Социология личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 13:41, реферат

Краткое описание

Перед тем как говорить о социологии личности, необходимо прежде всего, определиться с самим понятием личности. Общественное сознание часто объединяет такие понятия как «человек», «индивид», «личность», что не совсем верно. Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род, человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности. Благодаря этому способу жизнедеятельности, человек на всех этапах исторического развития, во всех точках земного шара остается тождественным самому себе, сохраняет определенный онтологический статус.

Содержание

1. Что такое личность
2. Личность как объект социологического анализа
3. Теории социализации
3.1 Теории Ч.Кули и Дж. Мида
3.2 Теория Ж.Пиаже
3.3 Теория З.Фрейда
3.4 Теория Э.Эриксона
4. Статусно-ролевая концепция личности
5. Процесс социализации личности
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

социология личности.docx

— 44.42 Кб (Скачать файл)
 
 
 

 

Министерство  Российской Федерации по связи и  информатизации.

Сибирский Государственный  Университет Телекоммуникаций и  Информатики.

Кафедра социально-политических теорий.

РЕФЕРАТ

По предмету «Социология  »

Тема: “Социология личности”

Новосибирск 2004 г.

 

Содержание

1. Что такое личность

2. Личность как объект  социологического анализа

3. Теории социализации

3.1 Теории Ч.Кули и Дж. Мида

3.2 Теория Ж.Пиаже

3.3 Теория З.Фрейда

3.4 Теория Э.Эриксона

4. Статусно-ролевая концепция личности

5. Процесс социализации  личности

Заключение

Список литературы

 

1. Что такое личность

Перед тем как говорить о социологии личности, необходимо прежде всего, определиться с самим понятием личности. Общественное сознание часто объединяет такие понятия как «человек», «индивид», «личность», что не совсем верно. Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род, человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности. Благодаря этому способу жизнедеятельности, человек на всех этапах исторического развития, во всех точках земного шара остается тождественным самому себе, сохраняет определенный онтологический статус.

Итак, существует человечество как специфическая материальная реальность. Но человечество как таковое  самостоятельно не существует. Живут  и действуют конкретные люди. Существование  отдельных представителей человечества выражается понятием «индивид». Индивид – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный человек». При такой постановке вопроса не фиксируются как особенности действия различных биологических факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий жизнедеятельности человека. Однако полностью абстрагироваться от действия этих факторов невозможно. Очевидно, что существуют большие различия между жизнедеятельностью ребенка и взрослого человека, человека первобытного общества и более развитых исторических эпох. Чтобы отразить конкретно-исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития, наряду с понятием «индивид» используют и понятие «личность». Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности от исходного состояния для онто- и филогенеза человека, личность – итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.

Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего, философии, психологии и социологии. Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в  мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает  личность в качестве устойчивой целостности  психических процессов, свойств  и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств и  т.д.

Социологический же подход выделяет в личности социально-типическое. Основная проблематика социологической теории личности связана с процессом формирования личности и развития ее потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности. Социология в целом содержит множество теорий личности, которые отличаются друг от друга кардинальными методологическими установками.

Личность как субъект  социальных отношений, прежде всего, характеризуется  автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной  противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением  властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие  у личности самосознания, т. е. не просто сознания, мышления и воли, а способность  к самоанализу, самооценке, самоконтролю.

Самосознание личности трансформируется в жизненную позицию. Жизненная  позиция представляет собой принцип  поведения, основанный на мировоззренческих  установках, социальных ценностях, идеалах  и нормах личности, готовности к  действию. Проблема изучения личности в социологии является одной из центральных, поскольку каждый социолог для понимания сущности социальных явлений, системы взаимосвязей людей в обществе обязан понять, что движет поступками каждого конкретного человека. Индивидуальное поведение, таким образом, представляет собой основу понимания жизни всей социальной группы или общества.

В отличие от психологии социология сразу пытается дать ответы на вопросы о социальном поведении  личности, представить личность во всем многообразии социальных связей. В связи с этим в ходе изучения личности в контексте социальных связей необходимо дать ответы на вопросы  о формировании личности в социальном окружении, месте, занимаемом личностью  в социальном пространстве, включенности личности в социальные группы, восприятии личностью культурных норм, отклонениях  от этих культурных норм.

