Социальные проблемы современной российской семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 21:36, контрольная работа

Краткое описание

Проблема семьи занимает центральное место в ее изучении. Родители должны уметь максимально прилагать усилия для того, чтобы сформировать у своих детей стремление быть коллективистами, патриотами, гражданами своей Родины. Конечно, ребенок всегда одновременно или последовательно член нескольких оказывающих на него влияние коллективов: классного, школьного, он участник кружка или спортивной секции, входит в компанию сверстников, житель города. В детстве и юности мальчики и девочки могут менять многие из этих больших и малых сообществ. Неизменным остается лишь один коллектив семья.

Содержание

Введение 2
Семья как социальный институт 4
Эволюция семьи и брака 5
Функции семьи 7
Основные проблемы современного брака 8
Семья как малая группа. Психологический климат семьи 10
Заключение 12
Список литературы 13

Вложенные файлы: 1 файл

SotsiologiaItogovaya.docx

— 37.95 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования  «Российская академия народного  хозяйства и государственной  службы при Президенте РФ»

Филиал Сибирский Институт Управления

Кафедра: Социологии и социального управления

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОЦИОЛОГИИ:

           Социальные проблемы современной российской семьи.

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 1 курса

группы 12113

Шеметова В.А.

Научный руководитель: профессор кафедры, д.соц.н., доцент 
Сивиринов Б.С.

Новосибирск 2013

Оглавление

Введение 2

Семья как социальный институт 4

Эволюция семьи и брака 5

Функции семьи 7

Основные проблемы современного брака 8

Семья как малая группа. Психологический климат семьи 10

Заключение 12

Список литературы 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

«Семья - взаимное несение тягот и школа жертвенности». (Н.А.Бердяев)

Семья веками почиталась как большая ценность, особенно когда человек нуждался в большом коллективе для того, чтобы элементарно выжить в трудных  условиях борьбы за существование.

Общеизвестно, что семья является уникальным социальным созданием человечества. Фактически, это явление – первый вид общения  людей. В некотором отношении  каждая семья – это уникальная система, обеспечивающая своим членам уникальную среду.

В нашем современном  обществе большие семьи становятся редкостью, а родственники подчас бывают едва знакомы. Сегодня, даже весьма пожилые  люди не сразу смогут объяснить, кто  такой деверь, золовка, шурин, свояченица. Слова кажутся устаревшими, архаичными. Вероятно, это происходит потому, что  семейные связи становятся менее  прочными, сосредотачиваются в рамках так называемой нуклеарной семьи, состоящей только из родителей и детей. Даже бабушки и дедушки часто живут отдельно от внуков. Такая разрозненность не может не порождать отчужденности.

В основе семейных связей лежит кровное родство. Казалось, что может быть крепче и надежнее для защиты человека от одиночества? Но далеко не в каждой семье даже самые близкие люди понимают друг друга.

Семья является клеточкой социального организма, живущей с ним в едином ритме, отражающая, как капелька воды, и  большие идеи, и большие общие  цели.

Проблема  семьи занимает центральное место  в ее изучении. Родители должны уметь  максимально прилагать усилия для  того, чтобы сформировать у своих  детей стремление быть коллективистами, патриотами, гражданами своей Родины. Конечно, ребенок всегда одновременно или последовательно член нескольких оказывающих на него влияние коллективов: классного, школьного, он участник кружка или спортивной секции, входит в  компанию сверстников, житель города. В детстве и юности мальчики и  девочки могут менять многие из этих больших и малых сообществ. Неизменным остается лишь один коллектив семья. Первая причина особой роли семьи  в воспитании устойчивость, постоянство, долговременность семейного влияния. Вторая – ее разносторонность. Семья  настоящий университет человеческих отношений. Социологи и антропологи  сравнивают семейную структуру в  разных обществах по параметрам: форме  семьи, форме брака, образцу распределения  власти, выбору партнера, местожительства, а также происхождению и способу  наследования имущества.

Семья является предметом изучения многих общественных наук: демографии, социальной психологии, истории, социальной антропологии, экономики, юриспруденции, педагогики, социологии. Обобщающее представление о семье дает социологическая наука, рассматривающая ее одновременно как социальный институт и как малую социальную группу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Семья как социальный институт

