Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 16:43, реферат
Явление социализации как важнейший многоаспектный процесс, обеспечивающий включение человека в общество, нуждается в комплексном социально-философском изучении. Необходимость глубокого и незамедлительного анализа этого явления в 21 в. вызвано и сменой идеологии, и изменениями в массовом сознании людей, кризисными ситуациями в разных сферах жизни общества. Социальный шок 90-х гг.— от перехода общества ограничений в общество вседозволенности и вседоступности — разрушил представление большинства людей о ценностях, при этом советская идеология была сломлена, а взамен не было предложено новой.
Введение
1. Интерпретация символа «Великий предел» в единоборствах
2. Социально-философский контекст социализации человека: очерк истории и связь с единоборствами
3.Социально-философский подход к социализации человека в современной России и динамике интереса к единоборствам
Заключение
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Владимирский государственный университет
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
ВлГУ
Институт физической культуры и спорта
Реферат на тему: Социальные функции единоборств
студент 4-го курса,
Проверил:
ст. преподаватель
Бабаков А.И.
Владимир 2014
План
Введение
1. Интерпретация символа «
2. Социально-философский контекст социализации человека: очерк истории и связь с единоборствами
3.Социально-философский подход к социализации человека в современной России и динамике интереса к единоборствам
Заключение
Введение
Явление социализации как важнейший многоаспектный процесс, обеспечивающий включение человека в общество, нуждается в комплексном социально-философском изучении. Необходимость глубокого и незамедлительного анализа этого явления в 21 в. вызвано и сменой идеологии, и изменениями в массовом сознании людей, кризисными ситуациями в разных сферах жизни общества. Социальный шок 90-х гг.— от перехода общества ограничений в общество вседозволенности и вседоступности — разрушил представление большинства людей о ценностях, при этом советская идеология была сломлена, а взамен не было предложено новой.
Человеку, заброшенному волею судьбы в идеологический вакуум современности, приходится самостоятельно выстраивать шкалу ценностей, позволяющую ему свободно и комфортно существовать в обществе. В современной России порой трудно разобраться с имеющимися ценностями — традиционными и настоящими: непонятно, к чему стремиться, в чем смысл жизни, чего хотеть, для чего жить. Не найдя ответа на все эти вопросы, человек предпочитает отрешиться от этой реальности разными способами — с помощью алкоголя, наркотиков, а иногда он выбирает и фатальный способ — самоубийство. Все эти факторы негативно сказываются на социализации человека.
Современное общество еще не осознало ни масштабов проблемы социализации, ни ее мощи, хотя не раз уже испытало беспокойство и озабоченность по поводу отдельных ее проявлений (С.П. Иваненков).
На сегодня существует несколько подходов к определению термина «социализация»: широко представлены работы, выполненные в рамках как философских, так и психологических, социологических концепций. Представляется важным уточнить трактовку данного термина посредством анализа теории и практик единоборств.
Единоборства в современном российском обществе являются частью социальной реальности, но рассматриваются, чаще всего, как особый, выделенный из неё феномен. По данным Д.О. Труфанова, современные единоборства в целом оказывают позитивное влияние на личностные структуры практикующих их индивидов, продуцируя социально одобряемый тип личности. Как вид социальной деятельности, современные единоборства оказывают влияние на систему ценностных ориентаций занимающихся ими лиц, обусловливая характерные изменения в ней у практиков разного возраста, имеющих различный стаж занятий по разным направлениям единоборств (Д.О. Труфанов). Система единоборств, некогда чуждая российскому обществу, включает в себя не только методы самообороны или нападения, но и философские, мировоззренческие составляющие, которые передаются в ходе многолетней подготовки от учителя (наставника) к ученикам. А.А. Передельский обращает внимание на то, что в ходе занятий единоборствами у человека формируется специфический взгляд на вещи, особое отношение к деятельности и своя философия. Такая философия, идущая от личности, гораздо влиятельней, чем любая навязанная обществом идеологическая доктрина, затрагивающая сознание бойца лишь поверхностно (А.А. Передельский). Институт единоборств служит одним из факторов социализации человека, поэтому заслуживает пристального внимания.
Единоборства нельзя рассматривать в отрыве от исторических, культурных, философских, религиозных, этических факторов. При подготовке единоборцев в России необходимо учитывать все эти составляющие. Совершенствование человека (моральное и физическое) не может быть эффективным, если оно рассматривается оторвано от окружающей среды (социальной и природной).
Далеко не все тренеры и преподаватели по единоборствам имеют достаточные знания о философской, метафизической составляющей единоборств. А если и имеют, то недостаточно полно реализуют это на практике. В большинстве случаев все обучение сводится к формированию у учеников физических качеств и обучению техническим элементам, поскольку в современной российской традиции физического воспитания (с 90-х гг. 20 в. по настоящее время) тренеры готовят спортсменов, а не людей, в то время как философские идеи всегда играли в зарубежных странах решающую роль при воспитании личности единоборца.
