Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 18:06, контрольная работа
Социальные движения — это отчетливо выделяющиеся формы коллективного действия, направленные на реорганизацию общества или какой-либо из его частных структур. Жизнь людей в обществе всегда порождала социальные движения, но в XIX-XX вв. они превратились в поистине массовое, повсеместное и крупномасштабное явление. Уже в середине XIX в. это вызвало рост научного интереса к причинам возникновения таких движений, условиям их массового распространения и социальным последствиям.
Ведение
В различных учебниках социальные движения трактуются как любые формы общественных движений. Однако общественные движения могут быть не только социальными, но и политическими, экономическими, религиозными и т. д. Социальные движения характеризуются тем, что их участники стремятся улучшать свое социальное положение (стремятся к коллективной восходящей мобильности) или сохранить свои социальный статус. Происходит это тогда, когда возможности социальной мобильности для представителей тех или иных групп ограничены и требуется сплоченность и коллективные действия, чтобы противостоять изменениям, угрожающим их статусу.
В зависимости от того, какие средства
используются участниками, какие требования
они выдвигают и какими идеями
руководствуются, социальные движениямогут быть политическими, экономичес
Участниками социальных движений становятся,
как правило, наиболее активная часть
тех или иных социальных групп. Постепенно
они могут пополняться и
Понятие социальных движений
Социальные движения — это отчетливо выделяющиеся формы коллективного действия, направленные на реорганизацию общества или какой-либо из его частных структур. Жизнь людей в обществе всегда порождала социальные движения, но в XIX-XX вв. они превратились в поистине массовое, повсеместное и крупномасштабное явление. Уже в середине XIX в. это вызвало рост научного интереса к причинам возникновения таких движений, условиям их массового распространения и социальным последствиям.
Рассматривая феномен
социальных движений в самом общем
виде, можно сделать вывод, что
все они, хотя и обусловлены совершенно
разными социальными
Французский социолог А. Турен предложил двухуровневую классификацию движений, различая их по уровню типов и уровню условий возникновения. Например, Жакерия — крупнейшее в истории Франции восстание крестьян (1358) принадлежит к типу «летучих» движений протеста, гак же как и голодные бунты, периодически сотрясающие большие города третьего мира.
Преследуемые движениями цели в качестве критерия классификации социальных движений предлагает Н. Смелзер. Например, нормоориентированные движения руководствуются утилитарной логикой: они направлены на улучшение условий труда и повышение оплаты труда; ценностно ориентированные движения, напротив, мотивируются идеальными целями; для них характерны развитые идеологии, содержащие обоснование их целей и методов, наличие перспективных программ и харизматических лидеров.
Классификация социальных движений
Все социальные движения, хотя и обусловлены совершенно разными социальными процессами, имеют единый механизм — они перегруппируют и мобилизуют индивидов с целью ориентации их на изменение существующих социальных институтов, структур и поведенческих норм.
Классификация социальных движений осуществляется по разным основаниям. По такому основанию, как преследуемые движением цели, выделяют движения:
По отношению к
По отношению к религии выделяют социальные движения:
Социальные движения возникают не только с целью добиться перемен, но и с целью блокировать введение изменений или отменить уже осуществленные изменения — это движения сопротивления. Например, в США после Гражданской войны (1861 — 1865) движение негров южных штатов за свои гражданские права вызвало ответ белого населения — организацию Советов белых граждан и Ку-Клукс-Клана.
Э. Гидденс предложил более простую типологию социальных движений:
В эту типологию не вошли
набравшие в последние
Почему в одном обществе возникают социальные движения, бурлит революционная деятельность, появляются беспорядки, а другое общество живет без значительных потрясений и конфликтов, хотя там также есть богатые и бедные, правящие и управляемые? По-видимому, однозначного ответа на данный вопрос не существует, поскольку действует множество факторов, в том числе цивилизационных.
В экономически развитых, демократически устроенных обществах большинство населения испытывает чувство относительной безопасности, стабильности, равнодушно к изменениям в общественной жизни, не хочет присоединяться к радикальным социальным движениям, поддерживать их, а тем более участвовать в них.