 

2. Личность как объект  социологического анализа

Проблема взаимоотношений  личности и общества принадлежит  к наиболее интересным и важным темам  в социологии. Развитие представлений  о человеке как личности прошло несколько  этапов. Древнегреческие философы отделили человека от космоса. В период средневековья  человек рассматривался как Храм, созданный по образу и подобию  Бога. Эпоха Возрождения утвердило  разум как высшее достоинство  человека. По мнению историков, понятие «индивидуальность», как и понятие «личность», появилось 200-300 лет назад, т.е. в эпоху Просвещения. Именно с периода ранних буржуазных революций происходит постепенное возвышение личности в европейской философии.

В структуре личности можно  выделить 3 уровня:

1.         Биологический

2.         Психологический

3.         Социальный

Первый уровень представлен  генетически детерминированными задатками, которые придают каждой человеческой личности индивидуальность. Второй уровень  включает потребности, характер, темперамент, память, эмоции, субъективное «я».

С социологической точки  зрения самым существенным является третий уровень, собственно личностный. Здесь проявляются социальные свойства индивида. Личность – это интегральное социальное качество, которое формируется  у индивида в процессе его включения  в систему общественных отношений. В структуре личности различаются 2 подсистемы: отношения с внешней  средой представляет собой базис  личности, определяющий формирование и развитие её внутреннего мира.

Совокупность социальных связей непосредственно отражается в мировоззрении личности, в нём  же содержится их оценка и установка  на изменение или сохранение существующего  положения вещей. Личность постоянно  получает новую информацию, новые  знания. Эти знания превращаются в  убеждения. В конкретных ситуациях  индивид, опираясь на знания и убеждения, вырабатывает взгляды и мнения. Знания и убеждения являются наиболее устойчивыми  качествами личности, а взгляды и  мнения – её чертами. Качества и  черты определяют характер поступков человека, его цели и идеалы. Социальная структура личности постоянно изменяется.

Исходными источниками деятельности личности выступают потребности  человека. Будучи осознанными, потребности  превращаются в интересы личности. Интересы являются реальной причиной деятельности социальных субъектов, направленной на удовлетворение определённых потребностей, лежащей в основе непосредственных побуждений, мотивов поведения. Важнейшие  элементы внутренней структуры личности, закреплённые жизненным опытом индивида и регулирующие его поведение, - ценностные ориентации. Ценностные ориентации выступают  важнейшим фактором, регулирующим мотивацию  личности.

Решающая роль при выборе личностью модели своего поведения  принадлежит также диспозиционной установке личности. Диспозиция означает предрасположенность личности к  определённому восприятию условий  деятельности и к поведению в  этих условиях. Диспозиционный механизм включает взаимодействие мотивов и  стимулов, приводящее к появлению  установок личности. Понятие установки  связывается с предрасположенностью к действию, которое характеризуется  как некое состояние психики  индивида.

В отечественной социологии эту теорию активно разрабатывал В.А. Ядов. В соответствии с предложенной В.А. Ядовым диспозиционной теорией саморегуляции социального поведения личности существует иерархия диспозиций. К низшему уровню диспозиционной структуры личности относятся элементарные установки, формирующиеся в простейших жизненных ситуациях.

Второй уровень диспозиционной структуры личности – социально  фиксированные установки со сложной  структурой, состоящей из 3 основных компонентов: оценочного, рассудочного и собственно поведенческого. Речь идёт о взаимодействии индивида с  отдельными объектами в разных конкретных ситуациях. Это и является социальной установкой. Третий диспозиционный уровень  образуют базовые социальные установки, обусловленные интересами личности в различных областях деятельности. Высший диспозиционный уровень образуют ценностные ориентации.

Если рассматривать личность в качестве социального субъекта, то общие и специфические социальные условия будут сказываться на интересах личности. Через социальный интерес осуществляется обратная связь  от субъекта к его общественному  деянию: люди действуют, преследуя определённые социально обусловленные интересы. Формирование новых потребностей, интересов  и диспозиций стимулирует творческое нестереотипное поведение.

