Социальное государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 08:49, реферат

Краткое описание

Социальное государство (нем. Sozialstaat; государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия) – система госу-дарственного регулирования общественных отношений при которой материальные блага распределяются (перераспределяются) в соответствии с принципом социальной справедливости в целях обеспечения каждому достойного уровня жизни и минимальных возможностей для самореализации, устранения социальных противоречий и конфликтов, помощи нуждающимся.

Вложенные файлы: 1 файл

Социальное государство.docx

— 38.27 Кб (Скачать файл)

Социальное государство (нем. Sozialstaat; государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия) – система госу-дарственного регулирования общественных отношений при которой материальные блага распределяются (перераспределяются) в соответствии с принципом социальной справедливости в целях обеспечения каждому достойного уровня жизни и минимальных возможностей для самореализации, устранения социальных противоречий и конфликтов, помощи нуждающимся. 
Впервые понятие «социальное государство» сформулировал в сере-дине XIX в. Лоренц фон Штейн. Он включил в перечень функций государства обеспечение абсолютного равенства в правах как для всех обще-ственных классов и групп, так и для каждой личности в отдельности. Го-сударство, согласно Штейну, обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конечном счёте раз-витие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве.  
Стремление к социальному государству является одним из ключевых положений политических программ социал-демократов. Упоминание о социальном государстве содержится в конституциях и других высших законодательных актах многих стран. Теория государства всеобщего благоденствия предполагает, что социальные гарантии обеспечиваются путём государственного регулирования экономики (прежде всего, крупного бизнеса) и налоговой политикой. 
В качестве основной категории в определении социального государства выступает понятие социальной справедливости, под которой понимается как понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния. В частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоёв, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нём; в экономической науке – продукта. Уполномоченным на такое распределение и является социальное государство, выполняющее в обществе функции системы обеспечения социальной справедливости. Таким образом, реализация этой функции представляется главным признаком социального государства. 
К другим признакам социального государства могут быть причислены следующие признаки: 
1. Социальное государство должно быть правовым государством, где право определяет не только бытие общества и личности, но и функционирование государства, его внутреннюю организацию и устройство. 
2. Стержнем внутренней политики социального государства являются его социальные функции, механизм реализации которых должен быть эффективным. 
3. Современная теория социального государства исходит из того, что в экономике основная роль должна отводиться государству как гаранту справедливого распределения национального продукта и материальных благ. 
4. Социальное государство должно иметь эффективное социальное законодательство в качестве нормативной основы проведения социальной политики (по сути, характеристика национального законодательства и результатов его применения позволяет судить о степени «социальности» государства и проводимой им политики). 
В качестве количественных показателей эффективности социального государства часто используются: 
- уровень бедности; 
- относительный эффект социальных программ на уровень бедности; 
- доля ВВП на расходы, связанные с социальными программами; 
- детская смертность; 
- уровень безработицы. 
Среди современных примеров реализации идеала социального государства обычно приводят страны Скандинавского полуострова (т.е. «шведская модель»), Финляндию, Нидерланды, Канаду, Швейцарию, Германию, Бельгию, а также иногда Великобританию, Францию, Австрию, Новую Зеландию, Австралию, США, Италию, Грецию, Португалию, Японию, Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Эстонию, Литву, Латвию, страны Персидского залива, Ливию и другие страны. 
Начало широкой реализации идей социального государства как правило связывают с провозглашением в США (1964 г.) кампании по борьбе с бедностью как части программы построения «Великого общества» (Great Society). 16 марта 1964 г. Л. Джонсон направил в конгресс специальное послание «О войне с бедностью», на основании которого 20 августа был принят закон об экономических возможностях (Economic Opportunitiy Act). Он включал четыре вида мероприятий по борьбе с бедностью: про-фессиональная подготовка и обучение, программы так называемых «общинных действий», осуществляемых под эгидой местных властей, специальные программы помощи для сельской местности и мелкого бизнеса, а также деятельность организации «Добровольцы на службе Америки» (Volu№teers i№ Service to America, VISTA). 
В соответствии с этим законом учреждалось федеральное Управление экономических возможностей (Оffice of Economic Opportunity). В области медицинского обслуживания в 1965 г. была введена специальная программа «Медикейд» для наиболее нуждающихся и «Медикэр» для пенсионеров. В 1964 г. была также начата федеральная программа субсидирования части расходов малообеспеченных граждан на продукты питания в виде продовольственных купонов. Кроме того, во второй половине 1960-х гг. были приняты некоторые меры по оказанию помощи малообеспеченным семьям в аренде квартир в частных жилых домах и по расширению программ федерального финансирования строительства дешёвых жилищ в рамках законов о жилищном строительстве и городском развитии.

