Социальные институты
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2015 в 20:13, сочинение
Краткое описание
Социальный институт в социологической интерпретации рассматривается как исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей; в более узком смысле — это организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности.
Вложенные файлы: 1 файл
МЕББМ
ҚАЗАҚСТАН-РЕСЕЙ
НУО КАЗАХСТАНСКО-
МЕДИЦИНАЛЫҚ
РОССИЙСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТІ
МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ҚОҒАМДЫҚ ПӘНДЕР КАФЕДРАСЫ
К АФЕДРА ОБЩЕСТВЕННЫХ
ДИСЦИПЛИН
эссе
На тему: « Социальные
институты»
Подготовила: Тусупова С.
Факультет: ОМ
Группа: 210 «А»
Проверил(а):АбдыкаимоваН.Т.
Алматы, 2015
Общество формируется из системы социальных
институтов и представляет собой сложную
совокупность экономических, политических,
правовых, духовных отношений, обеспечивающих
его целостность как социальной системы.
Социальный институт в социологической
интерпретации рассматривается как исторически
сложившиеся, устойчивые формы организации
совместной деятельности людей; в более
узком смысле — это организованная система
социальных связей и норм, призванная
удовлетворить основные потребности общества,
социальных групп и личности.
Социальные институты (insitutum — учреждение)
— ценностно-нормативные комплексы (ценности,
правила, нормы, установки, образцы, стандарты
поведения в определенных ситуациях),
а также органы и организации, обеспечивающие
их реализацию и утверждение в жизни общества.
Все элементы общества связаны между
собой общественными отношениями — связями,
возникающими междусоциальными группами
и внутри них в процессе материальной
(экономической) и духовной (политической,
правовой, культурной) деятельности.
В процессе развития общества некоторые
связи могут отмирать, некоторые — появляться.
Связи, которые доказали свою пользу для
общества, упорядочиваются, становятся
общезначимыми образцами и в дальнейшем
повторяются из поколения в поколение.
Чем стабильнее эти полезные для общества
связи, тем устойчивее само общество.
Социальными институтами (от лат. institutum
— устройство) называются элементы общества,
представляющие стабильные формы организации
и регулировании общественной жизни. Такие
институты общества, как государство,
образование, семья и т.д., упорядочивают
социальные отношения, регулируют деятельность
людей и их поведение в обществе.
Основная цель социальных
институтов — достижение стабильности в ходе развития
общества. В соответствии с этой целью
выделяют функции институтов:
- удовлетворение
потребностей общества;
- регуляция
социальных процессов (в ходе которых
обычно эти потребности удовлетворяются).
Потребности, которые удовлетворяются
социальными институтами, многообразны.
Например, потребность общества в безопасности
может поддерживаться институтом обороны,
духовные потребности — церковью, потребности
в познании окружающего мира — наукой.
Каждый институт может удовлетворять
несколько потребностей (церковь способна
удовлетворять собственно религиозные,
моральные, культурные потребности), а
одна и та же потребность — удовлетворяться
разными институтами (духовные потребности
могут удовлетворяться искусством, наукой,
религией и т.д.).
Процесс удовлетворения потребностей
(скажем, потребление товаров) может институционально
регулироваться. Например, существуют
правовые ограничения на покупку ряда
товаров (оружия, алкоголя, табака). Процесс
удовлетворения потребности общества
в образовании регулируется институтами
начального, среднего, высшего образования.
Структуру социального института образуют:
- социальные
группы и социальные организации, призванные
удовлетворять потребности групп, личности;
- совокупность
норм, социальных ценностей и образцов
поведения, которые обеспечивают удовлетворение
потребностей;
- система
символов, регулирующих отношения в экономической
сфере деятельности (торговая марка, флаг,
бренд и т.д.);
- идеологические
обоснования деятельности социального
института;
- социальные
ресурсы, используемые в деятельности
института.
К признакам социального института относятся:
- совокупность
учреждений, социальных групп, целью которых
является удовлетворение тех или иных
потребностей общества;
- система
культурных образцов, норм, ценностей,
символов;
- система
поведения в соответствии с этими нормами
и образцами;
- материальные
и человеческие ресурсы, необходимые для
решения задач;
- общественно
признанная миссия, цель, идеология.
Рассмотрим признаки института на примере
среднего профессионального образования.
Оно включает в себя:
- преподавателей,
чиновников, администрации учебных заведений
и т.д.;
- нормы
поведения студентов, отношение общества
к системе профессионального образования;
- сложившуюся
практику отношений между преподавателями
и студентами;
- здания,
аудитории, учебные пособия;
- миссию
— удовлетворение потребности общества
в хороших специалистах со средним профессиональным
образованием.
В соответствии со сферами общественной
жизни можно выделить четыре основные
группы институтов:
- экономические
институты - разделение труда, собственность,
рынок, торговля, заработная плата, банковская
система, биржа, менеджмент, маркетинг
и т.д.;
- политические
институты — государство, армия, милиция,
полиция, парламентаризм, президентство,
монархия, суд, партии, гражданское общество;
- институты
стратификации и родства - класс, сословие,
каста, половая дискриминация, расовая
сегрегация, дворянство, социальное обеспечение,
семья, брак, отцовство, материнство, усыновление,
побратимство;
- институты
культуры — школа, высшая школа, среднее
профессиональное образование, театры,
музеи, клубы, библиотеки, церковь, монашество,
исповедь.
Число социальных институтов не ограничивается
приведенным списком. Институты многочисленны
и разнообразны по своим формам и проявлениям.
