Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 11:07, реферат
Любая социологическая теория всегда предлагает свой вариант ответа на вопрос о том, как строятся отношения между личностью и обществом, каковы закономерности поведения личности и чем они определяются. Поэтому каждая школа в социологии либо создаёт свою объяснительную модель личности, либо явно или неявно пользуется уже существующими моделями. Отсутствии единства в понимании того, что есть личность – характерная черта современной социологии.
Введение
1. Личность и концепции её понимания
2. Типология личности
3. Социализация личности
4. Взаимодействии личности и общества как основа социально-культурной саморегуляции
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
1. Личность и концепции её понимания
2. Типология личности
3. Социализация личности
4. Взаимодействии личности и общества как основа социально-культурной саморегуляции
Заключение
Список использованной литературы
То, чего не достает рабу - это признание личности;
принцип же личности есть всеобщность.
Гегель.
Введение
Любая социологическая
теория всегда предлагает свой
вариант ответа на вопрос о
том, как строятся отношения
между личностью и обществом,
каковы закономерности
В своём первоначальном
значении личность – это маска,
Многомерная,
В своей работе я
попробую рассмотреть такие
Личность и концепции её понимания
Личность – выражение
социальной сущности и
Существует 4 концепции понимания личности:
1. Ролевая концепция
Ролевая концепция
личности возникла в
30-х годах XX в. (Дж. Мид) и получила широкое распространение в различных социологических течениях, прежде всего, в структурно-функциональном анализе. Т. Парсонс и его последователи рассматривают личность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или ином обществе.
Социальная роль –
это модель поведения,
Социальная роль распадается на ролевые ожидания – то, чего согласно
«правилам игры» ждут
от той или иной роли, на
ролевое поведение – то, что
человек реально выполняет в
рамках своей роли. Всякий раз,
беря на себя ту или иную
роль, человек более или менее
чётко представляет связанные
с ней права и обязанности,
приблизительно знает схему и
последовательность действий и
строит своё поведение в
Общество при этом
следит, чтобы всё делалось «как
надо». Для этого существует
целая система социального
– от порицания, осуждения до насильственного пресечения.
Границы ролевого поведения
достаточно жестки, поскольку смешение
разных функций или
Один и тот же
человек выполняет множество
ролей, которые могут
Помимо ролей, несущих
непосредственную общественную
нагрузку, имеющих смысл и значение
для социальной системы в
Зачастую человек вынужден
учитывать в своём поведении
эту разнообразную палитру
Социальные роли различаются
по степени из важности для
нормального функционирования
Теория ролей хорошо
описывает адаптационную
2. Концепция личности Фрейда
Другой образ личности
возник под влиянием идей
З.Фрейда, рассматривавшего человека как систему нужд, а общество – как систему запретов, табу. Бессознательные стремления личности образуют её потенциал и основной источник активности, задают мотивацию её действия. В силу невозможности удовлетворения инстинктивных потребностей в их естественно-природной форме из-за социальных нормативных ограничений человек вынужден постоянно искать компромисс между глубинным влечением и общественно приемлемой формой его реализации.
Модель личности, созданная
Фрейдом, представляет собой
Наиболее жёсткие,
агрессивные и воинственные
3. Поведенческая концепция
Ещё один образ личности
– личность как система
(Б.Скиннер, Дж. Хоманс, К.-Д. Опп). В соответствии с этой концепцией поведение каждого человека обусловливается и контролируется социальной средой через языки, обычаи, социальные институты, средства массовой информации. Взаимодействуя с другими людьми, человек в любой социальной группе «блюдёт» свой интерес: если его поведение поощряется, положительно стимулируется, то он и будет лоялен, доброжелателен по отношению к окружающим и к социальной системе в целом; если же он не получает признания со стороны общества, то он будет вести себя агрессивно. Но каждый человек стремится избежать наказаний и получать поощрения и в этом плане однозначно реагирует на внешние стимулы и социальные приказы.
Иными словами, рассматривая проблему личности, анализируя, почему человек определённым образом реагирует на ту или иную ситуацию, поведенческая социология главную роль отводит системе стимулов, «подкреплений», проводя аналогию между человеком и животным. Отсюда и изменения личностного поведения выводятся из процесса научения, понимаемого как стимуляция желаемых действий.
В качестве стимулов
может использоваться любое «
4. Деятельностный подход
В рамках культурно-
«деятельность».
Деятельность рассматривается при этом в структурном и функциональном аспектах. Структурный аспект предполагает выяснение строения самой деятельности и определение составляющих её элементов. Функциональный аспект концентрирует внимание на том, как, каким образом осуществляется деятельность.
Итак, изучение личности
опосредуется изучением её
* определению
* выяснению принципа
осуществления деятельности –
вынужденная или свободная,
* изучению характера
связи между различными видами
деятельности, степени их
* исследованию уровня
осуществления каждого из
Ни один из вариантов
понимания личности не
Типология личности
Каждое общество
На основе одинакового
объективного положения, но
Социальное поведение
можно оценивать количественно
- по уровню социальной
Социальный тип личности
– продукт сложного
Так, М.Вебер за основу типизации берёт специфику социального действия, более конкретно – степень его рациональности, К.Маркс – формационную и классовую принадлежность.
Для Э. Фромма (1900-1980) социальный тип личности как господствующий тип характера – это форма связи индивида и социума, «ядро структуры характера, которое присуще большинству членов одной и той же культуры, в отличие от индивидуального характера, который различен у людей той же самой культуры».
Значение социального характера, считает Фромм, состоит в том, что он позволяет наиболее эффективно приспособиться к требованиям общества и приобрести чувство безопасности и защищённости. Анализируя историю человечества, Э. Фромм выделяет несколько типов социального характера: рецептивный (пассивный), эксплуататорский, накопительный и рыночный.
Типы личности:
1. Традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а выраженность таких качеств, как креативность, стремление к самореализации, самостоятельность, у этого типа личности весьма низкая.
2. У идеалистов, наоборот,
сильно выражены критическое
отношение к традиционным