 

 

.2. Социальная  политика государства и социальная  работа: взаимосвязь и взаимовлияние

 
Реформирование общественной жизни глубоко затрагивает не только механизм управления обществом, но и весь комплекс интересов личности, трудовых коллективов, классов, народностей, социальных и профессиональных групп и слоев населения. Среди факторов, способствующих гармонизации интересов личности и общества, гарантирующих защиту интересов человека, его прав и свобод, особое место принадлежит социальной политике государства и всей инфраструктуре социальной работы с различными группами населения. В диалектической взаимосвязи социальной политики и социальной работы легко обнаруживаются их общность и отличие, их значимость в реализации и удовлетворении потребностей и интересов людей. 
Что же понимается под политикой вообще и под социальной политикой в частности? 
Политика — это: 
• отношения между социальными группами, классами, госу 
дарствами по поводу завоевания, сохранения и упрочения 
власти; 
• система деятельности в различных областях общественной 
жизни: в сфере экономики, социальной сфере, духовной 
жизни, военной сфере и др.;  
• практическая деятельность по реализации политического-курса, по достижению политических целей; 
• участие во властных отношениях граждан, политических де 
ятелей, общественных организаций;  
• искусство работы с людьми, умение учитывать и выражать 
их интересы, возможности, психологические, и професси 
ональные, и иные качества. 
Центральным субъектом политики является государство. Неотъемлемый атрибут государства — власть, обеспечивающая ему возможность и способность оказывать определяющее воздействие и влияние на жизнедеятельность людей, на их поведение в обществе посредством авторитета, права, насилия. 
Любая общественная проблема приобретает или может приобрести политический характер, если ее решение затрагивает интересы больших социальных групп, классов и связано с использованием государственной власти. 
Важнейшим сущностным признаком политики является то, что она предстает как форма интеграции, обобщения интересов и воли социальных групп или общества в целом. 
Социальная политика — это составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и практике, и регулирующая отношения в обществе в интересах и посредством интересов основных социальных групп населения. 
Любые социальные программы, как известно, являются лишь декларацией, если не подкреплены материально, не обеспечены экономически. 
В этом смысле социальная политика вторична относительно экономики как по содержанию, так и по задачам, предпочтениям. Но это не означает второстепенности ее значимости и влияния на ход развития материальной и духовной культуры, ход общественного развития. 
В социальной сфере проявляются и оцениваются результаты экономической, хозяйственной деятельности общества, проверяются ее эффективность и способность удовлетворять интересы и потребности людей. 
В социальной сфере находит отражение и проявление степень гуманности политики государства, и чем она сильнее, тем наглядней гуманистическая сущность, гуманистический смысл направленности общественного развития. 
Наконец, без действенной социальной политики невозможна активизация инновационного, творческого начала в деятельности человека как главного и центрального элемента производительных сил общественного развития, хозяйственных успехов. 
Социальная политика основана на системе принципов, выражающих характер требований к ее содержанию, формам и методам разработки и реализации: 
• гуманизм, социальная справедливость; 
• системность, непрерывность, преемственность; 
• сбалансированность целей и возможностей реализации со 
циальной политики (как по времени, так, и по необходимым ресурсам); 
• открытость (свободное выражение суждений всех групп и 
слоев общества по вопросам социальной политики — наличие «обратной связи» органов управления с массами); 
• демократизм выработки и реализации социальной политики (открытое обсуждение проектов крупных социально-политических решений, всестороннее выявление общественного мнения по основным вопросам социальных преобразований); 
• действенный контроль общества над реализацией социальной политики; 
• адресность мер по социальной защите населения, усиление 
социальной помощи социально уязвимым и малообеспеченным 
группам населения. 
Содержание социальной политики, ее цели и задачи раскрываются в системе функций — относительно самостоятельных, но тесно связанных видов политической деятельности. 
Важнейшими из них являются: 
• выражение, защита, согласование интересов социальных групп и слоев общества, отдельных его членов; 
