Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 09:45, контрольная работа
Образование -это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимое условие подготовки человека к жизни и труду. Разные науки изучают образование под своим углом зрения. В философии понятие "образование" употребляется в значении общего духовного процесса формирования человека и результата этого процесса - духовного облика человека. Образование исследуется как культурно-историческое явление, средство сохранения, передачи и умножения накоплений духовной культуры человечества, народов, наций.
Образование как социокультурный феномен.
Предмет и объект социологии образования.
Важнейшие концепции социологии образования.
Социологические методы изучения сферы образования.
План:
1. Образование как
Образование -это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимое условие подготовки человека к жизни и труду. Разные науки изучают образование под своим углом зрения. В философии понятие "образование" употребляется в значении общего духовного процесса формирования человека и результата этого процесса - духовного облика человека. Образование исследуется как культурно-историческое явление, средство сохранения, передачи и умножения накоплений духовной культуры человечества, народов, наций.
Психологию интересуют проблемы влияния образования на формирование личности, ее психики. Социальная психология рассматривает человека в качестве субъекта учебной деятельности в рамках образования как социальной организации. Ее интересует, как добиться того, чтобы организация образования не была чужда человеческой природе, какие законы и социальные технологии должны лежать в основе организации учебной деятельности, как система образования должна способствовать самоактуализации и саморазвитию человека, его нормальному социальному функционированию. Социологию интересует социальная сторона образования: как благодаря образованию человек включается в те или иные социальные группы, занимает определенные позиции в социальной структуре общества, осваивает и выполняет разнообразные роли в обществе.
Образование выступает историко-культурным
феноменом менталитета
2. Предмет и объект социологии образования.
Социологию образования
интересуют социальные характеристики
образования, влияние на него социальных
институтов, социальной макро- и микросреды.
Социология представляет собой целостную
систему социологических
На базе общих теорий первого уровня основываются специальные (частные) социологические теории среднего уровня. Сюда относится и социология образования.
Философская энциклопедия, определяет предмет социологии образования, как социальной природы: "Социология образования - отрасль социологии, изучающая образование как социальный институт, как форму и средство общественной жизни". А.Майер пишет, что социология образования "...имеет своим предметом социологическое исследование общих социальных закономерностей образования и воспитания как социального процесса и их функций на всех уровнях взаимодействия общественных сил". В.Н.Турченко обращает внимание на приоритет системной организации образования: "...социология образования имеет предметом своего рассмотрения системы и подсистемы (элементы) образования в их целостности и совокупности (общественных) отношений". Обобщением изложенных позиций является определение Ф.Р.Филиппова: "Социология образования есть специальная социологическая наука, предметом которой является система образования как социальный институт, взаимодействие ее подсистем, а также взаимодействие системы образования и ее подсистем с обществом, прежде всего с его социальной структурой".
Объектом социологии образования
является сфера образования как
социальное явление; люди, их объединения
и организации в системе
3. Важнейшие концепции социологии образования.
Социология образования
рассматривает влияние
Исследования затрагивают такие вопросы, как:
Исследование проблем структуры образования связано с изучением его социальных функций: передача накопленных знаний, преемственность социального опыта и духовная преемственность поколений, социализация личности, ее саморазвитие и самореализация, накопление ею духовного, интеллектуального, социального потенциала.
Все исследования в социологии образования объединены по двум направлениям:
1) теоретико-концептуальное содержание:
2) технологическая
4. Социологические методы изучения сферы образования.
Всякое социологическое исследование начинается с анализа документов:
Среди методов анализа документов выделяется два основных вида:
Традиционный основывается на анализе материала, логике текста, обоснованности и достоверности приводимых сведений. Количественно-качественный анализ основывается на переводе текстовой информации в количественные показатели с последующей ее обработкой.
Часто применяется метод
наблюдения, т.е. сбор информации об объекте
путем непосредственного
Метод наблюдения дает хороший результат в сочетании его с методом опроса.
Опрос - это метод сбора
социальной информации об изучаемом
объекте в ходе непосредственного
(интервью) или опосредованного (
Анкетирование в исследованиях
процесса образования применяется
для сбора информации о массовых
социальных явлениях и позволяет
получить значительный объем эмпирической
информации в короткий срок и анонимно.
К недостаткам этого метода относится
невозможность
Одним из современных видов метода интервью являются фокусированные интервью, носящие дискуссионный характер, что стимулирует расширение взгляда на предмет исследования.
Эффективность методов социологического исследования в значительной степени определяется уровнем профессионализма исследователей, а также комбинированным применением набора методов, наиболее соответствующих его целям и условиям проведения.
Образование является открытой
социальной системой, оно связано
с другими социальными
Используемая литература: