Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 06:59, реферат
Одной из практически значимых проблем прогнозирования является реализация наиболее ценных результатов прогнозирования. Основные направления этой деятельности могут быть следующими:
а) вооружение соответствующих учреждений, ведомств материалами для составления программ, проектов;
б) составление комплексных прогнозов через координационные центры;
в) представление прогнозов правительству комитетам и органам управления соответствующих ведомств;
г) проведение конкурсов прогнозов соответствующими комиссиями и комитетами.
Одной из практически значимых
проблем прогнозирования
а) вооружение соответствующих учреждений, ведомств материалами для составления программ, проектов;
б) составление комплексных прогнозов через координационные центры;
в) представление прогнозов
правительству комитетам и
г) проведение конкурсов прогнозов соответствующими комиссиями и комитетами.
Анализируя уровень
Есть факторы принципиального, методологического характера. Это прежде всего умение учитывать специфику взаимосвязей социально-экономического и духовно-идеологического аспектов при разработке прогнозов и учет их результатов. Недостатки, связанные с опытом следует относить, во-первых, к тем, кто разрабатывает прогнозы и, во-вторых, к тем, кто пытается реализовать результаты исследований.
Недостаточно высокий профессионализм прогнозистов, экспертов, неинформированность их о позициях потенциальных заказчиков, в интересах которых разрабатываются те или иные прогнозы приводит к целому ряду нежелательных моментов, на основе которых можно сделать ряд выводов.
Во-первых это несоответствие описательно-информационного и аналитико-исследовательского материалов в прогностических отчетах.
Во-вторых, преимущественное внимание уделяется исследовательскому подходу к самому процессу разработки прогнозов и меньше - анализу прогностического фона взаимосвязей различных факторов, так называемого внешнего окружения, использования прогностических систем высшего порядка.
В-третьих, в нечетком определении целей разработки прогнозов, что приводит к вовлечению при описании объекта, как в периоде ретроспекции, так и прогноза, большего количества, не имеющего научно-информативной ценности факторов и условий.
Негативные последствия могут иметь место и из-за попыток перенести существующие модели на будущее без должного анализа возможных адаптации и в новых условиях. Примером могут служить попытки перенести модели западной экономики и демократии . Они приобретают извращенную форму, т.к. не учитываются не только особенности экономической сферы, но и исторические традиции, социальная специфика, духовно-нравственная атмосфера.
Эффективность и надежность прогнозов предопределяются многими факторами, в том числе и соблюдением основных принципов, подхода и самого процесса исследования. К важнейшим из них относятся:
- выбор основных факторов и элементов данной системы, определение их роли и значимости в социальной сфере;
- выявление на основе анализа основных тенденций ("траекторий") развития исследуемых процессов (безработицы, социальной защиты, положения студенчества и т.д.);
- экстраполяция этих тенденций на будущее;
- синтез этих будущих траекторий в настоящих социальных процессах;
- интеграция с прогнозами в других сферах общественной деятельности
- составление комплексного многоуровневого прогноза как в целом, так и по отдельным процессам и направлениям;
- непрерывная корректировка прогноза.
К числу основных условий надежности прогнозов следует отнести:
а) глубину и объективность анализа;
б) знание конкретных условий;
в) оперативность и быстроту в проведении и обработке материалов.
Особое значение имеет в прогнозировании информация, банк данных статистического материала. В теоретико-методологическом отношении необходимо учитывать ряд важнейших положений:
а) восприятие социальных процессов как объективной реальности;
б) целостный системный подход к исследованию;
в) исторический детерминизм, т.е. признание следственно-причинных обусловленностей данных процессов.
Социальное прогнозирование - это специальное исследование о вероятных перспективах развития социального объекта. Причем объектом может быть и социальное явление, процесс, и социальный слой, и социальное состояние личности. Целью социального прогнозирования является подготовка научно обоснованных предложений о том, в каком направлений желательно развитие социального объекта. Если мы имеем дело с определенным социальным явлением, то целью научного прогноза будет не просто предвиденье его состояния в будущем, но и выработка мер, позволяющих в нужном направлении воздействовать на это явление. Следовательно, в ходе научного прогнозирования решаются две главные задачи:
• определяется и мотивируется цель вероятного развития объекта;
• определяются средства и способы достижения этой цели.
Следует отметить, что социальные явления и процессы, являясь предметом прогнозирования, в реальной жизни настолько сложны и противоречивы, что в полной мере нельзя предвидеть, как они будут развиваться. Поэтому прогнозные описания всегда относительны и могут быть лишь приближенными в той или иной мере к действительности.
Классификация социального прогнозирования возможна и в зависимости от сфер прогнозного воздействия. В этом случае правомерно выделять такие его виды, как социально-экономическое, юридическое, социально-политическое, социально-культурологическое, социологическое и др. Учитывая, что объектами социологического прогнозирования являются и общество как социальный организм, и социальные группы, институты, и сам человек, то в его рамках можно выделить и социономический аспект прогнозирования. Хотя, вероятно, правомерна и постановка вопроса о выделении прогнозирования проблем социальной работы в самостоятельный вид социального прогнозирования.
Среди функций социального
прогнозирования многие исследователи
называют три основные: ориентирующую,
нормативную и
В учебных пособиях по прогнозированию приводятся различные методики его проведения. Думается, что наиболее приемлемой является технология проведения социального прогнозирования, включающая в себя семь основных этапов:
1. Предпрогнозная ориентация, т. е. определение объекта, цели, задач, времени проведения, методов и рабочих гипотез прогнозного исследования.
