Социология предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 11:18, контрольная работа

Краткое описание

Предпринимательство как метод хозяйствования широко известный в странах с развитой рыночной системой.
Предприниматель – это хозяйственный субъект, функцией которого является осуществление новых комбинаций в производстве и обороте, внедрение разных нововведений. При этом под понятием «осуществление новых комбинаций» понимается такое использование производственных ресурсов, которое обеспечивает производство нового неизвестного потребителям товара или создания его нового качества, внедрения новых технологий, освоение новых рынков сбыта и источников сырья, а также проведения организационных изменений хозяйственных форм. Задача предпринимателя – организовать эффективное производство, умело управлять и наполнять рынок высококачественными товарами и услугами.

Вложенные файлы: 1 файл

частные социологические теории в структуре экономической социологии.doc

— 78.00 Кб (Скачать файл)

1.Социология предпринимательства.

Предпринимательство как  метод хозяйствования широко известный  в странах с развитой рыночной системой.

Предприниматель – это  хозяйственный субъект, функцией которого является осуществление новых комбинаций в производстве и обороте, внедрение разных нововведений. При этом под понятием «осуществление новых комбинаций» понимается такое использование производственных ресурсов, которое обеспечивает производство нового неизвестного потребителям товара или создания его нового качества, внедрения новых технологий, освоение новых рынков сбыта и источников сырья, а также проведения организационных изменений хозяйственных форм. Задача предпринимателя – организовать эффективное производство, умело управлять и наполнять рынок высококачественными товарами и услугами.

Предпринимательство – это  инициатива, связанная с риском, экономическая деятельность с целью  осуществления инноваций и достижения высокого социально-экономического эффекта  начатого дела.

Предпринимательство – это  самостоятельная, инициативная деятельность лиц, являющихся владельцами средств производства, направленная на производство товаров и услуг ради получения прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность (либо под имущественную ответственность юридического лица – предпринимателя).

Именно предпринимательская  деятельность – активная, инициативная, творческая, рискоопасная и эффективная  – является тем живительным источником и мощным двигателем, который может  объединить все названные выше ресурсы и факторы производства в единый и целенаправленный поток производственной деятельности.

Предпринимательская деятельность – это деятельность юридических  и физических лиц, осуществляемая ими  от своего имени, на свой риск и под свою ответственность, направленная на производство материальных и духовных благ и услуг в целях систематического получения прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи другим лицам или организациям.

Предпринимательство является объектом междисциплинарных исследований. Кроме экономической науки, которая  традиционно занимается анализом предпринимательской  функции в экономической системе, различные аспекты предпринимательской деятельности изучаются психологами, конфликтологами, специалистами в сфере экономической антропологии. Социология предпринимательства является теорией среднего уровня в рамках экономической социологии, поэтому первоначально читалась как часть общего курса “Экономическая социология”. Впоследствии появились отдельные курсы социологии предпринимательства, хотя иногда они были совмещены с социологией менеджмента,что врядли правомерно, поскольку предметы социологии управления и социологии предпринимательства существенно отличаются.

Предпринимательство в нашей стране даже не возродилось, оно фактически формировалось с  нуля, при полном отсутствии собственного опыта и теоретических знаний в данной области. Но постепенно этот самый опыт стал приходить, в первую очередь через практику, а с ним появилась и необходимость его теоретического осмысления, что и вылилось, в конечном счете, в появление сначала чисто экономических исследований предпринимательства, а затем и социальных, то есть социологии предпринимательства.

Социологии  предпринимательства доказывает междисциплинарный  характер данной отрасли знания. Данной проблемой занимались и экономисты, и социологи, и культурологи, и  философы. Это привело к множеству  различных точек зрения на одни и  те же вопросы, связанные с феноменом предпринимательства. Особенности социологического взгляда на это явление будут изложены далее.

Социология  предпринимательства - это междисциплинарная  теория, она прибывает на стыке  нескольких наук. Наиболее четко проявляется  ее связь с социологией и экономикой.

Социология  связанна с предпринимательством как  с социальным феноменом. Изучает  его как нестандартное новаторское  поведение и деятельность больших  и малых социальных групп и  слоев населения.

