Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 10:29, реферат
Социальное государство - это новый этап в развитии государства, который стал возможным при наличии у государства достаточных ресурсов, чтобы обеспечить реальную ответственность за судьбу общества, каждого гражданина.
Социальное государство представляет собой тип такого государства, которое стремится создать каждому гражданину максимально благоприятные условия существования, реализации своих индивидуальных талантов и способностей, обеспечить высокий уровень социальной защищенности.
Социальное государство - это новый этап в развитии государства, который стал возможным при наличии у государства достаточных ресурсов, чтобы обеспечить реальную ответственность за судьбу общества, каждого гражданина.
Социальное государство представляет собой тип такого государства, которое стремится создать каждому гражданину максимально благоприятные условия существования, реализации своих индивидуальных талантов и способностей, обеспечить высокий уровень социальной защищенности.
Например, к социальным государствам могут быть отнесены Швеция, Норвегия, Япония, Швейцария, ФРГ. Франция и др.
ПРИНЦИПЫ
ФУНКЦИИ
1. поддержка социально
незащищенных категорий
2. охрана труда и здоровья людей;
3. поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;
4. сглаживание социального
неравенства путем
5. поощрение благотворительной деятельности (в частности, путем предоставления налоговых льгот предпринимательским структурам, осуществляющим благотворительную деятельность);
6. финансирование
и поддержка фундаментальных
научных исследований и
7. борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятости населения, выплата пособий по безработице;
8. поиск баланса
между свободной рыночной
9. участие в реализации
межгосударственных экологическ
10. забота о сохранении мира в обществе.
Либеральная модель также рассматривает рынок как наиболее важную сферу для организации человеческого взаимодействия, но отличается от консервативной, по крайней мета в двух отношениях. В либеральной, во-первых, предусмотрено социальное обеспечение остаточного типа, т. е. люди, как правило, должны быть способны существовать в обществе без социального обеспечения. Во-вторых, в настоящее время правительство несет ограниченную, и, тем не менее, всеобщую ответственность за социальное обеспечение всех граждан. Соответственно социальное обеспечение связано с глубокой стигмой, приводящей, таким образом, к малой отдаче. Из-за остаточного характера финансирования реализация модели зависит от наличия большого объема добровольной неформальной помощи.
Сильная сторона приведенного состоит в макроэкономических и политических способах оценки характера социальной политики; слабая - в известной условности применяемых методов оценки, Представляется, что определенную их абстрактность могло бы нивелировать использование индикаторов распределения произведенного национального продукта и институционный подход.
Либеральная (американо-британская) модель также рассматривает рынок как наиболее важную сферу для организации человеческого взаимодействия. Вместе с тем, она имеет ряд особенностей. Во-первых, предусматривает социальное обеспечение остаточного типа, т.е. граждане должны быть способны существовать в обществе и без социального обеспечения. Во-вторых, государство несет ограниченную, и, тем не менее, всеобщую ответственность за социальное обеспечение всех граждан. Из-за остаточного характера финансирования реализация модели зависит от наличия большого объема добровольной и неформальной помощи. Подобная модель социального государства характерна для США, Великобритании, Англии и Ирландии.
5. Основные положения концепции социального государства в современной России.
КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
экономическая свобода человека, его право на свободный выбор любого вида деятельности в сфере наемного труда и предпринимательства;
доверие к регулирующей роли рынка и, при необходимости, его регулирование с использованием экономических методов;
развитие и экономическая эффективность социального рыночного хозяйства;
социальная справедливость и социальная солидарность общества, которые обеспечиваются на основе развития акционерной собственности работников, а также путем налогового перераспределения доходов от богатых к бедным и большей загрузки наиболее трудоспособных членов общества для того, чтобы помочь менее трудоспособным;
равенство мужчин и женщин;
участие всех граждан в управлении государственными и общественными делами, участие работников в управлении производством, развитие системы социального партнерства.
В России проблема заключается
в том, что отсутствует как стационарный
рынок, так и традиции демократического
государственного регулирования. Существующая
ныне практика государственного и муниципального
управления несет отпечаток стихийного
демонтажа социалистической системы с
ее тотальным контролем государства над
экономикой и обществом. В результате,
с одной стороны, недопустимо ослаблены
воздействия государства на ряд определяющих
жизнедеятельность общества процессов
(обеспечение обороноспособности, развитие
образования и фундаментальной науки,
структурное развитие экономики, безопасность
жизни и пр.). С другой стороны, сохраняется
инерция необоснованного и ресурсно необеспеченного,
а потому вредного вмешательства государства
в процессы развития общества и экономики,
которые имеют большой потенциал саморегулирования.
Реалии нынешнего этапа и среднесрочной
перспективы таковы, что государство должно
существенно усилить свою ответственность
и повысить эффективность воздействий
в таких традиционных сферах общественной
жизни, как управление, оборона, поддержка
социальной сферы, фундаментальной науки
и образования. Но кроме этого российское
государство, учитывая особенности переходного
периода и специфику экономики России,
должно существенно расширить сферу своей
ответственности в области экономики.