 

3. Теории социализации

Младенец вступает в большой  мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время  ребенок становится человеческим существом  с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения  и ответственностью, а также с  неповторимо индивидуальным видением мира.

Этот процесс усвоения личностных качеств на разных этапах физического существования человека определяется в социологии термином «социализация».

Социализация – это  сложный процесс включения индивида в общественные отношения, в ходе которого он усваивает образцы поведения, социальные нормы и ценности, необходимые для успешного функционирования в данном обществе.

Первичная социализация –  та социализация, в которую индивид  включается в детстве. Вторичная  социализация – это последующий  процесс усвоения новых ролей, ценностей, знаний на каждом этапе жизни.

Люди и учреждения, с  помощью которых осуществляется социализация личности, называются агентами социализации. Агенты первичной социализации – родители, братья и сестры, бабушки и дедушки, все остальные родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, врачи – все люди, кто связан с индивидом тесными личными отношениями. Вторичную социализацию осуществляют люди, связанные формально деловыми отношениями, т.е. представители администрации школы, вуза, армии, суда и т.д.

 

3.1 Теории Ч. Кули и Дж. Мида

Теории социализации имеют  довольно длительную историю становления  и развития. Наибольшую известность  получили теории Ч. Кули и Дж. Мида, Р. Линтона, З. Фрейда. Большой вклад в объяснение процесса социализации внесли представители школы символического интеракционизма Ч. Кули и Дж. Мид.

По их мнению, каждый человек  строит своё «я», основываясь на реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт. Стержень личности – это  результат социального взаимодействия, в ходе которого индивид обучился смотреть на себя как на объект, глазами  других людей. Человек имеет столько  социальных «я», сколько существует лиц и групп, о мнении которых  он заботится. Решающая роль в социализации отводится первичным группам, в  которых складываются неформальные и доверительные отношения.

Человеческое «я», открывающееся  через реакции других людей, известно как «зеркальное я». Другие люди – это те зеркала, в которых  формируется образ «я» человека. «Я» включает: 1) представление о  том, «каким я кажусь другому человеку», 2) представление о том, «как этот другой оценивает мой образ», 3) вытекающее из этого специфическое «чувство»  гордости или унижения.

Дополняющей и развивающей  теорию «зеркального» я стала  концепция «обобщённого другого», разработанная  Дж. Мидом. «Обобщённый другой» означает анонимных людей, народ, общество как абстрактное лицо – сеть институтов (семья, религия, образование), государство. Формирование в сознании «обобщённого другого» – решающая фаза социализации.

По мнению Мида, сознательное «я» вырастает в социальном процессе. Маленький ребёнок обнаруживает своё я как существо, обладающее определёнными намерениями только во взаимодействии с другими. Если ребёнок обращается только с одним человеком, его развитие как индивидуальности будет сравнительно прямолинейным и одномерным. Ребёнку требуется несколько взрослых, которые по-разному реагируют на мир. К тому же необходимо, чтобы значимые для ребёнка другие сами контактировали с «обобщённым другим».

Усматривая особенность  человеческого сознания в способности  использовать символы и жесты, Мид полагал, что человек может быть объектом для самого себя, будучи и субъектом. Психическую систему этого процесса Мид называет «я» и «меня». Как субъект «я» может оставаться самим собой, как объект, приняв отношение другого к самому себе. Посредниками этого процесса являются «значимые другие», т.е. мать, отец и другие близкие.

Главная роль в процессе социализации, по мнению Мида, принадлежит детским играм, в процессе которых развиваются разум и способности ребёнка, усваиваются роли сразу нескольких лиц. На первой стадии развития (1-3 года) ребёнок просто примеряет на себя всевозможные роли. На второй стадии вместе с другими начинает осуществлять упорядоченное взаимодействие между различными лицами (игра в «дочки-матери»). Критерием формирования зрелого «я» служит способность принять на себя роль «обобщённого другого» – с наступлением третьей стадии (от 4 лет и далее). Мид подчёркивал значение отношений со сверстниками для формирования самостоятельной и ответственной личности.

