Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 20:45, контрольная работа
Цель данной контрольной работы – изучить зарождение социологической мысли в России и формирование различных направлений.
Введение……………………………………………………………………3
Субъективная школа в социологии. Психологическое направление………………………………………………………….4-10
Многофакторная концепция М.М. Ковалевского……………….11-12
Практическое задание………………………………………………..13
Заключение………….……………………………………………………14
Список литературы…………………………………
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………
Заключение………….………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Социологическое
знание в России развивалось как
часть общемировой
Социологическая мысль в России второй половины XIX - начала XX века была представлена множеством направлений, которые отражали весьма сложный спектр существующих в то время общественно-политических течений. Различные социологические доктрины теоретически обосновывали цели, а порой и программные установки этих течений.
Необходимо
отметить, что российская социологическая
мысль представляла собой сочетание
общего и национально особенного.
Уже на первом этапе ее становления
появилось множество
Весьма содержательные, основанные на определенных идеологических принципах, объяснения развития общества, движущих сил исторического процесса содержатся в трудах русских мыслителей XIX – XX вв.: П.Л. Лаврова, Н.К. Михайловского, М.М. Ковалевского, В. Белинского, Н.Г. Чернышевского.
Цель
данной контрольной работы – изучить
зарождение социологической мысли
в России и формирование различных
направлений.
Субъективная школа в социологии.
Субъективная школа в социологии - теоретические взгляды на общественный процесс, в котором личность, а не группа или класс, является основной "единицей" общественной структуры и исторического развития.
Заметное влияние на становление и развитие общественной мысли в России оказала социология народничества. Виднейшими ее представителями были Петр Лавров и Николай Михайловский. Они придерживались так называемого субъективного метода в социологии, который получил всестороннюю разработку в их многочисленных трудах.
Суть субъективного метода П. Лавров (1823-1900) раскрывает так: «Волей и неволей приходится прилагать к процессу истории субъективную оценку, т.е. усвоив тот или иной нравственный идеал, расположить все факты истории в перспективе, по которой они содействовали или противодействовали этому идеалу, и на первый план истории выставить по важности те факты, в которых это содействие или противодействие выразилось с наибольшей яркостью».
Основную задачу социологии П. Лавров видел в изучении мотивов деятельности личностей и их нравственных идеалов. При этом особое внимание уделялось анализу «солидарных», как он писал, действий людей, направляемых их общими интересами. Социология, по словам Лаврова, изучает и группирует повторяющиеся факты солидарности между людьми и стремится открыть законы их солидарных действий. Она ставит себе теоретическую цель: понять формы солидарности, а также условия ее упрочения и ослабления при разном уровне развития людей и форм их общежития.
Под солидарностью Лавров понимал « сознание того, что личный интерес совпадает с интересом общественным» и «что личное достоинство поддерживается лишь путем поддержки достоинства всех солидарных с нами людей». Разумеется, поведения, и деятельность людей определяются многими объективными обстоятельствами – природными и социальными. Этого Лавров не отрицал. Однако главными факторами, направляющими деятельность людей, он считал их внутренние мотивы, идеалы и волю. А поэтому «объективный» анализ явлений общественной жизни, т.е. постижение «правды - истины», легко соединялся с субъективным, оценочным подходом к ним. Данный подход заключался в нахождении «правды - справедливости», призванной осветить путь к обществу, в котором бы гармонически сочетались интересы всех людей. В этом и заключается социальная направленность субъективного метода в социологии.
Основным двигателем истории, по мнению П. Лаврова, являются действия критически мыслящих личностей, составляющих передовую часть интеллигенции.
«Развитие критической мысли в человечестве, ее укрепление и расширение есть… главный и единственный агент прогресса в человечестве», - писал он.
Разработку субъективного метода продолжил Н. Михайловский (1842-1904). Он прямо заявлял, что «объективная точка зрения, обязательная для естествоиспытателя, совершенно не пригодна для социологии», что в социологии этот метод бессилен. А бессилен он потому, что невыполним. Ведь социолог – не бесстрастный наблюдатель и истолкователь тех явлений, которые он исследует. Он неизбежно оценивает их, и не только с познавательных, но и иных, прежде всего нравственных позиций, принимает их или отвергает. Поэтому, Н. Михайловский делает вывод: «в социологии неизбежно применение субъективного метода».
