Социология менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2012 в 15:04, курсовая работа

Краткое описание

Социология современного менеджмента - социологическая дисциплина, изучающая поведение руководителей и подчиненных в рамках отдельно взятой организации, а также отношения и взаимодействие больших социальных групп, связанных с управлением, например управленческих элит, в масштабах целого общества. Предмет этой дисциплины во многом совпадает с предметом общего менеджмента, а еще точнее, его подраздела - управления персоналом. Однако методы этой дисциплины, способ анализа, концептуальные подходы позаимствованы из социологии.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1 Развитие менеджмента ………………………………………………………….5
2 Управление в рыночном обществе……………………………………………..8
3 Типы руководителей……………………………………………………………11
Заключение………………………………………………………………………..13
Список использованной литературы…………………………………………….14

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная социология.docx

— 31.91 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………3

1 Развитие менеджмента ………………………………………………………….5

2 Управление в рыночном обществе……………………………………………..8

3 Типы руководителей……………………………………………………………11

Заключение………………………………………………………………………..13

Список  использованной литературы…………………………………………….14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Социология современного менеджмента - социологическая дисциплина, изучающая поведение руководителей и подчиненных в рамках отдельно взятой организации, а также отношения и взаимодействие больших социальных групп, связанных с управлением, например управленческих элит, в масштабах целого общества. Предмет этой дисциплины во многом совпадает с предметом общего менеджмента, а еще точнее, его подраздела - управления персоналом. Однако методы этой дисциплины, способ анализа, концептуальные подходы позаимствованы из социологии. Такое соединение оказалось крайне плодотворным, поскольку в социологии менеджмента удалось обнаружить такие фундаментальные тенденции и закономерности в развитии обществ и соответствующих им систем управления, такие формы и особенности социальной иерархии, социальной стратификации и структуры человеческих отношений, которые в социологии обычно обходят стороной, а в менеджменте, в силу его практической направленности на решение технико-организационных вопросов, совершенно не затрагиваются.

В сферу пересечения социологии и менеджмента попадают такие  дисциплины, или тематические области, как социология менеджмента (управление персоналом и мотивация поведения, принципы, структура и стиль управления), социология организаций (структура  власти и бюрократия), социальное управление (принятие решений, социальные программы  и социальные технологии), социология труда и ее составная часть - индустриальная (заводская) социология, имеющая дело с практическими внедрениями, организацией, условиями и дисциплиной труда, применением новых форм организации  труда (гуманизацией труда), экономическая  социология, описывающая поведение  социальных групп в рыночной ситуации, социальная инженерия, деловые игры, управленческое консультирование и многие другие направления, имеющие теоретическое и прикладное назначение.

Союз двух дисциплин, или двух направлений  мысли, - социологии и менеджмента - порожден и востребован самой  жизнью. Цивилизованные рыночные страны, скажем США или Япония, в значительной степени преуспели в техническом  прогрессе, потому что прежде всего  очень четко и правильно определили стратегические ориентиры развития своего общества и философию своего менеджмента. Они попытались ответить на главные вопросы, прежде чем взялись  за решение второстепенных - какой  тип управления лучше всего соответствует  национальным и культурным особенностям страны, как может система управления помочь самовыражению личности, развитию социального и культурного потенциала нации, какой тип менеджера выражает менталитет нации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1  Развитие менеджмента

Решая первостепенные задачи, передовые  нации стремятся развивать не столько техническое и естественное знание, сколько гуманитарное и социальное. В самой развитой стране мира США  социологию преподают в 250 университетах  и колледжах. С тех пор как  в 1892 г. в Чикагском университете был открыт первый в мире социологический  факультет, четыре полных поколения  американцев, а это десятки миллионов  человек, прошли школу социологического мышления и психологии человека. Уже  в 60-е годы социологов в США было больше, чем во всех других странах, вместе взятых. В 19ЯО г. и США было 200 тыс., а в СССР - только 5 тыс. психологов. В Западной Европе, Японии и США  самым перспективным является не естественное, а гуманитарное образование.

Первые школы менеджмента и  бизнеса возникли в США еще  в 80-е годы XX в. Сегодня в 600 школах бизнеса преподают социологию, право, экономику, психологию, философию. Таким  образом, несколько поколений американских менеджеров имеют профессиональную подготовку в области человека и  обществознания, финансов и менеджмента. Количество теорий и эмпирических исследований, проведенных американцами в сфере  управления персоналом, мотивации и  стилей, руководства, превышает если не миллионы, то многие сотни тысяч - и не только на прикладном, но и  на фундаментальном уровне знания. Будущие управленцы изучают не только право и экономику, но и социологию, психологию, антропологию.