Нарастание такой тенденции заставляет вновь возвратиться к вопросу о пользе и вреде государственного участия в экономической жизни. Как известно, на этот счет существуют разные точки зрения, причем в России наиболее популярны полярные взгляды. Либертарианцы, ссылаясь главным образом на опыт западных стран и особенно Ирландии, но также Китая и Кореи, доказывают, что чем меньше участие государства в экономической жизни, тем больше экономические успехи.
Вопрос 9
Демократический политический режим - это один из видов политических режимов, для которого характерны: народный суверенитет; равенство, гарантированность и не отчуждаемость прав человека и гражданина; избираемость органов государственной власти; реальное разделение властей; определенная система выборов, основанная на принципах равенства и всеобщности избирательного права; многопартийная политическая система; возможность свободного функционирования политических, социальных, религиозных объединений и организаций;
Сущность демократии конкретизируется в определенной совокупности ценностей, институтов и процедур. Рассмотрим основные из них.
1. Суверенитет народа. Признание этого принципа означает, что народ является источником власти, именно он выбирает своих представителей власти и периодически их сменяет. Признание этого принципа означает, что конституция, форма правления могут быть изменены при всеобщем согласии народа и по установленным, закрепленным в законе процедурам.
2. Периодическая выборность основных органов власти позволяет обеспечить четкий легитимный механизм преемственности власти. Государственная власть рождается из честных выборов, а не посредством военных переворотов и заговоров. Власть выбирается на определенный и ограниченный срок.
3. Всеобщее, равное избирательное право и тайное голосование. Демократические выборы предполагают реальную соревновательность различных кандидатов, альтернативность выбора. Реализация принципа "один гражданин - один голос" раскрывает смысл политического равенства.
4. Гарантия основных прав человека. Права человека характеризуют принципы отношений между государством и гражданами и определяются как свободы. Свобода - это защищенность личности от произвола других людей и власти, защита от нищеты и голода..
5. Гражданские права. Этими правами люди пользуются как частные лица, и они защищают граждан от произвола власти. К ним можно отнести равенство всех граждан перед законом, право на частную жизнь, право не подвергаться пыткам, наказанию без суда, свободу вероисповедания и др.
6. Политические права дают гражданину возможность участвовать в процессе управления и влиять на принятие решений законодательными и исполнительными органами: право избирать и быть избранным, свобода выражения политических суждений, свобода голосования, право на демонстрации,
7. Социальные и экономические права. Реализация этих прав - необходимое условие обеспечения политического равенства. Связано это с тем, что провозглашение политического равенства не устраняет сложившейся практики, когда отдельные граждане в силу своего общественного статуса и благосостояния располагают большими возможностями влиять на власть, используя для этого СМИ, непосредственные контакты с правительственными чиновниками, дружеские связи. Реализация социально-экономических прав призвана сгладить имеющееся социальное неравенство и повысить тем самым активность рядовых граждан в политической жизни.
Характерной особенностью демократического политического режима является децентрализация, рассредоточение власти между гражданами государства с целью предоставления им возможности равномерного влияния на функционирование властных органов.
Демократический режим характеризуют высокий уровень общественного самоуправления, преобладающий консенсус в отношениях между властью и обществом. Одним из главных принципов демократии есть многопартийность. В политическом процессе всегда принимает участие и оппозиция, которая производит альтернативные политические программы и решения, выдвигает своих претендентов на роль лидера. Главная функция оппозиции при демократическом политическом режиме - определять альтернативные направления развития общества и составлять постоянную конкуренцию правящей элите.
К демократическим режимам относят:
президентские республики;
парламентские республики;
парламентские монархии
основные концепции демократического режима:
1)плюрализм; 2) демократический элитизм; 3) неоэлитизм; леворадикальная концепция «правящего класса».
Плюралисты защищают тезис о «дисперсии» власти в политической системе между «заинтересованными группами», законодательные, правительственные и судебные органы рассматриваются как особые группы, обладающие специальными функциями (Д. Трумэн, Е. Латхэм, Р.Даль).
В концепции «демократического элитизма» признается элитарный характер политической власти в условиях демократического режима и утверждается, что принципы демократии обеспечиваются в результате открытой конкуренции элит, добивающихся поддержки различных социальных групп и возможности для оппозиционных групп оспаривать поведение правительства (Р. Престес).
Неоэлитистская интерпретация демократии опирается на тезис, согласно которому «правящая элита» более последовательна, рациональна и активна в осуществлении идеалов демократического режима, чем широкие массы общества. В отличие от «неоэлитизма» представители леворадикальной концепции «правящего класса» (Р. Миллс, У. Домхофф, Р. Янг) негативно оценивают роль высших слоев социально-политической иерархии.
Условия формирования и функционирования демократического политического режима.
Политические:
1. Развитое гражданское общество.
2. Стабильность политической власти.
3. Существование и функционирование политических партий и движений как мощных рычагов влияния на общественно-политические и социальные процессы.
4. Политический плюрализм.
Экономические:
1. Высокий уровень индустриального и экономического развития в целом.
2. Высокая степень урбанизации.
3. Развитость массовых коммуникаций.
4. Рыночная конкурентная экономика.
Информация о работе Социальное государство: сущность, принципы, функции