Социология П. Сорокина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 15:55, доклад

Краткое описание

В энциклопедическом социологическом словаре П.А.Сорокин назван американским социологом русского происхождения. Это не совсем верно. Несмотря на то, что П.А.Сорокин был выслан из России в 1922 г. и прожил в США 45 лет, как социолог, который прочно занимал место в десятке ведущих социологов мира, он сформировался в России. Именно российский период научного творчества Сорокина оказался наиболее продуктивным. В эти десять лет, начиная с 1912 г., у Сорокина созрели идеи, которые он реализовывал в течение всей последующей жизни в США. Эволюция социологии Сорокина представляет собой одно из примечательных явлений в истории русской социальной мысли, позволяющее лучше понять общий путь ее развития.

Вложенные файлы: 1 файл

2. Социология П. Сорокина.docx

— 16.77 Кб (Скачать файл)

В энциклопедическом социологическом  словаре П.А.Сорокин назван американским социологом русского происхождения. Это  не совсем верно. Несмотря на то, что  П.А.Сорокин был выслан из России в 1922 г. и прожил в США 45 лет, как социолог, который прочно занимал место в десятке ведущих социологов мира, он сформировался в России. Именно российский период научного творчества Сорокина оказался наиболее продуктивным. В эти десять лет, начиная с 1912 г., у Сорокина созрели идеи, которые он реализовывал в течение всей последующей жизни в США. Эволюция социологии Сорокина представляет собой одно из примечательных явлений в истории русской социальной мысли, позволяющее лучше понять общий путь ее развития.

Исходной научной позицией Сорокина была ориентация на рационалистическую философию. Особенно значительное влияние  на него оказали позитивисты О.Конт и Э.Дюркгейм. Например, О.Конт наиболее характерными чертами позитивизма  как положительной науки считал быстрое развитие материальной культуры, рост социальных чувств, победу альтруизма над эгоизмом. Идея о росте распространения  альтруизма (самоотверженности, сознательного  и добровольного служения людям, желания помочь другим, способствовать их счастью на основе мотива любви, преданности, верности, взаимопомощи, сочувствия, сострадания) в мире стала  одной из основных идей Сорокина, увенчавших его интегральную теорию, которая  представляет собой не что иное, как перевод русской идеи Всеединства  на «американский» язык. Сорокин широко использовал в своих работах  контовское понятие «социальная  динамика». Среди них: «Социология  революций», «Современные социологические  теории», «Социальная и культурная мобильность», фундаментальный четырехтомный  труд «Социальная и культурная динамика»  и многие другие. Именно работа по социальной и культурной динамике сделала Сорокина одним из ведущих социологов мира.

Впоследствии Сорокин во многом пересмотрел свое отношение к  позитивизму как методологии  социального познания. Прежде всего, его не удовлетворяла идея линейного  исторического прогресса. Сам Сорокин  обосновал социально-культурную динамику достижений разных культурно-исторических типов в отдельных категориях (понятиях) культурной деятельности от периода древней истории до настоящего времени как процесс перемещения  центров творческого лидерства  человечества. При этом он считал, что  особенностью современного самосознания является осмысление человечеством  себя как части целого, что требует, по его мнению, от человечества согласованности  и нравственного совершенства.

Необходимо подчеркнуть, что идеи Сорокина, касающиеся социокультурной  динамики культур различных исторических эпох, нашли свое отражение в научных  принципах его социологической  концепции, изложенной в «Системе социологии». Как и О. Конт, Г. Спенсер и многие другие позитивисты, Сорокин, во-первых, считает, что социология как наука  должна строиться на основе методов  естественных наук. Во-вторых, социология должна изучать мир таким, каков  он есть. В-третьих, социология должна быть объективной дисциплиной, то есть изучать реальные взаимодействия людей, доступные объективному измерению  и изучению. В-четвертых, поскольку  социология хочет быть опытной и  точной наукой, она должна прекратить всякое «философствование» в смысле создания умозрительных, не доказанных наукой построений. В этом отношении, писал П.Сорокин, хорошая статистическая диаграмма стоит любого социально-философского трактата. В-пятых, разрыв с философствованием  означает и разрыв с идеей монизма (с идеей единства мира. — В. Б.), то есть сведения любого явления к  одному какому-нибудь началу. Вместо монизма  Сорокин провозгласил последовательный социологический плюрализм.

Надо отметить своеобразное понимание  Сорокиным принципа монизма, а также  то, что «основные руководящие  принципы» социологии Сорокина формировались  под непосредственным влиянием О.Конта, Э.Дюркгейма и других видных представителей позитивизма. Влияние этих концепций  на мировоззрение Сорокина выразилось в конце концов в концепцию  неопозитивизма, которую он отстаивал  и развивал уже в новых исторических условиях XX века, на новом уровне развития науки, в том числе социологии.

