Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 00:51, контрольная работа
Разрозненное индивидуальное сознание и нигилизм в отношении веры с неизбежностью приводят сегодня в действие обратные силы, подчеркивающие интегративное моральное и, соответственно, социальное начало. В этих условиях Э. Дюркгейм с его пониманием религиозного как социального и морального оказывается востребованным и актуальным. Что есть религия, мораль, какова их роль в преодолении разрозненного общества и сверх экзальтированного секулярного подхода - эти и другие вопросы далеко выходят за пределы теологии, вовлекают в дискуссию общественность и интеллектуальную мысль.
Введение 3
Биография Эмиля Дюркгейма 4
Социология религии Э. Дюркгейма 6
Концепция религии 15
Заключение 18
Список литературы 20
Комитет общего и профессионального образования
Ленинградской области
Автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени А.С. Пушкина»
ЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ
______________________________
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА И ПРОЦЕССА
РЕФЕРАТ
по дисциплине
СОЦИОЛОГИЯ
Тема: «Социология религии Э. Дюркгейма»
Выполнил:
студент факультета заочного обучения
Специальность «Юриспруденция»
группы Ю2-12
зачетная книжка № 358
ЛАХТАНОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА
Доцент ВАСИНА ЕЛЕНА АЛЕКСЕЕВНА
Луга
2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Биография Эмиля Дюркгейма
Социология религии Э. Дюркгейма
Концепция религии
Заключение
Список литературы
Введение
Не найдется общества, в котором в той или иной форме не существовала бы религия, хотя в различных культурах религиозные верования и ритуалы имеют серьезные различия. Для всех религий характерно наличие набора символов, вызывающих чувство благоговения и связанных с ритуалами, в которых принимает участие община верующих.
В настоящее время можно наблюдать неуклонное возрастание интереса к более глубокому изучению культуры. На первый план выходят проблемы, связанные с осознанием глобального смысла человеческой деятельности. Общая для подавляющего большинства проблема упадка духовных ориентиров заставляет неравнодушных людей увеличить динамику поиска ценностей, способных не только пролить свет на имеющиеся проблемы, но и осветить пути выхода из них.
В данной связи многие мыслители обращались к религии в поисках ответа на значимые вопросы. Однако часто понимая религию, прежде всего, в рамках культурно-исторического наследия, они подходили к вопросу с чисто философских или социологических позиций.
Э. Дюркгейм пытался решить морально-этические и некоторые другие важные проблемы современного ему общества. Ученый, выступавший, против попыток Г. Спенсера биологизировать социологию. Различные институты, установления, законы и другие культурные феномены являются, по мнению Дюркгейма, исключительно социальными фактами и поэтому принимаются к социологическому исследованию.
Разрозненное индивидуальное сознание и нигилизм в отношении веры с неизбежностью приводят сегодня в действие обратные силы, подчеркивающие интегративное моральное и, соответственно, социальное начало. В этих условиях Э. Дюркгейм с его пониманием религиозного как социального и морального оказывается востребованным и актуальным. Что есть религия, мораль, какова их роль в преодолении разрозненного общества и сверх экзальтированного секулярного подхода - эти и другие вопросы далеко выходят за пределы теологии, вовлекают в дискуссию общественность и интеллектуальную мысль.
Биография Эмиля Дюркгейма
Давид Эмиль Дюркгейм (фр. David Émile Durkheim, 15 апреля 1858 — 15 ноября 1917) — французский социолог и философ, основатель французской социологической школы и структурно-функционального анализа. Наряду с Карлом Марксом и Максом Вебером считается основоположником социологии как самостоятельной науки.
Целостность и связность обществ в условиях модерна, лишённого традиционных и религиозных связей, представляли главный исследовательский интерес Дюркгейма. Первый крупный труд социолога, «О разделении общественного труда», увидел свет в 1893 году, а через два года он опубликовал свои «Правила социологического метода». Тогда же он стал первым профессором социологии первого во Франции социологического факультета[3]. В 1897 году он представил монографию «Суицид», где провёл сравнительный анализ статистики самоубийств в католических и протестантских обществах. Данная работа, положившая начало современным социальным исследованием, позволила окончательно отделить социологию от психологии и политической философии. В 1898 году Дюркгейм учредил журнал L’Année Sociologique («Социологический ежегодник»). Наконец, в книге 1912 года «Элементарные формы религиозной жизни» Дюркгейм представил свою теорию религии, основанную на сопоставлении общественной и культурной жизни аборигенов и современников.
