Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 19:08, контрольная работа
Цель настоящей работы, изучить литературу по социологии и рассмотреть П.А. Сорокитна как классика 20 века.
Задачи: изложить в работе жизненный путь классика 20 века,его вклад в российскую науку и науку США, провести анализ взглядов Сорокина на теорию социальной стратификации.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Жизнь и творчество Сорокина П.А. в России…………………………4
Глава 2. Жизнь и творчество в США. Основатель американской социологии ………………………………………………………………….7
Глава 3. Питирим Сорокин и культура как детерминанта исторической
динамики 20 века……………………………………………………………..9
Глава 4. Социальная стратификация и мобильность…………………………...16
Заключение………………………………………………………………………..21
Список использованной литературы…………………………………………….23
АЛТАЙСКИЙ ФИЛИАЛ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Дисциплина: | Социология |
Тема: | Социология Питирима Сорокина |
|
|
ВЫПОЛНИЛ: | ||||||
студент | ка | Группы 3113 | ||||
Кароннова Ирина Юрьевна | ||||||
Ф. И.О. | ||||||
ПРОВЕРИЛ: | к.ф.н., доцент | |||||
ученая степень, звание | ||||||
Романова Елена Вениаминовна | ||||||
Ф. И.О. | ||||||
Оценка |
| |||||
Подпись |
| |||||
« |
| » |
| 2012г. |
Барнаул, 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Жизнь и творчество Сорокина П.А. в России…………………………4
Глава 2. Жизнь и творчество в США. Основатель американской социологии ………………………………………………………………….7
Глава 3. Питирим Сорокин и культура как детерминанта исторической
динамики 20 века……………………………………………………………..9
Глава 4. Социальная стратификация и мобильность…………………………...16
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………….23
Введение
Сорокин Питирим Александрович (1889-1968), социолог. Родился в России. Лидер правых эсеров; с 1920 профессор Петроградского университета. С 1922 в эмиграции. С 1930 профессор Гарвардского университета. Исторический процесс рассматривал как циклическую смену основных типов культуры, в основе которых интегрированная сфера ценностей, символов. Утверждая, что современная культура переживает общий кризис, Сорокин связывал его с развитием материализма и науки и выход видел в развитии религиозной «идеалистической» культуры. Один из родоначальников теорий социальной стратификации и социальной мобильности.
Cоциальная стратификация, социологическое понятие, обозначающее: структуру общества и отдельных его слоев; систему признаков социальной дифференциации; отрасль социологии. В теориях социальной стратификации на основе таких признаков как образование, бытовые условия, занятие, доходы, психология, религия и т. п., общество делится на «высшие», «средние» и «низшие» классы и страты. Некоторые концепции социальной стратификации различных типов опираются на марксистскую теорию общественных классов.
Цель настоящей работы, изучить литературу по социологии и рассмотреть П.А. Сорокитна как классика 20 века.
Задачи: изложить в работе жизненный путь классика 20 века,его вклад в российскую науку и науку США, провести анализ взглядов Сорокина на теорию социальной стратификации.
Глава 1. Жизнь и творчество Сорокина П.А. в России
Сорокин Питирим Александрович (21 января 1889, с. Турья Яренского уезда Вологодской губ. — 11 февраля 1968, Уинчестер, шт. Массачусетс, США), русско-американский социолог и социальный мыслитель. С его именем связаны идеи интегральной социологии, концепция социальной стратификации, теория социокультурной динамики.
