Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 06:37, курсовая работа
Социальное проектирование как отрасль социологической науки появилось в XX веке, когда стало очевидным, что игнорирование социальных аспектов развития чревато серьезными издержками в функционировании современных обществ.
На первых этапах своего становления оно было производным от научного и технического проектирования. Исторически научно обоснованные методы проектирования впервые стали применяться в архитектуре и машиностроении. Все большее распространение получает проектирование при решении проблем расселения, а также при совершенствовании систем управления.
Введение 3
1. Социальное проектирование: сущность, этапы, методы 4
2. Виды социального проектирования 7
3. Роль социального проектирования 9
Заключение 10
Список использованной литературы
Алматинский университет энергетики и связи
Факультет Информационных технологий
Кафедра социальных дисциплин
Социология
Семестровая работа № 2
Тема:
Социальное проектирование
Выполнил: студент группы
№ варианта 30
Проверил: Ст. преп..
Содержание
Введение
1. Социальное проектирование: сущность, этапы, методы 4
2. Виды социального
проектирования
3. Роль социального
проектирования
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
Социальное проектирование как отрасль социологической науки появилось в XX веке, когда стало очевидным, что игнорирование социальных аспектов развития чревато серьезными издержками в функционировании современных обществ.
На первых этапах своего становления оно было производным от научного и технического проектирования. Исторически научно обоснованные методы проектирования впервые стали применяться в архитектуре и машиностроении. Все большее распространение получает проектирование при решении проблем расселения, а также при совершенствовании систем управления.
В настоящее время наряду с традиционными видами складываются новые самостоятельные направления проектирования: человеко-машинных систем, экологическое, демографическое, инженерно-психологическое и др. Проектирование охватывает практически все сферы деятельности человека и общества.
1. Социальное проектирование: сущность, этапы, методы
Проектирование - одна из форм опережающего отражения действительности, создание прототипа предполагаемого объекта, явления или процесса посредством специфических методов. Проектирование в конкретной форме выражает прогностическую функцию управления, когда речь идет о будущей материальной или идеальной реальности. Его целью является реализация одного из вариантов преобразования, объективной действительности, связанного со стремлением придать желаемые свойства и черты проектируемому объекту.
Человек или организация, прежде чем предпринять какое-либо действие, всегда сначала обдумывает несколько вариантов, одному из которых после сопоставления отдается предпочтение.
Социальное проектирование представляет собой одно из проявлений целенаправленной деятельности, когда разрабатываются различные варианты решения социальных проблем. Оно применяется также при подготовке социальных планов и программ по регулированию коренным образом преобразуемых процессов и явлений, которые ранее не нуждались в детальной проработке и управлении.
Проектирование, будучи одной из форм выработки и принятия решения, выступает как важный элемент цикла управления, обеспечивающий реализацию других его функций. Однако социальное проектирование в отличие от планирования в меньшей степени обусловливает, детерминирует другие функции управления, ибо допускает много вариантов решений, исходя из имеющихся материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Эта задача несколько изменяется, когда речь идет о реорганизации существующих социальных процессов или социальных институтов на принципиально иных основах. В этом случае проектирование направлено на поиск и обоснование таких средств, которые предполагают возможность их воспроизведения или замены в различных ситуациях.
Еще одно отличие заключается в том, что социальное проектирование может и не иметь определенных сроков, основываясь лишь на примерных расчетах, без строгого временного ограничения.
Отмечая исключительную важность этого процесса, иногда употребляется термин социальное конструирование. Конструктивная деятельность - это поле творческого освоения социальной действительности. Она базируется на том, что наряду с наиболее вероятной тенденцией существуют менее вероятные, но реально возможные тенденции. Кроме того, обычно имеется запас внутренних социальных ресурсов, который может быть мобилизован для решения данной социальной задачи. И наконец, перспективные цели, близкие по содержанию, могут на каком-то этапе меняться своим положением, или одна и та же цель обеспечивается различными средствами.