Дюркгейм желал видеть социологию широко признанной, полноценной научной областью. Он переработал созданный Контом позитивистский подход и предложил свою методологическую систему, своего рода эпистемологический реализм. Другим предметом его популяризации стал гипотетико-дедуктивный метод. В понимании Дюркгейма социология представала наукой об институтах в широком смысле, то есть об «убеждениях и режимах поведения, установленных коллективно». Целью социологии он видел открытие структурных социальных фактов. Дюркгейм был сторонником структурного функционализма, применимого как в социологии, так и в антропологии.
Дюркгейм оставался одним из центров французской интеллектуальной жизни до самой смерти, настигшей учёного в 1917 году. Он стал автором многочисленных лекций и публикаций, посвящённых проблемам социологии знаний, образования, религии, права, а также вопросам морали, социальной стратификации и девиантного поведения. Дюркгейм ввёл в научный оборот ряд популярных ныне терминов, в частности, «массовое сознание».
Главной работой Дюркгейма о религии стала книга «Элементарные формы религиозной жизни», в которой социолог попытался выявить социальные истоки и функции религии. Дюркгейм считал, что религия служит источником товарищества и солидарности в обществе[38]. С другой стороны, социолог предпринял попытку определения связей между религиями разных культур и поиска общего знаменателя этих вероисповеданий. Социолог хотел понять эмпирический, социальный аспект религии, общий для всех религиозных учений и выходящий за рамки концепций духовности и Бога.
Дюркгейм определил религию так:
Религия есть унифицированная система верований и практик, связанных со священными предметами, то есть предметами обособленными и запрещёнными, — верований и практик, которые объединяют в одном - единственном нравственном сообществе, называемом церковью, всех тех, кто придерживается их.
Социология религии Э. Дюркгейма
Концепция религии венчает развитие Дюркгеймовской идеи коллективного сознания как "высшей формы психической жизни" или "сознания общества". Идея сверхъестественного и идея бога не являются обязательными атрибутами религии. Все религии без исключения делят все объекты на два класса, один из которых освящен религией (святое и светское). Святое - одновременно источник сдерживания (табу) и источник уважения (авторитет).
"Религия - это объединенная
система верований и практики
по отношению к святым вещам,
то есть вещам отдаленным и
запретным - верований и практики,
объединяющих в единое
Церковь - это организация, регулирующая религиозную жизнь группы.
Главный признак религии - совершение ритуалов, направленных на святые объекты, поддерживающих коллективное сознание, поднимающих дух индивидов и дающих им уверенность, необходимую для жизни.
Социальный характер религии Дюркгейм видел в трех проявлениях:
- как общественно
- как воплощения понятий социальной действительности в коллективном сознании;
- как явления со своими
функциональными социальными
Истинный источник религиозности - необходимость сплочения группы.
Главное в религии - не догматическая часть, но религиозная деятельность в виде коллективного исполнения ритуалов, в ней воплощается позитивная социальная функция религии.
Главные социальные функции религии:
- дисциплинарная, или функция принуждения и контроля;
- цементирующая (функция
усиления общественного
- репродуктивная, с помощью которой социальное наследие переходит к новым исполнителям;
- эйфорическая, состоящая в создании радостных чувств социального благополучия.
Дюркгейм провозгласил религию вечной, так как всегда будет существовать потребность облечь отношения человека и общества в идеологическую форму.
Важное место в социологической теории религии занимает концепция Э. Дюркгейма, известного французского социолога и философа, одного из основателей социологии религии. В трудах “Метод социологии”, “О разделении общественного труда” излагаются его общесоциологические идеи; рассмотрению проблем социологии религии посвящено сочинение “Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии”. В области философии Дюркгейм стоял на позициях позитивизма, при анализе религии использовал данные истории, этнографии, других наук.
