Социология отклоняющегося ( девиантного ) поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:49, контрольная работа

Краткое описание

Практически вся жизнь любого общества характеризуется наличием отклонений. Отклонения, или как они называются научным термином - девиации присутствуют в каждой социальной системе. Поэтому умение выявлять причины таких отклонений, находить пути преодоления их негативных форм должно быть свойственным каждому современному человеку.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...….3
1.Формы проявления нарушений поведения.…………………………..…4
2. Природа отклоняющегося поведения.……… ……………………………..5
3. Виды девиации.…………………… ………………...…………………….....10
4. Микросреда и ее влияние на отклоняющееся поведение…….……....….14
Заключение ……………………………………………....................................16
Список использованной литературы…………………………………........17

Вложенные файлы: 1 файл

Семестрвая 1.doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

АЛМАТИНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ 

Кафедра «Социальных дисциплин» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Семестровая  работа №1

Тема: Социология отклоняющегося ( девиантного ) поведения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                     Выполнил студент группы

                                     БЭ-06-04  Попов А.А.

                                     Принял: доцент кафедры

                                                                  социальных дисциплин

                                    Орынбекова Д.С. 
               
               
               
               
               
               
               
               

Алматы 2008

Содержание. 
 

     

      Введение……………………………………………………………………...….3

   1.Формы проявления нарушений поведения.…………………………..…4

    2. Природа отклоняющегося поведения.……… ……………………………..5 

      3. Виды девиации.…………………… ………………...…………………….....10  

    4. Микросреда и ее влияние на отклоняющееся поведение…….……....….14  

        Заключение ……………………………………………....................................16  

        Список использованной литературы…………………………………........17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

       Практически вся жизнь любого общества характеризуется наличием отклонений. Отклонения, или как они называются научным термином - девиации присутствуют в каждой социальной системе. Поэтому умение выявлять причины таких отклонений, находить пути преодоления их негативных форм должно быть свойственным каждому современному человеку.   Социологи называют отклоняющееся поведение девиантным. Оно подразумевает любые поступки или действия, не соответствующие писаным или неписаным нормам. К отклоняющемуся от общепринятых норм поведению относятся: правонарушения, пьянство, наркомания, проституция, самоубийство, пристрастие к азартным играм, бюрократия и пр. Это политика уйти от общества, от решения жизненных проблем, преодолеть состояние неуверенности и беспокойства.  

 

                             Формы проявления нарушений поведения. 

       Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой, проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся.

      Девиантное  поведение – это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или  подразумеваемой нормы (психическое здоровье, права, культура, мораль).

        Девиантное поведение подразделяется  на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся  от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной  или скрытой психопатологии. Во-вторых, это поведение антисоциальное, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки сравнительно незначительны их называют правонарушениями, а когда серьёзны и наказываются в уголовном порядке – преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении.

        Делинквентность обычно начинается  со школьных прогулов и приобщения  к асоциальной группе сверстников.  За этим следует мелкое хулиганство,  издевательство над младшими  и слабыми, отнимание мелких карманных денег у малышей, угон (с целью покататься) велосипедов и мотоциклов. Реже встречаются мошенничество и мелкие спекулятивные сделки, вызывающее поведение в общественных местах. К этому могут присоединиться «домашние кражи» небольших сумм денег. Все эти действия в несовершеннолетнем возрасте не являются поводом для наказания в соответствии с УК РК.

        Однако подростки могут проявлять  большую делинквентную активность  и тем причинять много беспокойства. Обычно именно делинквентность служит наиболее частой причиной для разбирательств в комиссиях по делам несовершеннолетних.

        Юношеский возраст вообще и  ранняя юность в особенности  представляют собой группу риска.

        Во-первых, сказываются внутренние  трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой Я-концепции.

      Во-вторых, пограничность и неопределённость социального положения подростков.

      В-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские  формы контроля уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие дисциплину и самоконтроль ещё не сложились или не окрепли.

        Подростковая делинквентность в  подавляющем большинстве имеет  чисто социальные причины-недостатки  воспитания прежде всего. От 30 до 85% делинквентнтных подростков вырастают в неполной семье, т.е. без отца, или в семье деформированной – с недавно появившимся отчимом, реже, с мачехой.

      Росту делинквентности среди подростков сопутствуют социальные потрясения, влекущие безотцовщину и лишающие семейной опеки.

        Делинквентность далеко не всегда  связана с аномалиями характера,  с психопатологиями. Однако при  некоторых из этих аномалий, включая  крайние варианты нормы в виде  акцентуаций характера, имеется  меньшая устойчивость в отношении  неблагоприятного воздействия непосредственного окружения, большая податливость пагубным влияниям.

        Появление социально неодобряемых  форм поведения говорят о состоянии,  называемом социальной дезадаптацией.  Как бы ни были разнообразны  эти формы, они почти всегда  характеризуются плохими отношениями с другими детьми, которые проявляются в драках, ссорах, или, например, агрессивностью, демонстративным неповиновением, разрушительными действиями или лживостью.

      Они также могут включать антиобщественные поступки, такие, как воровство, прогулы школы и поджоги. Между этими различными формами поведения существуют важные связи. Они проявляются в том, что те дети, которые в раннем школьном возрасте были агрессивными и задиристыми, став старше, с большей вероятностью станут проявлять склонность к асоциальному поведению.

        Синдром социальной дезадаптации  гораздо чаще встречается среди  мальчиков. Что отчётливо проявляется  в случаях антиобщественных поступков.