Интерпретация символа «
Теория и практика восточных боевых искусств показывают особую взаимосвязь и взаимозависимость между физическими упражнениями, философскими составляющими, входящими в эту систему, и специфическим видом мировоззрения. Термин «мировоззрение» в Новой философской энциклопедии трактуется как «система человеческих знаний о мире и о месте человека в мире, выраженная в аксиологических установках личности и социальных групп, в убеждениях, относительно сущности природного и социального мира». К существующему определению следует добавить, что мировоззрение имеет целью определить отношение человека к миру, найти свое место в обществе, обрести смысл и цель жизни, т. к. современный человек является существом социальным, постоянно находящимся в обществе себе подобных. Таким образом, данный термин должен носить более «социальный» характер. Далее определяется, влияют ли метафизические установки, развитые в восточных видах единоборств, на мировоззрение человека, на примере символа «Великий предел». Чаще всего его изображают в виде черно-белого круга, разделенного пополам волнистой линией. По преданию, этот символ был предложен легендарным Фу Си, первым правителем Поднебесной, 7 тыс. лет назад. Символ Великого предела, имеющий два цвета, несколько линий и фигур, при кажущейся простоте, заключает в себе многие законы вселенной, служит ключом к познанию жизненных законов. Очень многие китайские мыслители обращались к этому символу, излагая свои идеи: видели в нем схему человеческого организма, символ и продолжение жизни. Учитывая это, все действия в ушу основаны на своеобразных правилах или законах сферы. Любой человек обладает внутренним сферическим потенциалом. Общение с окружающим миром, с людьми происходит благодаря взаимодействию или соприкосновению этих сфер. При нарушении целостности внутренней сферы нарушается и полноценное взаимодействие с миром — человек может заболеть или почувствовать себя отторгнутым, выброшенным. У людей замкнутых, неконтактных, нервных, агрессивных китайские медики, как правило, диагностируют разрывы в личной сфере, или уменьшенную сферу. Во внутреннем направлении ушу развиты движения, способствующие осознанию и формированию нужного и постоянно целостного, необходимого для полноценной и здоровой жизни, диаметра сферы. Немало времени уходит у человека на осознание границ собственной сферы — все это приходит вмести с систематическими многолетними тренировками. Опытный боец способен определить у противника слабое, или прерывистое место в сфере и именно туда направить свою атаку. Великий предел проявляется как первый этап упорядочивания изначального вселенского разума, когда в его недрах зарождаются два начала инь и ян. Эти два начала не являются чем-то статичным, раз и навсегда данным, но, как и все другие явления, подвержены постоянным изменениям и переходят друг в друга. Упражнения в ушу ярко демонстрируют эти постоянные перемены — медленные движения порождают ураганные атаки, прыжки высоко вверх позволяют мастеру максимально легко уйти вниз, проныривая из-под атаки и выполняя блок. Все в мире произошло от взаимосвязи инь и ян. И бессмысленно выяснять, что из них необходимей. Оба начала нужны, одно не бывает без другого. Одно состояние может легко перейти в другое — в зависимости от той или иной ситуации. Внутренние стили восточных единоборств вобрали в себя некоторые принципы китайской метафизики — например, интегральность традиционной философии. Мастера единоборств говорили, что все в организме взаимосвязано и взаимозависимо. Эффективным является только то движение, в котором принимают участие все мышцы тела — если нет движения в ногах, не будет и в руках; нет внутреннего движения — не будет и внешнего.
Социально-философский контекст социализации человека: очерк истории и связь с единоборствами
В трактовке термина «социализация» существует несколько подходов. Акценты расставляются, в зависимости от теории, на объективные, субъективные факторы, рассматривается первичная роль индивида или общества в процессе становления человека.