Отец Сорокина, Александр Прокопьевич Сорокин, занимался церковно-реставрационными работами. Мать, Пелагея Васильевна, зырянка из крестьянской семьи. В 1904 Сорокин, окончив с отличием Гамскую двуклассную школу, продолжает обучение в Хреновской (в Костромской губернии) церковно-учительской школе. Еще в ранней юности Сорокин увлекся республиканскими, демократическими и социалистическими идеями и примкнул к эсеровской партии. В 1906 он был впервые арестован и помещен в тюрьму в Кинешме. Там он познакомился с трудами классиков революционной (Лавров, Михайловский, Чернов, Маркс, Ленин, Плеханов и др.) и социально-философской мысли (Толстой, Дарвин, Спенсер, Конт и др.). В 1907 освободился из тюрьмы и в 1909, сдав (в Великом Устюге) экстерном экзамены за гимназию, поступил в Психоневрологический институт в Петербурге. Среди его профессоров были известные Е. В. Де-Роберти и М. М. Ковалевский, которые оказали громадное влияние на формирование творческой индивидуальности Сорокина. Через год он перевелся на юридический факультет Петербургского университета, где учился у выдающегося русского правоведа Л. И. Петражицкого. В период обучения Сорокин публикует рецензии, эссе, обзоры современной зарубежной философской и социологической литературы. В 1914 опубликована его первая монография «Преступление и кара, подвиг и награда», в которой Сорокин на основе богатого эмпирического материала пытается построить интегральную концепцию общественного поведения и морали.
В феврале 1913 Сорокин вновь арестован за принадлежность к левой эсеровской организации, однако был освобожден по ходатайству М. М. Ковалевского. Через год, окончив университет, он был оставлен при кафедре уголовного права и судопроизводства для подготовки к профессорскому званию. В 1915 сдал магистерские экзамены, в январе 1917 получил звание приват-доцента Петроградского университета.
После Февральской революции Сорокин принимал активное участие в работе Временного правительства, был личным секретарем А. Ф. Керенского. Кроме того, он редактировал эсеровские газеты «Дело народа» и «Воля народа». Он публикует ряд ярких социально-политических памфлетов, в частности, «Автономия национальностей и единство государства», «Формы правления», «Проблема социального равенства», «Сущность социализма» и др.
2 января 1918 Сорокин как депутат Учредительного собрания был арестован большевиками. Он публикует открытое письмо, где констатирует фиаско эсеровской программы и заявляет о разрыве с этой партией. Ленин в статье «Ценные признания Питирима Сорокина» расценил это заявление как доказательство большевистского успеха. Сорокин порывает с политикой и целиком отдается научной и преподавательской деятельности, читает лекции в Университете при Петроградском психоневрологическом институте, в Сельскохозяйственном институте, Институте народного хозяйства, на всевозможных обучах, ликбезах и т. п. В 1920 он избран руководителем кафедры социологии при факультете обществознания Петроградского университета, пишет популярные учебники по социологии и праву. Вершиной его творчества русского периода стала двухтомная «Система социологии» (1920).
Летом 1922 прокатилась волна репрессий против научной и творческой интеллигенции, обвиненной в нелояльном отношении к советской власти. Вскоре около 200 выдающихся представителей русской интеллигенции были высланы за границу. 23 сентября 1922 тридцатитрехлетний Сорокин и его жена, Елена Петровна Баратынская, навсегда покинули Россию. После непродолжительного пребывания в Берлине Сорокин по приглашению президента Чехословакии Т. Масарика отправляется в Прагу, где читает лекции и готовит к изданию свои научные труды.