Содержание социологии может быть, по мнению Сорокина, разделено на две  части: теоретическую и практическую.

Теоретическая социология состоит, по Сорокину, из трех разделов: социальной аналитики, социальной механики и социальной генетики. Социальная аналитика изучает структуру социального явления и его основные формы. Предмет социальной механики (или социальной физиологии) — процессы взаимодействия людей, иными словами, поведение людей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется. Социальная генетика изучает развитие социальной жизни, ее определенных сторон и институтов.

Говоря о практической социологии, Сорокин видит в ней прежде всего прикладную дисциплину. Она, опираясь на известное уже теоретическое  знание в социологии, должна помогать обществу и человеку управлять социальными  силами в соответствии с поставленными  целями. Практическая социология как  прикладная дисциплина вырабатывает решения, содействующие адекватному управлению социальными процессами, происходящими  в обществе.

Интересна формулировка Сорокиным  объекта и предмета социологии. Объект социологии, по мнению Сорокина,— это  то, на что направлено социологическое  познание. Объектом его могут быть социальное поведение и деятельность людей, социальные группы и структура  общества, а также социальные процессы, происходящие в нем. Но социология не может изучать, скажем, социальную структуру  общества как таковую сразу, в  целом, не расчленив эту структуру  на составляющие части. Каждая часть  социальной структуры — это только ее отдельная сторона, и именно она  является предметом социологии, поскольку  содержит в себе тот момент взаимодействия людей, который еще не познан теоретической  социологией, о сущности которого имеются  лишь догадки, гипотезы, предположения  на основе уже имеющегося знания. Если догадки и предположения доказаны и подтверждены, то, следовательно, социолог получил новое знание о  взаимодействии людей в той или  иной конкретной ситуации.

Здесь Сорокин в своих идеях  более близок М. Веберу, чем Конту, поскольку так же, как и Вебер, придает большее значение изучению поведения индивидов, их взаимодействию как в малых (не менее двух человек), так и более крупных социальных группах. В совокупности взаимодействие таких элементарных социальных ячеек  образуют различного типа социальные процессы.

От анализа взаимодействия социальных групп в обществе П. Сорокин пришел к идее неоднозначности общества. Эта идея нашла свое продолжение  в теории о социальной стратификации  и социальной мобильности. По мнению Сорокина, все общество делится на страты — различные слои населения. Критерием отнесения той или  иной социальной группы к определенному  слою, страте общества является уровень  соответствия видам деятельности, политическим убеждениям, ориентациям на ценности культуры.

В капиталистическом обществе сложившиеся  страты представляют собой достаточно застывшие образования. Индивид  может изменить свое профессиональное, экономическое положение, свой политический статус и т. п., как правило, внутри своей страты. Вообще, переход индивида из одной страты в другую — это  и есть социальная мобильность, которая  может быть либо горизонтальной (внутри своей страты), либо вертикальной —  переход из своего социального слоя в другой. Если, скажем, человек в  США варит сталь, то у него мизерные шансы стать в один прекрасный день президентом США. Подобного  рода социальная мобильность в капиталистическим  обществе скорее исключение, «американская  мечта», чем правило.

Еще в 1917 г. в Петербурге вышла книга П.Сорокина «Проблемы социального равенства». Ее содержание стало сквозным для всего его творчества, но решал проблему социального равенства П.Сорокин на уровне благих пожеланий типа: «предоставление каждому человеку материальных и духовных благ по его заслугам, по степени его личного, социально-полезного труда». Но кто будет предоставлять каждому человеку материальные и духовные блага, определять его заслуги, достоинства и способности, он не указал, да и не мог этого сделать на основе сложившихся в его мышлении религиозно-буржуазных логических формул, приобретших прочность предрассудков.

Но П. Сорокин не был бы русским  мыслителем, если бы не признал в  одной из своих последних книг «Главные тенденции нашего времени», хотя и в косвенной форме, грандиозные  успехи Советской России в решении  проблемы социального равенства. Как  виднейшему русскому социологу, полвека  прожившему в самой богатой стране Запада, ему хватило мужества не пройти мимо этого социального факта  всемирной истории и даже поставить  вопрос о конвергенции (совмещении) капиталистической и коммунистической систем. Это свидетельствует о  том, что П. Сорокин был одним  из передовых ученых-социологов XX столетия.


Информация о работе Социология П. Сорокина