Итак, социальное проектирование - это специфическая деятельность, связанная с научно обоснованным определением вариантов развития социальных процессов и явлений и с целенаправленным коренным изменением конкретных социальных институтов.
Этапы проектирования — система приемов, методов, правил, процедур, операций создания социального проекта. Наиболее общепринятой является следующая схема социального проектирования: —уяснение проблемы (проблемная ситуация) — социальный заказ — социальный паспорт — цели проекта
— задачи проекта — изыскательский прогноз — нормативный прогноз — верификация и корректировка
— модель — конструкт
— проект.
1. Уяснение проблемы. Предметная проблемная
ситуация (организационная, социальная)
— некое социальное противоречие, требующее
организации целенаправленных действий
для его устранения или выбора одной из
возможных альтернатив социального развития.
2. Социальный заказ. Заказ выступает в
качестве определенной социальной установки
на разработку конкретных мероприятий
по реализации материальных и духовных
потребностей людей, разрешений противоречий,
поиска компромисса. Социальный заказ
формируется на осознании необходимости
решения возникшей социальной проблемы,
без чего невозможно дальнейшее эффективное
функционирование и развитие общности, успешное
продвижение вперед.
3. Паспортизация объекта — получение
точных данных о системе, процессе или
явлениях, описание их состояний, функционирования
и развития. Паспорт — это сводный документ,
в котором отображаются количественные
и качественные параметры системы, влияющие
на функционирование и развитие, производится
анализ структуры элементов. В социальном
паспорте должны содержаться основные
сведения об изменениях социальной структуры,
условий, охраны и оплаты труда, жилищных
и культурно-бытовых условий и т. п. Этапы
создания паспорта социальной структуры
(общий эскиз):
- определение характеристик и параметров,
влияющих на нормальное функционирование
и развитие системы, их классификация
и дифференциация;
- разработка форм паспорта (внесение показателей,
которые будут изменяться под воздействием
управляющей подсистемы);
- заполнение форм паспорта, получение
необходимых данных: работа с документами, анкетирование, интервьюирование
и т. п. Социальное прогнозирование как
исследование с широким охватом объектов
анализа опирается на множество методов.
При классификации методов прогнозирования
выделяются основные их признаки, позволяющие
их структурировать по: степени формализации;
принципу действия; способу получения
информации.
Степень формализации в методах прогнозирования
в зависимости от объекта исследования
может быть различной; способы получения
прогнозной информации многозначны, к
ним следует отнести: методы ассоциативного
моделирования, морфологический анализ, вероятностное моделиро
Экстраполяция означает распространение
выводов, касающихся одной части какого-либо
явления, на другую часть, на явление в
целом, на будущее. Экстраполяция основывается
на гипотезе о том, что ранее выявленные
закономерности будут действовать в прогнозном
периоде. Например, вывод об уровне развития
какой-либо социальной группы можно сделать
по наблюдениям за ее отдельными представителями,
а о перспективах культуры – по тенденциям прошлого.
Экстраполяционный
метод отличается многообразием – насчитывает
не менее пяти различных вариантов. Статистическая
экстраполяция – проекция роста населения
по данным прошлого – это один из важнейших
методов современного социального прогнозирования.
Моделирование – это метод исследования
объектов познания на их аналогах – вещественных
или мысленных.
Аналогом объекта может быть, например,
его макет, чертеж, схема и т.д. В социальной
сфере чаще используются мысленные модели. Работа с моделями позволяет
перенести экспериментирование с реального
социального объекта на его мысленно сконструированный
дубликат и избежать риска неудачного,
тем более опасного для людей управленческого
решения. Главная особенность мысленной
модели и состоит в том, что она может быть
подвержена каким угодно испытаниям, которые практически
состоят в том, что меняются параметры
ее самой и среды, в которой она (как аналог
реального объекта) существует. В этом
огромное достоинство модели. Она может
выступить и как образец, своего рода идеальный
тип, приближение к которому может быть
желательно для создателей проекта.
