Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 22:14, доклад
Э. Дюркгейм (1858-1917) - один из самых известных и уважаемых французских социологов. Его вклад в историю мировой социологии определяется не только его собственными идеями и концепциями, но и тем, что Э. Дюркгейм создал французскую школу социологии, традиции которой до сих пор оказывают серьезное влияние на стиль мышления французских социологов, выбор ими предмета исследования и т.п.
Социология
Э. Дюркгейма
Э. Дюркгейм (1858-1917) - один из самых известных и уважаемых французских социологов. Его вклад в историю мировой социологии определяется не только его собственными идеями и концепциями, но и тем, что Э. Дюркгейм создал французскую школу социологии, традиции которой до сих пор оказывают серьезное влияние на стиль мышления французских социологов, выбор ими предмета исследования и т.п.
Отличительной чертой научных позиций Дюркгейма стала концепция социологизма. Согласно ей социальная реальность обладает своей спецификой, автономностью, не сводимостью к другим разновидностям реальности (например, физической, психической). Ей, следовательно, присущи свои собственные законы, которые и должна выявлять и изучать социология. Отсюда вытекает одно из важных методологических требований Э. Дюркгейма - социальное надо объяснять социальным, исходя из социального. Остриём своим эта концепция направлена против бытовавшего во времена Дюркгейма психологизма в трактовке социальных явлений.
Качественная специфика общества обнаруживается более отчетливо в его не сводимости к индивиду и индивидуальному сознанию. По отношению к индивиду социальная реальность объективна и независима в своем существовании. Дюркгейм писал, что при рождении индивид находит готовыми законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денежную систему и т.п., действующие независимо от него. «Социальные верования или акты способны существовать независимо от их индивидуальных выражений», - писал социолог.
Объясняя не сводимость социальной реальности к индивиду, индивидуальной жизни, Дюркгейм подчеркивал, что в процессе взаимодействий между людьми возникает новое качество, которое называется социальной жизнью. Например, очевидно, что «группа думает, чувствует, действует совершенно иначе, чем это сделали бы ее члены, если бы они были разъединены. Если, следовательно, отправляться от этих последних, то мы не поймем ничего из того, что происходит в группе». Иллюстрируя эту свою мысль, социолог часто ссылался на пример химического целого как синтеза его составных частей.
Примат,
превосходство общества над индивидом
обнаруживается в социальном принуждении.
Социальные институты уже фактом
своего существования предписывают
людям определенные формы, способы
и образцы поведения, оказывают на
них давление, включают в себя негативные
и позитивные санкции. Поведение человека
в основном определяется не индивидуальными
причинами и факторами, а совокупностью
социальных фактов, толкающих индивида
на те или иные поступки. Социальная реальность
в представлении Э. Дюркгейма складывается
из социальных фактов двух родов - морфологических,
к которым французский социолог относит
демографические, технологические и экологические
факты, и из коллективных представлений,
т.е. фактов коллективного сознания. Именно
последние особенно значимы для Дюркгейма,
- в них раскрывается специфика общества.
Дело в том, что коллективные представления,
эти общие идеи и верования, связывают
людей, формируют саму социальную ткань.
Поэтому Дюркгейм считал коллективное
сознание жизненным узлом всего общества.
Более того, общество - это именно «композиция
всякого рода идей, верований и чувств,
которые реализуются через посредство
индивидов».
Карл Маркс
Идеи Карла
Маркса чрезвычайно резко
Труды Маркса касаются множества областей социальной жизни. Даже самые строгие критики считают, что его работы безусловно важны для становления социологии, однако сам Маркс не рассматривал себя как “социолога”. Большая часть его трудов посвящена экономическим темам, но поскольку он всегда стремился связать экономические проблемы с социальными институтами, его работы богаты и глубоки и в социологическом плане.
Точка зрения
Маркса основывается на том,
что он называл
Несмотря
на то, что он писал о разных
периодах истории, внимание
Согласно
Марксу, капитализм в будущем
будет вытеснен социализмом
По мнению Маркса,
изучение развития и возможностей капитализма
должно указать средства для его
активного преобразования путем
использования 642 политических действий.
Поэтому социологические
Важно отнестись
к изучению трудов Маркса
Макс Вебер
Как и Маркса, Макса Вебера (1864—1920) трудно назвать просто “социологом” — его интересы и идеи охватывают многие дисциплины. Он родился в Германии, там прошла вся его академическая карьера. Вебер был подвержен депрессиям и не мог посвятить себя классической карьере университетского преподавателя, однако он располагал некоторыми личными средствами, что дало ему возможность посвятить себя научной работе. Он был человеком широчайшей образованности. Труды Вебера охватывают различные области не только социологии, но также экономики, права, философии и сравнительной истории, и значительная часть его работ посвящена развитию современного капитализма. Испытав безусловное влияние работ Маркса, он весьма критически отнесся к некоторым из его основных идей, Вебер отвергал материалистическую концепцию истории и полагал классовые конфликты имеющими меньшее значение, чем считал Маркс. С точки зрения Вебера, для социальных изменений идеи и ценности имеют не меньшее значение, чем экономические условия.
Ряд важнейших
работ Вебера посвящен анализу
отличий культуры Запада от
других культур и обществ. Его
перу принадлежат обширные
Одной из
наиболее постоянных тем в
работах Вебера является
Вебер внес значительный вклад во многие другие области, например, в исследования развития городов, правовых систем, типов экономики и природы классов. Немало писал он и о всеобщем характере самой социологии. В вопросах о том, является ли социология наукой, Вебер был более осторожен, чем Дюркгейм или Маркс. Согласно его мнению, неверно думать, будто мы можем изучать жизнь людей, используя те же процедуры, что и применяемые в исследованиях физического мира. Люди — существа мыслящие и рассуждающие; мы наделяем смыслом И значением большую часть того, что мы делаем, и всякая дисциплина, имеющая дело с человеческим поведением, должна это учитывать.
Информация о работе Социологические теории Дюркгейма, Маркса и Вебера