Социология Фердинанда Тенниса (1855-1936, Германия)
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 18:35, лекция
Краткое описание
Ф. Тённис родился в богатой крестьянской семье в Дании, впоследствии переехавшей в Германию. Получил диплом филолога Страсбургского университета. Докторскую диссертацию по философии защитил в университете г.Киля.
Занимался изучением социальной философии ХУШ-Х1Х вв. Написал книги о Гоббсе и Марксе, целый ряд статей о Спинозе, Лейбнице, Спенсере. Социологическая концепция была сформулирована в работе «Общность и общество (теорема философии культуры)» – 1881. В этот же период исследует проблемы девиантного (отклоняющегося) поведения: преступности, самоубийства, бедности как основы девиантного поведения.
Содержание
Биографическая справка
Специфика видения социологии
Община и общество
2 типа воли
Социология форм
Социология и политика
Вложенные файлы: 1 файл
Лекция 6. СОЦИОЛОГИЯ Фердинанда ТЁННИСА (1855-1936, Германия)
ПЛАН
- Биографическая справка
- Специфика видения социологии
- Община и общество
- 2 типа воли
- Социология форм
- Социология и политика
- 2 –
- Биографическая справка
- Ф. Тённис родился в богатой крестьянской семье в Дании, впоследствии переехавшей в Германию. Получил диплом филолога Страсбургского университета. Докторскую диссертацию по философии защитил в университете г.Киля.
- Занимался изучением социальной философии ХУШ-Х1Х вв. Написал книги о Гоббсе и Марксе, целый ряд статей о Спинозе, Лейбнице, Спенсере.
- Социологическая концепция была сформулирована в работе «Общность и общество (теорема философии культуры)» – 1881.
- В этот же период исследует проблемы девиантного (отклоняющегося) поведения: преступности, самоубийства, бедности как основы девиантного поведения.
- Был автором работ как теоретического, так и эмпирического характера. В ХХ столетии были опубликованы книги:
- «Мораль»
- «Критика общественного мнения»
- «Собственность»
- «Прогресс и социальное развитие»
- «Введение в социологию»
- 3 -
- Академическое признание пришло поздно. Только в 1913 г. (в 58 лет) стал внештатным профессором университета в г.Киле. До этого времени занимал позиции приват-доцента (преподавание с частичной занятостью).
- Тем не менее, в 1921 г. избирается президентом Немецкого социологического общества. Остается на этом посту до его разгона нацистами в 1933 г.
- Выступал против национал-социализма, подвергался преследованиям. В этот сложный период разделял взгляды социал-демократов, агитировал за Веймарскую республику.
2. СПЕЦИФИКА ВИДЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ
- Одной из основных проблем изучаемой Тённисом философии 18-19 вв. было определение основополагающих принципов государственного устройства. Здесь определяющими были 2 подхода:
- 1-й подход – рационалистический. Основывался на признании:
- естественных прав человека;
- права на самоуправление народа;
- необходимости установления разумных законов, разумного государственного устройства.
- 4 -
- Здесь общим был постулат: разумные основания соответствуют человеческой природе.
- 2-й подход – исторический. Он отстаивал важность традиций, исторически закрепившихся норм права и форм государственности.
- Таким образом, рационалисты делали акцент на разуме и его возможностях, историцисты – на силе традиций.
- Теннис решил объединить эти 2 подхода: рациональный научный метод следует дополнить историческим подходом к анализу общества.
- Исторический подход предполагал выделение исходной пары антиномических понятий - «община» и «общество», определяющих основу 2-х типов государственности.
3. ОБЩИНА И ОБЩЕСТВО
- Эти понятия были обоснованы в 1881 г. в работе с соответствующим названием (см. п. 1):
- Gemeinschaft / community / община (сообщество);
- Gesellschaft / society / общество.
- Они рассматривались как идеальные типы, в реальной жизни встречающиеся в смешанном виде. Здесь необходимо определять, что доминирует.
- 5 -
- Противоположность понятий определялась противоположностью типов связей:
- с одной стороны, - общинных – эмоциональных, традиционных, длительных, объединяющих, основанных на бескорыстии;
- с другой, - общественных, основанных на рациональном обмене, договоре, отчуждении и конъюнктурных целях.
- Общинные отношения:
- родовые и кровно-родственные;
- соседство (совместное проживание);
- духовной близости, дружбы, религиозной общности и т.д.
- Общественные отношения изначально основываются на общинных (осознаваемое единство), но со временем приобретают отчужденную форму. Люди преследуют разные цели, их отношения становятся рациональными, поскольку они понимают функциональную полезность разных ролей в обществе.
- Община, сообщество – это органическое единство социального целого, а общество – механическое единство.
- 6 -
4. ДВА ТИПА ВОЛИ
- Тённис считал, что основой для 2-х типов обществ являются 2 типа воли.
- Wesenwille – воля сущности, воля целого, определяющая все аспекты жизни и
- Kurwille - воля произвольного, избирательного = наличие многих воль, механически объединенных в едином социальном целом.
