Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 08:42, реферат
Он разработал: основы социологии религии; экономической социологии и социологии труда; социологии города; теорию бюрократии; концепцию социальной стратификации и статусных групп; основы политологии и института власти; учение о социальной истории общества и рационализации; учение об эволюции капитализма и института собственности.
Достижения Макса Вебера просто невозможно перечислить, настолько они огромны. В области методологии одним из самых главных его достижений является введение идеальных типов. М. Вебер считал, что главная цель социологии – сделать максимально понятным то, что не было таковым в самой реальности, выявить смысл того, что было пережито, даже если этот смысл самими людьми не был осознан. Идеальные типы позволяют сделать исторический или социальный материал более осмысленным, чем он был в самом опыте реальной жизни.
Введение........................................................................................................... 3
1 Социология Макса Вебера...................................................................... 4
1.1. Понимающая социология и теория социального действия....................... 4
1.2 Социология политической власти.............................................................. 7
1.3. Социология религии................................................................................. 10
Заключение................................................................................................... 12
Список литературы..................................................................................... 13
Оглавление
Введение......................
1 Социология Макса Вебера.......
1.1. Понимающая социология
и теория социального действия.
1.2 Социология политической
власти........................
1.3. Социология религии............
Заключение....................
Список литературы.............
Приложение 1.............................
Введение
Макс Вебер (1864 – 1920) – немецкий социолог, социальный философ, культуролог и историк. Его можно смело назвать Леонардо да Винчи социологии. Его базисные теории сегодня составляют фундамент социологии: учение о социальном действии и мотивации, об общественном разделении труда, об отчуждении, о профессии как призвании.
Он разработал: основы социологии
религии; экономической социологии
и социологии труда; социологии города;
теорию бюрократии; концепцию социальной
стратификации и статусных
Достижения Макса Вебера просто невозможно перечислить, настолько они огромны. В области методологии одним из самых главных его достижений является введение идеальных типов. М. Вебер считал, что главная цель социологии – сделать максимально понятным то, что не было таковым в самой реальности, выявить смысл того, что было пережито, даже если этот смысл самими людьми не был осознан. Идеальные типы позволяют сделать исторический или социальный материал более осмысленным, чем он был в самом опыте реальной жизни.
Идеи Вебера пронизывают все здание современной социологии, составляя его фундамент. Творческое наследие Вебера огромно. Он внес вклад в теорию и методологию, заложил основы отраслевых направлений социологии: бюрократии, религии, города и труда.
Сам М. Вебер создал много научных трудов, в том числе: «Протестантская этика и дух капитализма» (1904-1905), «Хозяйство и общество», «Объективность социально – научного и социально – политического познания», «Критические исследования в области логики наук о культуре», «О некоторых категориях понимающей социологии» (1913), «Основные социологические понятия».
Развитие социологических представлений об обществе все время шло по нарастающей – от Платона и Аристотеля к Макиавелли и Гоббсу, а от них к Конту и Марксу. С каждым шагом наши знания углублялись и обогощялись. Наивысшим выражением стали идеи М. Вебера. Он не только создал самую сложную теорию общества в рассматриваемый исторический период, но и заложил методологический фундамент современной социологии, что было сделать еще труднее.
Благодаря М. Веберу, а также его коллегам немецкая школа доминировала в мировой социологии вплоть до Первой мировой войны.
1 Социология Макса Вебера
1.1. Понимающая социология и теория социального действия
М. Вебер основоположник
«понимающей» социологии и теории социального
действия, применивший ее принципы
к экономической истории, к исследованию
политической власти, религии, права. Главной
идеей веберовской социологии является
обоснование возможности
Методологические принципы веберовской социологии тесно связанны с другими теоретическими системами, характерными для обществознания прошлого века – позитивизмом Конта и Дюркгейма, социологией марксизма.
Особо отмечается влияние
баденской школы
Итак, по Веберу, социолог должен
соотнести анализируемый
Согласно Веберу, идеальный тип как методологическое средство позволяет:
· во-первых, сконструировать явление или человеческое действие, как если бы оно имело место в идеальных условиях;
· во-вторых, рассмотреть это явление или действие независимо от локальных условий.
Предполагается, что если
будут выполнены идеальные
Социология, по Веберу, является
«понимающей», поскольку изучает
поведение личности, вкладывающей в
свои действия определенный смысл. Действие
человека обретает характер социального
действия, если в нем присутствуют
два момента: субъективная мотивация
индивида и ориентация на другого (других).
Понимающие мотивации, «субъективно подразумеваемого
смысла» и отнесение его к
поведению других людей – необходимые
моменты собственно социологического
исследования, отмечает Вебер, приводя
для иллюстрации своих
И еще одно важное замечание, которое делает Вебер: употребляя понятие «государство», «сообщество», «семья» и т.д., нельзя забывать, что эти институты не являются реально субъектами социального действия. Поэтому нельзя понять «действие» народа или государства, хотя вполне можно понять действие их составляющих индивидов. «Такие понятия, как «государство», «сообщество», «феодализм» и т.п., - пишет он, - в социологическом понимании означают… категории определенных видов совместной деятельности людей, и задача социологии заключается в том, чтобы свести их к «понятному» поведению… участвующих в этой деятельности отдельных людей».
«Понимание» никогда не может
быть полным и всегда приблизительно.
Оно приблизительно даже в ситуациях
непосредственного
Чтобы ответить на эти вопросы
и разрешить поставленные проблемы,
Вебер прибегает к
1) целерационально,
то есть через ожидание
2) ценностно
– рационально, то есть в
сознательную веру в этическую,
3) аффективно, особенно эмоционально – через актуальные аффекты и чувства;
4) традиционно, то есть через привычку».[1]
Строго говоря, лишь первые
два типа действия полностью относятся
к социальным, ибо имеют дело с
осознанным смыслом. Так, говоря о ранних
типах общества, социолог отмечает,
что в них преобладали
Таким образом, стержнем веберовской «понимающей» социологии является идея рациональности, нашедшей свое конкретное и последовательное выражение в современном ему капиталистическом обществе с его рациональным хозяйствованием (рационализации труда, денежного обращения и т.д.), рациональной политической властью (рациональный тип господства и рациональная бюрократия), рациональной религией (протестантизм).
1.2 Социология политической власти
Власть является одним
из вечных и необходимых компонентов
человеческого бытия. Она существует
в любой организованной общности
людей. Среди многочисленных видов
власти особое место занимает политическая
власть, окончательно сложившаяся в
классовом обществе. Проблема власти
вообще, политической власти в особенности,
всегда привлекала внимание социологов.
Но для творчества Вебера она, бесспорно,
является ключевой. При анализе властной
проблематики Вебер последовательно
опирается на свою теорию социального
действия. Своего рода атрибутом социального
действия Вебер считает «ориентацию
на другого», которая предполагает
взаимное ожидание соответствующего поведения
всех участвующих в политических
отношениях сторон. Это и обеспечивает
легитимность господства: те, кто управляют,
ожидают, что их командам будут повиноваться;
те кем управляют, ожидают определенного
характера директив. Так возникает
предпосылка – тенденция, обеспечивающая
возможность максимально