Социальное прогнозирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 06:59, реферат

Краткое описание

Одной из практически значимых проблем прогнозирования является реализация наиболее ценных результатов прогнозирования. Основные направления этой деятельности могут быть следующими:
а) вооружение соответствующих учреждений, ведомств материалами для составления программ, проектов;
б) составление комплексных прогнозов через координационные центры;
в) представление прогнозов правительству комитетам и органам управления соответствующих ведомств;
г) проведение конкурсов прогнозов соответствующими комиссиями и комитетами.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат пп.docx

— 24.15 Кб (Скачать файл)

Одной из практически значимых проблем прогнозирования является реализация наиболее ценных результатов  прогнозирования. Основные направления этой деятельности могут быть следующими:

а) вооружение соответствующих  учреждений, ведомств материалами для составления программ, проектов;

б) составление комплексных прогнозов через координационные центры;

в) представление прогнозов  правительству комитетам и органам управления соответствующих ведомств;

г) проведение конкурсов  прогнозов соответствующими комиссиями и комитетами.

Анализируя уровень прогностической  деятельности, следует учитывать  множество факторов.

Есть факторы принципиального, методологического характера. Это прежде всего умение учитывать специфику взаимосвязей социально-экономического и духовно-идеологического аспектов при разработке прогнозов и учет их результатов. Недостатки, связанные с опытом следует относить, во-первых, к тем, кто разрабатывает прогнозы и, во-вторых, к тем, кто пытается реализовать результаты исследований.

Недостаточно высокий  профессионализм прогнозистов, экспертов, неинформированность их о позициях потенциальных заказчиков, в интересах которых разрабатываются те или иные прогнозы приводит к целому ряду нежелательных моментов, на основе которых можно сделать ряд выводов.

Во-первых это несоответствие описательно-информационного и аналитико-исследовательского материалов в прогностических отчетах.

Во-вторых, преимущественное внимание уделяется исследовательскому подходу к самому процессу разработки прогнозов и меньше - анализу прогностического фона взаимосвязей различных факторов, так называемого внешнего окружения, использования прогностических систем высшего порядка.

В-третьих, в нечетком определении  целей разработки прогнозов, что приводит к вовлечению при описании объекта, как в периоде ретроспекции, так и прогноза, большего количества, не имеющего научно-информативной ценности факторов и условий.

Негативные последствия  могут иметь место и из-за попыток  перенести существующие модели на будущее  без должного анализа возможных адаптации и в новых условиях. Примером могут служить попытки перенести модели западной экономики и демократии . Они приобретают извращенную форму, т.к. не учитываются не только особенности экономической сферы, но и исторические традиции, социальная специфика, духовно-нравственная атмосфера.

Эффективность и надежность прогнозов предопределяются многими  факторами, в том числе и соблюдением  основных принципов, подхода и самого процесса исследования. К важнейшим из них относятся:

- выбор основных факторов  и элементов данной системы, определение их роли и значимости в социальной сфере;

- выявление на основе анализа основных тенденций ("траекторий") развития исследуемых процессов (безработицы, социальной защиты, положения студенчества и т.д.);

-  экстраполяция этих тенденций на будущее;

-  синтез этих будущих траекторий в настоящих социальных процессах;

-  интеграция с прогнозами в других сферах общественной деятельности

- составление комплексного многоуровневого прогноза как в целом, так и по отдельным процессам и направлениям;

-  непрерывная корректировка прогноза.

К числу основных условий  надежности прогнозов следует отнести:

а) глубину и объективность  анализа;

б) знание конкретных условий;

в) оперативность и быстроту в проведении и обработке материалов.

Особое значение имеет  в прогнозировании информация, банк данных статистического материала. В теоретико-методологическом отношении  необходимо учитывать ряд важнейших положений:

а) восприятие социальных процессов  как объективной реальности;

б) целостный системный  подход к исследованию;

в) исторический детерминизм, т.е. признание следственно-причинных обусловленностей данных процессов.