Для изменяющихся нестабильных обществ более характерны элементы социальной дезорганизации, состояние аномии.
Если в традиционных обществах человеческие потребности удерживаются на достаточно низком уровне, то с развитием цивилизации свобода личности от традиций, коллективных нравов и предрассудков, возможностьличного выбора занятий и способов действия резко расширяются, но одновременно возникает состояние неопределенности, сопровождающееся отсутствием твердых жизненных целей, норм и образцов поведения. Это ставит людей в двойственное социальное положение, ослабляет связь с конкретной группой и со всем обществом, что ведет к росту случаев отклоняющегося поведения. Особой остроты аномия достигает в условиях свободного рынка, экономических кризисов и неожиданных перемен социально-политических постоянных факторов.
Американский социолог Р. Мертон у членов такого рода нестабильных обществ подметил некоторые основные социально-психологические черты. В частности, они полагают, что те, кто управляет государством, равнодушны к желаниям и стремлениям его рядовых членов. Рядовому гражданину кажется, что он не может достичь своих основных целей в обществе, которое видится ему непредсказуемым и беспорядочным. У него растет убеждение в том, что невозможно рассчитывать на какую-либо социальную и психологическую поддержку институтов данного общества. Комплекс чувств и мотивов такого рода можно рассматривать как современную разновидность аномии.
В этих случаях людям присущи установки на социальные изменения. Данные установки становятся основой формирования движений, которые вызывают контрдвижения, тождественные по направленности, но противоположные по ценностям. Движения и контрдвижения всегда сосуществуют там, где представлены группы с разными интересами и целями.
Наиболее эффективной формой предупреждения столкновения социальных движений с противоположными целями является устранение его причин на разных уровнях.
На общесоциальном уровне речь идет о выявлении и устранении экономических, социальных и политических факторов, которые дезорганизуют общественную и государственную жизнь. Перекосы в экономике, разрыв в уровне и качестве жизни больших групп и слоев населения, политическая нестабильность, неорганизованность и неэффективность системы управления служат постоянным источником крупных и мелких, внутренних и внешних конфликтов. Чтобы предупредить появление радикальных движений, необходимо последовательно проводить социальную, экономическую, культурную политику в интересах всего общества, укреплять правопорядок и законность, содействовать повышению духовной культуры людей. Указанные меры — это общая «профилактика» любых социально негативных явлений в обществе, в том числе конфликтных ситуаций. Восстановление и укрепление законности, изживание «субкультуры насилия», характерной для многих слоев населения, все, что может способствовать сохранению нормальных деловых отношений между людьми, укреплению их взаимного доверия и уважения, предупреждает возникновение радикальных и экстремистских движений, а если они уже образовались, способствует смягчению их позиций до приемлемого для общества уровня.
Таким образом, социальные движения можно определить как совокупность протестных действий, направленных на поддержку социальных изменений, «коллективную попытку осуществить общие интересы или добиться общей цели посредством коллективного действия вне рамок установленных институтов» (Э. Гидденс). Важную роль в развитии общества сыграли экспрессивные, утопические, революционные и реформаторские социальные движения. Практика показывает, что, достигая своей цели, социальные движения прекращают существование в качестве собственно движений и преобразуются в институты и организации.
Экстремизм - сегодня одно из наиболее опасных явлений социальной жизни, дестабилизирующих политическую систему и угрожающих жизнедеятельности граждан.
Под экстремизмом понимаются взгляды, учения или системы ценностей, категорически отрицающие существующий и общепринятый комплекс ценностей и при этом выступающие за насильственную смену ценностного комплекса в обществе. Взгляды и учения эти могут быть политические, социальные (культурные), а могут быть и религиозные. Экстремизм проявляется чаще всего в уличных акциях с «рукоприкладным» насилием. Экстремизм - сегодня одно из наиболее опасных явлений социальной жизни, дестабилизирующих политическую систему и угрожающих жизнедеятельности граждан.
Экстремизм заявляет
о себе, нарушая важнейшие права
человека: на жизнь, свободу и безопасность.
Он наряду с терроризмом становится
одной из важнейших проблем современного
мира, что вызывает особые опасения
в век высоких военных
Вторая особенность