3.2 Теория Ж.Пиаже

Французский психолог Ж. Пиаже, сохраняя идею различных стадий в  развитии личности, делает акцент на развитии познавательных структур индивида и  их последующей перестройке в  зависимости от опыта и социального  взаимодействия. Эти стадии сменяют  одна другую в определенной последовательности: сенсорно-моторная (от рождения до 2 лет), операциональная (от 2 до 7), стадия конкретных операций (с 7 до 11), стадия формальных операций (с 12 до 15).

3.3 Теория З.Фрейда

Одним из первых выделил  механизм социализации ребёнка основатель психоанализа З.Фрейд. По Фрейду, личность состоит из трёх основных компонентов: «оно», «я», «сверх-я». «Оно» - примитивный компонент, иррациональный и бессознательный, носитель инстинктов, подчиняющийся принципу удовольствия. Инстанция «я» осуществляет контроль личности, учитывая особенности внешнего мира. «Сверх-я» – носитель моральных норм, выполняющий оценочные функции. Фрейд понимал социализацию как процесс «развёртывания» врождённых свойств человека, в результате которого происходит становление этих трёх составляющих элементов личности. В этом процессе Фрейд выделяет 5 стадий, связанных с определёнными участками тела: оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная.

Первая стадия развития человека соответствует оральной фазе и охватывает первый год жизни. В этот период развивается  параметр социального взаимодействия, положительным полюсом которого служит доверие, а отрицательным  – недоверие. Если младенец не получает должного ухода, любви, то вырабатываемое у него недоверие к миру он переносит  в другие стадии своего развития. Вопрос в том, какое начало одержит верх, возникает заново на каждой последующей  стадии развития.

По Фрейду, вторая стадия, совпадая с анальной фазой, охватывает второй и третий годы жизни. На этой фазе устанавливается соотношение  между самостоятельностью, с одной  стороны, и стыдливостью и неуверенностью – с другой. Ребёнок, вынесший из этой стадии гораздо больше самостоятельности, чем стыда (если родители предоставляют  ему делать то, на что он способен), окажется хорошо подготовлен к развитию самостоятельности в дальнейшем. Третья стадия обычно приходится на возраст от 4 до 5 лет. Возраст от 6 до 11 лет – четвёртая стадия, соответствующая латентной фазе. Пятая фаза – это возраст от 12 до 18 лет.

3.4 Теория Э. Эриксона

Из практики психоанализа возникла теория развития личности Э. Эриксона. По мнению Эриксона, основы человеческого  «я» коренятся в социальной организации  общества. Каждой стадии развития личности отвечают свои, присущие данному обществу ожидания, которые индивид может  оправдать или не оправдать, и  тогда он либо включается в общество, либо отвергается им.

Эти идеи Эриксона легли  в основу 2-х важных понятий его  концепции – «групповой идентичности»  и «эго-идентичности». Благодаря  тому, что с первого дня жизни  воспитание ребёнка ориентировано  на включение его в социальную группу, формируется групповая идентичность. Параллельно с групповой формируется эго-идентичность, которая создаёт у субъекта чувство устойчивости и непрерывного своего «я», несмотря на изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития.

Эриксон выдвинул 3 важных и  новых положения. 1) он предположил, что наряду с описанными Фрейдом  фазами психосексуального развития, в ходе которого меняется направленность влечения от аутоэротизма к внешнему объекту, существуют и психологические стадии развития «я», в ходе которого индивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде.

Во-вторых, Эриксон утверждал, что становление личности растягивается  на весь жизненный цикл, а не заканчивается  в подростковом возрасте. И в-третьих, каждой стадии присущи свои собственные  параметры развития, которые могут  быть положительными и отрицательными.

Социальный параметр третьей  стадии Фрейда (фаллическая), по мнению Эриксона, развивается между предприимчивостью на одном полюсе и чувством вины на другом. От того, как на этой стадии реагируют родители на игры и забавы ребёнка, во многом зависит, какое из этих качеств перевесит в его характере.

