Социология общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 08:06, реферат

Краткое описание

На протяжении всей истории социологии одной из важнейших проблем была проблема: что представляет собой общество? Социология всех времен и народов пыталась ответить на вопросы: как возможно существование общества? Какова исходная клеточка общества? Каковы механизмы социальной интеграции, обеспечивающие социальный порядок, вопреки огромному многообразию интересов индивидов и социальных групп? Рассмотрение этой проблемы является актуальной и в настоящее время.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Сущность и признаки общества………………………………………..5
2. Общество как социальная система……………………………………..7
3. Типология общества…………………………………………………….9
Заключение………………………………………………………………..14
Список литературы……………………………………………………….16

Вложенные файлы: 1 файл

Социология общества.doc

— 67.00 Кб (Скачать файл)
 

Оглавление 

      Введение…………………………………………………………………….3

      1. Сущность и признаки общества………………………………………..5

      2. Общество как социальная система……………………………………..7

      3. Типология общества…………………………………………………….9

      Заключение………………………………………………………………..14

      Список  литературы……………………………………………………….16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      На  протяжении всей истории социологии одной из важнейших проблем была проблема: что представляет собой  общество? Социология всех времен и  народов пыталась ответить на вопросы: как возможно существование общества? Какова исходная клеточка общества? Каковы механизмы социальной интеграции, обеспечивающие социальный порядок, вопреки огромному многообразию интересов индивидов и социальных групп? Рассмотрение этой проблемы является актуальной и в настоящее время.

      При ответе на эти вопросы системный  подход к обществу дополняется в  социологии детерминистским и функционалистским. Детерминистский подход ярче всего  выражен в марксизме. С точки  зрения этого учения, общество как  целостная система состоит из следующих подсистем: экономической, социальной, политической и идеологической, каждую из которых можно рассматривать как систему.

      В марксизме четко указывается  на зависимость и обусловленность  всех систем от особенностей экономической  системы, в основе которой лежит  материальное производство, базирующееся на определенном характере отношений собственности.

      Наряду  с экономическим детерминизмом  существуют школы и течения в  социологии, развивающие политический и культурный детерминизм.

      Политический  детерминизм в объяснении общественной жизни отдает приоритетное значение отношениям власти, авторитета.

      Сторонники  культурного детерминизма утверждают приоритетную роль в обществе культуры.

      Детерминистский подход дополняется в социологии функционалистским. Функционализм  интерпретирует общество как целостную систему согласованно действующих людей, стабильное существование и воспроизводство которой обеспечивается необходимым набором функций.

        Марксизм также является сторонником  функционального подхода. В марксизме  принято различать сумативные, органические и целостные системы. Общество как система складывается при переходе от органической к целостной системе.

      Развитие  органической системы состоит в  саморасчленении, дифференциации, которую  можно охарактеризовать как процесс  формирования новых функций или соответствующих элементов системы. В общественной системе формирование новых функций происходит на основе разделения труда. Движущей силой этого процесса являются общественные потребности.

      В наиболее развитой и последовательной форме функционализм развит в социологической системе Т. Парсонса, который сформулировал основные функциональные требования, выполнение которых обеспечивает стабильное существование общества как системы:

      1. Оно должно обладать способностью  к адаптации, приспособлению к изменяющимся условиям и возрастающим материальным потребностям людей, уметь рационально организовывать и распределять внутренние ресурсы.

      2. Оно должно быть целеориентированным,  способным к постановке основных  целей и задач и к поддержанию  процесса их достижения.

      3. Оно должно обладать способностью  к интеграции, к включению в  систему новых поколений.

      4. Оно должно иметь способность  к воспроизводству структуры  и снятию напряженности в системе. 
 
 

1. Сущность и признаки  общества 

      При определении сущности и признаков общества в социологии обнаруживаются различные подходы. Первый подход состоит в утверждении, что исходной клеточкой общества являются живые действующие люди, совместную деятельность которых, приобретая более или менее устойчивый характер, формирует общество.

      Таким образом, с точки зрения этого  подхода, индивид – это элементарная единица общества. Общество – это  совокупность людей, осуществляющих совместную деятельность и отношения. Люди являются  главным элементом строения общества, а источником их объединения и последующего формирования в общности выступает социальное взаимодействие.

      «Что  такое общество, какова бы ни была его  форма? Продукт взаимодействия людей», - пишет К. Маркс. В том же смысле высказывается по этому поводу и  П. Сорокин: общество существует «не вне» и независимо от индивидов», а только как система взаимодействующих единиц, без которых, вне которых оно немыслимо и невозможно, как невозможно всякое явление без составляющих его элементов» [5].

      Но  если общество состоит из индивидов, то закономерно возникает вопрос, а не следует ли рассматривать общество как простую сумму индивидов? Постановка вопроса, таким образом, ставит под сомнение существование такой самостоятельной социальной реальности, как общество. Реально существуют индивиды, а общество – это плод умонастроения ученых: философов, социологов, историков и т. д. Если же общество есть объективная реальность, то оно должно спонтанно проявляться как устойчивое, повторяющееся, самопроизводящееся явление. Поэтому в интерпретации общества недостаточно указать на то, что оно состоит из индивидов, но следует подчеркнуть, что важнейшим элементом формирования общества является их единство, общность, солидарность, связь людей.