• оптимальное разрешение общественных противоречий в социальной сфере, осуществление «диалога» между гражданами и государством; 
• интеграция различных слоев населения, гармонизация их 
интересов, поддержание целостной общественной системы, 
стабильности и порядка; 
• прогностическая; 
• социальная защита населения; 
• управление социальными процессами и др. 
С помощью функций обеспечивается главная задача социальной политики — гармонизация общественных отношений, осуществляется управление социальным развитием общества. 
В социальной политике выделяют два относительно самостоятельных блока: 
социальная политика в широком смысле, которая охватывает решения и мероприятия, затрагивающие все стороны жизни членов общества, включая обеспечение последних товарами, жильем и услугами социальной инфраструктуры, рабочими местами, приемлемыми денежными доходами, расширение и укрепление материальной базы, охрану и укрепление здоровья населения, его образование и культуру, создание системы гарантированных социальных условий для жизнедеятельности граждан; 
собственно социальная политика (ее элементами являются политика в области социальной защиты населения и ее конкретные виды: семейная политика, молодежная политика, политика по социальной защите пожилых людей и инвалидов).  
Социальная политика государства особенно осязаема в изменениях, которыепроисходят в характере и условиях трудовой деятельности человека, ибо именно здесь проявляется ее гуманистическое содержание. 
Какие же проблемы на федеральном и региональном уровне в социальной политике являются первоочередными в настоящее время? 
В социальной политике государства исключительно важное место занимают проблемы укрепления семьи. Здоровая нравственно-психологическая атмосфера, высокая культура семёйно-брачных отношений делают эту ячейку общества важнейшим социальным институтом формирования личности, сохранения и укрепления ее здоровья. 
К сожалению, со стороны государства пока далеко не достаточно внимания уделяется этому направлению социальной политики, и многие проблемы семейно-бытовых отношений в обстановке экономического кризиса из года в год обостряются. 
В Российской Федерации насчитывается более 72 млн. семей, 
ежегодно заключается около 3 млн. браков. Однако каждая третья 
семья распадается, а каждая девятая семья является неполной. Катастрофически падает рождаемость. Около 60% семей имеют лишь одного ребенка, что не обеспечивает даже простого воспроизводства населения. Каждая вторая беременность завершается абортом. Растет количество отказных детей.  
Важное место в социальной политике занимают проблемы обеспечения социальной справедливости — это и реальное народовластие, равноправие и равенство всех граждан перед законом, и социальные гарантии человеку в случае потери трудоспособности, болезни, инвалидности и др. 
Одной из самых жгучих проблем настоящего времени в социальной политике стала проблема бедности. 
Не случайно в Указе Президента Российской Федерации «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основные положения)», в президентской программе «Россия: человек, семья, общество, государство», других программных документах реформирования страны на период 1996—2000 гг., в прогнозах до 2005 г. в числе основных угроз безопасности страны называется рост имущественной дифференциации населения, неравномерности социально-экономического развития регионов и рост уровня бедности. 
Бедность — многостороннее социально-экономическое и психологическое общественное явление. Бедность возникает в том случае, когда часть населения не может удовлетворить минимальные потребности в основных условиях жизнедеятельности, принятых в данном обществе. Так, в России сейчас около 60% населения имеют доход ниже прожиточного минимума и относятся к категории бедных. 
Бедность — это не только отсутствие денег или имущества, ; прежде всего недоступность важнейших условий жизнедеятельности — жилья, образования, здравоохранения, культуры и т.д. 
Одна из актуальных задач субъектов социальной политики кал на федеральном, так и на региональном уровнях — выработать новые, более эффективные механизмы рационального использования ограниченных финансовых и материальных ресурсов. Предстоит преодолеть остаточный «синдром» иждивенчества, переориентировать организацию исполнения социальной политики и социальную работу на активизацию факторов, стимулирующих производительный труд, как самогарантию гражданам своего материального благополучия и свободы. 