Михайловский
всесторонне обосновал
Он развивает учение о двуединой правде, органически сочетающей в себе объективную и субъективную правду. С позиций этой двуединой правды он рассматривает проблемы общественной жизни и различных наук, в том числе социологии, этики, эстетики, политики и т.д.
При этом он постоянно подчеркивал, что субъективный метод в социологии не означает произвольного толкования явлений общественной жизни. Эти явления надо осмыслить научно, а для этого необходимо опираться на объективную правду науки. Вместе с тем объективный анализ социальных явлений неизбежно дополняется субъективными оценками их со стороны социолога исходя из его нравственных и иных позиций. Другого быть просто не может. К тому же и сами явления общественной жизни – политические, экономические, нравственные и другие – несут в себе, писал Михайловский, большой заряд субъективности, идущей от сознания, чувств и воли субъектов, вызывающих к жизни эти явления и выступающих в качестве творцов истории.
Можно указать на две основные стороны субъективного метода в социологии:
Много внимания уделял Михайловский решению проблемы взаимодействия личности и общества. На первом плане у него, разумеется, личность, обладающая своей особой индивидуальностью и неповторимостью. Критически мыслящие личности с их более или менее яркими индивидуальностями являются главными действующими лицами в обществе, определяют развитие его культуры и переход к высшим формам общественного устройства.
Сосредоточив
усилия на защите индивидуальности, Михайловский
как бы опускает, не анализирует
проблему влияния социальной среды
на формирование социальных потребностей
и интересов человека и тем
самым на его поведение. Он больше
привлекает внимание к сформулированному
им закону антагонизма между быстро
развивающимся и усложняющимся
обществом и превращение
Михайловский
считает, что указанный антагонизм
можно преодолеть путем предоставления
личности большей свободы и
Во
многом сохраняет свое теоретическое
и практическое значение теория
общественного прогресса Михайловского.
Он считал, что в основе развития общества
лежат не биологические, а социальные
процессы, в том числе разделение труда,
борьба нового уклада общественной жизни
со старым, передовых и реакционных идей
и общественных идеалов. Он указывал на
прогресс общества и прогресс личности.
Ни один из этих видов прогресса не должен
осуществляться за счет другого. Важно,
чтобы общество в своем развитии создавало
необходимые условия для всестороннего
развития каждой личности. Это было бы
справедливо и нравственно, что и в «формуле
прогресса» Н. Михайловского, которая
во многом согласуется с пониманием общественного
прогресса П. Лаврова.
Психологическое направление.
Психологическое
направление в социологии в России
сложилось в 1890-х годах. Именно в
это время вышли
Главные труды Е. Де-Роберти и Н. Кареева касались фундаментальных проблем общественного развития – его изначальных причин и движущих сил, основного содержания и направленности, прогресса и регресса в развитии общества, роли масс и личности в истории ит.д. Все эти проблемы решались ими исходя из признания главной роли в поведении и деятельности людей их индивидуальной и коллективной психологии.
В
своей психологической
Основную цель социологии Де-Роберти видел в познании «законов психического взаимодействия». Он писал, что социология делает свои выводы на основе постижения психологических механизмов деятельности и поведения людей и законов их психического взаимодействия.
Говоря о психическом взаимодействии людей, Де-Роберти, указывал на значение как индивидуальной, так и коллективной психики. Последняя предстает как совокупность коллективных восприятий, чувств, настроений, образа мыслей тех или иных социальных групп, определенных масс людей и национальных общностей.
Е.В. Де-Роберти считал, что коллективная психика, проявляясь в поведении людей, тем самым воплощается в их морали, определяет нравственные нормы и принципы человеческой жизнедеятельности. По его мнению, индивидуальная и коллективная психика людей, их психический склад воплощаются во всех проявлениях их духовной и материальной культуры, в системе экономических, политических и других институтов функционирования общества.
В
работе «Основные направления