Согласно Дюркгейму, общество — это реальность, оно обладает собственными чертами, которые не обнаруживаются в остальной Вселенной, и включает социальные факты, не сводимые к экономическим, психологическим, физическим и прочим фактам. Социальные факты объективны, существуют независимо от индивида и имеют принудительную силу по отношению к нему. Среди них выделяются морфологические факты, образующие “материальный субстрат” общества — плотность населения (частота контактов и интенсивность общения людей), пути сообщения, поселения и т. д., а также нематериальные, т. е, духовные — “коллективные представления”, которые в совокупности составляют коллективное или общее сознание. Дюркгейм отвергает сведение социального к биологическому и психологическому: необходимо объяснять “социальное социальным”. Для этого используется идея общественной солидарности. Последняя истолковывается в двух аспектах: как механическая, которая свойственна архаическим обществам; и как органическая, развивающаяся в современных обществах, где осуществляется далеко идущее разделение труда. Общество характеризуется с помощью представлений, имеющих совершенно иное содержание, нежели представления чисто индивидуальные: это коллективные представлений. Они являются продуктом огромной кооперации. Чтобы их создать, бесчисленное множество разнообразных умов соединяли, смешивали, комбинировали свои идеи и чувства; длинные ряды поколений аккумулировали в них свои знания и опыт. Своеобразная интеллектуальность, бесконечно более богатая и сложная, чем интеллектуальность индивида, как бы сконцентрирована в, совместных представлениях. Категории (времени, пространства, причины и пр.) являются представлениями главным образом коллективными, они выражают состояния группы, зависят от способа, которым она построена и организована, от ее морфологии, религиозных, нравственных, экономических институтов и т. д.
Авторитет разума представляет собой авторитет самого общества, которое обусловливает “логический конформизм”; категории начально выражают состояние общества.
При определении понятий религии Дюркгейм использовал метод истории. История позволяет разложить институт на его составные части, поскольку показывает их рождающимися во времени. С другой стороны, помещая каждый институт в совокупность обстоятельств его возникновения, история дает нам в руки единственный возможный метод, определить породившие его причины. Когда предпринимается попытка объяснить какое-нибудь человеческое явление, взятое в определенный момент, — религиозное верование, нравственное правило, правовое предписание, художественная техника, экономический порядок — надо начинать с нисхождения к его наиболее простой, первобытной форме.
Поскольку все религии, считал Дюркгейм, сопоставимы, постольку неизбежно существуют основные, общие для них элементы. Имеются в виду не внешние, легко обнаруживаемые черты, а внутренние, глубинные. Всем системам верований и культов присуще некоторое количество основных представлений и ритуальных установок, которые, несмотря на разнообразие форм, везде имеют одно и то же объективное значение и выполняют одинаковые функции. Это — постоянные элементы, образующие в религии то, что есть в ней вечного и человеческого; они составляют объективное содержание идеи, которую выражают, когда говорят о религии вообще. Дать общее определение религии возможно отнюдь не путем наблюдения сложных религий, возникающих в ходе истории. Каждая из них сформировалась из столь разнообразных элементов, что очень трудно отличить вторичное от главного, существенное от преходящего. Совершенно иначе обстоит дело в низших обществах. Незначительное различие индивидуальностей, меньшие размеры группы, однородность внешних условий способствуют сведению различий и изменчивости к минимуму. Группа постоянно создает интеллектуальное и моральное единообразие; все одинаково присуще всем. Преходящее, второстепенное, избыточное еще не стало скрывать главное. Все сведено к необходимому, без чего религия не может существовать. Но необходимое — это также и существенное, т. с. то, что нам важно, прежде всего, познать. Первобытные религии позволяют не только выявить свои конструктивные элементы, но и объяснить их. Поскольку факты здесь проще, связи между ними также проступают более явственно. В первобытных религиях религиозный факт еще несет на себе отпечаток своего происхождения. Причины, от которых зависят наиболее существенные формы религиозных мышления и практики, наблюдать тем легче, чем менее сложны общества, в которых эти формы наблюдаются. Поэтому для выявления общих признаков религии Дюркгейм исследовал тотемическую систему в Австралии.