Социология наука об обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 20:09, контрольная работа

Краткое описание

Появление социологии как самостоятельной науки было вызвано развитием общества и обществознания в конце XVIII и начале XIX века. В это время мир переживал глубокие социальные перемены, связанные с переходом от традиционного к современному индустриальному обществу. Новые формы экономической и политической жизни требовали конкретного научного анализа. Возникла потребность перехода от общих абстрактных философских размышлений об обществе, тенденциях его развития к позитивной науке об обществе как живом функционирующем образовании.

Содержание

Введение.
1.Социология: понятие, объект, предмет.
2.Структура современной социологии.
3.Методы и функции социологии.

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ПО СОЦИОЛОГИИ 29.12.2012.doc

— 58.00 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования РБ

УО «Витебский государственный технологический университет»

 

Кафедра «Философии»

 

 

 

Контрольная работа №  1

 по дисциплине «Социология» 

Тема 1. Социология – наука об обществе.

    

 

 

 

 

Выполнила: студентка 1 курса

                                                          

 

                                                                        

 

 

 

    

 

 

 

 

 

Витебск, 2012г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение.

1.Социология: понятие, объект, предмет.

2.Структура современной  социологии.

3.Методы и функции социологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Появление социологии как самостоятельной науки было вызвано развитием общества и обществознания в конце XVIII и начале XIX века. В это время мир переживал глубокие социальные перемены, связанные с переходом от традиционного к современному индустриальному обществу. Новые формы экономической и политической жизни требовали конкретного научного анализа. Возникла потребность перехода от общих абстрактных философских размышлений об обществе, тенденциях его развития к позитивной науке об обществе как живом функционирующем образовании. Поскольку строгие научные методы познания были выработаны и применялись в этот период естествознанием, социология испытывает его влияние. Она имела богатую разнообразную предысторию, но собственная ее история начинается в XIX веке, когда был поставлен вопрос о создании позитивной науки об обществе, опирающейся на строго установленные научные факты. Первый этап связан с именами О. Конта, Г. Спенсера и К. Маркса. Это этап глобальных концепций развития общества. Ориентация на переход к позитивной науке сочеталась с созданием общих, в какой-то мере тоже умозрительных теорий.

 

1.Социология: понятие, объект, предмет.

Слово "социология" (от. лат. societas - общество и греч. logos - слово, понятие, учение) - "наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей. Термин введен французским социологом О. Контом  в середине XIX в. и первоначально означал "обществоведение".

Объект  социологии - то, на что направлено социологическое внимание и исследование. Но это не просто общество, или некая совокупность общественных отношений людей. Во-первых, это прежде всего современное общество. Во-вторых, отчасти это и прошлое общество, поскольку необходимы исторические сравнения для лучшего понимания современности. В-третьих, и это особенно важно, объектом социологии выступает информация об обществе: объективная и субъективная, первичная и вторичная, собранная с помощью самых различных методов, на основании различных источников.

Основными информационными объектами социологии выступают: демографический (совокупность моделей рождаемости, смертности, миграции населения);

психологический (совокупность установок и методов поведения людей);

общностный (информация о классах, группах, слоях, организациях); отношенческий (сведения о взаимодействии людей, групп, обусловленном их социальными ролями и занимаемыми позициями);

культурологический (связанный с поведением людей, обусловленным нормами и ценностями жизни и культуры).

 Итак, социальная реальность, выраженная  в совокупности информации о  ней, социальные факторы образуют  объекты социологии. Он не отделен  непроходимой стеной от предмета.

Предмет - часть объекта, он "вырастает" из него, являясь совокупностью содержательных узловых проблем. Скажем, общество как целостность - объект социологии. Изучение его как органической системы - предмет. Функционирование общества является объектом социологической науки, а исследование механизма функционирования составляет предмет. Обращение к социальным институтам (государству, собственности, семье) - объектная область социологии. Исследование же регулирующих, управляющих, властных функций этих инструментов составляет один важный элемент предмета нашей науки.