Предметом особого внимания органов управления федерального и регионального уровня, общественных структур становится проблема реформирования пенсионной системы. Должно быть достигнуто большее соответствие размера получаемой пенсии трудовому вкладу, должен утвердиться принцип равной ответственности работодателя и работника за формирование средств, предназначенных на цели пенсионного обеспечения. 
Система социального обслуживания, прежде всего нетрудоспособных граждан и других нуждающихся категорий населения, нуждается в дальнейшем развитии и укреплении. 
Главенствующее значение при этом должны приобрести принципы дифференцированности и адресности в оказании услуг, социальной помощи и поддержки. 
Главная цель социальной политики — гармонизация общественных отношений, обеспечение политической стабильности и гражданского согласия путем выработки и осуществления организационно-экономических, научно-технических и нравственно-правовых мер. 
Непреходящее значение имеют профессионализм кадров системы социальной защиты, их способность правильно определять актуальные проблемы, оценивать и анализировать их, вырабатывать программу позитивных перемен. 
Направленность социальной политики государства является не только содержательной, но и организационной основой социальной работы, выполняя важную методологическую функцию относительно последней. 
Социальную политику можно рассматривать как причинно обусловленную, ситуативную, динамичную по форме и ориентации деятельность по практической организации социальной безопасности людей, стремящихся реализовать свои потребности и интересы в обществе. Используя силу закона и подзаконных нормативно-правовых актов, структуры органов государственного управления социальной политикой стремятся создать предпосылки для адаптации человека к изменчивым во времени и в пространстве условиям 
жизнедеятельности, серьезная политика не может сводиться к. декларациям и заверениям, не подкрепленным конкретными мерами социальной помощи и поддержки населения. Такой подход лишь дискредитирует социальную политику, тормозит поступательное развитие общества. Вот почему проблема реальности социальной политики, непосредственно задевая интересы и потребности людей, отражаясь в судьбах и условиях жизнедеятельности каждого, заключает в себе не только созидательный, но и разрушительный потенциал. 
Практика показывает, что учет интересов и потребностей социальных, профессиональных, национальных, половозрастных групп населения — это сложный, противоречивый процесс. И чем глубже изучены и осмыслены жизненные потребности различных групп населения, условия и возможности их реализации, тем точнее и полнее они формулируются в задачах социальной политики, а следовательно, и успешнее решаются. 
Механизм реализации социальной политики. 
На выполнение целей и задач социальной политики ориентирован весь сложный механизм ее реализации, который структурно представлен следующим образом: 
• субъект социальной политики — государство», представленное совокупностью всех его органов, ориентированных на 
регулирование социальных отношений; 
• политические партии, общественно-политические движения и другие институты гражданского общества; 
• объект социальной политики — социальные процессы в обществе во всем их содержательном многообразии и разно 
образных формах проявления; 
• система нормативно-правовых актов, регулирующих взаи- / 
модействие между субъектами и объектами социальной по 
литики; 
• предметно-политическая деятельность по решению задач со 
циальной политики на различных стадиях, включая и оцен 
ку эффективности реализации социальных программ. 
При решении конкретных задач данная структура дополняется и другими элементами, важнейшим из которых является социальная работа. 
Существует несколько технологических фаз механизма реализации: 
научный анализ и изучение реально существующей социальной ситуации, ее всесторонний и углубленный анализ, выявление главных проблем и основных противоречий, доминирующих перспектив развития конкретных социальных отношений; Г 
определение конкретных стратегических и тактических целей социальной политик», методов и средств их достижения, исходя из наличных материально-финансовых, организационных и иных ' возможностей; 
нормативно-правовое оформление избранного варианта решения той или иной социальной проблемы — принятие федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, иных нормативно-правовых актов законодательной и исполнительной власти; 
административно-организационное и мотивационно-пропаган-дистское обеспечение мер по реализации социальной ^политики на уровне федерального центра, регионов и на местах; 
контроль за ходом и эффективностью проведения социальной политики и внесение соответствующих коррективов в предыдущие технологические фазы. В социальной политике можно вычленить два взаимообусловленных, взаимодействующих компонента: научно-познавательный и практически-организационный'. 
