Социология культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 16:35, реферат

Краткое описание

В данной работе мы рассмотрим социологию культуры, как одно из самых парадоксальных направлений социологической мысли. Культура рассматривается в социологии как сложное, динамичное образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношения, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях. Объектом социального исследования является конкретное изучение распределение существующих в данном обществе форм и способов освоения, создания и передачи объектов культуры, устойчивые и изменчивые процессы в культурной жизни, а также обусловливающие их социальные факторы и механизмы.

Содержание

Введение.
Социология культуры. Предмет социологии культуры.
Функции и формы культуры.
Вывод.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат - Социология культуры.docx

— 69.46 Кб (Скачать файл)

                            

                            Реферат

                        на тему:

            «Социология культуры»

 

 

 

 

                                                        

 

 

                                                                                            

                                                  Одесса, 2010 г.

                                                 План

  1. Введение.

  1. Социология культуры. Предмет социологии культуры.

  1. Функции и формы культуры.

  1. Вывод.

  1. Список использованной литературы.

                                                                                       

      

                                               Введение

 

В данной работе мы рассмотрим социологию культуры, как одно из самых парадоксальных направлений социологической мысли.

Культура рассматривается в  социологии как сложное, динамичное образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношения,  направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях. Объектом социального исследования является конкретное изучение распределение существующих в данном обществе форм и способов освоения, создания и передачи объектов культуры, устойчивые и изменчивые процессы в культурной жизни, а также обусловливающие их социальные факторы и механизмы.

В этом контексте социология изучает широко распространенные устойчивые и повторяющиеся во времени многообразные формы отношений членов социальных общностей, групп и обществ в целом с природным и социальным окружением, динамику развития культуры, которая позволяет определить уровень развития культуры сообществ и следовательно, говорить об их культурном прогрессе или регрессе.

   Понятие "культура" имеет достаточно длительную историю. Оно происходит от латинского слова, означающего возделывание (земли), облагораживание, воспитание.

Одним из первых исследователей, употребивших понятие "культура" в более широком смысле, был  немецкий правовед XII в. Самуэль Пуфендорф (1632-1694). По его мнению, культура представляет собой совокупность того, что создано деятельностью общественного человека и существует благодаря человеку и общественной жизни.

      Культурную деятельность принято подразделять на материальную (техника, материальные ценности) и духовную (мораль, наука, искусство). Понятие культуры в философии тесно соприкасается с понятием цивилизация. Цивилизация — совокупность материальных и духовных достижений отдельного общества или человечества в целом. Уровень различия цивилизации определяется природой и уровнем развития материальной и духовной культуры, результатом социально-культурной деятельности общества, ролью общества в решении глобальных проблем и роль обществе в прогрессе человечества.

    Впервые об особом социологическом подходе к пониманию культуры заявили английские и американские социологи конца XIX века. Они выделили из философского понятия культуры и цивилизации невещественный компонент, который стал основным содержанием социологической понятия культуры.

     Первое социологическое  определение культуры дал американский  ученый Эдуард Тейлор: "Культура — это некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества".

Таким образом социологическое  понятие культуры включается в себя:

  • то, что постигается человеком в процессе его жизнедеятельности;

  • то, что передается из поколения в поколение, обеспечивая преемственность общества.

            Социология культуры. Предмет социологии культуры

   Социология культуры - это наука, рассматривающая строение и функционирование культуры в связи с социальными структурами и институтами применительно к конкретно-историческим ситуациям, взаимоотношения общества и культуры в целом. Социология культуры относится к социологической теории среднего уровня.

   Социология культуры возникла как реакция на известную ограниченность позитивистской социологии, не справляющейся с анализом сложных социальных процессов, в том числе - процессов в сфере духовной жизни, науки, искусства, религии, идеологии. Свою задачу разработчики социологии культуры видели в том, чтобы соизмерить и связать смысловые конструкции с определенными общественными условиями, раскрыть их собственную динамику. Социология культуры стремится к социологическому раскрытию историко-культурного материала, накопленного родственными культурологическими дисциплинами, с целью изучения воздействия идей на социальную структуру общества, на социальные институты, социальные движения, на скорость и характер социокультурного развития. Социология культуры ориентирована не столько на фиксирование и описание тех или иных явлений культуры, сколько на исследование генезиса и исторических трансформаций различных культурных форм.

 Что можно считать предметом социологии культуры? Вероятно, саму культуру как сложное динамическое образование, имеющее социальную природу и выражающее социальные отношения, направленные на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, с помощью которых обеспечивается взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях.

Предмет социологии культуры - комплекс общих закономерностей динамики культуры, специфических групповых и региональных регулярностей ее движения при различных состояниях общества, разнообразие форм социокультурной жизни, а также анализ характерных для каждого из таких состояний способов, результатов и последствий деятельности представителей различных социальных групп, направленной на поддержание или преобразование общественной жизни.

Культура как "вторая природа" порождается материальными потребностями  людей, их интеллектуальными, нравственными, эстетическими и другими запросами, практическими интересами различных  социальных общностей, групп и индивидов.