Глава 2. Жизнь и творчество в США. Основатель американской социологии
Осенью 1923 Сорокин переезжает в США, где читает лекции в Миннесотском университете. В 1924 выходит его книга «Листки из русского дневника» с описанием и анализом российских событий в январе 1917 — сентябре 1922. Поначалу в США Сорокина встретили с недоверием. Преодолеть недоброжелательное к себе отношение ему удалось только после опубликования ряда фундаментальных работ: «Социология революции» (1925), «Социальная мобильность» (1927), «Современные социологические теории» (1928), «Основания городской и сельской социологии» (в соавторстве с К. Циммерманом, 1929), трехтомная «Систематическая антология сельской социологии (1930-1932). Эти труды принесли Сорокину мировую известность. В 1930 Сорокин становится деканом социологического факультета Гарвардского университета (занимал эту должность до 1959). Он приглашает на факультет в качестве профессоров К. Циммермана, Т. Парсонса и других известных социологов. Получив от Гарвардского университета четырехгодичный грант в 10 тыс. долларов, он издает (по тому в год) беспрецедентный по объему и эмпирическому охвату труд «Социальная и культурная динамика». К этой работе он привлекает многих из русских ученых-эмигрантов, а также своих гарвардских учеников (среди них Р. Мертона). После ее выхода реакция на книгу была неожиданной: в научной печати появились отрицательные рецензии. Сорокин адаптирует для массового читателя «Динамику», написав «Кризис нашего времени» (1941) — наиболее часто переводимую и читаемую книгу ученого. Через год появляется «Человек и общество в бедствии», в 1951 — «СОС: значение нашего кризиса». В 1950-х гг. в творчестве Сорокина доминируют темы кризиса и альтруистической любви: «Социальная философия в век кризиса», «Альтруистическая любовь» (1950), «Изыскания в области альтруистической любви и поведения» (1950), «Пути и власть любви» (1954), «Американская сексуальная революция» (1957), «Власть и нравственность» (1959). В эссе «Взаимное сближение Соединенных Штатов и СССР к смешанному социокультурному типу» он утверждает, что если человечество сможет избежать новых мировых войн, то господствующим типом возникающего общества и культуры будет не капиталистический и не коммунистический тип, а интегральный, объединяющий большинство позитивных ценностей и освободившийся от серьезных дефектов каждого типа.
Последние книги Сорокина — «Причуды и недостатки современной социологии и смежных наук» (1956), «Современные социологические теории» (1966) — продемонстрировали силу и глубину его логико-критического ума. В 1964 75-летнего Сорокина, одного из основателей американской социологии, избирают председателем Американской социологической ассоциации. После двухлетней тяжелой болезни Сорокин скончался 11 февраля 1968 в своем доме на Клифф-стрит в Уинчестере (шт. Массачусетс). После его смерти Американская социологическая ассоциация учредила ежегодную премию имени Сорокина за лучшую книгу по социологии.
Глава 3. Питирим Сорокин и культура как детерминанта исторической динамики 20 века
Социология Питирима Сорокина- веха в развитии знания об обществе. Сорокин не только фактически создал интереснейший метод исследования общества, но и первым создал серьезную модель, рассматривающую культуру как социальную систему, как важнейший фактор исторического развития. Но для понимания концепции исторической динамики, предложенной Сорокиным, мы должны рассмотреть, методологическую позицию, в рамках который эта концепция создавалась.
Может быть важнейшим вкладом Сорокина, в процесс социального познания, являются не его концепции общественного развития и рассмотрение значимых социальных явлений, таких как социальная мобильность, этика, религия, а осмысление эволюции социального знания как такового. Сорокин произвел глубокую рефлексию социального знания, сумев осмыслить переворот который пережила вся общественная наука в начале 20 века. Сорокину удалось переосмыслить познание общества, в рамках новой позитивистской методологии мышления, породив новую проблематику и новое представление об объекте социологического познания. Можно сказать, что рефлексия Сорокина, завершила процесс формирования неклассической социологической традиции, не просто дающей новые ответы на извечные вопросы, а ставящей по новому сами вопросы.
Специфика воззрений Питирима Сорокина на процесс исторического развития, зиждется, прежде всего, на его специфическом понимании объекта исторического, а вернее социологического, исследования. Сорокин, понимает задачу социологического познания, с позитивистских позиций, однако, решительно отмежевываясь от классиков позитивизма в вопросе объекта и метода социологического исследования: он отрицает наличие универсального закона развития обществ и применение без необходимой адаптации методов естественных наук в социологии. Проблему же исследования социальной динамики, Сорокин рассматривает как проблему установления взаимосвязей между процессами, происходящими в обществе. То есть, для него, исследование социальной динамики- есть выявление социальных законов, по тем же принципам, что и законов естественнонаучных, то есть на основании исследования повторяющихся процессов и факторного анализа- при изучении условий в которых они протекают.