- К сущностной воле относятся - симпатия, привычка, память.
- К избирательной - обдуманность, произвольность/избирательность, представление.
- Почему во главу угла поставлена воля? Особенностью человеческого общества является наличие духовной деятельности. Она представлена единством разума и воли. Именно воля организует разум (мышление).
- 7 -
5. СОЦИОЛОГИЯ ФОРМ
- Социологию Тённиса иногда называют формальной или геометризированной. Почему? Вспомним название основной работы: «Общность и общество (теорема философии культуры)».
- Действительно, Тённис сделал первый шаг в направлении чистой, формальной, абстрагированной социологии.
- Он считал, что чистая, абстрактная наука возможна:
- об абстрактных предметах и мыслимых вещах (например, геометрия);
- о принципах, сконструированных мышлением, которые нельзя воспринять чувственно (например, о принципах социальных институтов, политики, государственности).
- Здесь познание может быть безграничным (more geometriko – лат.). Если очистить изучение различных форм социальной жизни от волеизъявлений, интересов и ценностей, то можно получить универсальное, общезначимое знание об обществе.
- Слово «теорема» возникло из желания закрепить принципы доказательного, абстрактного мышления, в противовес эмпиризму и иррационализму.
- 8 -
- Основным методом рационалистической методологии социального познания у Тённиса стал метод объективации социальных явлений. Социальное познание должно быть логически строгим и абстрагированным. Только в этом случае будет достигнуто общезначимое знание.
- Соответственно, средствами объективации стали:
- абстрагирование;
- идеализация;
- конструирование идеальных типов.
- Полученное знание или идеальные типы рассматривались как понятийные мерки, по которым оценивалась реальная жизнь. Разрыв, несоответствие живой жизни полученным социальным образцам или эталонам – должны изучаться социологией в 1-ю очередь.
- Т.о., направленность социальных и социологических исследований должна быть представлена продвижением от абстрактных понятий и идеальных типов – к конкретному анализу социальной реальности.
- Считал, что в реальной жизни всегда присутствуют 2 типа организации: община и общество. Когда определяем специфику, смотрим, что преобладает.
- 9 -
- Однако в социологической теории Тённиса присутствует и ряд детализированных типологий, лишь через ряд опосредующих звеньев выходящих на дихотомию община/общество.
- Так, он выделяет 3 абстрагированных типа общественной жизни:
- социальные отношения;
- социальные группы;
- корпорации и объединения.
- Социальные отношения объективны. Они представлены правами и взаимными обязанностями. Осознаются как необходимость.
- Социальная группа – осознанное объединение индивидов для достижения цели.
- Корпорации и объединения - наличие внутренней организации, соподчинения и контроля в процессе достижения целей.
- 10 -
- Подобным образом представлена и классификация социальных норм (нет соответствия предыдущей – самостоятельна):
- нормы социального порядка – общее согласие, договор, конвенция;
- правовые нормы – из обычаев или законодательно закрепленные;
- нормы морали – религии или установленные общественным мнением.
- Тённис сам говорил о том, что это – абстрактная, аналитическая типология. В реальной жизни нормативные системы состоят их совокупности всех 3-х типов норм.
- Разработка абстрактных типологий и идеальных типов - задача формальной, чистой теоретической социологии. Анализ общества в его развитии, несоответствии с идеальными типами – задача прикладной социологии.
- Социология – это единство теоретического и прикладного знания.
- 11 -
- Метод теоретической социологии – осмысление социальных сущностей в состоянии покоя.
- Метод прикладной социологии – применение принципа антиномий к анализу социальной динамики, развития, движения.
- Общая направленность развития социума – от общины к обществу, т.к. разум и рациональность начинают преобладать.
6. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТИКА
- Социология – это социальное познание, социальная наука, разрабатывающая социальную теорию.
- Политика – это деятельность, основанная на интересах, целях, ценностях, т.е., - социальная практика.
- Позитивистское абстрагирование от ценностей в социологии не означало отказ от социологического изучения ценностей (например, в политике).
- Научный социологический подход может дать объективные результаты. Их можно рассматривать как научно удостоверенные факты для осуществления политической деятельности.
- 12 -
- Наука делает ценности предметом исследования. Политика – основанием деятельности.
- Человек науки познает, практический человек желает действовать. Но для эффективности деятельности необходим научный анализ. Т.о., у Тённиса – стремление не разделить социологию и политику, а онаучить политику.
- В 30-е гг. эта интенция в Германии была более чем актуальна - активно лоббировались идеалы социал-демократии, развивалось рабочее движение, отстаивались права на свободу слова и образование профсоюзов, зарождалось и становилось все более массовым движение национал-социализма.
* * *
- По существу, Фердинанд ТЁННИС был социологом «на рубеже столетий». С одной стороны, - он обнаруживал стремление рассматривать философию истории как социологию, с другой, - тенденцию аналитического построения социологии.
Информация о работе Социология Фердинанда Тенниса (1855-1936, Германия)