Четвёртая стадия , соответствующая латентной фазе в психоанализе. Здесь Эриксон расширяет рамки психоанализа и указывает, что развитие ребёнка в этот период зависит не только от родителей, но и от отношения других взрослых. В этот период у ребёнка появляется дедукция, способность к организованным играм, регламентированным занятиям, а социальный параметр этой стадии характеризуется умелостью, с одной стороны, и чувством неполноценности – с другой.

При переходе в пятую стадию (12-18 лет) параметр связи с окружающим колеблется между положительным  полюсом идентификации «я» и  отрицательным полюсом путаницы ролей. Т.е. подросток, который приобрёл способность к обобщениям, должен объединить всё, что он знает о  себе как о сыне, школьнике, друге, спортсмене и т.д. Все эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить, связать с прошлым  и проецировать в будущее. Если молодой  человек успешно справится с  такой психосоциальной идентификацией, то у него появится ощущение того, кто  он есть и куда идёт. В отличии от предыдущих стадий влияние родителей теперь оказывается гораздо более косвенным.

Шестой стадией жизненного цикла является начало зрелости. Специфический  для этой стадии параметр заключён между положительным полюсом  близости (брак, дружба) и отрицательным  – одиночества.

Седьмая стадия – зрелый возраст. На этой стадии появляется новый  параметр личности – общечеловечность. Общечеловечностью Эриксон называет способность человека интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться на жизнью будущих поколений. Тот, у кого такое чувство сопричастности человечеству не выработалось, сосредоточивается на самом себе и собственном комфорте.

Восьмой, последний параметр классификации Эриксона – психосоциальный, он заключен между целостностью и  безнадёжностью.

Эриксон считает, что у  каждой стадии есть свои сильные стороны, что неудача на одной стадии может  быть исправлена последующими удачами  на других. Кроме того, Эриксон перекладывает  часть ответственности за формирование личности с родителей на самого индивида и на общество.

С момента рождения и на протяжение всей жизни человек контактирует с окружающими, включаясь в различные виды деятельности. В отечественной социологии процесс социализации принято разделять на три периода: дотрудовой, трудовой и послетрудовой. Многие социологи утверждают, что социализация никогда не бывает полной и никогда не завершается. Новые шаблоны поведения развиваются, когда человек, например, мигрирует в другую страну, переходит на новую работу, вступает в религиозную секту, уходит из дома, разводится и т.д. На каждой стадии социализации в действие вступают определённые социальные институты: семья, группы сверстников, школа, трудовые коллективы.

Наиболее важной для индивида обычно является первичная социализация, поскольку вторичная социализация является производной от первичной. Ребёнок принимает роли и установки значимых других, усваивает их и делает своими собственными. В процессе социализации индивиды также играют активную роль в изменении своего окружения.

 

5. Статусно-ролевая концепция личности

Организационно-регулирующим механизмом социализации является система  социальных ролей и статусов.

Социальная роль – совокупность требований, предъявляемых обществом  к лицам, занимающим определённую социальную позицию. При занятии людьми различных  социальных позиций их поведение  определяется главным образом существующими  ожиданиями других людей в отношении  их позиций, а не их собственными индивидуальными  характеристиками. Роли отражают совокупности социально определяемых атрибутов  и ожиданий, связанных с занимаемыми  социальными позициями.

Понятие роли имеет важное социологическое значение, поскольку  оно помогает продемонстрировать социальную обусловленность индивидуальной деятельности, следующей повторяющимся образцам поведения.

В рамках теории социальных ролей существуют 2 основных подхода  к пониманию роли. Впервые понятие  социальной роли было систематически представлено в 1934 г. Дж. Мидом. Роли трактовались им как результат опытного и созидательного процесса взаимодействия. Согласно Миду, каждая роль предполагает взаимодействие с другими ролями: например, роль р себя хорошенькой и действует как красивое создание. Но даже хорошенькая девушка будет чувствовать себя гадким утенком, если с раннего возраста ее родители или знакомые будут разочаровывать ее и относиться к ней, как к некрасивой. А.И. Куприн в рассказе ния о ролях других людей. Реакция последних укрепляет или ставит под сомнение эти представления, что в свою очередь подталкивает индивидов к сохранению или изменению своего ролевого поведения.

