Социология образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 09:45, контрольная работа

Краткое описание

Образование -это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимое условие подготовки человека к жизни и труду. Разные науки изучают образование под своим углом зрения. В философии понятие "образование" употребляется в значении общего духовного процесса формирования человека и результата этого процесса - духовного облика человека. Образование исследуется как культурно-историческое явление, средство сохранения, передачи и умножения накоплений духовной культуры человечества, народов, наций.

Содержание

Образование как социокультурный феномен.
Предмет и объект социологии образования.
Важнейшие концепции социологии образования.
Социологические методы изучения сферы образования.

Вложенные файлы: 1 файл

Социология образования.docx

— 23.99 Кб (Скачать файл)

План:

    1. Образование как социокультурный феномен.
    2. Предмет и объект социологии образования.
    3. Важнейшие концепции социологии образования.
    4. Социологические методы изучения сферы образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Образование как социокультурный  феномен.

Образование -это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимое условие подготовки человека к жизни и труду. Разные науки изучают образование под своим углом зрения. В философии понятие "образование" употребляется в значении общего духовного процесса формирования человека и результата этого процесса - духовного облика человека. Образование исследуется как культурно-историческое явление, средство сохранения, передачи и умножения накоплений духовной культуры человечества, народов, наций.

Психологию интересуют проблемы влияния образования на формирование личности, ее психики. Социальная психология рассматривает человека в качестве субъекта учебной деятельности в  рамках образования как социальной организации. Ее интересует, как добиться того, чтобы организация образования  не была чужда человеческой природе, какие законы и социальные технологии должны лежать в основе организации  учебной деятельности, как система  образования должна способствовать самоактуализации и саморазвитию человека, его нормальному социальному функционированию. Социологию интересует социальная сторона образования: как благодаря образованию человек включается в те или иные социальные группы, занимает определенные позиции в социальной структуре общества, осваивает и выполняет разнообразные роли в обществе.

Образование выступает историко-культурным феноменом менталитета общества, его сознания. В образовании создаются  предпосылки для выявления и  развития творческих способностей общества, для последовательной передачи накопленных  обществом знаний, умений, культурного  наследия всех поколений.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Предмет и объект  социологии образования.

Социологию образования  интересуют социальные характеристики образования, влияние на него социальных институтов, социальной макро- и микросреды. Социология представляет собой целостную  систему социологических знаний, состоящую из 3 уровней:

  • общесоциологический (общетеоретический) уровень;
  • специальные (частные) социологические теории;
  • эмпирические социологические исследования.

На базе общих теорий первого  уровня основываются специальные (частные) социологические теории среднего уровня. Сюда относится и социология образования.

Философская энциклопедия, определяет предмет социологии образования, как социальной природы: "Социология образования - отрасль социологии, изучающая  образование как социальный институт, как форму и средство общественной жизни". А.Майер пишет, что социология образования "...имеет своим предметом социологическое исследование общих социальных закономерностей образования и воспитания как социального процесса и их функций на всех уровнях взаимодействия общественных сил". В.Н.Турченко обращает внимание на приоритет системной организации образования: "...социология образования имеет предметом своего рассмотрения системы и подсистемы (элементы) образования в их целостности и совокупности (общественных) отношений". Обобщением изложенных позиций является определение Ф.Р.Филиппова: "Социология образования есть специальная социологическая наука, предметом которой является система образования как социальный институт, взаимодействие ее подсистем, а также взаимодействие системы образования и ее подсистем с обществом, прежде всего с его социальной структурой".

Объектом социологии образования  является сфера образования как  социальное явление; люди, их объединения  и организации в системе образования, где происходит функционирование процессов  образования, действуют определенные субъекты в форме разнообразных  учебных занятий, где в ходе таких  занятий складываются определенные системы взаимоотношения людей. Таким образом, объектом изучения является образование с позиций его  социальной природы.

 

 

 

3. Важнейшие концепции  социологии образования.

Социология образования  рассматривает влияние образования  на все стороны жизни общества - экономическую, социальную, политическую, духовную. В то же время она рассматривает  и собственно "образовательные" проблемы: как функционирует и  развивается система образования, насколько она соответствует  требованиям общества, насколько  эффективно ее организационное строение.