Социальное прогнозирование - это специальное исследование о вероятных перспективах развития социального объекта. Причем объектом может быть и социальное явление, процесс, и социальный слой, и социальное состояние личности. Целью социального прогнозирования является подготовка научно обоснованных предложений о том, в каком направлений желательно развитие социального объекта. Если мы имеем дело с определенным социальным явлением, то целью научного прогноза будет не просто предвиденье его состояния в будущем, но и выработка мер, позволяющих в нужном направлении воздействовать на это явление. Следовательно, в ходе научного прогнозирования решаются две главные задачи:

•        определяется и мотивируется цель вероятного развития объекта;

•        определяются средства и способы достижения этой цели.

Следует отметить, что социальные явления и процессы, являясь предметом  прогнозирования, в реальной жизни  настолько сложны и противоречивы, что в полной мере нельзя предвидеть, как они будут развиваться. Поэтому  прогнозные описания всегда относительны и могут быть лишь приближенными  в той или иной мере к действительности.

Классификация социального  прогнозирования возможна и в  зависимости от сфер прогнозного  воздействия. В этом случае правомерно выделять такие его виды, как социально-экономическое, юридическое, социально-политическое, социально-культурологическое, социологическое и др. Учитывая, что объектами социологического прогнозирования являются и общество как социальный организм, и социальные группы, институты, и сам человек, то в его рамках можно выделить и социономический аспект прогнозирования. Хотя, вероятно, правомерна и постановка вопроса о выделении прогнозирования проблем социальной работы в самостоятельный вид социального прогнозирования.

Среди функций социального  прогнозирования многие исследователи  называют три основные: ориентирующую, нормативную и предупредительную. Первая предполагает оптимизацию выбора социально значимых целей и средств  их достижения. Нормативная означает определение важнейших тенденций социального развития, динамики социальных потребностей и вероятностей их удовлетворения. Предупредительная предполагает определение и описание возможных негативных последствий в тенденциях вероятного развития.

В учебных пособиях по прогнозированию  приводятся различные методики его  проведения. Думается, что наиболее приемлемой является технология проведения социального прогнозирования, включающая в себя семь основных этапов:

1. Предпрогнозная ориентация, т. е. определение объекта, цели, задач, времени проведения, методов и рабочих гипотез прогнозного исследования.

2. Определение прогнозного фона, образующегося из данных (новые документы и др.), влияющих на развитие объекта.

3. Построение базовой модели прогноза, означающей обобщенное видение объекта в системе его основных показателей, параметров и тенденций.

4. Поисковый прогноз, т. е. проекция базовой модели в будущее по наблюдаемой тенденции с учетом прогнозного фона и поиск возможных проблем, подлежащих решению.

5. Нормативный прогноз, т. е. проекция базовой модели в будущее в соответствии спредполагаемыми нормами и определение средств, необходимых для достижения нормативного состояния.

6. Оценка степени достоверности и ее уточнение через систему экспертного опроса, включая его многоразовую методику.

7. Выработка предложений, рекомендаций, позволяющих оптимизировать процесс развития объекта прогнозного исследования.

Дискуссионной остается проблема определения методов социального  прогнозирования. Одни исследователи  к основным группам относят экспертные методы, методы экстраполяции и моделирование. Ряд ученых подразделяют все многообразие методов социального прогнозирования на общенаучные, интернаучные и частнонаучные. Есть и другие варианты решения вопроса типологии методов социального прогнозирования.

Как нам представляется, вполне правомерно выделять общенаучную  группу методов прогнозирования, состоящую  из анализа, синтеза, экстраполяции, интерполяции, индукции, дедукции, аналогии, гипотезы, экспериментирования и др. Вероятно, можно объединить методы «мозговой атаки», «Дельфи» в группу инновационных, сориентированных на коллективное мнение, мнение большинства экспертов. Метод «мозговой атаки» представляет собой коллективную экспертную оценку прогнозируемого события. Он предполагает совместное обсуждение проблемы специалистами разных исследовательских направлений, научных школ и сориентирован на сближение экспертных позиций. Метод «Дельфи» отличает анонимность работы экспертов и письменный вид оценок. Такой подход в определенной мере снижает приспособление участников работы к доминирующему мнению. С другой стороны, этот метод не устраняет полностью стремлений эксперта следовать мнению большинства, а значит, снижает уровень научности.