Социология культуры активно изучает тенденции культурного  развития общества. Она выявляет воздействие научно-технического прогресса на культурные процессы, исследуют социально-культурные последствия урбанизации, влияние средств массовой информации на социализацию личности, на общественные настроения. Социология культуры фиксирует изменения национальных, духовных, семейных, бытовых отношениях, вызванные распространением образования, динамикой численности учреждений культуры и т.д.

Содержание социологии культуры составляют:

  • существующие в данном обществе формы и способы освоения, создания и передачи объектов культуры;
  • устойчивые и подвижные процессы в культурной жизни и детерминирующие их социальные факторы и механизмы;
  • конкретный вклад той или иной социальной общности в развитие культуры;
  • оценки освоения культуры членами социальных общностей и групп и их собственного культурного окружения;
  • социокультурные нормы, регулирующие отношения в социальных общностях, между социальными общностями, в обществе в целом;
  • технология функционирования различных элементов социальной системы и общества в целом;
  • специфические формы культурной жизни различных социальных общностей, общества в целом на каждом этапе его развития.

Социология культуры изучает  последнюю как социальную систему. В ней принято в качестве единиц анализа использовать устойчивые культурные образования: представления, социокультурные  образцы, ценности и нормы.

Представления формируются  на личностном уровне и сочетают в  себе образы, знания, отношения и  оценки. Социокультурные образцы - результаты деятельности в типичных жизненных  ситуациях. Ценности - то, чему отдается предпочтение по отношению к определенным предметам и социокультурным  образцам. Социокультурные нормы - относительно устойчивые образцы поведения, фиксирующие  в каждой сфере культуры или значимой ситуации взаимодействия пределы дозволенного.

Указанные типы культурных образований выполняют важные функции  в социальной жизни, порождаются  ею и служат установлению взаимопонимания  между людьми в процессе социального  взаимодействия.

       В социологии под культурой в широком смысле этого слова понимают

специфическую, генетически  не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определённых структур деятельности и общения. В узком смысле культура практикуется в социологии как система коллективно разделяемых ценностей, убеждений образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей. О социологии культуры -  нужно говорить как о конкретной, специфической отрасли знания, которая находится на стыке областей социологии и культуры, и соответственно, изучает социальные закономерности развитие культуры, формы проявления этих закономерностей в человеческой деятельности. Социология культуры призвана раскрывать противоречивые тенденции, факторы,

влияющие на культурогенез, иначе говоря, на общую социологическую  картину культуры. Каждое из составляющих это знание – целый пласт чрезвычайно сложных и взаимообусловленных элементов: творческая деятельность и способ («технология») человеческой деятельности; создание, усвоение, сохранение и трансляция идей, представлений, культурных норм и ценностей; ступени формирования этих ценностей; количественный и качественный анализ культурных явлений и т.п.

                                 Функции и формы культуры

Культура как социальный феномен  обладает рядом функций. Социологи, по-разному определяют роль культуры и ее функции в общественной жизни. Наиболее распространенная классификация  включает три основных функции:

  • образовательно-воспитательная — культура дает человеку комплекс знаний, необходимых ему для интеграции в общество и нормального социального взаимодействия;

  • интегративно-дезинтегративная — культура, с одной стороны — объединяет людей, предлагая им единую систему ценностей, норм, морали, обычаев, традиций, а с другой — обособляет людей, представляющих различные культуры;

  • регулятивная — культура, через систему ценностей и норм, регулирует поведение индивида в соответствии с требованиями общества или той группы, членом которой является индивид.

Исторически развиваясь, культуры отдельных обществ прошли несколько этапов, которые привели  к формированию различных форм культуры:

Народная культура — это культура широких народных масс, которая формируется с момента образования национального государства. В основе народной культуры лежит опыт масс и самодеятельное творчество населения. Народная культура проявляется в обычаях и традициях, закрепляется моралью и законами. Овладевание элементами народной культуры не требует специальной подготовки и образования.

Элитарная культура — формируется в высших слоях классового общества с момента законодательного закрепления их привилегированного положение. Высокие возможности этих слоев формируют специальные потребности, удовлетворение которых требует профессиональной деятельности. Возникает специфический стиль жизни, профессиональное искусство и сфера услуг. Постепенно, система ценностей и норм поведения представителей элитарной культуры отрывается от народной культуры. Начиная с эпохи Возрождения, элитарная культура начинает приобретать интернациональные черты. Взаимообмен элементами элитарной культуры происходит значительно интенсивнее, чем обмен народными культурами, которая начинает приобретать черты национальной.

Массовая культура — в конце XIX века, в связи с повышением образовательного и культурного уровня основной массы населения и началом развития массового производства, появилась возможность распространения некоторых элементов элитарной культуры среди широких слоев населения. Таким образом, возникает феномен массовой культуры. Массовая культура возникает на стыке элитарной и народной культуры и предлагает широким массам упрощенные элементы элитарной культуры, потребление которых по-прежнему не требует специальной подготовки. Доступность массовой культуры достигается, прежде всего, растущими возможностями массового производства в материальной и духовной сферах.

Национальная культура — массовое производство требует унификации. Это справедливо и для массовой культуры, которая начинает приобретать черты интернациональной. Народная культура становится национальной, включает в себе этнические элементы, самодеятельное творчество, отдельные обычаи и традиции.

Информация о работе Социология культуры