Правовое регулирование  брачно-семейных отношений важно  как для граждан, так и для  государства. Граждане получают защиту от государства в случае нарушения  своих прав (например, истребование через суд матерью алиментов  на детей от расторгнутого брака  с отца, уклоняющегося от выполнения своей обязанности материально  обеспечивать детей). Государство же при помощи юридических норм устанавливает  права и обязанности лиц, выполняющих  ответственные общественные функции (прежде всего рождение и воспитание детей), тем самым осуществляя  контроль в области брака и  семьи. Социальная сущность семьи определяется двумя основными функциями, которые  она выполняет в обществе: репродуктивной и первичной социализации нового поколения, осуществляющейся в самой  интимной форме с самого рождения человека. семьи является единственной группой, которая увеличивается благодаря рождению детей, а не в связи с приемом новых членов (усыновление - исключение). Социальное предназначение семьи связано с тем, что она поддерживает биологическую непрерывность общества путем осуществления родительских стремлений; обеспечивает удовлетворение первичных, биологических потребностей своих членов в пище, тепле, целостности тела и организма и др., необходимых и для их социальной деятельности; а также вторичных, социальных - удовлетворяет эмоциональные потребности своих членов и поддерживает их эмоционально-психологическую стабильность; передает культурное наследие новому поколению и формирует у него нормы совместной жизни в обществе; осуществляет первичный социальный контроль за поведением своих членов; предопределяет социальное положение детей. Все это свидетельствует о необходимости существования семьи для нормального функционирования общества. В соответствии с потребностями, которые удовлетворяются в семье, выделяют ее функции: репродуктивную, социализации, экономическую, хозяйственно-бытовую, рекреационную, эмоциональную, коммуникационную, сексуальную, первичного социального контроля и др. Можно утверждать, что ценность семьи как некоей общности людей является непреходящей. Требования к семье в разные времена выдвигаются разные, но потребность в ней сохраняется всегда. Как утверждал в незапамятные времена апостол Павел, лишь редкие люди способны вести самостоятельную жизнь. Подавляющее же большинство нуждается в опоре, которой выступают близкие люди, семья. Природа наделила человека определенным набором психологических потребностей, которые в наибольшей мере реализуются только в семьи семьи призвана предотвращать дезинтеграцию личности, является амортизатором между обществом и индивидуумом. В семье существуют три основных вида отношений: супружество, родительство, родство. Члены семьи обычно живут под одной крышей и ведут общее совместное хозяйство. Отношения между членами семьи определяются их чувствами друг к другу, семейными ролями, традициями, нормами права и религии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эволюция  семьи и брака 

(Е. Ф.  Молевич «Общая социология» УРСС Москва 2003 с. 219)

«…Свою историю семья  ведет с рождения цивилизации, когда  новые общественные условия потребовали  новых форм социальной организации  населения. Следовательно менялись и формы брачно-семейных отношений. Семья в своем развитии прошла через следующие фазы: промискуритет, кровнородственная семья, пуналуальная семья, синдиасмическая семья и моногамная семья.

При переходе от аграрного  общества к индустриальному произошли демографическая революция, результатом которой явилось возникновение нового типа семьи - нуклеарной, или малодетной, получившей особой распространение в урбанизированных районах.

Каковы основные причины  столь существенной трансформации  семьи? Основные из них могут быть сведены к следующим:

1) свойственная индустриальной  экономике организаций производственного  процесса требует отдаления места  работы от места жительства, что  приводит к росту мобильности  населения, ослабившей частоту,  и интенсивность контактов между  членами расширенной семьи;

2) рост социальной мобильности  и свойственная индустриальному  обществу ориентация на «достигаемый  статус» приводит к тому, что  члены семьи начинают занимать  различные социальные позиции,  что также приводит к ослаблению  родственных связей;

3) рост дифференциации  и специализации общественного  труда в индустриальном обществе  приводит к широкому распространению  культурно-образовательных учреждений  и развитию сферы услуг, эти  учреждения берут на себя многие  традиционные функции семьи образовательную,  хозяйственную, досуговую и др.

Важную роль в семейно-брачных  отношениях играют тенденции семьи. Тенденции – это более или  менее устойчивые, повторяющиеся  явления, факты, события, которые уменьшаются  или увеличиваются по отношению  к какому-либо начальному периоду. Одна из них - укрепление в сознании отдельных  социальных групп идеи полигамии, вторая – развитие идеи сожительства…»

Как устойчивое объединение  семья  возникает  в  связи  с  разложением родового строя. Первая историческая форма моногамии  –  патриархальная  семья  (управлялась  отцом, включала его потомков с их  женами  и  детьми,  а  также  домашних рабов). Переход от старой, существовавшей в  первобытном  обществе, формы семьи к новой, появившейся в классовом обществе, совершался не  прямо, а через промежуточные формы.  Примером  является  семья,   состоящая   по вертикали не из родителей и детей, а из дядьев  и племянников.  Ее  остатки видят в обычае воспитательства – обязательной отдаче детей на  воспитание  в чужие семьи. другой пример –  обычаи  травестизма  и кувады. 