К частнонаучным методам социального прогнозирования обычно относят экспертные опросы, тестирование и др.

При создании систем прогнозирования  руководствуются следующими принципами прогнозирования:

—принцип системности, требующий  взаимосвязанности и сопряжённости  объекта прогнозирования и прогнозного  фона и их элементов с учётом обратных связей между ними;

—принцип согласованности  поисковых и нормативных прогнозов;

—принцип вариантности, требующий разработки вариантов  прогноза, исходя из особенностей рабочей  гипотезы, постановки цели и вариантов прогнозного фона;

—принцип непрерывности  прогнозирования, требующий корректирования  прогнозов по мере поступления новых  данных;

—принцип верифицируемости, требующий определения достоверности, точности и обоснованности прогнозов;

—принцип рентабельности прогнозирования, требующий повышения  экономического или социального  эффекта от использования прогноза над затратами на его разработку.

Прогнозирование в социальной работе позволяет предусмотреть специфику развития той или иной ситуации, явления, состояния личности, коллектива, семьи. А такое предвидение дает возможность эффективнее влиять на процесс, своевременно вносить коррективы.

В практической социономии прогнозирование применяется для предвиденья ситуации на рынке труда, для перспективного осуществления личностного развития, для предотвращения кризисного и конфликтного состояния социального объекта, а также в сферах молодежной политики, социально-этнических отношений, в работе с инвалидами, пожилыми, беспризорными, сиротами и другими группами населения.

При прогнозировании ситуации на рынке труда анализируются сведения о свободных рабочих местах и вакантных должностях, о высвобождаемых работниках. Отдельно учитывается число людей, уволенных по собственному желанию и в связи с высвобождением пенсионеров, граждан, ранее не работавших, социально слабо защищенных категорий населения. Сведения о соотношении между числом свободных мест, вакантных должностей и числом нетрудоспособных граждан по отраслям народного хозяйства позволяют оценить возможные объемы профессиональной подготовки и переподготовки нетрудоспособных граждан. Исследуется и предполагаемая востребованность выпускников учебных заведений различных специальностей. Такие прогнозы позволяют предвидеть ситуацию на рынке труда, соответствующим образом влиять на нее.

Профессиональное прогнозное исследование рынка труда проводится по трем основным блокам: предложение  рабочей силы, спрос на нее и распределение. Разработке общего прогноза может предшествовать подготовка частных прогнозов. Например, прогнозируются наличные трудовые ресурсы, масштабы их высвобождения, скрытая безработица, неполная занятость и др. Прогнозная деятельность предполагает наличие соответствующих объемов информации и обоснованный выбор методов прогнозирования. При прогнозировании занятости населения наиболее часто используются такие методы, как анкетирование в форме интервью или опроса, моделирование и др.

Анализ прогнозов рынка  труда, подготовленных различными службами и учреждениями, свидетельствует о том, что преимущественно используется краткосрочный вид прогнозирования. Прогнозируется не только возможная численность занятых и зарегистрированных безработных, но и уровень скрытой безработицы.

Во многих случаях в  прогнозах дается возможная численность занятых по отраслям материального производства и по отраслям непроизводственной сферы. 

Национально-этнические отношения  являются одним из наиболее сложных  и деликатных направлений социальной работы. Значение прогнозных исследований в этой сфере сейчас возрастает из-за тяжелого экономического положения и социальной нестабильности в стране. Особенно необходима эта работа в российских регионах с многонациональным составом населения и на территориях, где проживает много мигрантов, вынужденных переселенцев. Своевременно полученный прогноз и проведенная соответствующая работа могут предотвратить межнациональный конфликт с его трагическими последствиями.

Прогнозирование становится важным элементом социальной работы с инвалидами, пожилыми людьми, с сиротами, беспризорными. Не зная наметившихся здесь тенденций, не предвидя возможных проблемных ситуаций в этой деятельности, трудно проводить эффективную социальную политику как на государственном, так и регионально-муниципальном уровнях.


Информация о работе Социальное прогнозирование