Другой подход – функционалистский – был предложен Р.Линтоном. дается только в связи с объективными фактами. Самый обычный ребенок, усилия которого оцениваются и вознаграждаются, будет ощущать чувство уверенности в своих силах и собственном таланте, в то время как поистине способный и талантливый ребенок, усилия котния и как безусловные предписания, свойственные определённым позициям. Эти предписания исходят из культуры общества, которая в рамках функционалистских концепций обычно рассматривается как унифицированная культурная система, и выражаются в социальных нормах, определяющих поведение в пределах той или иной роли.

Т. Шибутани различает конвенциальные и межличностные роли. Конвенциальные роли означают предписанный шаблон поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации. Межличностные роли в построении зеркального «Я»: наше восприятие того, как мы смотрим на других; наше восприятие их мнения по поводу того, как мы смотрим; наши чувства по поводу этого мнения.

Предположим, что всякий раз, когда вы входите в комнату  и направляетесь к группе людей, общающихся между собой, они с  вежливыми извинениями быстро расходятся. Если такой результат повторяется  несколько раз, то очевидно, что у  вас возникает чувство, что о  вас в группе дурное мнение, с  вами не хотят общаться. Или наоборот, постоянно при вашем появлении  группа стремится образовать вокруг вас кружок, ее члены активно общаются с вами В этом случае анализ их действий, безусловно, положительно скажется на вашем самомнении.

Как отражение в зеркале  дает образ физического «Я», так  восприятие реакции других людей  на мое поведение или внешность  дает образ социального «Я». Например, я знаю, что талантлив в одних  отношениях и бесталанен в других. Это знание приходит из анализа реакций  окружающих на мои действия. Маленький  ребенок, первые артиспередаются интонацией, а голос безжизненный.

В раннем возрасте дети часто  говорят сами с собой, не обращаясь  ни к кому, просто из удовольствия говорить. С возрастом такая «эгоцентрическая речь» превращается в «социализированную речь», произносимую ради других. Со временем ребёнок становится способен принимать  роли других и приспосабливать свою речь для общения с ними. Воспоминания о событиях, которые имели место  в раннем детстве, неизбежно смутны, поскольку ребёнок плохо владеет  языком. Только после того, как ребёнок  овладеет языком, он в состоянии  сформировать концепцию самого себя и принять роли других.

Взрослея и выходя за пределы  своей семьи, ребёнок узнаёт, что  в обществе существует дифференциация индивидов по рангу. Каждый ребёнок  определяет своё место в обществе в зависимости от социального  статуса.

Социальный статус – каждая из социальных позиций индивида, связанная  с определёнными правами и  обязанностями. Статус, как бы он ни был низок, важен, ибо он определяет права, привилегии, обязанности человека по отношению к другим. Обладание  статусом позволяет человеку ожидать  и требовать определённого отношения  со стороны других.

Каждого человека можно охарактеризовать «статусным набором». Статусный набор  – совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом. Человек может  иметь ряд статусов, но лишь один из них – главный статус –  определяет его положение в обществе. Главным выступает тот статус, который определяет стиль жизни, круг общения, манеру одеваться. Статусы  делятся на «приписанные» и «достигнутые».

Приписанные – это статусы, которые были получены благодаря  внешним, неконтролируемых со стороны  человека характеристикам (возраст, пол, национальность). Приобретённые статусы – анализируются с помощью профессиональных, экономических, политических критериев. Во многих отношениях границы между предписанными и достигнутыми статусами условны.

Личности может быть свойственна  противоречивость статуса. Например, человек  с высоким уровнем образования, как правило, обеспечивается высокий  социальный статус. Однако он может  быть занят такой профдеятельностью, которая плохо оплачивается и имеет низкий престиж, что свидетельствует о низком статусе. Считается, что противоречие одного статуса другому способствует возникновению у индивидов чувства неудовлетворённости.