Спрашивается: зачем нужно американцам  или японцам тратить миллиарды  долларов на подобное образование? Окупаются  ли расходы? Социальные науки изучают  структуру и динамику общества, законы поведения и взаимоотношения  людей. Их цель - помочь людям создать  стабильное и процветающее общество. И в этом США преуспели, как  ни одна страна мира. Вес ныне живущие  американцы изучили в школе или вузе основы строения своего общества и правила управления поведением людей. Это единственное государство, не знавшее в XX и. войн, социальных потрясений и масштабных революций. Дело не только в экономическом прогрессе. Он давно уже измеряется социальными целями, задачами, критериями. В США одна из самых эффективных систем социальной поддержки населения, состоящая из десятков и сотен программ помощи семье, малообеспеченным слоям населения, безработным, пенсионерам и другим категориям.

А на другом полюсе находится Россия, где в конце XIX - начале XX вв. была предпринята попытка создать  высокоэффективную систему преподавания общественных наук, но по ряду причин из этого ничего не получилось. На протяжении более 70 лет вместо социальных наук в школе и вузе молодое поколение  снабжали абстрактными знаниями о закономерностях  мировой революции и законах  классовой борьбы. В результате мы больше знаем о том, как разрушать, а не как сохранять общество. На территории нашей страны прошло несколько  войн и революций, создана самая  тоталитарная за всю историю человечества политическая система и самый  неэффективный механизм социальной защиты населения.

Наши руководители и политические лидеры, не получившие фундаментальных  знаний по социальным наукам, не могут  построить процветающую экономику  и эффективную систему управления. Они просто не знают, что это такое. Да и профессиональных школ менеджмента  для них не было создано. В соответствующих  вузах и на курсах повышения квалификации руководителей в советское время  больше изучали принципы марксизма-ленинизма, говорили о всестороннем развитии личности, демократическом централизме и  гораздо меньше о структуре организации, функциях управления, концепциях мотивации, вертикальном продвижении, сопротивлении  людей нововведениям, а уж о мафии, закрытых группах и вырождении управленческих элит и речи не было.

Таким образом, за многие годы существования  административной системы советского типа социология менеджмента не сформировалась. Руководителям не говорили правду о  поведении подчиненных, и наоборот. Коррупция, тактика обхода законов, девиантное поведение, злоупотребления служебным положением, рестрикционизм и саботаж считались чертами, присущими капитализму и его системе управления. Сегодня и России тоже капитализм, стало быть, у нас существует такая система управления, которая свойственна ему. Называется она менеджментом, и законы его функционирования сильно отличаются от законов административной системы, свойственной нерыночному обществу. Надо знать нс только светлую, но и темную сторону управления, не только то, что разные его формы дают людям, но и то, что они отбирают у них.

Менеджмент - очень емкое понятие. Оно обозначает функции, методы, принципы и приемы руководства людьми в  самых разных организациях - коммерческих и некоммерческих. Менеджмент подразумевает  определенную категорию людей, получивших профессиональное образование в  сфере управления и практически  занимающихся руководством. Менеджмент - область знания, самостоятельная  дисциплина, имеющая свои традиции, научные школы, предмет и методы исследования. Многое он почерпнул  из экономики, кибернетики, математики, психологии и социологии. Наконец, менеджмент - это социальный институт и специфическая  субкультура, обладающая собственными ценностями, нормами, духовными и  мировоззренческими ориентирами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Управление в рыночном обществе

Менеджмент  относится к западной культуре и  описывает управление в рыночном обществе. Административная система, напротив, присуща скорее восточной культуре и характеризует нерыночное общество. Наконец, понятие управления, понимаемое в узком и широком смысле, характеризует  всякое человеческое общество независимо от исторической эпохи, типа культуры и экономического уклада.

Управление выступает предметом  изучения многих наук, в том числе  и естественных. В самом общем  виде управление предстает как целенаправленный, планируемый, координируемый и сознательно  организованный процесс, способствующий достижению максимального эффекта  при затрате минимальных ресурсов, усилий и времени. Социология избрала  свой угол зрения на управление, она  изображает его в виде пирамиды социальных отношений. С социологической точки  зрения управление представляет иерархическую  систему отношений людей, основанную на различиях и должностном положении, статусе, доходах, диапазоне властных полномочии.

