Социология понятий семьи и брака

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 01:11, реферат

Краткое описание

Цель данной работы: изучение с точки зрения социологии понятий семьи и брака. Исходя из цели, задачами данной работы являются:
- изучение понятий брак и семья как социальных институтов и их функций;
- рассмотрение социальных, психологических и экономических мотивов брачно-семейных отношений;
- характеристика перспектив развития семьи и брака.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………..

1.Социальные институты…………………………………………………..................................
2.Функции семьи……………………………………………………………………………………………….
3.Семейная роль……………………………………………………………………………………………….

4.Брак – основа семейных отношений……………………………………………………………..
5.Задачи социологии семьи………………………………………………………………………………
6.Категории семейно-брачных отношений………………………………………………………
7.Проблемы семьи и брака в современном российском обществе……………….

Заключение…………………………………………………………………………................................

Список использованной литературы………………………………………………...................

Вложенные файлы: 1 файл

Социология.реферат.docx

— 57.22 Кб (Скачать файл)

Содержание 
 
Введение………………………………………………………………………………………………………….. 
 
1.Социальные институты………………………………………………….................................. 
2.Функции семьи………………………………………………………………………………………………. 
3.Семейная роль………………………………………………………………………………………………. 
 
4.Брак – основа семейных отношений…………………………………………………………….. 
5.Задачи социологии семьи……………………………………………………………………………… 
6.Категории семейно-брачных отношений……………………………………………………… 
7.Проблемы семьи и брака в современном российском обществе………………. 
 
Заключение…………………………………………………………………………................................ 
 
Список использованной литературы………………………………………………................... 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 
 
       Социология семьи, рассматриваемая в широком смысле как социологическая наука о семье, является старейшей интеллектуальной дисциплиной. Издревле все попытки осмысления общественной жизни людей так или иначе были связаны с пониманием семейно-ролевой организации. Интерес к происхождению человечества и к человеческой истории всегда сопровождается интересом к браку, семье, родству как специфическим формам существования, сохранения и возобновления жизни поколений.

       Социология семьи в узком смысле как часть общей социологии, как теория "среднего уровня" рассматривает особую сферу жизнедеятельности и культуры согласованно действующей группы людей (семьи). Социология семьи имеет дело с групповым, а не с индивидуальным субъектом жизнедеятельности. Группа людей, связанных семейно-родственными отношениями, образует ту часть социальной реальности, которую изучает социология семьи, фокусируя внимание на совместной жизнедеятельности членов семьи, то есть на семейном образе жизни.

       Подчеркивая групповое качество семейной жизнедеятельности, социология семьи не безразлична к индивиду, но рассматривает его как члена семьи, как составную часть целого, которое не редуцируется к отдельной личности. Социология семьи пересекается с социологией личности, но исследует личность прежде всего сквозь призму социокультурных внутрисемейных ролей, сквозь призму семейной принадлежности личности. В социологии семьи личность предстает не в своей абстрактной телесной бесполости, а конкретно как муж или жена, как отец или мать, как брат или сестра, как сын или дочь.

       Индивидуальное своеобразие накладывает отпечаток на стиль исполнения внутрисемейных ролей, проявляющийся через конфигурации межличностных взаимосвязей и взаимоотношений. Поэтому социология семьи изучает семейно-родственные формы совместной жизни малой группы людей, семейный образ жизни в сравнении с одиночно-холостяцким, изучает в единстве и целостности взаимосвязь родительства-супружества-родства, то есть собственно семью.

Предмет социологии семьи  очерчивается выяснением всех обстоятельств  успеха или неудач семьи как социального  института, реализующего жизненно важные для общества функции по рождению, содержанию и социализации детей, благодаря  притягательным сторонам семейного образа жизни, прочности межличностных взаимодействий в семье и устойчивости мотивации личности к вступлению в брак и обзаведению несколькими детьми.

       Актуальность темы данной работы обусловлена следующим.

       Семья - ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья - одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в семье индивид становится личностью. Семья сочетает в себе свойства социальной организации, социальной структуры, института и малой группы. Семья - многостороннее отношение, которое регулируется нормами морали и права. Это сложное социальное образование исследователи рассматривают как социальный институт и малую социальную структуру.

