Социальные институты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 09:59, реферат

Краткое описание

Жизнь людей в обществе всегда имеет институциональный характер, т. е. регулируемый, упорядоченный, формируемый, ограничивающий и т. д. В трудах древнегреческого философа Аристотеля рассматриваются два социальных института – семья и государство. С тех пор понятие социального института расширилось и сегодня включает в себя различные стороны: экономические, политические, образовательные, воспитательные, военные и другие учреждения и организации. Люди конструируют, формируют социальные институты, следуя своим проектам. В конечном счете, институты приобретают собственную жизнь, развертывающуюся по их собственной логике, подчиняя ей создавших эти институты людей.

Содержание

1. Введение.
2. Понятие «институт».
3. Функции социальных институтов.

Вложенные файлы: 1 файл

соц.doc

— 39.00 Кб (Скачать файл)

Содержание. 
 

  

  

1.      Введение. 

  

2.    Понятие  «институт». 

  

3.    Функции  социальных институтов.  

  

                          Введение. 

  

  Жизнь людей  в обществе всегда имеет институциональный  характер, т. е. регулируемый, упорядоченный,  формируемый, ограничивающий и т. д. В трудах древнегреческого философа Аристотеля рассматриваются два социальных института – семья и государство. С тех пор понятие социального института расширилось и сегодня включает в себя различные стороны: экономические, политические, образовательные, воспитательные, военные и другие учреждения и организации. Люди конструируют, формируют социальные институты, следуя своим проектам. В конечном счете, институты приобретают собственную жизнь, развертывающуюся по их собственной логике, подчиняя ей создавших эти институты людей.  

  

  

Понятие «институт». 

  Социальный  институт (от лат. Institutum – устройство, установление) – устойчивый комплекс  правил, норм, установок, регулирующих  различные сферы человеческой  деятельности и организующих их в систему социальных ролей и статусов. 

  Понятие  «институт» было заимствовано  социологией из юриспруденции,  где его использовали для характеристики  определенного комплекса юридических  норм. Институтами в юридической  науке считались, например, наследование, брак, собственность и т. д.  В социологии термин «институт» сохранил смысловую окраску, связанную с нормативной регуляцией деятельности, однако приобрел значительно более широкое толкование как обозначение некого особого типа устойчивой регламентации социальных связей и различных, более или менее организованных, форм социального регулирования поведения субъектов.  

  Существование  институтов связано с деятельностью  людей, организованных в группы, в которых проведено разделение  на соответствующие статусы, отвечающие потребностям общества или данной группы. Институциональной анализ социальной жизни предполагает изучение повторяющихся и наиболее устойчивых образов поведения, привычек, традиций, передающихся из поколения в поколение. 

  Разнообразие институтов соответствует разнообразию человеческих потребностей, таких как потребность в производстве продуктов и услуг, потребность в распределении благ и привилегий, потребность в безопасности,  защите жизни и благополучия, потребность в социальном контроле за поведением членов общества, потребность в коммуникации 

 и т. д. 

  К числу  основных институтов относятся:  экономические (разделение труда,  собственность, налоги и др.); политические (государство, армия, партии и  др.); воспитательные и культурные, созданные для развития культуры, социализации детей, передачи им культурных ценностей общества (институты брака и семьи; школы, художественные учреждения); социальные или общественные в узком смысле, регулирующие повседневные контакты (местные общества, товарищества, объединения); религиозные и др. 

  Чем сложнее  общество, тем больше развита  система институтов. История эволюции  институтов подчиняется следующей  закономерности: от институтов традиционного  общества, основанных на предписанных  ритуалам и обычаем правилах поведения и родственных связях, к современным институтам, основанным на таких ценностях, как компетентность, независимость, личная ответственность, рациональность, относительно независимых от моральных предписаний. 

  К числу  основных признаков социальных институтов относятся:  

·  Символы  – образы, представления об институте, отражающие в концентрированном  виде его специфические черты; 

·  Основные роли – образы поведения; 

·  Физические черты – материальные воплощения социального института (здания, вещи, предметы); 

·  Кодексы  поведения – способ ролей и  осуществление социального контроля. 