      Подросткам  с так называемыми социализированными формами антиобщественного поведения  не характерны эмоциональные расстройства и, более того, они легко приспосабливаются к социальным нормам, внутри тех антиобщественных групп друзей чем родственников, к которым принадлежат. Такие дети часто происходят из больших семей, где применяются неадекватные меры воспитания и где антиобщественные формы поведения усваиваются из непосредственного семейного окружения.

        Наоборот, плохо социализированный,  агрессивный ребёнок находится  в очень плохих отношениях  с другими детьми и со своей  семьёй. Негативизм, агрессивность, дерзость и мстительность – вот основные черты его характера.

        Все формы отклоняющего поведения  закономерно приводят к нарушению  законодательных норм. Выход за  рамки социальных правил, сопровождающийся  необычайной жестокостью, всегда  подозрителен как возможная психическая аномалия.

        Девиантные и делинквентные формы  поведения – это приспособление  к социальным и психологическим  реалиям отрочества и юности, хотя и осуждаемое обществом  за свой экстремизм.  

Природа отклоняющегося поведения. 

Девиантное  поведение.

В процессе социализации возможны отклонения, дезинтеграция индивида. Такие явления называются девиантным (отклоняющимся) поведением, а людей, которые следуют такому поведению, называют девиантами.

    К  отклоняющемуся от общепринятых  норм поведению относятся: правонарушения, пьянство, наркомания, проституция, самоубийство, пристрастие к азартным играм, бюрократия и пр. Это политика уйти от общества, от решения жизненных проблем, преодолеть состояние неуверенности и беспокойства

 

  Девиантность определяется соответствиями и несоответствиями поступков социальным ожиданиям. Один человек может иметь отклонения в социальном поведении, другой - в структуре своей психики, третий одновременно в том и другом. Можно наблюдать личностную дезорганизацию и групповые отклонения в поведении людей. Личностная дезорганизация (индивидуальное отклонение) возникает тогда, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры. Например, молодой человек из благополучной семьи может отвергнуть нормы и встать на преступный путь. Но отклоняющееся поведение имеет не только негативный характер, но и позитивный. Оно может выступать как стремление личности к превосходству, к новому самоутверждению в социальнополезных видах деятельности. Это может быть героизм, альтруизм, самопожертвование, сверхтрудолюбие, высочайшая преданность, выдающееся научное открытие, изобретение и т.д.

В нормально  развивающемся обществе 10 - 12% населения приходится на отрицательную девиацию и столько  же на положительную. Оставшаяся часть - немногим более 70% населения составляют люди без отклонений в поведении.

Групповые отклонения рассматриваются как  коллективное поведение членов девиантной группы и их заинтересованное отношение к собственной субкультуре. Подростки из трудных семей ведут «подвальный образ жизни», который осуждается нормативной доминирующей моралью общества. У молодых людей свои правила, нормы и культурные комплексы. В данном случае мы имеем дело с групповым отклонением, доминированием собственной «подвальной» культуры, пересечением множества субкультур, привнесенных индивидуальными девиантами.

   Социологи пытаются объяснить  истоки и причины отклоняющегося  поведения. Одни считают, что  люди предрасположены к определенным стилям поведения по своей биологической природе и что «криминальный тип» является результатом агрессивности и деградации. Другие связывают девиантное поведение с особенностью строения тела человека, аномалиями его половых хромосом. Третьи - находят описание девиации, обосновывая ее «дегенеративностью», «слабоумием», «психопатией», т.е. ее «умственными дефектами», предопределенностью отклонений. Существуют и культурологические объяснения девиации, строящиеся на признании «конфликта между нормами культуры», проявления стигматизации (наклеивания ярлыков).

  

Наиболее  аргументированной точкой зрения объяснения причин появления девиантной личности является нарушение хода ее социализации. Когда ребенок воспитывается  в благополучной семье, тогда  у него формируется социальный интерес, уверенность в себе, восприятие норм окружающей культуры как справедливых. Когда же ребенка окружает непонимание, несправедливое к нему отношение, постоянные конфликты между родителями, тогда у него формируется негативное отношение к другим, отсутствие ориентации на будущее, беспокойство и тревога, отклоняющееся поведение.

   Однако бывают случаи негативного  поведения детей-подростков из  вполне благополучных семей, ведь  семья не единственный источник  и причина социализации ребенка в сложном, противоречивом, постоянно изменяющемся обществе. Многие нормы из различных субкультур часто противоречат друг другу. Воспитание ребенка в семье вступает в противоречие с идеологией социальных групп и институтов. Родители вынуждены сталкиваться с чрезмерной идеологизацией своих детей, влиянием коммерческого духа, уличных групп, массовой культуры, нестабильностью политического положения и т.д. Неизбежно "возникают противоречия между нормами и ценностями. То, что говорят в семье детям, кажется неправдой, обостряется конфликт отцов и детей, их субкультур. Сейчас в нашем обществе существует множество противоречащих друг другу нормативных образцов, которые способствуют появлению феномена отклоняющего поведения.

Существование в реальной жизни большого числа  противоречащих друг другу норм и неопределенность социального контроля порождают трудности возможного выбора линии индивидуального поведения, что приводит к явлению, названному Э. Дюркгеймом «аномия общества» (состояние отсутствия норм), при которой личность не имеет уверенности и надежности в выборе линии нормативного поведения.

Информация о работе Социология отклоняющегося ( девиантного ) поведения