Определяя возможность формирования личности, «Я» - образа на основании  зеркального «Я», Ч. Кули, тем не менее, не учитывал активности личности. В  соответствии с его учением личность развивается только благодаря мнениям  других, ограничиваясь избирательной  ролью. Кроме того, им не установлен механизм восприятия личностью оценок, сделанных другими индивидами, не показано, как осуществляется социализация индивида в группе.

Человек определяет свою роль одним образом, а те, кто в рамках своей роли с ним связан, определяют его роль иначе. Так бывает, когда  учитель придерживается своего кодекса  профповедения, а родители выдвигают свои требования. Случается, что разные ролиответствии с концепцией Дж. Мида «обобщенный другой» представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальный «Я» - образ. Индивид в процессе общения как бы встает на место других индивидов и видит себя другой личностью. Он оценивает свои действия и наружность в соответствии с представляемыми оценками его «обобщенного другого».

Каждый из нас знает  ощущение, когда после нелепого случая человек со смущением представляет себе, как он ввоей роли. Нет двух людей, одинаково играющих одну роль. Гофман ввёл в научный оборот понятийную пару: честный и циничный актёр. Первый означает человека, который не осознаёт, что играет роль, и идентифицирует себя с ролью, циничный же актёр ясно понимает, что играет роль и не идентичен ей.

Исходя из вышесказанного можно отметить, что общество способствует становлению личности индивида, формирует идентичность, поддерживает и трансформирует её. Способность же личности к трансформации зависит от некоторых генетически заложенных черт.

Современная жизнь разнообразна, люди вращаются в разных «кругах», где действуют специальные правила. Личность должна быть способна к постоянным социальным перевоплощениям, играть множество  ролей, чтобы сохранять соответствие ситуации и тем нормативным требованиям, которые предъявляются к человеку как участнику социальной жизни.

 

5. Процесс социализации личности

В человеке в течение его  жизни параллельно идут два взаимосвязанных  процесса: процесс его личностного  становления и процесс социализации. Личностное, внутреннее становление  проходит, как уже говорилось, в  борьбе божественного, культурного  начала с инстинктами.

Социализация есть процесс  вхождения человека в общности, его  знакомство с постепенно расширяющимся  кругом различных общностей, выработки  человеком отношения к новым общностям, принятие тех или иных установок, характерных для общности, приобретения человеком своей роли в общностях и в обществе в целом.

Для взаимодействия с партнерами каждому из игроков необходимо ставить  себя на место партнера и представлять себе, что он сделал бы в том или  ином игровом эпизоде. Команда возникает  и действует только тогда, когда  каждый усваивает не только собственную  роль, но и роли партнеров.В ходе подобного процесса индивид, проходя последовательно все стадии вхождения в другие роли, развивает способность видеть свое собственное поведение во взаимосвязи с другими индивидами и ощущать на себе их реакции. Через осознание других ролей, а также чувств и ценностей других в сознании личности формируется «обобщенный другой». Он является грубым сравнением со стандартами и ценностями общества. Повторяя принимаемую роль «обобщенного другого», индивид формирует свою концепцию «Я». Недостаточная способность адаптироваться к другой точке зрения, принимать на себя роли других индивидов может отрицательно сказываться на развитии личности. Так, у некоторых групп молодежи с заметными признаками отклоняющегося поведения, замкнутых в пределах своей группы, зарегистрировано неумение принимать другие роли, а следовательно, видеть себя в глазах других, что отрицательно сказывается на развитии и умственных способностях личности.

Американский ученый-социолог А. Халлер в дополнение к теории Дж. Мида разработал концепцию «значимого другого». «Значимый другой» – это та личность, одобрения которой данный индивид добивается и чьи указания он принимает. Такие личности оказывают наибольшее влияние на установки индивидов и формирование их собственного «Я». В качестве «значимых других» могут выступать родители, замечательные учителя, наставники, некоторые участники детских игр и, возможно, популярные личности.