Научно-познавательный компонент социальной политики является результатом анализа и осмысления назревших в обществе потребностей, тенденций развития социальных процессов, обобщенным результатом и оценкой предыдущего курса социальной политики государства!. Он отражает уровень общественного мнения и настроения, степень социальной устойчивости различных слоев населения. 
Весь этот, аналитический материал дает возможность органам государственного управления выработать концепцию социальной политики, сформулировать ее главные задачи и направления. 
Практически-организационный компонент социальной политики государства — это непосредственное осуществление концептуальных положений, ее стратегических задач. Здесь большое значение приобретают разносторонняя организаторская деятельность органов государственного управления системой социальных служб и работа с населением, подчиненная задачам социальной политики государства. 
Всесторонне взвешенная, научно обоснованная социальная политика государства, созвучная интересам народа, составляет важнейшую основу содержания социальной работы, сообщая ей уверенность в практических действиях. 
Организаторская деятельность — это распорядительная деятельность управленческих органов, цель которой — рациональное разделение труда при решении поставленной задачи, оптимальное использование сил и средств, способов стимулирования для качественного и своевременного выполнения задания. Организаторская работа по реализации социальной политики, являясь организационным уровнем социальной работы, предполагает: 
• глубокое уяснение обусловленных содержанием социальной 
политики задачей всесторонний анализ и оценку условий 
для их решения; 
• подбор и расстановку кадров, создание или изменение организационных структур в интересах решения стоящих задач; 
• доведение до исполнителей задания, определение их функций, полномочий и ответственности, ресурсов и средств, 
имеющихся в распоряжении; 
• разъяснение смысла социальной значимости качественного 
и своевременного выполнения задач, способов стимулирования труда; 
• координацию усилий и действий структурных подразделений и конкретных исполнителей, обеспечение целеустремленности их деятельности; 
• проверку хода исполнения заданий по этапам и в целом, 
оценку деятельности исполнителей-, извлечение уроков и 
формулирование выводов для последующей деятельности. 
Вычленение в социальной политике указанных двух ее компонентов, разумеется, носит условный характер. Нельзя абсолютизировать какую-либо из сторон, тем более их противопоставлять. Абсолютизация научно-познавательного компонента социальной политики может привести к известному академизму, выхолащиванию ее социального смысла, отрыву от жизненных потребностей людей, декларативности. Чрезмерный же акцент лишь на практически-организационной стороне может привести к узкому практицизму, сведению социальной политики к мерам организационного характера, к разрыву системы в социальной работе. Оба компонента социальной политики могут рассматриваться лишь в непрерывном единстве, во взаимосвязи, как внутренне спаянные части целого явления. Научно-познавательный компонент, характеризуя прежде всего уровень научной обоснованности социальной политики, формулирует цели и общее содержание развития социальной сферы, ее инфраструктуры, определяет направленность, стратегию организаторской работы в этом направлении, а следовательно, выполняет важную методологическую функцию в отношении социальной работы в обществе в целом. 
Однако методологическая функция научно-познавательного компонента социальной политики не означает односторонности ее воздействия на характер и содержание организаторской и социальной работы в обществе. Социальная работа с ее разветвленной структурой органов управления в различных сферах общества и обширной сетью учреждений социального обслуживания населения оказывает обратное, и притом активное, воздействие на социальную политику, поскольку играет роль обратной информационной связи в системе управления социальными процессами. Являясь важнейшим элементом реализации политики, вбирая в себя практйчески-организационный аспект социальной политики государства, социальная работа обеспечивает реализм последней, проверяет ее жизненность. Такова диалектика взаимодействия социальной политики и социальной работы. 
