Социология Фердинанда Тенниса (1855-1936, Германия)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 18:35, лекция

Краткое описание

Ф. Тённис родился в богатой крестьянской семье в Дании, впоследствии переехавшей в Германию. Получил диплом филолога Страсбургского университета. Докторскую диссертацию по философии защитил в университете г.Киля.
Занимался изучением социальной философии ХУШ-Х1Х вв. Написал книги о Гоббсе и Марксе, целый ряд статей о Спинозе, Лейбнице, Спенсере. Социологическая концепция была сформулирована в работе «Общность и общество (теорема философии культуры)» – 1881. В этот же период исследует проблемы девиантного (отклоняющегося) поведения: преступности, самоубийства, бедности как основы девиантного поведения.

Содержание

Биографическая справка
Специфика видения социологии
Община и общество
2 типа воли
Социология форм
Социология и политика

Вложенные файлы: 1 файл

Lektsia_6_Sotsiologia_F_Tyonnisa.ppt

— 246.00 Кб (Скачать файл)

Лекция 6.  СОЦИОЛОГИЯ Фердинанда   ТЁННИСА (1855-1936, Германия)

 

ПЛАН

 

  •  Биографическая справка
  • Специфика видения социологии
  • Община и общество
  • 2 типа воли
  • Социология форм
  • Социология и политика

 

- 2 – 

 

  • Биографическая справка
  • Ф. Тённис родился в богатой крестьянской семье в Дании, впоследствии переехавшей в Германию. Получил диплом филолога Страсбургского университета. Докторскую диссертацию по философии защитил в университете г.Киля.
  • Занимался изучением социальной философии ХУШ-Х1Х вв. Написал книги о Гоббсе и Марксе, целый ряд статей о Спинозе, Лейбнице, Спенсере.
  • Социологическая концепция была сформулирована в работе «Общность и общество (теорема философии культуры)» – 1881.
  • В этот же период исследует проблемы девиантного (отклоняющегося) поведения: преступности, самоубийства, бедности как основы девиантного поведения.
  • Был автором работ как теоретического, так и эмпирического характера. В ХХ столетии были опубликованы книги:
  • «Мораль»
  • «Критика общественного мнения»
  • «Собственность»
  • «Прогресс и социальное развитие»
  • «Введение в социологию»

 

- 3 -

 

  • Академическое признание пришло поздно. Только в 1913 г. (в 58 лет) стал внештатным профессором университета в г.Киле. До этого времени занимал позиции приват-доцента (преподавание с частичной занятостью).
  • Тем не менее, в 1921 г. избирается президентом Немецкого социологического общества. Остается на этом посту до его разгона нацистами в 1933 г.
  • Выступал против национал-социализма, подвергался преследованиям. В этот сложный период разделял взгляды социал-демократов,  агитировал за Веймарскую республику.

2. СПЕЦИФИКА ВИДЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ

  • Одной из основных проблем изучаемой Тённисом философии 18-19 вв.  было определение  основополагающих принципов государственного устройства. Здесь определяющими были 2 подхода:
  • 1-й подход – рационалистический. Основывался на признании:
  • естественных прав человека;
  • права на самоуправление народа;
  • необходимости установления разумных законов, разумного государственного устройства.

 

 

 

- 4 -

 

  • Здесь общим был постулат: разумные основания соответствуют человеческой природе.
  • 2-й подход – исторический. Он отстаивал важность традиций, исторически закрепившихся норм права и форм государственности.
  • Таким образом,  рационалисты делали акцент на разуме и его возможностях, историцисты – на силе традиций.
  • Теннис решил объединить эти 2 подхода: рациональный научный метод следует дополнить историческим подходом к анализу общества.
  • Исторический подход предполагал выделение исходной пары антиномических понятий - «община» и «общество», определяющих основу 2-х типов государственности.

3. ОБЩИНА И ОБЩЕСТВО

  • Эти понятия были обоснованы в 1881 г. в работе с соответствующим названием (см. п. 1):
  • Gemeinschaft / community / община (сообщество);
  • Gesellschaft / society / общество.
  • Они рассматривались как идеальные типы, в реальной жизни встречающиеся в смешанном виде. Здесь необходимо определять, что доминирует.

- 5 -

 

  • Противоположность понятий определялась противоположностью типов связей:
  • с одной стороны, - общинных – эмоциональных, традиционных, длительных, объединяющих, основанных на бескорыстии;
  • с другой, - общественных, основанных на рациональном обмене, договоре, отчуждении и конъюнктурных целях.
  • Общинные отношения:
  • родовые и кровно-родственные;
  • соседство (совместное проживание);
  • духовной близости, дружбы, религиозной общности и т.д.
  • Общественные отношения изначально основываются на общинных (осознаваемое единство), но со временем приобретают отчужденную форму. Люди преследуют разные цели, их отношения становятся рациональными, поскольку они понимают функциональную полезность разных ролей в обществе.
  • Община, сообщество – это органическое единство социального целого, а общество – механическое единство.