       Цель данной работы: изучение с точки зрения социологии понятий семьи и брака.    Исходя из цели, задачами данной работы являются:

- изучение понятий брак  и семья как социальных институтов  и их функций;

- рассмотрение социальных, психологических и экономических  мотивов брачно-семейных отношений;

- характеристика перспектив  развития семьи и брака.

      Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей.

       Брак – это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу их детям, своему потомству, родителям.Иными словами брак – это традиционное средство формирования семьи и общественного контроля.Благотворно влияет на человека лишь здоровая, благополучная семья, создание которой требует значительных усилий и определенных качеств личности. 
       Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт, то есть систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подтвержденных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.

 

 

  1. Социальные институты

        Социальные институты (от лат.Institutum – установление, учреждение) – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Термин “социальный институт” употребляется в самых разнообразных значениях. Важнейшими социальными институтами являются политические институты, обеспечивающие установление и поддержание политической власти, а также институты экономические, обеспечивающие процессы производства и распределения благ и услуг. Важным социальным институтом общества является семья, чья деятельность (отношения между родителями, родителями и детьми, методы воспитания и т.д.) определяется системой правовых и социальных норм. Наряду с указанными существенное значение в жизни общества имеет функционирование социально – культурных институтов (системы образования, здравоохранения, культурно – воспитательные учреждения), науки, института религии. 
       Каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института, а также системы санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения. 
Существуют две формы социальных институтов: простая и сложная. 
 
       Простые социальные институты - организованные объединения людей, которые выполняют определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполнения членами института своих социальных ролей, обусловленных социальными ценностями, идеалами, нормами. 
Примером простого социального института является институт семьи. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак в человеческом обществе считается единственно приемлемой, социально одобренной и закрепленной законом формой не только разрешенных, но и обязательных сексуальных отношений супругов. Сексуальная неудовлетворенность или измена одного из них в современном обществе (раньше было иначе) служит достаточным поводом для юридического расторжения брака. Брак представляет совокупность формальных предписаний, определяющих права, обязанности и привилегии мужа в отношении к жене, а их двоих в отношении к своим детям, родственникам и обществу в целом.  Иными словами, брак – это контракт, который заключается тремя сторонами – мужчиной, женщиной и государством. В отличие от всех других формальных контрактов, существующих в обществе, в нем оговорена только одна дата заключения брачного соглашения, но не проставлена дата окончания действия контракта. Тем самым подразумевается, что брачные узы скрепляют людей до конца их жизни. 

       Институт брака самим фактом своего существования свидетельствует, что общество преднамеренно разделило все виды половых отношений на одобряемые и не одобряемые, а государство – на разрешенные и неразрешенные. Но так было не всегда. В древности брачные отношения выглядели совсем иначе, а на заре человеческой истории их не было вовсе. 
 Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также др.родствеников. 
       Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие: 
-  вступление в первый брак – образование семьи; 
-  начало деторождения – рождение первого ребенка; 
- окончание деторождения – рождение последнего ребенка; 
- “пустое гнездо” – вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка; 
- прекращение существования семьи – смерть одного из супругов. 
     На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками. 
В социологии приняты такие общие принципы выделения типов семейной организации.   В зависимости от формы брака выделяются моногамная и полигамная семьи. Моногамная семья предусматривает существование брачной пары – мужа и жены, полигамная – как правило, муж имеет право иметь несколько жен. В зависимости от структуры родственных связей выделяются простотой, нуклеарный, или сложный, расширенный тип семьи. Нуклеарная семья представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей в семье состоят в браке, то образуется расширенная, или сложная, семья, включающая в себя два или более поколений. 
        Семья как социальный институт возникла с формированием общества. Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами. Такими, например, как ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальными стандартами поведения, нормами, которыми руководствуются жена и муж, родители и дети и т.д., а также санкции за их невыполнение. Эти ценности, нормы и санкции представляют собой принятую в данном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой они упорядочивают и санкционируют их половую жизнь и устанавливают их супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности. 