Любые практические действия в области социальной работы представляют собой совокупность усилий отдельных личностей, наделенных наряду с общими и неповторимо индивидуальными качествами. Как и социальная практика, социальная работа не является просто суммой действий индивидуумов. Это взаимосвязанное цельное системное образование, проявляющееся на ином уровне, чем персональная практика социального работника. Благодаря ограниченному сочетанию системности и индивидуальности, дифференцирован ности социальная работа дополняет социальную политику государства, обогащая общество гуманистическими, духовно-нравственными ценностями. Успех социальной работы, как показывает опыт, в решающей степени зависит от социальной ориентированности кадров — обобщающего показателя, характеризующего слитность социально-политического мышления е навыками непосредственного, практического управления социальными процессами на всех уровнях (от федерального до трудовых коллективов), предполагающего высокое чувство ответственности работников органов государственного управления за реализацию социальной политики государства, утверждение принципа социальной справедливости в общественной жизни. 
Важнейшей стороной социальной ориентированности кадров является понимание необходимости удовлетворения интересов и потребностей человека, развития социальной сферы, ее инфраструктуры. Однако, как показывает практика, этого пока не происходит, а экономический кризис еще более обостряет социальные проблемы. 
Нерешенность социальных проблем, особенно неудовлетворение потребности в жилье, усиливает текучесть рабочей силы, снижает трудовую активность, негативно влияет на экономику, благосостояние людей. Ослабление внимания к социальным проблемам стало одной из основных причин ухода сельского населения в город. В результате в некоторых областях, например Тульской, Тверской и Ярославской, прекратили существование сотни сельских населенных пунктов. 
В последние годы резко обострились социальные проблемы и в городах. Перенаселение за счет привлечения рабочей силы из окрестных районов, а также за счет миграции из мест обострения социальных конфликтов обостряет транспортные проблемы, проблемы медицинского обслуживания, трудоустройства, жилья и т.п. Социологические исследования в Российской Федерации выявляют устойчивую тенденцию снижения степени удовлетворенности семей в основных потребностях. Продолжает стремительно ухудшаться экологическая ситуация, отрицательную направленность имеет тенденция демографического развития общества, растет преступность. Демонтаж старых экономических структур и хозяйственных связей при практическом отсутствии апробированных структур рыночной экономики и при абсолютной неподготовленности населения к этому типу экономики наряду с падением объема производства резко обострили не только ситуацию на потребительском рынке, но и социальную напряженность в обществе. 
Многофакторность социальной напряженности в обществе еще раз подчеркивает важность социальной ориентированности всей государственной структуры управления, а не только ведомства социальной защиты населения, поскольку от этого в конечном счете зависит превращение потребностей и интересов людей в реальный факт социальной политики государства. 
Социальная ориентированность кадров предполагает: 
• широкий социально-политический кругозор и социальную 
направленность мышления как сущностной характеристики 
их политической культуры;  
• навыки социально-политического анализа ситуации и умение на его основе обоснованно выбирать наиболее эффективные средства реализации социальной политики, формы 
и методы социальной работы с различными категориями населения; умение прогнозировать и предвидеть варианты развития социальных процессов и учитывать их в практической деятельости;  
• коммуникабельность и навыки работы с людьми, способность приводить в действие и активизировать внутренние 
резервы физического, интеллектуального, психологического и нравственного потенциала человека. 
Социальная ориентированность — профессиональное качество социального работника — вырабатывается в процессе практической деятельности, путем уточнения и развития теоретических положений на практике в конкретных жизненных обстоятельствах. 
Таким образом, социальная политика и социальная работа взаимосвязаны. Эта взаимосвязь носит диалектический характер, во 
многом напоминая соотношения философских категорий сущности и явления. Социальная работа представляет собой форму социальной политики. С другой стороны, социальная политика раскрывается в социальной работе. Однако единство социальной политики и социальной работы не означает их совпадения, тождества. Социальная работа по своему содержанию богаче, динамичнее, под 
вижнее социальной политики, в то же время социальная политика 
сохраняет большую устойчивость, являясь определяющей сторо 
ной в отношении социальной работы. 
 
