Социология семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 11:41, доклад

Краткое описание

Семья считается одним из основных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 20.08 Кб (Скачать файл)

Введение

 

 Семья считается одним из основных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества.

 

 Можно сказать, что  с точки зрения общества благополучная  семья – это та, в которой  созданы все условия для ее  нормальной жизнедеятельности и  оптимального выполнения ее функций,  прежде всего, конечно, воспитательной  и репродуктивной. Таков естественный  социальный аспект проблемы семейного  благополучия, закономерно вытекающий  из того факта, что семья  – это микроячейка общества, важнейший институт духовного и физического воспроизводства ее членов. Поэтому благополучие каждой семьи – это благополучие общества в целом.

 

 

Вывод

 

Семья — неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья — начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме.

Семья — это и результат, и, пожалуй, еще в большей мере — творец цивилизации.

Семья — важнейший источник социального и экономического развития общества.

Она производит главное общественное богатство — человека.

Когда человек относится  к семье как к важнейшей жизненной ценности и в создании ее крепкой и счастливой видит одну из главных задач своей жизни, то можно быть уверенным, что фундамент такой семьи прочен и внутренние ее силы позволят ей устоять в любых жизненных бурях. И наоборот, если на семейную жизнь он смотрит как на явление обыденное, а на свои семейные обязанности как на нечто малозначащее, отягощающее, то тогда трудно ожидать, что внутренние силы самосохранения этой ячейки, ее фундамент будут крепки. Будущее такого семейного союза практически предопределено. Это или безрадостное, наполненное постоянными неурядицами сосуществование, или его распад.

 

Функции семьи и их взаимосвязь

 

Основное назначение семьи  — удовлетворение общественных, групповых и

индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья

удовлетворяет ряд его  важнейших потребностей, в том  числе и в воспроизводстве

населения. В то же время  она удовлетворяет личностные потребности  каждого

своего члена, а также  общесемейные (групповые) потребности. Из этого и

вытекают основные функции  социалистической семьи: репродуктивная,

экономическая, воспитательная, коммуникативная, организации досуга и отдыха.

Между ними существует тесная взаимосвязь, взаимопроникновение  и

взаимодополняемость.

     Репродуктивная  функция семьи состоит в воспроизводстве  жизни, то есть в

рождении детей, продолжении человеческого рода. Эта функция включает в себя

элементы всех других функций, так как семья участвует не только в

количественном, но и в  качественном воспроизводстве населения. Это прежде всего

связано с приобщением  нового поколения к научным и  культурным достижениям

человечества, с поддержанием его здоровья, а также с предотвращением

воспроизведения в новых  поколениях различного рода биологических  аномалий.

Семья участвует в общественном производстве средств к жизни, восстанавливает

истраченные на производстве силы своих взрослых членов, ведет  свое хозяйство,

имеет свой бюджет, организует потребительскую деятельность. Все  это, вместе

взятое, составляет экономическую функцию семьи.

С экономической функцией тесно связана проблема управления семьей, то есть

вопрос главенства в семье. Как отмечалось, советской семье  все меньше присущи

черты единовластия. Семьи, где мужу принадлежит безраздельная  власть,

встречаются редко, зато появились  семьи, где главой является жена. Здесь  в

руках матери (в силу различных причин) сосредоточен семейный бюджет, она

основной воспитатель  детей, организатор досуга. Такое  положение тоже нельзя

считать нормальным: на плечи  женщины взваливается непомерная тяжесть, детям

она не может заменить отца, в семье нарушается психологическое  равновесие.

В семье воспитываются  и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее

влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция  семьи

имеет три аспекта. Первый — формирование личности ребенка, развитие его

способностей и интересов, передача детям взрослыми членами  семьи (матерью,

отцом, дедушкой, бабушкой и  др.) накопленного обществом социального  опыта;

выработка у них научного мировоззрения, высоконравственного  отношения к труду;

привитие им чувства коллективизма, потребности и умения быть гражданином  и

хозяином, соблюдать нормы  социалистического общежития и  поведения; обогащение

их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому

совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков

санитарно-гигиенической  культуры. Второй аспект — систематическое

воспитательное воздействие  семейного коллектива на каждого  своего члена в

течение всей его жизни. Аспект третий — постоянное влияние детей  на родителей

(и других взрослых  членов семьи), побуждающее их активно заниматься

самовоспитанием.

Успех выполнения этой функции  зависит от воспитательного потенциала семьи. Он

представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические

возможности семьи. Этот комплекс объединяет материальные и бытовые  условия,

численность и структуру  семьи, развитость семейного коллектива и характер

отношений между его членами. Он включает идейно-нравственную, эмоционально-

психологическую и трудовую атмосферу, жизненный опыт, образование  и

профессиональные качества родителей. Большое значение имеют  личный пример

отца и матери, традиции семьи. Следует учитывать характер общения в семье и

ее общение с окружающими, уровень педагогической культуры взрослых (в первую

очередь матери и отца), распределение  между ними воспитательных обязанностей,

взаимосвязь семьи со школой и общественностью. Особый и весьма важный

компонент — специфика  самого процесса семейного воспитания.

Семья объединяет людей разного  возраста, нередко  пола, с разными

профессиональными интересами. Это позволяет ребенку наиболее полно проявлять

свои эмоциональные и  интеллектуальные возможности.

Активнейшее воздействие  семья оказывает на развитие духовной культуры, на

социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь  для ребенка

микромоделью общества, семья  оказывается важнейшим фактором в выработка

системы социальных установок  и формирования жизненных планов. Общественные

правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потребляются

через семью, познавание других людей начинается с семьи. Диапазон воздействия

семьи на воспитание детей  столь же широк, как и диапазон общественного

воздействия.

Все большее значение социологи  придавали и придают коммуникативной  функции 

семьи. Можно назвать следующие  компоненты этой функции: посредничество семьи в

контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио,

периодическая печать), литературой  и искусством;' влияние семьи на

многообразные связи своих  членов с окружающей природной средой и на характер

ее/восприятия; организация  внутрисемейного общения.

Если семья уделяет  выполнению этой функции достаточное  внимание, то это

заметно усиливает ее воспитательный потенциал. Нередко с коммуникативной

функцией связывают деятельность по созданию психологического


Информация о работе Социология семьи