Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 15:55, доклад
В энциклопедическом социологическом словаре П.А.Сорокин назван американским социологом русского происхождения. Это не совсем верно. Несмотря на то, что П.А.Сорокин был выслан из России в 1922 г. и прожил в США 45 лет, как социолог, который прочно занимал место в десятке ведущих социологов мира, он сформировался в России. Именно российский период научного творчества Сорокина оказался наиболее продуктивным. В эти десять лет, начиная с 1912 г., у Сорокина созрели идеи, которые он реализовывал в течение всей последующей жизни в США. Эволюция социологии Сорокина представляет собой одно из примечательных явлений в истории русской социальной мысли, позволяющее лучше понять общий путь ее развития.
В энциклопедическом
Исходной научной позицией Сорокина была ориентация на рационалистическую философию. Особенно значительное влияние на него оказали позитивисты О.Конт и Э.Дюркгейм. Например, О.Конт наиболее характерными чертами позитивизма как положительной науки считал быстрое развитие материальной культуры, рост социальных чувств, победу альтруизма над эгоизмом. Идея о росте распространения альтруизма (самоотверженности, сознательного и добровольного служения людям, желания помочь другим, способствовать их счастью на основе мотива любви, преданности, верности, взаимопомощи, сочувствия, сострадания) в мире стала одной из основных идей Сорокина, увенчавших его интегральную теорию, которая представляет собой не что иное, как перевод русской идеи Всеединства на «американский» язык. Сорокин широко использовал в своих работах контовское понятие «социальная динамика». Среди них: «Социология революций», «Современные социологические теории», «Социальная и культурная мобильность», фундаментальный четырехтомный труд «Социальная и культурная динамика» и многие другие. Именно работа по социальной и культурной динамике сделала Сорокина одним из ведущих социологов мира.
Впоследствии Сорокин во многом
пересмотрел свое отношение к
позитивизму как методологии
социального познания. Прежде всего,
его не удовлетворяла идея линейного
исторического прогресса. Сам Сорокин
обосновал социально-культурную динамику
достижений разных культурно-исторических
типов в отдельных категориях
(понятиях) культурной деятельности от
периода древней истории до настоящего
времени как процесс
Необходимо подчеркнуть, что идеи Сорокина, касающиеся социокультурной динамики культур различных исторических эпох, нашли свое отражение в научных принципах его социологической концепции, изложенной в «Системе социологии». Как и О. Конт, Г. Спенсер и многие другие позитивисты, Сорокин, во-первых, считает, что социология как наука должна строиться на основе методов естественных наук. Во-вторых, социология должна изучать мир таким, каков он есть. В-третьих, социология должна быть объективной дисциплиной, то есть изучать реальные взаимодействия людей, доступные объективному измерению и изучению. В-четвертых, поскольку социология хочет быть опытной и точной наукой, она должна прекратить всякое «философствование» в смысле создания умозрительных, не доказанных наукой построений. В этом отношении, писал П.Сорокин, хорошая статистическая диаграмма стоит любого социально-философского трактата. В-пятых, разрыв с философствованием означает и разрыв с идеей монизма (с идеей единства мира. — В. Б.), то есть сведения любого явления к одному какому-нибудь началу. Вместо монизма Сорокин провозгласил последовательный социологический плюрализм.
Надо отметить своеобразное понимание Сорокиным принципа монизма, а также то, что «основные руководящие принципы» социологии Сорокина формировались под непосредственным влиянием О.Конта, Э.Дюркгейма и других видных представителей позитивизма. Влияние этих концепций на мировоззрение Сорокина выразилось в конце концов в концепцию неопозитивизма, которую он отстаивал и развивал уже в новых исторических условиях XX века, на новом уровне развития науки, в том числе социологии.
Содержание социологии может быть, по мнению Сорокина, разделено на две части: теоретическую и практическую.
Теоретическая социология состоит, по Сорокину, из трех разделов: социальной аналитики, социальной механики и социальной генетики. Социальная аналитика изучает структуру социального явления и его основные формы. Предмет социальной механики (или социальной физиологии) — процессы взаимодействия людей, иными словами, поведение людей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется. Социальная генетика изучает развитие социальной жизни, ее определенных сторон и институтов.
Говоря о практической социологии,
Сорокин видит в ней прежде
всего прикладную дисциплину. Она, опираясь
на известное уже теоретическое
знание в социологии, должна помогать
обществу и человеку управлять социальными
силами в соответствии с поставленными
целями. Практическая социология как
прикладная дисциплина вырабатывает решения,
содействующие адекватному
Интересна формулировка Сорокиным
объекта и предмета социологии. Объект
социологии, по мнению Сорокина,— это
то, на что направлено социологическое
познание. Объектом его могут быть
социальное поведение и деятельность
людей, социальные группы и структура
общества, а также социальные процессы,
происходящие в нем. Но социология не
может изучать, скажем, социальную структуру
общества как таковую сразу, в
целом, не расчленив эту структуру
на составляющие части. Каждая часть
социальной структуры — это только
ее отдельная сторона, и именно она
является предметом социологии, поскольку
содержит в себе тот момент взаимодействия
людей, который еще не познан теоретической
социологией, о сущности которого имеются
лишь догадки, гипотезы, предположения
на основе уже имеющегося знания. Если
догадки и предположения
Здесь Сорокин в своих идеях более близок М. Веберу, чем Конту, поскольку так же, как и Вебер, придает большее значение изучению поведения индивидов, их взаимодействию как в малых (не менее двух человек), так и более крупных социальных группах. В совокупности взаимодействие таких элементарных социальных ячеек образуют различного типа социальные процессы.
От анализа взаимодействия социальных групп в обществе П. Сорокин пришел к идее неоднозначности общества. Эта идея нашла свое продолжение в теории о социальной стратификации и социальной мобильности. По мнению Сорокина, все общество делится на страты — различные слои населения. Критерием отнесения той или иной социальной группы к определенному слою, страте общества является уровень соответствия видам деятельности, политическим убеждениям, ориентациям на ценности культуры.
В капиталистическом обществе сложившиеся
страты представляют собой достаточно
застывшие образования. Индивид
может изменить свое профессиональное,
экономическое положение, свой политический
статус и т. п., как правило, внутри
своей страты. Вообще, переход индивида
из одной страты в другую — это
и есть социальная мобильность, которая
может быть либо горизонтальной (внутри
своей страты), либо вертикальной —
переход из своего социального слоя
в другой. Если, скажем, человек в
США варит сталь, то у него мизерные
шансы стать в один прекрасный
день президентом США. Подобного
рода социальная мобильность в
Еще в 1917 г. в Петербурге вышла книга П.Сорокина «Проблемы социального равенства». Ее содержание стало сквозным для всего его творчества, но решал проблему социального равенства П.Сорокин на уровне благих пожеланий типа: «предоставление каждому человеку материальных и духовных благ по его заслугам, по степени его личного, социально-полезного труда». Но кто будет предоставлять каждому человеку материальные и духовные блага, определять его заслуги, достоинства и способности, он не указал, да и не мог этого сделать на основе сложившихся в его мышлении религиозно-буржуазных логических формул, приобретших прочность предрассудков.
Но П. Сорокин не был бы русским
мыслителем, если бы не признал в
одной из своих последних книг
«Главные тенденции нашего времени»,
хотя и в косвенной форме, грандиозные
успехи Советской России в решении
проблемы социального равенства. Как
виднейшему русскому социологу, полвека
прожившему в самой богатой стране
Запада, ему хватило мужества не
пройти мимо этого социального факта
всемирной истории и даже поставить
вопрос о конвергенции (совмещении)
капиталистической и