Самый практикуемый метод прогнозирования
– экспертная оценка. По мнению Е.И. Холостовой,
«экспертиза есть исследование трудно
формализуемой задачи, которое осуществляется
путем формирования мнения (подготовки
заключения) специалиста, способного восполнить
недостаток или не системность информации
по исследуемому вопросу своими знаниями,
интуицией, опытом решения сходных задач
и опорой на «здравый смысл».
Существуют такие сферы социальной жизни,
в которых невозможно использовать другие методы прогнозирования, кроме экспертных.
Прежде всего, это касается тех сфер, где
отсутствует необходимая и достаточная
информация о прошлом.
При экспертной оценке состояния либо
отдельной социальной сферы, либо ее составляющего
элемента, либо ее компонентов учитывается
ряд обязательных положений, методических
требований. Прежде всего – оценка исходной
ситуации:
- факторы, предопределяющие неудовлетворительное
состояние;
- направления, тенденции, наиболее характерные для данного состояния
ситуации;
- особенности, специфика развития наиболее
важных составных;
- наиболее характерные формы работы, средства,
с помощью которых осуществляется деятельность.
Второй блок вопросов включает в себя
анализ деятельности тех организаций
и служб, которые осуществляют эту деятельность.
Оценка их деятельности идет по выявлению
тенденций в их развитии, их рейтинга в
общественном мнении.
Экспертную оценку проводят специальные
центры экспертизы, научные информационно-аналитические
центры, лаборатории экспертов, экспертные
группы и отдельные эксперты.
Методика экспертной работы включает
в себя ряд этапов:
- определяется круг экспертов;
- выявляются проблемы;
- намечается план и время действий;
- разрабатываются критерии для экспертных
оценок;
- обозначаются формы и способы, в которых
будут выражены результаты экспертизы
(аналитическая записка, «круглый стол»,
конференция, публикации, выступления
экспертов).
Итак, социальное прогнозирование опирается
на различные методы исследования, основными из которых
являются экстраполяция, моделирование и экспертиза.
2.Виды социального проектирования
Существует множество видов проектов. Все виды проектов классифицируются по трем признакам, каждый из которых дает представление об определенной грани или стороне проекта
Классификация видов проектов
Признак классификации |
Вид проекта |
Объем трудовых (трудоемкость), финансовых (стоимость) и материальных (материалоемкость) затрат |
Малый проект. Мегапроект, в том числе международный, межгосударственный, федеральный, региональный, отраслевой, межотраслевой, местный |
Содержание |
Технический, научно-технический, экономический, социальный, социально-экономический, экологический, производственный, маркетинговый, рекламный, инвестиционный, комплексный |
Срок реализации |
Краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный |
Для любого вида проекта характерен жизненный цикл, т. е. переход времени с момента его появления до окончания практической реализации. Этот цикл можно разделить на фазы (этапы, стадии), которые представляют собой определенные микроциклы:
– замысел (идеи);
– анализ (изучение, исследование, диагностика) проблемы;
– разработку проекта;
– реализацию проекта;
– оценку результатов (итогов);
– подведение итогов (закрытие проекта).
Выполнение (реализация)
социального проекта требует
определенной совокупности работ, которые
делятся на основные и обеспечивающие.
К основным работам относятся:
– предпроектный анализ (изучение социальной проблемы и ее характеристик);
– определение главных целей;
– планирование социального проекта (кто и в какие сроки будет разрабатывать проект);
– собственно разработка проекта, результатом которой являются определенные документы, решения, сметы и т. д.;
– принятие и утверждение тем или иным субъектом социального проекта;
– его выполнение (реализация) и внесение по ходу необходимых корректив;
– подведение итогов выполнения проекта (его закрытие).
Предпроектный анализ включает изучение (исследование, анализ, диагностику) соответствующей социальной проблемы, решение которой предполагается осуществить в «проектном» варианте, например, с помощью разработки и реализации какой-либо социальной программы. Результаты анализа находят выражение в виде описания ситуации, характеристики условий, социальной «фотографии», социального паспорта и т. д.