Соответственно вырисовывается понятие предмета социологии как науки о современном обществе как целостной системе, тенденциях ее функционирования и изменений, науки о становлении и динамике социальных общностей, институтов и организаций, взаимодействии между личностью и общностями, науки об осмысленных социальных действиях людей, социальных процессах и массовом поведении. Соответственно, основной вопрос социологии можно сформулировать так: что есть общество как функционирующая структурная целостность? Отвечая на него, мы говорим, что это взаимодействие социальных общностей, личностей, социальных процессов, поведения людей.

 

2.Структура современной  социологии.

К концу XX в. социология превратилась в сложно структурированную науку, обусловленную прежде всего различием ресурсов и уровней изучения социальных явлений и процессов. Так, например, социология исследует эти явления и процессы и на уровне всего общества в целом, и на уровне более или менее широких социальных общностей и их взаимодействий, и на уровне личности, межличностных взаимодействий. Это, в частности, дает объективное основание для подразделения социологической науки на такие составные части:

а) общетеоретическая социология как макросоциологическое исследование, направленное на выяснение общих  закономерностей функционирования и развития социума как целого;

б) социология среднего уровня как исследования меньшей степени общности, направленные на изучение закономерностей и взаимодействия отдельных структурных частей социальной системы, т.е. частные, специальные социологические теории, включая отраслевые социологии (например, социология социальных групп, социология города, социология деревни, этносоциология, экономическая социология, социология образования, социология политики, социология права, социология пропаганды, социология семьи, социология культуры, социология труда и др.);

 в) микросоциология, изучающая социальные явления и процессы сквозь призму действия и взаимодействия людей, их поведения. В такой структуре социологического знания находит свое выражение соотношение общего, особенного и единичного.           

 В структуре социологического  знания особое место занимает  метасоциология, объектом изучения  которой является не социальная  реальность как таковая и не  способ получения социологического  знания, а наука социология, т.е. само социологическое знание. Один из основных принципов структурирования социологического знания - соотношение теории разного уровня, общего и отраслевого знания. Выделяется несколько групп отраслей социологии - в зависимости от их предмета, природы возникновения, направленности функционирования.

Основными уровнями социологического знания является макро- и микросоциологический, теоретический и эмпирический, фундаментальный и прикладной. Они различаются, как минимум, по трем основаниям: широте охвата изучаемых явлений, ориентаций социологии, степени обобщения изучаемого материала. В связи с наличием противоречий и даже "пропасти" между основными уровнями социологического знания была предпринята попытка преодоления разрыва между макро- и микросоциологическими уровнями в виде теории "среднего ранга" или "среднего уровня" (Р. Мертон). В соответствии с ней существуют три уровня социологического знания: широкие социологические теории, теории среднего ранга, малые рабочие гипотезы, возникающие в повседневных исследованиях. Теории "среднего ранга" выполняют роль связующего звена, мостика между первым и третьим уровнями. Степени социологического познания включают в себя: знания об обществе в целом, о сферах, о социальных общностях, институтах и организациях, о личности. Таким образом, социология выступает, во-первых, как наука, то есть как определенная система знаний, во-вторых, как определенный способ мышления, изучения людей, видения мира.

Социологическое знание, включает в себя системный анализ, общенаучные методы, количественные оценки, может рассматриваться как относительно точное и строгое. Но, поскольку объекты социологии - социальные общности - отличаются в своем поведении значительными флуктуациями, это знание не может быть столь же строгим и точным, как в естественных науках. Несмотря на то, что имеет дело с изучением субъективных мнений людей, она стремиться к объективности, которая определяется не только применяемыми методами исследования, но и рядом других факторов: непредубежденной и независимой позицией социолога, публичным характером его деятельности, критическим анализом представленных материалов со стороны коллег. Социологическое знание базируется на фактуальной основе, которая оказывается достаточно зыбкой, если полученные социальные факты не могут быть в полной мере достоверными и надежными. Социальный факт регистрируется социологом либо как онтологический, либо - будучи включенным в социологическое знание - как гносеологический. В последнем случае он становится фактом социологии, теряя свой онтологический статус.           

 В зависимости от уровня  получаемых знаний в социологии  также выделяются:           

 1) теоретическая социология, дающая глубокое обобщение фактического материала, путем построения теории, раскрывающих универсальные закономерности функционирования общества (социальной системы и ее структур).            