Индивид стремится принять  их роли, подражать им и таким  образом осуществлять процесс социализации через «значимого другого». Два наиболее часто применяемых термина, отражающих ощущение человеком своего собственного «Я» и степень социализации личности – это идентичность и самоуважение.

Под идентичностью понимается ощущение существования уникальной индивидуальности, отделенной, отличной от других индивидов, или ощущение себя как части уникальной группы, отличной от других групп в использовании групповых ценностей. Например, представитель определенной нации стремится к культурным образцам своей нации, сопоставляя их с культурными образцами других наций. Ощущение индивидом идентичности с группой в значительной степени зависит от индивидуальных или групповых потребностей, удовлетворение которых приводит к повышению его престижа вступая в сообщество, человек не только подчиняется его законам, но и вносит в него свое содержание, активно воздействует на его характер, в особенности когда он постепенно входит в элиту сообщества.

Опасность, подстерегающая человека в процессе его социализации состоит в том, что, оказавшись в некой общности, он останавливается на этом, не стремится расширить круг общностей, принимает как руководство к действию лишь те установки, которые уже действуют в удобной для него общности. Чем к большему числу общностей принадлежит человек, тем более терпимым, толерантным он становится.

Самоидентификация человека заключается в сознании собственной  принадлежности общностям, в расстановке  приоритетов: какие установки общностей, к которым ты принадлежишь, для  тебя являются наиболее важными. Выстраивается  иерархия ценностей, причем это всегда индивидуальное дело. В своих контактах  человек стремиться понять, какова иерархия ценностей нового знакомого. Совпадение этих иерархий служит основой  особого уважения, дружбы, любви.

 

Заключение

В заключении хотелось бы отметить, что процесс социализации личности протекает в основном под влиянием группового опыта. При этом личность формирует свой «Я» - образ на основании  восприятия реакции других на своё поведение, т.е. как ее оценивают  другие. Для того чтобы такое восприятие было успешным, личность принимает  на себя роли других и глазами этих других смотрит на свое поведение  и свой внутренний мир. Формируя свой «Я» - образ, личность социализируется. Однако не существует ни одного одинакового  процесса социализации и ни одной  одинаковой личности, так как индивидуальный опыт каждой из них уникален и неповторим.

Процесс социализации достигает  определенной степени завершенности  при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется  обретением личностью интегрального  социального статуса. Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющее (девиантное) поведение. Этим термином в социологии чаще всего  обозначают различные формы негативного  поведения лиц, сферу нравственных пороков, отступления от принципов, норм морали и права. К основным формам девиантного поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство.

Многочисленные формы  отклоняющегося поведения свидетельствуют  о состоянии конфликта между  личностными и общественными  интересами. Отклоняющееся поведение  – это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных невзгод и проблем, преодолеть состояние неуверенности  и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако отклоняющееся  поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано  со стремлением личности к новому, передовому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед. К отклоняющемуся поведению могут быть отнесены различные виды научного, технического и художественного творчества.

Социализация личности предполагает, что объектом исследования становятся не одно или несколько, а весь комплекс общественно значимых качеств человека в их тесном единстве и взаимодействии. Они охватывают всю совокупность черт сознания и поведения: знания, убежденность, трудолюбие, культуру, воспитанность, стремление жить по законам красоты  и т.д. Важное значение имеет преодоление стереотипов, атавизмов в сознании и поведении людей.

Вместе с тем, в какой  бы сфере ни действовал человек, духовный момент всегда и во всем сопровождает его деятельность. Более того, человек  не пассивно воспроизводит то, что  диктует ему общество. Он обладает возможностью проявить свою творческую силу и воздействовать на окружающие его явления.

 

Список литературы

1.         Борисова Л.Г., Солодова Г.С. Социология личности. Новосибирск, 1997 г.

2.         Казаринова Н.В., Филатова О.Г., Хренов А.Е. Социология. Учебник для ВУЗов. М.2000 г.

3.         Качалов Л.К. Социология. Учебное пособие. Ч.1. Новосибирск, 2002 г.

4.         Фролов С.С. Социология: Учебник для высших учебных заведений. М., 1998 г.



Информация о работе Социология личности