Одной из самых ярких в этом отношении в XIX в. в Европе оказалась концепция К. Маркса в «Тезисах о Фейербахе» Маркс пишет: «Материалистическое учение о том, что люди суть продукты обстоятельств и воспитания, что, следовательно, изменившиеся люди суть продукты иных обстоятельств и измененного воспитания — это учение забывает, что обстоятельства изменяются именно людьми и что воспитатель сам должен быть воспитан. Оно неизбежно поэтому приходит к тому, что делит общество на две части, одна из которых возвышается над обществом (например, у Роберта Оуэна)». Затрагивая этот вопрос, К. Маркс и Ф. Энгельс говорят о становлении человека в обществе. Г. Тард в работе «Социальная логика» связывает становление личности в обществе с подражанием. Если, по словам Тарда, «индивидуальное согласие… влечет за собой несогласие социальное», следовательно, необходимо выбрать образцы поведения «…какого-нибудь замечательного человека и которые оказались бы, в конце концов, признанными всеми. Это происходило вследствие личного влияния этого человека и подражательной доверчивости его близких». Понятие мимесиса раскрывает известный антрополог К. Вульф в работе «Антропология: История, культура, философия», добавляя другие социальные практики, помогающие человеку социализироваться — перформанс и ритуал. Единоборства, являясь видом социальной практики и культурным продуктом, несут в себе многовековые традиции, сохранению которых способствует миметический компонент. В отличие от европейской системы физкультурного образования (где главное — обучить арсеналу приемов), восточная — направлена на формирование не только физических, технических, но и духовных, нравственных, моральных качеств. На первый план в воспитании бойца выходит личность мастера, который для своих учеников является образцом. Ученики подражают учителю: на тренировке движениям техники, скорости передвижения; в обществе — поведению, поступкам. Подобному воспитанию способствует наличие в практике восточных единоборств медитации — особого вида психотренинга, который предшествует тренировке и помогает концентрироваться, настраивает на освоение боевых принципов и приемов. Занятия восточными единоборствами вызывают миметические процессы — ученики, занимаясь, оживляют, воспроизводя своими движениями, действия учителя. То же верно и для любого культурного достояния, которое оживляется благодаря миметическому усилию. Мастер в этом процессе является образцом, поэтому должен обладать идеальной техникой боя, быть высоконравственной, культурной, творческой личностью. Зарождению восточных единоборств способствовал так же мимесис: первоначально подражали животным и насекомым. Обучение включало в себя три этапа. Процесс подготовки бойца начинался с первого этапа, целью которого являлось обучить ученика форме движений выбранного животного. Следующий этап обучения, в отличие от первого, имеет креативный компонент. Для этого необходимо было освоить в совершенстве базовые упражнения стиля, боец учился отождествлять себя с животным: изучал повадки и в точности их копировал, наносил атаки и защищался по-тигринному, по-обезьяньи. Основная работа была направлена на воспитание у бойца внутреннего сходства с выбранным объектом. Только после этого необходимо было переходить к третьему этапу обучения, цель которого заключалась в выражении духа животного через бой с соперником. Ученик к этому этапу овладевал внутренним сходством с изучаемым животным и методами боя. Только после освоения всех трех этапов обучения ученик мог достичь раскрепощенности и чувства природной мощи животного. Если бойцу не удавалось достичь поставленной цели, наставнику или мастеру необходимо было его вернуть к первому, второму или третьему этапу обучения и совершенствовать их.
Восточные единоборства есть культурное достояние Китая. Поэтому для сохранения их сущности и оригинальности, в процессе инкультурации особо важны миметические процессы, с помощью которых идет процесс обучения движениям. Миметическое обучение — это обучение образам, которые преподносит ученикам мастер. В этом проявляется суть восточной традиции обучения двигательным действиям — личность учителя, его знания и техника являют собой идеал. Только повторяя и выполняя движения за учителем и вместе с ним можно добиться высшего мастерства в единоборстве.
Перформативность же используется как производное понятие, которое можно определить как скрещивание культурного исполнения, речи как действия и инсценирования и исполнения тела. Человеческие действия — это культурные исполнения, к которым среди прочего относятся «особые случаи культурной организации». Культурные исполнения в практике единоборств — это соревновательная деятельность, аттестации, тренировки, направленные на совершенствование изученного арсенала действий. Соревнования своим поводом имеют определение лучшего, сильнейшего среди соревнующихся. Действие происходит ограниченное время, зависящее от вида единоборств, программы (спарринг или демонстрационное выступление ), пола и возраста соревнующихся — от нескольких до десятков минут. Инсценирование играет центральную роль в социальной и общественной жизни. Это становится очевидным на примере ритуалов. Современные ритуалы боевых искусств имеют историю, которой более двух с половиной тысяч лет. Неудивительно, что в восточных единоборствах именно эта этическая сторона сохранилась до наших дней, и будет всегда присутствовать в качестве их естественного духовного компонента. Можно предположить: именно ритуал способствовал тщательному сбережению, охранению и передачи в первозданном, естественном виде технического мастерства боевого искусства. Ритуал дает современному жителю России то, чего невозможно получить в жизни повседневной. Именно этот вид социальной практики способен расставлять акценты на истинном назначении вещей и явлений: уважении, искренности, простоте, почитании старших, строгом следовании традиций и др. Появление восточных единоборств в нашей стране позволило взглянуть на них не только как на систему ведения боя, но и как на систему гармоничного развития человека, имеющую философские, морально-этические, оздоровительные аспекты.
Социально-философский подход к социализации человека в современной России и динамике интереса к единоборствам
В настоящее время в России в большом количестве развиваются многочисленные школы и виды единоборств: спортивные, традиционные, олимпийские. Количество занимающихся насчитывает сотни тысяч человек. Занятия единоборствами нацеливают на открытое существование в мире, когда человек больше всего ценит продуманность жизненной позиции. В жизни таких личностей как Брюс Ли, Чак Норрис, Владимир Путин, Стивен Сигал, Юрий Трутнев (министр природных ресурсов и экологии России), Джэки Чан, и др. огромную роль сыграли занятия единоборствами.