Вопросы для самоконтроля 
 
1. В чем сущность социальной политики? 
2. Каковы основные принципы социальной политики? 
3. Каковы функции социальной политики и в чем их значение? 
4. Охарактеризуйте основные направления современной социальной 
политики. 
5. Какие социальные проблемы общества отражены в современной социальной политике? 
6. Каковы проблемы современной социальной политики? 
7. Расскажите о механизме реализации социальной политики и основных элементов его структуры. 
8. В чем выражается взаимосвязь и взаимовлияние социальной политики и социальной работы? 
Рекомендуемая литература 
1. Жуков В. И. Реформы в России: 1985-1995 гг. - М„ 1997. 
2. Зайнышев И.Г. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы. — М.: Союз, 1994. 
3. Концепция социально-экономического развития Российской Феде 
рации на период до 2005 г. — М., 1996. 
4. Краснов Б.И., Новиков В.В. Социальная политика: реальности и прогнозы: Ученые записки. — М„ 1999. 
5. Смирнов С.Н. Региональные аспекты социальной политики. — М.: Гелиос, 1999. 
 


 

ЧАСТЬ 1.

  1. Выберите правильный ответ. Термин «социальное государство» первым предложил использовать: а)  Лоренц фон Штайн; б) У.Беверидж.
  2. Выберите правильный ответ. Государственное социальное страхование впервые было введено: а) Великобритании; б) США; в) Германии.
  3. Выберите правильный ответ. Автором работы «Полная занятость в свободном обществе» является: а) У.Беверидж; б) У Черчель.
  4. Выберите правильный ответ. Второе поколение прав человека включает: а) личные (гражданские) и политические права; б) социально-экономические и культурные права; в) коллективные права.
  5. Выберите правильный ответ.  Второе поколение прав человека называют: а) негативные права; б) позитивные права.
  6. Выберите правильный ответ. Право на жизнь, право на свободу, право на неприкосновенность жилища являются: а) правами первого поколения; б) правами второго поколения; в) правами третьего поколения.
  7. Выберите правильный ответ.  Впервые социально-экономические и культурные права были провозглашены: а) во «Всеобщей декларации прав человека»; б) в «Международном пакте о социальных, экономических и культурных правах».
  8. Выберите правильный ответ.  «Европейская социальная хартия»: а) регламентирует права, относящиеся к трудовым; б) регламентирует только права, связанные с социальным обеспечением.
  9. Выберите правильный ответ. В Российской Федерации права второго поколения: а) не являются конституционными; б) являются конституционными.
  10. Выберите правильный ответ. Европейский суд по правам человека а) принимает иски о нарушении гарантий социально-экономических прав; б) принимает только в том случае, это необходимо для реализации прав первого поколения.
  11. Выберите правильный ответ. а) социальные права – это притязание на социальные услуги, распределяемые государством; б) социальные прав – это права, связанные с трудовыми отношениями.

 

 

 


Информация о работе Социальное государство