Первой  формой  отдельной  семьи  была  большая  семья,  или  домашняя (домовая) община.  Еще одно ее название – патриархальная семья.  Различаются два основных типа такой семьи:  вертикальная  большая  семья,  состоящая  из трех-четырех поколений женатых  и неженатых родственников  по  прямой  линии; горизонтальная  большая   семья,   образованная   несколькими   женатыми   и неженатыми родственниками по боковой линии.

В реальной  жизни  многие  семьи  вертикально-горизонтальны,  включая, например, родителей и нескольких их сыновей с внуками и правнуками.  Там, где существовало домашнее рабство, большая семья включала и рабов.  Известны случаи, когда такая семья достигала 200-300  человек,  образуя население целого поселка.

Все члены  семьи жили вместе, сообща владея  землей,  скотом,  орудиями труда, совместно вели  хозяйство.  Семью  возглавляли  “старший”  мужчина  и “старшая” женщина. Важнейшие  дела  семьи,  например,  женитьба  или  выдача замуж, решались на общем  совете,  состоявшем  из  всех  взрослых  мужчин  и женщин. Это  была ячейка, обособившаяся внутри родовой общины и  отличавшаяся от нее своим близкородственным составом.

Большая семья  постепенно уступило  место  исторически  новой  форме  – малой нуклеарной, элементарной семье,  воплощавшей в себе  начала  частной собственности. Произошло это на  пороге  классового  общества  и развития товарного хозяйства. Таким образом, эволюция  семьи прошла  три этапа.  На первом  этапе существовали  архаичные большие семьи с коллективной  или групповой собственностью. На втором этапе они трансформировались  в поздние большие семьи, внутри  которых возникали обособленные  семейные  ячейки  с частной собственностью. На третьем этапе эти ячейки  превратились  в малые или нуклеарные семьи с развитой частной собственностью.

Неравенство мужа и жены, старших и младших  в семье – это  не  исходная точка  истории,  а  скорее  ее  довольно  позднее   приобретение.   Согласно патриархальным порядкам, девушка  должна беспрекословно повиноваться  старшим родственникам,  а  замужняя  женщина  –  купившей  ее  семье.  Развод   стал односторонней  привилегией  мужчин.  Если   женщина   хотела   вернуться   в родительский дом, ее родственники должны были вернуть  брачный  выкуп.  Даже после смерти  мужа  вдова  продолжала  принадлежать  его  семье.  Сокращение имущественных  и наследственных прав женщины привело  к  тому,  что  у  многих народов  ее собственность свелась к одному ее приданому. Ограничивались и  ее права на детей: в случае развода  они оставались с отцом.

 

Функции семьи

(А.И. Антонов, В.М. Медков Социология семьи, С. 68.)

Семья всегда выполняет целый ряд социальных функций, среди которых прежде всего выделяют репродуктивную и воспитательную.

Репродуктивная  функция обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода. Чтобы через 30 лет население страны не уменьшилось, детей в каждой семье  должно быть не меньше, чем родителей. К сожалению, в настоящее время  население России ежегодно сокращается  примерно на 750 тыс. человек.

Экономический спад повлиял на рождаемость. В большинстве  городских семей всего один ребенок. Сегодня в России не осуществляется даже простое воспроизводство населения.

По статистике, включающей бездетные семьи и  несемейных людей, для поддержания  воспроизводства населения России необходимо, чтобы 50% семей имело  троих детей.

Общественная  ценность семьи состоит, прежде всего, в духовном воспроизводстве жизни, т.е. в воспитании детей (воспитательная функция). Воспитание детей в семье  – большой ежедневный труд, и  физический (например, уход за малышами), и умственный (например, духовное развитие детей). Благодаря семье ребенок  получает первые трудовые и нравственные навыки: помощь по дому, определенные правила  поведения, забота о родителях.

Важнейшее средство воспитания ребенка – личный пример родителей. Воспитательное влияние  семьи на растущего в ней ребенка  в целом определяется семейными  нормами, ценностями, интересами. Жизнь  каждой семьи определяет развитие привычек и нравственных качеств ребенка, как положительных, так и отрицательных. Они составляют «социальное наследство», которое родители передают детям: стиль  поведения и общения с людьми, моральные нормы и жизненные  ценности. Здоровье нового поколения, как духовное, так и физическое, тем крепче, чем больше в семье  супружеской и родительской любви.

«…К другим функциям семьи относятся:

1) хозяйственно-бытовая – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

2) экономическая  – получение материальных средств  одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних  и нетрудоспособных членов общества;

3) сфера первичного  социального контроля – моральная  регламентация поведения членов  семьи в различных сферах жизнедеятельности,  а также регламентация ответственности  и обязательств в отношениях  между супругами, родителями и  детьми, представителями старшего  и среднего поколений;

4) духовного  общения – развитие личностей  членов семьи, духовное взаимообогащение;

5) социально-статусная – предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

Информация о работе Социальные проблемы современной российской семьи