Исследования затрагивают  такие вопросы, как:

  • соответствие структуры образования актуальным и перспективным социальным целям, долгосрочным программам общества;
  • пропорциональность морфологического строения структуры образования;
  • влияние результатов образовательных процессов на другие социальные процессы - профессионально-трудовые, нравственные, психологические, организационно-технические и другие.

Исследование проблем  структуры образования связано  с изучением его социальных функций: передача накопленных знаний, преемственность  социального опыта и духовная преемственность поколений, социализация личности, ее саморазвитие и самореализация, накопление ею духовного, интеллектуального, социального потенциала.

Все исследования в социологии образования объединены по двум направлениям:

  • внутри институциональное, охватывающее внутренние проблемы образования как социального института социальные аспекты деятельности субъектов образования,
  • внешне институциональное, т.е. все исследования социальных аспектов взаимодействия образования с другими социальными институтами, Социология образования может быть представлена в виде двух структур

1) теоретико-концептуальное  содержание:

  • основные категории: культура, образование, воспитание, социализация, учение, личность;
  • социальная детерминация образования, социокультурная организация сферы образования, эффективность образования;

2) технологическая последовательность  познавательной деятельности:

  • теоретическая концепция: гипотезы, категории, законы, принципы;
  • методы и технологии: диагностика, моделирование, прогнозирование, проектирование;
  • фактический материал: данные диагностики и прогнозирования;
  • проекты и модели социокультурной деятельности.

4. Социологические методы  изучения сферы образования.

Всякое социологическое  исследование начинается с анализа  документов:

  • официальных: указы и постановления правительства, планы работы, материалы печати, личностные документы;
  • неофициальных: мемуары, письма, фотографии, заявления;
  • специальных: анкеты, тесты, протоколы наблюдений.

Среди методов анализа  документов выделяется два основных вида:

  • традиционный
  • качественно-количественный (контент-анализ).

Традиционный основывается на анализе материала, логике текста, обоснованности и достоверности приводимых сведений. Количественно-качественный анализ основывается на переводе текстовой информации в количественные показатели с последующей ее обработкой.

Часто применяется метод  наблюдения, т.е. сбор информации об объекте  путем непосредственного восприятия и прямой регистрации событий. Наблюдения бывают:

  • систематическое, проводимое регулярно в течение определенного периода;
  • простое, носящее эпизодический, случайный характер;
  • включенное, когда социолог непосредственно включен в изучаемый учебно-воспитательный процесс, контактирует и действует совместно с наблюдаемыми;
  • не включенное, без общей жизнедеятельности наблюдателя с наблюдаемыми;
  • кратковременное, в течение 1-2 часов;
  • длительное, в течение ряда лет.

Метод наблюдения дает хороший  результат в сочетании его  с методом опроса.

Опрос - это метод сбора  социальной информации об изучаемом  объекте в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) социально-психологического общения социолога и опрашиваемого путем регистрации ответов на вопросы, вытекающие из целей и задач исследования.

Анкетирование в исследованиях  процесса образования применяется  для сбора информации о массовых социальных явлениях и позволяет  получить значительный объем эмпирической информации в короткий срок и анонимно. К недостаткам этого метода относится  невозможность проконтролировать  ситуацию ответа на вопрос, его самостоятельность  и полноту. Преодолеть эти недостатки помогает метод интервью, когда информация об исследуемом объекте получается в процессе личного общения с  респондентом по специально составленному  вопроснику.

Одним из современных видов  метода интервью являются фокусированные интервью, носящие дискуссионный  характер, что стимулирует расширение взгляда на предмет исследования.

Эффективность методов социологического исследования в значительной степени  определяется уровнем профессионализма исследователей, а также комбинированным  применением набора методов, наиболее соответствующих его целям и  условиям проведения.

Образование является открытой социальной системой, оно связано  с другими социальными системами. Процесс образования взаимодействует  с другими социальными процессами и является одним из важнейших  механизмов социализации человеки, продолжающимся всю его жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература:

    1. Нечаев В.Я. Социология образования. – М., МГУ, 1992.
    2. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., Политиздат, 1992.

Информация о работе Социология образования