Управление как универсальное  явление находит свое техническое  воплощение в том или ином типе организационной структуры - линейной, линейно-штабной, матричной, на которые  накладывается социальная и культурная специфика общества. Техническая  машина, назовем так тип организационной  структуры, призванная двигаться по наиболее эффективному маршруту, вдруг  начинает отклоняться в сторону, сползать на обочину, крениться в  кювет. Когда специалист начинает анализировать  ситуацию, то оказывается, что в предписанные наукой рецепты управления человек  со свойственным его национальности менталитетом вносит множество нарушении, приспосабливает безличное орудие под свои личные, часто корыстные  интересы.

Самый древний тип структуры  управления - линейный. В XX в. появился новый тип - линейно-штабная структура, включающая наряду с соподчиненными по иерархии руководителями еще и  штаб специалистов-консультантов. Во второй половине XX в. появляется еще один тип  структуры управления - адхократия (матричная структура). Она состоит  из временных рабочих групп, которые  после решения конкретной задачи переформировываются.

На Западе назначение работника  на должность - нечто производное  от его функциональных и профессиональных качеств. Независимо от того, имеется  у кандидата базовое образование  или он является всего лишь практиком, деловые качества ценятся в первую очередь. Ни родственные связи, ни знакомства не защитят от увольнения, если менеджер не наладил производства или отношений  с людьми.

Рыночная система сортирует  качественный и некачественный продукт, вознаграждая труд по конечным результатам. Так происходит в Менеджменте, но не в Административной системе. Руководитель - лицо при должности. Его можно  назвать "власть предержащим", а  если учитывать круг выполняемых  обязанностей, то - функционером. Но менеджером в точном смысле этого слова назвать  его нельзя.

Руководитель - составная и неотъемлемая часть "бюджетной экономики". Это  понятие впервые употребил Макс Вебер. С его помощью он обозначал  самые разные формы хозяйствования - от первобытного домовладения (семейное хозяйство), феодального поместья лорда, ремесленных цехов в средневековье, античных эргастерий (государственных  ремесленных мастерских) до современной  социалистической экономики. У столь  разных форм есть общее свойство: отсутствие свободного, т.е. наемного, труда. Производители  здесь не являются собственниками, но в то же время они не находятся  в собственности у других лиц. У них особый статус - они на службе. Долгое время, с XV по XX вв., в России формировалась  и крепла административная система. Руководящие посты давали за службу и по распоряжению свыше. Хотя кормились  управленцы, будь то дворянство, чиновники  или низшие и исполнительские  чины, за счет местного населения. Налог и поборы составляли ту часть государственного бюджета, которая шла на оплату их жалованья. Руководящие посты так и назывались "жалованными".

Западные менеджеры - лица наемного труда, восточные руководители - так  называемые служилые люди. Судьба и  благосостояние первых зависят от экономического положения фирмы, а судьба вторых от них самих не зависит, их судьба и благосостояние зависят скорее от судьбы социальной группы, руководящей  бюрократии в целом. Только изменение  роли бюрократии в обществе способно как-то повлиять на судьбу отдельных  ее представителей. Бюрократ уходит с  исторической сцены вместе с уходом всего класса или группы. А до тех пор групповая солидарность держит его на плаву.

"Евразийский" тип бюрократа,  сочетающий в себе черты западноевропейского  предпринимателя и стереотипы  провинциального обывателя, жадного  до власти и престижа, пережил  все исторические катаклизмы. После  Октябрьской революции к нему  добавились черты идеологического  доктринера. В середине 20-х годов  русский ученый А.К. Гастев  писал о том, что сильна "идеологическая  рутина" - ехать в Москву за  чинами н теплой должностью. В  "старый насиженный центр"  со всех концов России и  в XIX, и в XX вв. слетались люди, чтобы познакомиться с влиятельными  персонами, по дружбе выбить  себе хорошее назначение или  какие-то субсидии, поступить в  университет пли, наконец, выгодно  жениться. "Чиновничья культура", продолжает Гастев, густо замешена  на наших давних традициях  "попрошайничества у государства", традициях, которые особенно активно  развивались купечеством и прослойкой  городских мещан. 

Информация о работе Социология менеджмента