2. Определение прогнозного фона, образующегося из данных (новые документы и др.), влияющих на развитие объекта.
3. Построение базовой модели прогноза, означающей обобщенное видение объекта в системе его основных показателей, параметров и тенденций.
4. Поисковый прогноз, т. е. проекция базовой модели в будущее по наблюдаемой тенденции с учетом прогнозного фона и поиск возможных проблем, подлежащих решению.
5. Нормативный прогноз, т. е. проекция базовой модели в будущее в соответствии спредполагаемыми нормами и определение средств, необходимых для достижения нормативного состояния.
6. Оценка степени достоверности и ее уточнение через систему экспертного опроса, включая его многоразовую методику.
7. Выработка предложений, рекомендаций, позволяющих оптимизировать процесс развития объекта прогнозного исследования.
Дискуссионной остается проблема
определения методов
Как нам представляется, вполне правомерно выделять общенаучную группу методов прогнозирования, состоящую из анализа, синтеза, экстраполяции, интерполяции, индукции, дедукции, аналогии, гипотезы, экспериментирования и др. Вероятно, можно объединить методы «мозговой атаки», «Дельфи» в группу инновационных, сориентированных на коллективное мнение, мнение большинства экспертов. Метод «мозговой атаки» представляет собой коллективную экспертную оценку прогнозируемого события. Он предполагает совместное обсуждение проблемы специалистами разных исследовательских направлений, научных школ и сориентирован на сближение экспертных позиций. Метод «Дельфи» отличает анонимность работы экспертов и письменный вид оценок. Такой подход в определенной мере снижает приспособление участников работы к доминирующему мнению. С другой стороны, этот метод не устраняет полностью стремлений эксперта следовать мнению большинства, а значит, снижает уровень научности.
К частнонаучным методам социального прогнозирования обычно относят экспертные опросы, тестирование и др.
При создании систем прогнозирования
руководствуются следующими при
—принцип системности, требующий
взаимосвязанности и
—принцип согласованности
поисковых и нормативных
—принцип вариантности, требующий разработки вариантов прогноза, исходя из особенностей рабочей гипотезы, постановки цели и вариантов прогнозного фона;
—принцип непрерывности прогнозирования, требующий корректирования прогнозов по мере поступления новых данных;
—принцип верифицируемости, требующий определения достоверности, точности и обоснованности прогнозов;
—принцип рентабельности прогнозирования, требующий повышения экономического или социального эффекта от использования прогноза над затратами на его разработку.
Прогнозирование в социальной работе позволяет предусмотреть специфику развития той или иной ситуации, явления, состояния личности, коллектива, семьи. А такое предвидение дает возможность эффективнее влиять на процесс, своевременно вносить коррективы.
В практической социономии прогнозирование применяется для предвиденья ситуации на рынке труда, для перспективного осуществления личностного развития, для предотвращения кризисного и конфликтного состояния социального объекта, а также в сферах молодежной политики, социально-этнических отношений, в работе с инвалидами, пожилыми, беспризорными, сиротами и другими группами населения.
При прогнозировании ситуации на рынке труда анализируются сведения о свободных рабочих местах и вакантных должностях, о высвобождаемых работниках. Отдельно учитывается число людей, уволенных по собственному желанию и в связи с высвобождением пенсионеров, граждан, ранее не работавших, социально слабо защищенных категорий населения. Сведения о соотношении между числом свободных мест, вакантных должностей и числом нетрудоспособных граждан по отраслям народного хозяйства позволяют оценить возможные объемы профессиональной подготовки и переподготовки нетрудоспособных граждан. Исследуется и предполагаемая востребованность выпускников учебных заведений различных специальностей. Такие прогнозы позволяют предвидеть ситуацию на рынке труда, соответствующим образом влиять на нее.
Профессиональное прогнозное исследование рынка труда проводится по трем основным блокам: предложение рабочей силы, спрос на нее и распределение. Разработке общего прогноза может предшествовать подготовка частных прогнозов. Например, прогнозируются наличные трудовые ресурсы, масштабы их высвобождения, скрытая безработица, неполная занятость и др. Прогнозная деятельность предполагает наличие соответствующих объемов информации и обоснованный выбор методов прогнозирования. При прогнозировании занятости населения наиболее часто используются такие методы, как анкетирование в форме интервью или опроса, моделирование и др.
Анализ прогнозов рынка труда, подготовленных различными службами и учреждениями, свидетельствует о том, что преимущественно используется краткосрочный вид прогнозирования. Прогнозируется не только возможная численность занятых и зарегистрированных безработных, но и уровень скрытой безработицы.
Во многих случаях в прогнозах дается возможная численность занятых по отраслям материального производства и по отраслям непроизводственной сферы.
Национально-этнические отношения являются одним из наиболее сложных и деликатных направлений социальной работы. Значение прогнозных исследований в этой сфере сейчас возрастает из-за тяжелого экономического положения и социальной нестабильности в стране. Особенно необходима эта работа в российских регионах с многонациональным составом населения и на территориях, где проживает много мигрантов, вынужденных переселенцев. Своевременно полученный прогноз и проведенная соответствующая работа могут предотвратить межнациональный конфликт с его трагическими последствиями.
Прогнозирование становится важным элементом социальной работы с инвалидами, пожилыми людьми, с сиротами, беспризорными. Не зная наметившихся здесь тенденций, не предвидя возможных проблемных ситуаций в этой деятельности, трудно проводить эффективную социальную политику как на государственном, так и регионально-муниципальном уровнях.