В социологии существует два основных подхода к изучению предпринимательства: функциональный и структурный.

Функциональный  подход, основанный Йозефом Шумпетером, является наиболее предпочтительным при  проведении прикладных социологических  исследований и сегодня, хотя, как  отмечает В. В. Радаев, довольно трудно реализуемым, поскольку предпринимательская функция в шумпетеровском понимании неустойчива и ограничена по времени. Поэтому с позиций функционального подхода говорить о существовании “социальной группы предпринимателей” неправомерно. Предпринимателей в социальной структуре нашего общества скорее можно определить как некую серийную группу постоянно обновляющуюся, текучую, беспредельно подвижную, состоящую из не связанных между собой, непрерывно меняющихся, изолированных единичных индивидов.

Другой возможный подход к анализу группы предпринимателей структурный, который определяет место предпринимателей в социально-экономической структуре и в системе экономических институтов. В социологическом аспекте предпринимателя можно представить по-разному - это не только человек, обладающий определенным социальным статусом и исполняющий в обществе некую функцию, это еще и вид социального поведения, тип личности, что обладает определенными умениями и навыками, наконец, предпринимательство есть определенная культурная форма.

Основные задачи социологии предпринимательства видятся  следующими:

1)анализ основных  классических концепций теории  предпринимательства;

2)определение  границ бизнес слоя, его внутренней  структуры, этапов становления  и социальной базы;

3)рассмотрение феномена этнического предпринимательства;

4)показать роль  религии и государства в становлении  и развитии предпринимательства;

5)выявить специфику  отечественного предпринимательства  на основе сопоставления с  опытом иных стран.

        Характерные черты экономического поведения предпринимателя можно представить через определенную модель, которая выражает основные самые типичные закономерности и тенденции предпринимательского поведения.

Экономическое поведение предпринимателя характеризуется:

1)энергичностью и инициативностью, которые опираются на правовые гарантии экономической свободы, свободный выбор вида, форм и сферы хозяйственной активности, методов ее осуществления;

2)компетентностью и умом; предпринимательская деятельность дает возможность в полной мерой реализовать творческий потенциал человека, она способна к принятию нестандартных решений, правильно оценивает ситуацию при значительном отсутствии информации;

3)умением подбирать себе «команду» и руководить ею, направлять и организовывать эффективную работу своих коллег, давать им возможность обеспечить своим трудом собственную независимость; предприниматель подчиняет своих товарищей высокой деловитостью и динамизмом;

4)умением рисковать; самостоятельно принимая решение, предприниматель материально отвечает за их последствия; во всех своих достижениях он обязан только себе самому; взлеты и падения в предпринимательской деятельности неминуемы;

5)стремлением к лидерству и конкуренции; предприниматель способен повести людей за собой во имя дела и успеха; для достижения результата он готов к полного изнеможению в работе;

6)направленности и инновации; предприниматель – новатор, который для достижения коммерческого успеха при минимальных затратах всегда ориентируется на внедрение новинок техники и технологии организации и регламентации труда.

Именно типичные характеристики предпринимателя, как  социального слоя в современном  обществе, составляют один из важнейших  компонентов предметной области  экономической социологии. Если свести воедино все эти характеристики, тогда мы получим более или менее адекватный реальности социальный портрет предпринимателя. В таком портрете должны найти воплощения следующие типичные черты социального портрета предпринимателя: владение или распоряжение капиталом; предприимчивость; инициативность; ответственность; способность и готовность к риску; нацеленность на инновацию; предпринимательский дух; свобода предпринимательства; неудержимое стремление к прибыли.

Безусловно, модель экономического поведения предпринимателя, его отдельные компоненты меняются и эволюционируют, зато определяющие черты остаются в основном неизменными.

Предприниматели – это люди, которые своим трудом в организации и управлении производством  обеспечивают развитие общества. Частное  предпринимательство в перспективе займет в нашей жизни все больше места.

Предпринимательство представляет собой не только особый вид экономической  деятельности, но и определенный образ  мышления, стиль и тип поведения. Экономическое поведение предпринимателей определяет характер их взаимодействия с потребителями, деловыми партнерами, конкурентами, государством, специфику деятельности в целом. Оно вобрало в себя особенности рыночных отношений, взаимосвязей между отдельными, самостоятельно принимающими решения хозяйствующими субъектами.

