование совместных действий, педагогических позиций, информирование друг друга о проблемах, анализ достигнутых результатов |
Педагогический практикум |
Осмысление опыта родителей и педагогов посредством обсуждения реальных воспитательных ситуаций, согласование знаний, умений родителей и педагогов в воспитательной деятельности |
Посещение учащихся на дому, организация рейдов "Подросток. Семья" |
Изучение ребёнка и родителей в семейной обстановке, знакомство с микроклиматом в семье. В случае необходимости доведение информации заинтересованным органам (родительскому комитету, Совету профилактики правонарушений, КДН, ИДН) |
Психолого-педагогические консультации |
Оказание помощи семьям в поиске выхода из проблемной ситуации, повышение психологической культуры родителей, расширение сознания, повышение ответственности клиента и формирование его готовности к творческому освоению мира |
Работа службы "Телефон доверия" |
Оказание экстренной, квалифицированной,
анонимной помощи по телефону. |
Психолого-педагогический консилиум |
Совместное обсуждение особенностей личности ребёнка с целью согласования представлений, точек зрения, действий по выработке программы решения проблем развития ребёнка, коррекции его поведения |
Родительский университет | |
1. Пресс- конференция |
Общение в форме "вопрос – ответ", встреча родителей и педагогов с психологом, социальным педагогом |
2. Круглый стол |
Достижение взаимопонимания, педагогического согласия по одной или нескольким проблемам (дискуссионная форма общения) |
3. Обмен опытом |
Обсуждение конкретной воспитательной проблемы |
4. Заседание клуба |
Психолого-педагогическое просвещение, организация досуга родителей |
5. Педагогический ринг |
Повышение эрудиции, педагогического мастерства и умений педагогов и родителей |
6. Родительский лекторий |
Повышение психолого-педагогической, правовой и др. грамотности родителей |
Малый педагогический совет |
Привлечение родительской общественности к решению актуальных школьных проблем |
Родительский вестник |
Освещение проблем развития, обучения, семейного воспитания учащихся данной школы |
Родительский комитет |
Привлечение родителей к решению проблем организации учебно-воспитательной, культурно-массовой и хозяйственной работы школы |
Совет школы |
Участие общественности, родительского, педагогического и ученического коллективов в управлении школой, оказании необходимой помощи для эффективного функционирования и развития школы, реализации важнейших требований, предъявленных государством и обществом к обучению и воспитанию учащихся |
День открытых дверей |
Знакомство, обмен опытом, приобщение родителей к учебно-воспитательному процессу в школе |
Совместные культурно – массовые мероприятия |
Организация совместного культурного отдыха, объединение опыта и усилий родительско-педагогической общественности в формировании положительных качеств и потребностей школьников |