Крупные институты могут включать в себя
институты более низкого уровня. Например,
институт образования включает в себя
институты начальной, профессиональной
и высшей школы; суд — институты адвокатуры,
прокуратуры, судейства; семья — институты
материнства, усыновления и т.д.
Поскольку общество представляет собой
динамичную систему, одни институты могут
исчезать (например, институт рабства),
а другие — появляться (институт рекламы
или институт гражданского общества).
Формирование социального института называется
процессом институционализации.
Институционализация — процесс упорядочения
общественных отношений, формирования
стабильных образцов социального взаимодействия,
основанного на четких правилах, законах,
образцах и ритуалах. Например, процесс
институционализации науки — это превращение
науки из деятельности одиночек в упорядоченную
систему отношений, включающую в себя
систему званий, ученых степеней, исследовательских
институтов, академий и т.д.
ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
К основным социальным институтам традиционно
относят семью, государство, образование,
церковь, науку, право. Ниже дана краткая
характеристика этих институтов и представлены
их основные функции.
Семья - важнейший социальный институт родства,
связывающий индивидов общностью быта
и взаимной моральной ответственностью.
Семья выполняет ряд функций: экономическую
(ведение хозяйства), репродуктивную (рождение
детей), воспитательную (передача ценностей,
норм, образцов) и т.д.
Государство — основной
политический институт, осуществляющий
управление обществом и обеспечивающий
его безопасность. Государство выполняет
внутренние функции, среди которых хозяйственная
(регулирование экономики), стабилизационная
(поддержание стабильности в обществе),
координационная (обеспечение общественного
согласия), обеспечения защиты населения
(защита прав, законности, социальное обеспечение)
и многие другие. Существуют и внешние
функции: обороны (в случае войны) и международного
сотрудничества (для защиты интересов
страны на международной арене).
Образование — социальный
институт культуры, обеспечивающий воспроизводство
и развитие общества путем организованной
передачи социального опыта в виде знаний,
умений, навыков. К основным функциям образования
относят адаптационную (подготовку к жизни
и труду в обществе), профессиональную
(обучение специалистов), гражданскую
(подготовку- гражданина), обще культурную
(приобщение к культурным ценностям), гуманистическую
(раскрытие личностного потенциала) и
т.д.
Церковь - религиозный институт, сформированный
на основе единого вероисповедания. Члены
церкви разделяют общие нормы, догматы,
правила поведения и делятся на священство
и мирян. Церковь выполняет такие функции:
мировоззренческую (определяет взгляды
на мир), компенсаторную (предлагает утешение
и примирение), интегрирующую (объединяет
верующих), общекультурную (приобщает
к культурным ценностям) и проч.
Наука — особый социокультурный институт
по производству объективных знаний. В
числе функций науки — познавательная
(способствует познанию мира), объяснительная
(интерпретирует знания), мировоззренческая
(определяет взгляды на мир), прогностическая
(выстраивает прогнозы), социальная (изменяет
общество) и производительная (определяет
процесс производства).
Право — социальный институт, система общеобязательных
норм и отношений, охраняемых государством.
Государство при помощи права регулирует
поведение людей и социальных групп, закрепляя
определенные отношения в качестве обязательных.
Основные функции права: регулятивная
(регулирует общественные отношения) и
охранительная (охраняет те отношения,
которые полезны для общества в целом).
Все рассмотренные выше элементы социальных
институтов освещены с точки зрения именно
социальных институтов, но возможны и
другие подходы к ним. Например, наука
может быть рассмотрена не только как
социальный институт, но и как особая форма
познавательной деятельности или как
система знаний; семья — это не только
институт, но и малая социальная группа.
Деятельность социального института
определяется:
- во-первых,
набором специфических норм и предписаний,
регулирующих соответствующие типы поведения;
- во-вторых,
интеграцией социального института в
социально-политическую, идеологическую
и ценностную структуры общества;
- в-третьих,
наличием материальных средств и условий,
обеспечивающих успешное выполнение нормативных
предписаний и осуществление социального
контроля.
Важнейшими социальными институтами
являются:
- государство
и семья;
- экономика
и политика;
- производство;
- культура
и наука;
- воспитание;
- СМИ и
общественное мнение;
- право
и образование.
Социальные институты способствуют закреплению
и воспроизводству тех или иных особо
важных для обществасоциальных отношений,
а также устойчивости системы во всех
основных сферах ее жизнедеятельности
— экономической, политической, духовной
и социальной.
Виды социальных институтов в зависимости
от их сферы деятельности:
- реляционные;
- регулятивные.
Реляционные институты (например, страхование,
труд, производство) определяют ролевую
структуру общества на основании определенного
набора признаков. Объектами этих социальных
институтов являются ролевые группы (страхователей
и страховщиков, производителей и наемных
работников и т.д.).
Регулятивные институты определяют границы
независимости личности (се независимых
действий) для достижения собственных
целей. К этой группе относятся институты
государства, власти, социальной защиты,
бизнеса, здравоохранения.
В процессе развития социальный институт
экономики меняет свою форму и может относиться
к группе либо эндогенных, либо экзогенных
институтов.
Эндогенные (или внутренние) социальные
институты характеризуют состояние морального
устаревания института, требующее его
реорганизации или углубленной специализации
деятельности, например институты кредита,
денег, устаревающие со временем и нуждающиеся
во внедрении новых форм развития.
Экзогенные институты отражают действие
на социальный институт внешних факторов,
элементов культуры или характера личности
руководителя (лидера) организации, например
изменения, происходящие в социальном
институте налогов под влиянием уровня
налоговой культуры налогоплательщиков,
уровня деловой и профессиональной культуры
руководителей этого социального института.
Информация о работе Социальные институты