  Эти признаки  не являются строго нормативно  закрепленными. Они скорее вытекают  из обобщения аналитических материалов  о различных институтах современного общества. У одних из них (прежде всего формальных, таких как армия, суд и др.) признаки могут фиксироваться четко и в полном объеме, у других, неформальных либо только возникающих, - менее отчетливо. 

  Всё многообразие  социальных институтов можно  разделить на два типа:  

1.  институты-субъекты  – это организации разного  типа и масштаба (государство,  партии, ассоциации, фирмы, церковь  и др.); 

2.  институты-механизмы  – это устойчивые ценностно-нормативные  комплексы, регулирующие разные  сферы жизни людей (брак, семья,  собственность, религия). 

Элементарной  единицей социального института  любого типа является акт социального  взаимодействия. В идеальной форме он существует как нормативное предписание закона, должностной инструкции, указа и др. 

  Весьма близкими  являются категории социального  института-субъекта и группы. Однако  социальная группа – это совокупность  однородных статусных позиций,  объединяющихся благодаря этой однородности в социальном поле. Институт отличается от группы гораздо более высоким уровнем интеграции. Четкой границы между группой и институтом нет – любая группа имеет тенденцию к институционализации. 

  Намного  ближе понятия института и коллектива. Однако коллектив – это совокупность индивидов, объединяющихся для совместных действий, чтобы реализовать свои осознанные интересы. Коллектив создается взаимодействием конкретных людей и может перестать существовать, если поменяется состав людей. Институт – это надындивидуальное образование, в целом мало восприимчивое к изменениям личностных характеристик. 

  Институты  делятся на формальные (например, Конституция США) и неформальные (например, советское «телефонное  право»). 

  Под неформальными обычно понимают общепринятые условности и этические кодексы поведения. Это обычаи, законы, привычки или нормативные правила, которые являются результатом тесного совместного существования людей. Благодаря им люди легко узнают, чего хотят от них окружающие, и хорошо понимают друг друга. Эти кодексы поведения формирует культура. 

  Под формальными  институтами понимаются правила,  созданные и поддерживаемые специально  уполномоченными людьми (государственными  чиновниками). 

  Правила  поведения делятся на наследуемые, естественно данные и приобретенные, передаваемые через культуру. Последние, в свою очередь, делятся на личные и социальные, а социальные правила – на неформальные (закрепленными традициями и обычаями и т.д.) и формальные (закрепленные в правовых нормах). Наконец, формальные социальные правила включают частное и общественное (публичное право). Частное право регулирует поведение не только отдельных индивидов, но и негосударственных организаций; в рамках общественного права выделяются правила, ограничивающие деятельность правительства и государства. 

  В социологии  существует четыре типа объяснения  и обоснования социальных институтов. Согласно теории Дж. Хоманса, это,  во-первых, психологический тип объяснения, исходящий из того, что любой  социальный институт есть психологическое по своему происхождению образование, устойчивый продукт обмена деятельностью. Во-вторых, - исторический, рассматривающий институты как конечный продукт исторического развития определённой сферы деятельности. Еще два типа объяснений существования институтов, которые преимущественно применяются в структурно-функциональном анализе, Хоманс называет неубедительными. Это структурный тип, когда доказывается, что «каждый институт существует как следствие своих отношений с другими институтами в социальной системе», и функциональный, согласно которому институты существуют, поскольку выполняют определенные функции в обществе. 

  Процесс  образования институтов – институционализация  – подразумевает замену спонтанного  и экспериментального поведения на регулированное, ожидаемое, предсказуемое. Это процесс, этапами которого выступают:  

·  возникновение  потребности, удовлетворение которой  требует совместных организованных действий; 

·  формирование общих идей; 

·  появление  социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок; 

·  появление  процедур, связанных с нормами  и правилами; 

·  институционализация  норм и правил, процедур, т.е. их принятие, практическое применение; 

·  установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях; 

·  материальное и символическое оформление возникшей  институциональной структуры. 

  

  

 

Информация о работе Социальные институты