  1. Функции семьи  

      Функции семьи – способ проявления активности, жизнедеятельности семьи и ее членов. Функции семьи историчны и тесно связаны с социально- экономическими условиями общества. Это обуславливает их характер и иерархию. Современной семье присущи репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая, экономическая, первичного социального контроля, духовного общения, социально-статусная, рекреационная, эмоциональная и сексуальная функции. 
Можно выделить следующие социальные функции семьи: 
-  воспитательная – социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества; 
-  хозяйственно–бытовая – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи; 
-  экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества; 
-  сфера первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений; 
-  духовного общения – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение; 
-  социально-статусная – предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры; 
-   досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

-   эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

 

 

3.  Семейная роль

       Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль – один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяются в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д. Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Индивид должен четко представлять себе, что значит быть мужем или женой, старшим в семье или младшим, какого поведения ждут от него, какие правила, нормы диктует ему то или иное поведение.  
       Для того, чтобы сформулировать образ своего поведения, индивид должен точно определить свое место и место других в ролевой структуре семьи. Например, может ли он исполнять роль главы семьи, вообще или в частности, главного распорядителя материального достояния семьи. В этом плане немаловажное значение имеет согласованность той или иной роли с личностью исполнителя. Человек со слабыми волевыми качествами, хотя и старший по возрасту в семье или даже по ролевому статусу, например, муж, далеко не подойдет в роли главы семьи в современных условиях. Для успешного формирования семьи немаловажное значение также имеет чувствительность к ситуационным требованиям семейной роли и связанная с ней гибкость ролевого поведения, которая проявляется в способности без особых затруднений выходить из одной роли, включаться сразу в новую, как этого потребует ситуация. Например, тот или иной богатый член семьи играл роль материального покровителя других ее членов, но его финансовое положение изменилось, и изменение ситуации сразу же требует изменения его роли. 
Ролевые отношения в семье, образующиеся при выполнении определенных функций, могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом. Социологи отмечают, что ролевой конфликт чаще всего проявляется как: 
-         конфликт ролевых образов, что связано с неправильным их формированием у одного или нескольких членов семьи; 
-         межролевой конфликт, при котором противоречие заложено в противоположности ролевых ожиданий, исходящих из разных ролей. Такого рода конфликты наблюдаются часто в многопоколенных семьях, где супруги строго поколения одновременно являются и детьми и родителями и должны соответственно сочетать противоположные роли; 
-         внутриролевой конфликт, при котором одна роль включает в себя противоречивые требования.  
        В современной семье такого рода проблемы бывают чаще всего присущи женской роли. Это относится к случаям, когда роль женщины предусматривает сочетание традиционной женской роли в семье (хозяйки, воспитательницы детей, ухода за членами семьи и т.д.) с современной ролью, предполагающей равное участие супругов в обеспечении семьи материальными средствами. 
Конфликт может углубиться, если жена занимает более высокий статус в социальной или профессиональной сфере и переносит ролевые функции своего статуса во внутрисемейные отношения. В подобных случаях очень важна способность супругов к гибкому переключению ролей. Особое место среди предпосылок ролевого конфликта занимают трудности с психологическим освоением роли, связанные с такими особенностями личностей супругов, как недостаточная моральная и эмоциональная зрелость, неподготовленность к исполнению супружеских и, в особенности, родительских ролей. Например, девушка, выйдя замуж, никак не хочет переложить на свои плечи хозяйственные заботы семьи или родить ребенка, пытается вести прежний образ жизни, не подчиняясь тем ограничениям, которые накладывает на нее роль матери, и т.д. 
 