 2) прикладная (эмпирическая) социология - изучает практические стороны социальной жизни общества на базе общесоциологических теорий и фактических материалов.           

 3) социальная инженерия - уровень практического внедрения полученных знаний с целью моделирования путей разрешения конкретных социальных проблем. Кроме того, социология имеет и внутреотраслевое и отраслевое деление (социология труда, экономическая социология, социология досуга, семьи, образования, религии, малых групп, молодежи, пола, поселений и т.д.)

 

 

 

 

 

3.Методы и функции социологии.

Функции социологии, определяют ее роль и современное общественное предназначение. В общем виде выделяют следующие основные функции социологии:

1.      Теоретико-познавательную. Она заключается в накоплении знания об обществе, о его процессах и структурных элементах. Важное значение этой функции определено ускорением темпов развития общества. Наиболее важное значение эта функция приобретает в нашей стране, поскольку именно России свойственны  очень быстрые и глубокие преобразования. Лишь объективные знания о происходящих изменениях в нашем обществе, их направленности и характере, которые обеспечивает социология, позволяют преодолеть кризис и обеспечить развитие страны.

2.      Информационную. Социология во многом базируется на эмпирических исследованиях, в процессе которых осуществляется сбор, накопление и группирование социологической информации. В современном обществе невозможно реализовывать эффективное и обоснованное управление, если решения, которые принимаются не имеют необходимого информационного обеспечения. Социологи, опираясь на собранную и объективную информацию, вырабатывают рекомендации и предложения для практики и политики.

3.      Практическую. Довольно многообразны определенные проявления такой функции социологии. Она проявляется, например, в том, что социология, исследуя общество с позиций целостной системы, может выработать обоснованные прогнозы относительно тенденций развития конкретных социальных процессов или явлений. Это имеет огромное значение для развития общества, особенно в переходный период. К такой функции социологии относятся следующие специфические виды деятельности как социальное консультирование и обслуживание населения. При этом, проявление такой функции социологии нашло себя в социальных исследованиях, например, опросы общественного мнения, маркетинг и др.

4.      Мировоззренческую. Социология, изучая современное общество, создавая полную картину социальных процессов и отношений, формирует  систему взглядов на мир в целом и место  человека в нем, а также отношение самого человека к себе и к социальной действительности, обусловливая этими взглядами идеалы людей, их жизненные позиции.

5.      Гуманистическую. Она находит свое проявление в следствие того, что социология разъясняет то, какие условия необходимы человеку для самореализации, показывая, каким образом можно полностью реализовать собственную социальную сущность.

Это и есть основные функции социологии. Теперь необходимо разобрать основные методы этой науки.

Социологический метод представляет собой собирательное понятие, включающее в себя конкретные познавательные ориентации, приемы, подходы, инструменты и способы, которые применяются в социологическом исследовании.

Все социологические методы можно объединить в следующие группы:

Общенаучные, к которым относятся методы, используемые всеми науками, но применяемые в социологии с учетом ее специфики. К ним  относятся следующие методы:

сравнительно-исторический, сравнительный, критическо-диалектический, структурно-функциональный, генетический, эксперимент, наблюдение и др.

Частно-научные, к которым относятся методы, используемые только этой наукой, например, биографический метод, опрос, метод социометрии и т.д.

Поскольку методы социологии обязательно опираются на эмпирические данные в изучении реальности, то можно выделить в дополнение к перечисленному методы сбора, а также анализа собранной информации о фактах. Основными методами сбора информации в социологии являются опросы, изучение и анализ информации, наблюдение и др. Актуальность и достоверность данных обусловливают методы и функции социологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

ИНТЕРНЕТ РЕСУРС

http://fb.ru/article/2825/metodyi-i-osnovnyie-funktsii-sotsiologii16.12.2012г. 21.50

http://bo0k.net/index.php?p=chapter&bid=1070&chapter=4  16.12.2012  22.00

http://knowledge.allbest.ru/sociology/2c0a65625b3ad68a4c43b88421306c36_0.html  student.km.ru 16.12.2012  22.35

http://knowledge.allbest.ru/sociology/2c0a65625b3ad68a4c43b88421306c36_0.html   16.12.2012  22.35

 


Информация о работе Социология наука об обществе