      Общество  – это универсальный  способ организации  социальных связей, взаимодействия и отношений людей.

      Эти связи, взаимодействия и отношения  людей, образуются на какой-то общей  основе. В качестве такой основы в различных школах социологии рассматриваются:

      1) «интересы»;

      2) «потребности»;

      3) «мотивы»;

      4) «установки»;

      5) «ценности» и т. д.

      Э. Дюркгейм видел первооснову устойчивого  единства общества в «коллективном  сознании». По М. Веберу, общество –  это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, т. е. ориентированных  на других людей, действий. Т. Парсонс  определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются ценности и нормы. С точки зрения К. Маркса, общество – это развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности.

      Очевидно, что при всем различии в подходах интерпретации общества со стороны классиков социологии общим для них является рассмотрение общества как целостной системы элементов, находящихся в состоянии тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным. Основная задача системного подхода в исследовании общества состоит в объединении различных знаний по поводу общества в целостную систему, которая могла бы стать единой теорией общества [4].

         

2. Общество как социальная  система 

      Для того, чтобы рассмотреть принципы системного подхода к обществу, необходимо определить основные понятия.

      Система – это определенным образом упорядоченное  множество элементов, взаимосвязанных  между собой и  образующих некоторое  целостное единство.

      Внутреннюю  природу, содержательную сторону всякой целостной системы, материальную основу ее организации определяют состав, набор элементов.

      Социальная  система – это  целостное образование, основным элементом  которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения.

      Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколения.

      Социальная  связь – это набор фактов, обусловливающих совместную деятельность людей в конкретных общностях в конкретное время для достижения тех или иных целей. Социальные связи устанавливаются не по прихоти людей, а объективно. Установление этих связей диктуется социальными условиями, в которых живут и действуют индивиды. Сущность социальных связей проявляется в содержании и характере действий людей, составляющих данную социальную общность. Социологи выделяют следующие виды связей:

      1) взаимодействия;

      2) отношений;

      3) контроля;

      4) институциональные и т. д.

      Социальное  взаимодействие – это процесс, в котором люди действуют и испытывают взаимодействие друг на друга. Механизм социального взаимодействия включает индивидов, совершающих те или иные действия, изменения в социальной общности или обществе в целом, вызываемых этими действиями, влияние этих перемен на других индивидов, составляющих социальную общность и, наконец, обратную реакцию индивидов. Взаимодействие приводит к становлению новых социальных отношений.

      Социальные  отношения – это относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами.

      Таким образом, общество складывается из множества индивидов, их социальных связей, взаимодействий и отношений. Но общество нельзя рассматривать как простую сумму индивидов, их связей, взаимодействий и отношений. Сторонники системного подхода считают, что общество это не суммативная, а целостная система. Это означает, что на уровне общества индивидуальные действия, связи и отношения образуют новое качество, системное качество.

      Системное качество – это особое качественное состояние, которое нельзя рассматривать как простую сумму элементов. Общественные взаимодействия и отношения носят надиндивидуальный, надличностный характер, то есть общество – это некоторая самостоятельная субстанция, которая по отношению к индивидам первична. Каждый индивид, рождаясь, составляет определенную структуру связей и отношений и в процессе социализации включается в нее. За счет чего же достигается эта целостность, то есть системное качество [3].

      Целостной системе присуще множество связей, взаимодействия и отношений. Наиболее характерными являются коррелятивные связи, взаимодействия и отношения, включающие в себя координацию и субординацию элементов. Координация – это определенная согласованность элементов, тот особый характер их взаимной зависимости, который обеспечивает сохранение целостной системы. Субординация – это подчиненность и соподчиненность, указывающая на особое специфическое место, неодинаковое значение элементов в целостной системе [1].

      Таким образом, в результате общество становится целостной системой с качествами, в которых нет ни одного из включенных в него элементов в отдельности. Вследствие своих интегральных качеств социальная система приобретает определенную самостоятельность по отношению к составляющим его элементам, относительный способ своего развития. 

3. Типология общества 

      Все мысленное и реальное многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, социологи разделяют на определенные типы. Несколько обществ, объединенных сходными признаками, критериями, составляют типологию.

      В социологии существует множество типологий в зависимости от критерия типологизации.

      Согласно  первой типологии все общества делятся  на простые и сложные. Критерием  типологизации служат особенности  социальной структуры общества –  число уровней управления и степень социального расслоения.

      Простые общества характеризуют относительно небольшие размеры объединений, низкий уровень разделения труда, развития техники, приоритет кровно-родственных связей, полное социальное, экономическое и политическое равенство.

      Социальное  равенство означает отсутствие классов, социальных слоев и сословий, деление общества на богатых и бедных.

Информация о работе Социология общества