Социология молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 13:10, реферат

Краткое описание

Социология молодежи изучает молодежь как особую социальную группу, ее роль и место в воспроизводстве общества, возрастные границы, потребности и способы деятельности, процесс социализации молодых людей, социально-профессиональную ориентацию и адаптацию в коллективе, неформальные молодежные объединения и движения с учетом классовых, гендерных, этнических, государственных ирегиональных особенностей. Социология молодежи интересуется теми проблемами социальной жизни, которые являются общесоциологическими и в то же время затрагивают молодежь (образование, семья, брак, политика, досуг).

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2
1. Демографические характеристики молодежи………………………………..3
2. Ценностные ориентации молодежи России………………………………….4
3. X изучает Y и воспитывает Z (Поколения молодежи)……………………...6
4. Типология нового поколения………………………………………………….7
Заключение……………………………………………………………………….10
Список литературы………………………………………………………………11

Вложенные файлы: 1 файл

0483910_83A1A_sociologiya_molodezhi.doc

— 110.00 Кб (Скачать файл)

Калининградский государственный технический университет

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

по дисциплине «Социология»

 

«Социология молодежи»

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                         выполнил: студент группы 07-СТ2

                                                                                            Романовский Д.В.

 

                                                                          проверил: Матвеев И.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Калининград

2010

Содержание:

 

   Введение………………………………………………………………………..2

1. Демографические характеристики молодежи………………………………..3

2. Ценностные ориентации молодежи России………………………………….4

3. X изучает Y и  воспитывает Z (Поколения молодежи)……………………...6

4. Типология нового поколения………………………………………………….7

Заключение……………………………………………………………………….10

Список литературы………………………………………………………………11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Социология молодежи изучает молодежь как особую социальную группу, ее роль и место в воспроизводстве общества, возрастные границы, потребности и способы деятельности, процесс социализации молодых людей, социально-профессиональную ориентацию и адаптацию в коллективе, неформальные молодежные объединения и движения с учетом классовых, гендерных, этнических, государственных ирегиональных особенностей. Социология молодежи интересуется теми проблемами социальной жизни, которые являются общесоциологическими и в то же время затрагивают молодежь (образование, семья, брак, политика, досуг).

Социология молодежи - это отраслевая социология, изучающая социальную жизнь молодежи во всем многообразии ее проявлений. Объектом социологии молодежи является молодежь как феномен социальной жизни и субъект социальных отношений.

Предметом социологии молодежи является: изучение роли и места молодежи в развитии общества, запросов, интересов, потребностей, ценностей, социальных ожиданий; формирование активной жизненной позиции, стиля жизни и поведения, рассмотрение особенностей адаптации в различных социальных сферах; изучение жизненных планов и определение оптимальных условий их реализации; исследование резервов социальной активности и причин пассивности, включенности молодежи в социальное управление и самоуправление на различных уровнях; определение морально-психологической готовности к труду и безработице, и т.д.

Поскольку я сам отношусь к социальной группе молодежи, то выбрал именно эту тему для своей контрольной работы. Меня волнуют те же проблемы, что и молодежь, и я хочу рассмотреть их подробнее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Демографические характеристики молодежи

 

Социально-демографические показатели, такие как уровень рождаемости и смертности, состояние здоровья и продолжительность жизни, брачности и внебрачных рождений, являются необходимым основанием для прогнозирования развития молодого поколения и планирования государственной молодежной политики. По данным Минтруда России, на фоне продолжающегося сокращения численности населения Российской Федерации численность молодежи за период 1998–2002 гг. возросла более чем на 5% (табл. 1).

В соответствии со Стратегией государственной молодёжной политики в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760-p, к категории молодёжи в России относятся граждане России от 14 до 30 лет. И на сегодняшний день численность молодёжи в Российской Федерации составляет 39,6 миллиона молодых граждан — 27 % от общей численности населения страны.

 

Численность молодежи в Российской Федерации, 1998–2002 гг.

Показатель

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

Численность молодежи в возрасте 15-29 лет, млн чел./ % всего населения

 

31,9

 

21,8

 

32,5

 

22,3

 

32,9

 

22,7

 

33,3

 

23,1

 

33,5

 

23,3


Источник: Численность населения Российской Федерации по полу и

возрасту, 1999–2002 гг. М.: Госкомстат.

 

Население моложе трудоспособного возраста в 1992 г. составляло почти четверть всего населения страны (24,1%), в 1997 г. его доля сократилась до 22,0%, а в 2002 г. составила 18,6%. Снижение рождаемости в начале 90-х годов породило новый демографический спад, который скажется на численности вступающих в трудоспособный и репродуктивный возраст уже с 2007–2008 гг. Малочисленные контингенты молодежи 1992–1994 гг. рождения, начинающие трудовую деятельность, не смогут заместить выбывающих из сферы занятости по возрасту. Если в 2006 г. численность и доля трудоспособных предположительно составит 89,1 млн человек (63,2% населения), то к концу этого периода трудоспособное население сократится на 10,3 млн человек (на 11,6%) и составит 78,8 млн человек, или 58,6% населения. К 2009 г., согласно прогнозу Госкомстата России, численность детей и подростков до 16 лет составит 21,8 млн человек (15,7% населения), т.е. сократится по сравнению с 2002 г. на 14,8%.

Небывалыми темпами растет смертность молодежи, особенно молодых мужчин. В наибольшей степени рост возрастных коэффициентов смертности отмечается в 20–24 и 25–29 лет. Специфика российской модели смертности состоит в том, что рост смертности отмечается практически по всем основным классам причин, причем средний возраст умирающих от хронических патологий, традиционно присущих старшим поколениям, «молодеет».Устойчивой тенденцией последних лет является рост смертности молодежи от заболеваний органов пищеварения, дыхания, инфекционных заболеваний (туберкулеза, передаваемых половым путем, ВИЧ/СПИД). Озабоченность вызывает распространение социальных девиаций, угрожающих генофонду нации, наркомании, токсикомании, алкоголизма.

Как показывает сравнительный анализ материалов региональной статистики, смертность молодежи от неестественных причин (гибель от несчастных случаев, отравлений, травм, самоубийств, убийств) выходит на вторые позиции после смертности от болезней системы кровообращения.

Одной из острейших проблем современного общества стали проблемы подросткового возраста, которые наиболее подвержены социально-негативному влиянию среды и общества. Национальным бедствием стало распространение среди подростков наркомании, алкоголизма, токсикомании, инфекций, передаваемых половым путем, СПИДа, туберкулеза, хронических соматических заболеваний.

Таким образом, ухудшающееся здоровье молодежи требует особого внимания как к репродуктивному, так и в целом социальному здоровью молодежи. В том числе к созданию новых подходов к гигиеническому воспитанию и образованию подростков и молодежи, внедрению программ по формированию здорового образа жизни и подготовке к семейной жизни с использованием инновационных социальных технологий. Проблемы охраны здоровья молодежи в условиях экономического и демографического кризиса выходят за пределы здравоохранения и приобретают характер первостепенных задач национальной политики.

2. Ценностные ориентации молодежи России

Что же происходит с нашей молодежью в начале XXI века? Какие жизненные ценности, социальные установки предпочитают молодые люди, на какие образцы они ориентируются? Отвечая на эти вопросы, я хочу сослаться на результаты социологических исследований Фонда Общественное мнение (ФОМ).

Все в большей степени среди молодых людей проявляются ориентации на достижение личного успеха. Истоки изменений лежат как в усилении индивидуалистических ориентаций молодежи, так и в экстремальности современной жизненной ситуации в России. Для большинства молодых людей успех связывается с достижениями материального благополучия посредством карьеры, приобретения высокого социального статуса. Важность общественного признания большей частью молодежи ставится под сомнение. По-прежнему в числе приоритетных ценностей молодежи – семья, здоровье, друзья. Устойчивыми являются ориентации прагматического характера. Материальную обеспеченность к высшим ценностям относят до 60 % респондентов. В то же время снижается уровень духовности молодежи. Доля молодых людей, назвавших среди высших ценностей духовность, сократилась с 16% в начале 90- х гг. до 12% в начале нового века. Более двух третей опрошенных не включили духовность в число качеств необходимых современному человеку в условиях перехода к рынку.

Наблюдается противоречие в жизненных установках молодежи. Дух предприимчивости, характерный для рыночной экономики причудливо уживается с бюрократическим «рынком связей», определяющем каналы достижения материальных, статусных, профессиональных благ и успехов. В начале рыночных преобразований «умение устанавливать связи с нужными людьми» признавалось молодыми людьми в числе самых важных, в то время как в последние годы становятся важными и предприимчивость, образованность, инновационность. На смену инфантильным настроениям («Я могу в жизни добиться чего-либо только благодаря помощи извне») приходит осознание прежде всего личностных усилий и активной позиции в жизни («Мой успех зависит от меня, от моей предприимчивости»).