 

 

 

2.Социология маркетинга

Современный маркетинг предполагает не только экономический подход, он представляет самостоятельную исследовательскую  область, требующую междисциплинарной  интеграции гуманитарных наук и охватывающую совокупность сфер общественной жизни. Сущность маркетинга социальна, а его принципы и законы являются не экономическими, а универсальными для целого ряда областей человеческой деятельности.

 Социология маркетинга  имеет свои специфические предмет  и метод, позволяющие ей в  перспективе претендовать на статус специальной социологической теории. Социологические исследования рынка, опирающиеся на нее как на непосредственную методологическую основу, не сводятся только к применению социологических методов; в них "находит отражение" объект исследования, и они являются относительно самостоятельным типом социологических исследований.

По мере достижения предприятием маркетинговой ориентации происходит иерархическая инверсия функций  маркетинга и управления. Если до превращения  маркетинга в основную функцию управления имеет место "управление маркетингом", то после него управление входит в состав функций маркетинга, приводится в соответствие с его принципами и становится "маркетинговым управлением". Переход от управления маркетингом к маркетинговому управлению высвобождает социальные функции маркетинга и переводит его из частной функции управления в род социальной деятельности.

Социологии маркетинга - новая научная область, возникающая на стыке теории маркетинга и социологии. Тем самым выделяется широкое со-циолого-управленческое поле для реализации приложений социологического знания, а маркетинговые социологические исследования рассматриваются как относительно самостоятельный тип социологических исследований, развитие которых создает новые предпосылки для повышения эффективности управления маркетингом.

Исходя из этого выносятся  следующие положения:

1. Маркетинговый анализ  предполагает интегральный подход  к маркетингу, согласно которому  рынок должен рассматриваться  как относительно самостоятельная  подсистема общества.

2. Современный  (или, точнее, - "постсовременный") маркетинг становится интегральным  и выступает не столько разделом  экономической науки, сколько  самостоятельной исследовательской  областью, сложившейся в результате  междисциплинарной интеграции гуманитарных наук и обобщающей теорию и практику маркетинговой деятельности в различных сферах общественной жизни; принципы и законы интегрального маркетинга не сводятся к экономическим, а являются универсальными для широкого круга областей человеческой деятельности.

3. Социологии маркетинга выступает, как маркетинговая социальная деятельность, осуществление которой в массовом масштабе приводит к появлению нового социального феномена - так называемого "общества потребления", становящегося ее объектом.

4. Имеет место  типологическое многообразие маркетинговых исследований. Выделяются маркетинговые социологические исследования, маркетинговые экономические, психологические, политологические, юридические и др. типы исследований. Основанием типологии служит специфика исследуемого объекта, что подразумевает потенциальное развитие таких отраслей научного знания, как социология маркетинга, экономика маркетинга, психология, политология и юриспруденция маркетинга, для которых могут быть выведены универсальные маркетинговые закономерности, являющиеся предметом интегрального маркетинга.

5. Маркетинговые  социологические исследования рынка  являются относительно самостоятельным  типом социологических исследований, в которых отражается их специфический  объект - социальная ситуация на  рынке; они не сводятся только к применению социологических методов и опираются на социологию маркетинга как на непосредственную методологическую основу.

Маркетинговая перспектива появилась в качестве конструктивной альтернативы экономическому образу мышления эпохи "массового производства" первой половины XX века, олицетворявшей, если воспользоваться существующей терминологией, концепцию коммерческих усилий, вызывавшую перепроизводство товаров и приводившую капиталистическое общество к разрушительным экономическим кризисам. Маркетинговая деятельность как объект социологической теории маркетинга отвечает критериям социальности. Во-первых, она содержит все атрибуты человеческого отношения к миру и ориентации на других людей, выступая в триединстве сторон: познавательной,оценочной  и практически-преобразующей. Во-вторых, маркетинговая деятельность является совместной, объединяя субъектов маркетинговой деятельности, потребителей и производителей в социальные общности, группы, корпорации и др.

Информация о работе Социология предпринимательства