           
4.  Брак – основа семейных отношений 
       В любом обществе – семья формируется, как правило, через брак. Брак – санкционированный обществом сексуальный союз определенной продолжительности между двумя индивидами. Брак – совокупность обычаев, которые регулируют супружеские отношения мужчины и женщины. В современной европейской культуре такие обычаи включают знакомство, обучение, обмен кольцами, медовый месяц. Кроме того, брак подразумевает некоторые правила поведения, ставшие традицией, например, добрачное целомудрие, супружеская верность, обязательства поддерживать супруга всю жизнь. И в то же время брак неотделим от законов, связанных с ним: регистрация брака, право на развод по уважительным причинам, право признания брака фиктивным в случае обнаружения мошенничества, соответствие возрастов заключающих брак, согласие родителей, отсутствие родства между вступающими в брак. Все эти нормы, по определению американского социолога К.Дэвиса, формирует некую целостную структуру, которую называют институтом брака. В обществе этот институт выполняет ряд принципиально важных функций – воспроизводство людей, воспитание детей, сексуальное и эмоциональное удовлетворение. 
       Брак – ворота в семейную жизнь. По определению Э. Богардуса, брак является институтом, допускающим мужчин и женщин к семейной жизни.  
Если брак распространяется на отношения супругов, то семья захватывает супружеские и родительские отношения. Брак представляет собой только отношение, а семья является кроме того еще и социальной организацией. 
       Брак – институт, регулирующий отношения только супругов, а семья – институт, регулирующий, кроме того, еще и отношения между родителями и детьми. 
Брачные отношения регулируются типовыми нормами – юридическими и культурными. Юридическими нормами обычно регулируются такие вопросы, как владение имуществом; материальные обязательства супругов по отношению к детям и друг к другу; минимальный возраст вступления в брак и некоторые другие. В обществе предусмотрен также комплекс норм, регулирующих расторжение брака. Они определяют юридические основания для расторжения брака, характер бракоразводной процедуры, права и обязанности бывших супругов, связанных с материальным содержанием и воспитанием детей, владением имуществом после развода.  
       В отличие от писаных юридических законов культурные нормы являются неписаными. Они регулируют брак на основе морали, традиций и обычаев. К их числу относятся нормы ухаживания, брачного выбора, добрачного поведения, распределения власти и обязанностей между супругами, послеразводного поведения. Культурные нормы формируются прежде всего обществом, а вот то, как они используются и используются вообще, зависит главным образом от уровня образования индивидов.   Юридические законы РФ предусматривают, что после развода имущество, приобретенное супругами за время совместной жизни, должно делиться поровну. Культурные нормы, действующие в нашем обществе, предполагают, что квартиру, обстановку в ней и часть денежных средств мужчина должен оставить жене, особенно если суд сохранил ей детей. Но только от личной культуры и воспитанности мужчины зависит то, как он поведет себя на самом деле. 
       Брак – это санкционированный обществом сексуальный союз определенной продолжительности между двумя и более индивидами. Как правило, брак оформляется процедурой (бракосочетанием), накладывает определенные обязанности на супругов.  
       Эндогамия – это обычай, по которому разрешены браки только между лицами одной и той же социальной группы (род, племя, сословие, каста, класс, нация). Так, например, в государствах Средней Азии до сих пор сильны традиции эндогамного брака. Азербайджанцы, казахи, киргизы, туркмены, узбеки относятся к тюрко-язычной общности. Брак внутри этой своей общности считается допустимым, а за ее пределами – нежелательным. Еще сильнее влияет на выбор брачного партнера религиозный фактор – брак с мусульманином поощряется, а с немусульманином осуждается. Классификацию форм брака можно провести и по самым разным критериям. Брак по сговору. Брак по любви. Брак по расчету. Брак по рекомендации посредников. Посредники – друзья и знакомые, которые рекомендуют будущего жениха или невесту. В некоторых странах востока, в частности Китае и Японии, перед заключением брака устраивают смотрины. После 2-3 встреч стороны должны либо согласиться на брак, либо отказаться. На долю браков по сговору родственников – 37,5%, по знакомству друзей – 24,1%, по личному знакомству – 12,7%, прочих браков – 1,6%. 
 Гостевой брак. Этот термин пришел из Франции. Супруги имеют две квартиры и живут раздельно, навещая друг друга 2-3 раза в неделю. 
Неравный брак подразумевают, что супруги различаются по какому-либо значимому признаку – общественному положению, возрасту, доходу. Самой ранней формой такого брака надо считать так называемый статусный брак. Положение индивида в первобытной орде полностью предопределяло его брачный статус. Занимающий высшие ступеньки в иерархии мог выбрать любую понравившуюся ему женщину, следующий по рангу выбирал лучшую из оставшихся и так далее до самого низа. Занимающие низшие статусные позиции оказывались в самом неравном положении.

Информация о работе Социология понятий семьи и брака