Молодежь признает важную роль высшего образования, которое выступает в качестве основы для будущей успешной жизни. Если в начале 90-х годов главным при достижении успеха считалось везение, стечение обстоятельств, умение рисковать, а уровень образования не рассматривался как фактор успеха, то в последнее время ситуация изменилась. В то же время резко снижается ориентация на профессиональное мастерство, растущее с повышением квалификации. Рыночные отношения создают возможности быстрого обогащения независимо от уровня образования и квалификации.

Происходит снижение престижа традиционных (инженерной, педагогической, и др.) профессий и усиление прагматических настроений. Развиваются ориентации в профессиональном и жизненном самоопределении на перспективу. Молодые люди часто выбирают профессию по причине престижности и высокой оплаты труда в ущерб собственным склонностям и способностям. Отмечается стремление к трудоустройству в негосударственном секторе, смене профессиональной деятельности. В определенной мере сформировался социальный пессимизм молодежи, заключающийся в признании бесполезности своих усилий в интересной и содержательной, но мало оплачиваемой работе.

Противоречиво изменяется ценностное восприятие молодыми межпоколенческих взаимоотношений. С одной стороны, возрастает стремление к самостоятельности, автономности, независимости, а с другой растет значение родительской семьи, усиление зависимости от нее. Усиливается аполитичность молодежи, сочетающаяся с нарастающим

негативизмом и социальным протестом. Среди мотивов отсутствия интереса к политической жизни – наличие других интересов; дефицит свободного времени и загруженность учебой, работой; недоверие к политикам и политическим партиям; низкий уровень информированности о политических процессах, событиях и явлениях; безразличие к политической и общественной жизни; субъективное отношение к политике как к «грязному делу»; социальная пассивность; наличие индивидуалистических ценностных ориентаций.

Героизм и герои всегда были важнейшими ценностями в любом обществе и государстве. Молодым петербуржцам задавался открытый вопрос о "герое нашего времени". Оказалось, что 82% респондентов не могут назвать конкретных героев (причем 37% считают, что таковых нет вообще, 36% просто не знают их, 9% думают, что герои вроде есть, но не ведают, кто они). Таковы плоды дегероизации и развенчивания "всего и вся" в последние 15-20 лет. Лишь три личности упоминались чаще всего, хотя и они получили небольшой процент голосов: Президент России Владимир Путин (его назвали 5% опрошенных), трагически погибший актер Сергей Бодров-младший (2%) и министр МЧС Сергей Шойгу (1%). Исследование, проведенное среди молодежи Ленинградской области, выявило аналогичную картину: 81% опрошенных не сумели назвать современных героев, 4% назвали президента В.В. Путина.

Значимым индикатором духовно-нравственного состояния общества, особенно в настоящее время, в условиях аморализма, царящего в СМИ, является отношение к нравственному контролю над содержанием телевизионных программ. За такой контроль выступают 80% опрошенных молодых людей (среди юношей 72%, среди девушек 89%). Чаще всего за него выступают молодые люди с высшим образованием (86%), гуманитарии (88%), домохозяйки (96%), творческие работники (89%), реже -руководители (50%), военнослужащие (70%) и безработные (68%). При этом 59% молодых людей считают, что современные российские СМИ не способствуют формированию качеств гражданина и патриота. В первую очередь, СМИ, по их мнению, пропагандируют деньги (59%), а ценности семьи (22%), справедливости (8%) и веры (7%) утверждают в последнюю очередь.

Вместе с тем влияние средств массовой информации (прежде всего телевидения) молодежью осознается плохо. Наши исследования свидетельствуют, что влияние СМИ на них признают только 7% молодых людей. Однако психологические эксперименты и наблюдения за рубежом и в нашей стране доказывают другое: телевидение значительно (явно и неявно) влияет на психику и сознание, в первую очередь, детей и подростков. В скрытом кумулятивном (накопительном) воздействии телевидения на психику как раз и заключается его "коварство". Да и как оно может не воздействовать, если большинство молодежи контактирует с ним по несколько часов практически ежедневно.

 

3. X изучает Y и  воспитывает Z (Поколения молодежи)

Молодежь для меня — 16–25 лет, пишет социолог Лариса Паутова. И я с ней соглашусь. Молодым, конечно, можно быть и в 30, и в 40. Но 25 — это все же окончание вуза, это, как правило, семья, это уже иные заботы. Те, кому 16–25, сильно отличаются от остальных, потому что у них есть физиологические и психологические особенности.

В нашей стране мало кто делает специализированные опросы молодых, потому что обычно всех интересует электорат либо активные потребители — те, у кого есть деньги. К тому же дело это достаточно трудоемкое, сложное, требует особых анкет, специально подготовленных интервьюеров.

Информация о работе Социология молодежи