- 6 -

 

4. ДВА ТИПА ВОЛИ

  • Тённис считал, что основой для 2-х типов обществ являются 2 типа воли.
  • Wesenwille – воля сущности, воля целого, определяющая все аспекты жизни и
  • Kurwille - воля произвольного, избирательного = наличие многих воль, механически объединенных в едином социальном целом.
  • К сущностной воле относятся - симпатия, привычка, память. 
  • К избирательной -  обдуманность, произвольность/избирательность, представление.
  • Почему во главу угла поставлена воля? Особенностью человеческого общества является наличие духовной деятельности. Она представлена единством разума и воли. Именно воля организует разум (мышление).

- 7 -

 

5. СОЦИОЛОГИЯ ФОРМ

  • Социологию Тённиса иногда называют формальной или геометризированной. Почему? Вспомним название основной работы: «Общность и общество  (теорема философии культуры)».
  • Действительно, Тённис сделал первый шаг в направлении чистой, формальной, абстрагированной социологии.
  • Он считал, что чистая, абстрактная наука возможна:
  • об абстрактных предметах и мыслимых вещах (например, геометрия);
  • о принципах, сконструированных мышлением, которые нельзя воспринять чувственно (например, о принципах социальных институтов, политики, государственности).
  • Здесь познание может быть безграничным (more geometriko – лат.). Если очистить изучение различных форм социальной жизни от волеизъявлений, интересов и ценностей, то можно получить универсальное, общезначимое знание об обществе.
  • Слово «теорема» возникло из желания закрепить принципы доказательного, абстрактного мышления, в противовес эмпиризму и иррационализму.

- 8 -

 

  • Основным методом рационалистической методологии социального познания у Тённиса стал метод объективации социальных явлений. Социальное познание должно быть логически строгим и абстрагированным. Только в этом случае будет достигнуто общезначимое знание.
  • Соответственно, средствами объективации стали:
  • абстрагирование;
  • идеализация;
  • конструирование идеальных типов.
  • Полученное знание или идеальные типы рассматривались как понятийные мерки, по которым оценивалась реальная жизнь.  Разрыв, несоответствие живой жизни полученным социальным образцам или эталонам – должны изучаться социологией в 1-ю очередь.
  • Т.о., направленность социальных и социологических исследований должна быть представлена продвижением от абстрактных понятий и идеальных типов – к конкретному анализу социальной реальности.
  • Считал, что в реальной жизни всегда присутствуют 2 типа организации: община и общество. Когда определяем специфику, смотрим, что преобладает.

 

- 9 -

 

  • Однако в социологической теории Тённиса присутствует и ряд детализированных типологий, лишь через ряд опосредующих звеньев выходящих на дихотомию община/общество.
  • Так, он выделяет 3 абстрагированных типа общественной жизни:
  • социальные отношения;
  • социальные группы;
  • корпорации и объединения.
  • Социальные отношения объективны. Они представлены правами и взаимными обязанностями. Осознаются как необходимость.
  • Социальная группа – осознанное объединение индивидов для достижения цели.
  • Корпорации и объединения -  наличие внутренней организации, соподчинения и контроля в процессе достижения целей.

- 10 -

 

  • Подобным образом представлена и классификация социальных норм (нет соответствия предыдущей – самостоятельна):
  • нормы социального порядка – общее согласие, договор, конвенция;
  • правовые нормы – из обычаев или законодательно закрепленные;
  • нормы морали – религии или установленные общественным мнением.
  • Тённис сам говорил о том, что это – абстрактная, аналитическая типология. В реальной жизни нормативные системы состоят их совокупности всех 3-х типов норм.
  • Разработка абстрактных типологий и идеальных типов  - задача формальной, чистой теоретической социологии. Анализ общества в его развитии, несоответствии с идеальными типами – задача прикладной социологии.
  • Социология – это единство теоретического и прикладного знания.

- 11 -

 

  • Метод теоретической социологии – осмысление социальных сущностей в состоянии покоя.
  • Метод прикладной социологии – применение принципа антиномий к анализу социальной динамики, развития, движения.
  • Общая направленность развития социума – от общины к обществу, т.к. разум и рациональность начинают преобладать.

 

6. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТИКА

  • Социология – это социальное познание, социальная наука, разрабатывающая социальную теорию.
  • Политика – это деятельность, основанная на интересах, целях, ценностях, т.е., - социальная практика.
  • Позитивистское абстрагирование от ценностей в социологии не означало отказ от социологического изучения ценностей (например, в политике).
  • Научный социологический подход может дать объективные результаты. Их можно рассматривать как научно удостоверенные факты для осуществления политической деятельности.

- 12 -

 

  • Наука делает ценности предметом исследования. Политика – основанием деятельности.
  • Человек науки познает, практический человек желает действовать. Но для эффективности деятельности необходим научный анализ. Т.о., у Тённиса – стремление не разделить социологию и политику, а онаучить политику.
  • В 30-е гг. эта интенция в Германии была более чем актуальна - активно лоббировались идеалы социал-демократии, развивалось рабочее движение, отстаивались права на свободу слова и образование профсоюзов, зарождалось и становилось все более массовым движение национал-социализма.

                                                             * * *

  • По существу, Фердинанд ТЁННИС  был социологом «на рубеже столетий». С одной стороны, - он обнаруживал стремление рассматривать философию истории как социологию, с другой, - тенденцию аналитического построения социологии.

 


Информация о работе Социология Фердинанда Тенниса (1855-1936, Германия)