Становление и развитие современной системы социального обслуживания населения в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 22:01, реферат

Краткое описание

Понятие «становление» охватывает особую незавершенную форму существования предметов, явлений окружающей действительности, тот начальный этап развития всякого нового, когда оно уже появилось на свет, но еще не полностью сформировалось. Эта характеристика в полной мере относится к современному состоянию системы социального обслуживания населения.

Вложенные файлы: 1 файл

РУСТАМ.doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

Становление и  развитие современной системы социального  обслуживания населения в Российской Федерации 

 

Понятие «становление» охватывает особую незавершенную форму существования  предметов, явлений окружающей действительности, тот начальный этап развития всякого нового, когда оно уже появилось на свет, но еще не полностью сформировалось. Эта характеристика в полной мере относится к современному состоянию системы социального обслуживания населения.

Важнейшим признаком становления  системы социального обслуживания населения является ее динамично развивающаяся инфраструктура. В Российской Федерации социальные услуги предоставляют более 12 тыс. учреждений (стационарных, полустационарных и нестационарных). За пять лет (1991-1996) их число выросло в два раза. Особенно заметно, почти в шесть раз, увеличилось число учреждений социального обслуживания семьи, женщин и детей.

В то же время в течение  последних пяти лет в стране активно  развивалась сеть центров социального  обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также служб срочной социальной помощи. Об этом свидетельствует табл. 1.

Таблица 1. Развитие служб социальной помощи населению

Тип службы 

1991 

1993 

1995 

1996 

Центры социального обслуживания 

86 

321 

1376 

1435 

Службы срочной социальной помощи 

59 

1050 

1585 

1732 


 

 

Сегодня значительная часть  центров социального обслуживания — это многопрофильные учреждения, способные предоставить престарелым  и инвалидам разнообразные по видам и формам услуги, включая  социально-медицинские, социально-бытовые  и торговые.

В 1996 г. наиболее высокими темпами  сеть центров социального обслуживания развивалась в Краснодарском  крае, в Пермской области, в Хабаровском  крае, в городах Москве и Санкт-Петербурге. В настоящее время наибольшее количество центров социального  обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов создано в г. Москве (69), Республике Дагестан (54), Кемеровской (50), Свердловской (45) областях.

В половине всех центров социального обслуживания функционируют отделения дневного пребывания (711), в трети - отделения социальной помощи семье и детям. В 1996 г. в этих центрах обслужено более 296 тыс. пенсионеров. Численность граждан пожилого возраста и инвалидов, обслуженных на дому, составила 1 млн.

В ведении органов  социальной защиты населения субъектов  Российской Федерации действует свыше 1000 стационарных учреждений социального обслуживания различных типов на 2568 мест, в том числе 406 домов-интернатов (пансионатов) для ветеранов войны и труда, 442 психоневрологических интерната, 30 специальных домов-интернатов и отделений для лиц с асоциальным поведением, отбывших наказания за совершенные ими преступления, 23 реабилитационных центра, 151 детский дом-интернат для умственно отсталых детей, семь детских домов-интернатов для детей с тяжелыми физическими недостатками.

В республиках  Татарстан и Коми, в Нижегородской, Орловской и некоторых других областях получает развитие сеть домов  малой вместимости для ветеранов (на 8-15 человек). Часть таких домов  принята на содержание муниципальных  бюджетов, другая часть содержится совместно органами социальной защиты населения (обслуживание) и сельхозпредприятиями (материально-техническая база). Такие дома для ветеранов пользуются большим авторитетом у престарелых граждан.

Но действующая  сеть стационарных учреждений социального обслуживания далеко не удовлетворяет имеющиеся потребности. Достаточно сказать, что очередь на помещение в стационарные учреждения социального обслуживания составляет более 6 тыс. человек, в том числе в Архангельской области - 850, в Свердловской - 700, в Пермской - 656, в республиках Башкортостан, Карелия, Коми, в Приморском крае, Кемеровской, Сахалинской и Тюменской областях — от 200 до 300 человек.

Особое значение приобретает развитие геронтологии в ее практической социальной и медицинской  направленности. Некоторые дома-интернаты реорганизуются в геронтологические центры с хорошо оснащенными медицинской частью, кабинетами лечебной физкультуры и другими средствами реабилитации. При домах-интернатах создаются отделения милосердия для престарелых граждан и инвалидов, неспособных к передвижению (действует 350 отделений, планируется организация таких отделений в большинстве домов-интернатов). С целью закрепления кадров и улучшения условий труда сотрудников необходимо принять дополнительные меры по оснащению учреждений техническими средствами по уходу за больными.

По-прежнему особо острой остается проблема лиц без определенного  места жительства и занятий, «бомжей», не имеющих средств к существованию, в том числе отбывших сроки  наказания в местах лишения свободы, достигших пенсионного возраста, ставших инвалидами. Региональные органы управления и органы местного самоуправления осуществляют мероприятия по оказанию социальной помощи таким людям. Для них создается сеть социальных учреждений - специальных домов-интернатов, домов ночного пребывания.

Быстрыми темпами развивалась  сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей в системе  социальной защиты населения. Если в 1993 г. их было немногим более 300, то в конце 1996 г. превышало 1750 (см. табл. 2).

Таблица 2. Состояние и прогноз развития сети учреждений социального обслуживания семьи и детей

Наименование 

Отчет

Оценка

Прогноз

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2005

Территориальный центр социальной помощи семье и детям

92 
202347

169 
488481

250 
744615

327  
1060749

404 
1346883

485 
1633017

560 
1919151

650 
2205285

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних

60 
40553

116 
42990

172 
45427

228 
47864

285 
50301

340 
52738

400 
55175

460 
57615

Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей

25 
1480

23 
4270

28 
7060

35 
9850

40 
12640

50 
15430

55 
18220

89 
21010

Реабилитационный центр  для детей и подростков с ограниченными  возможностями

94 
19134

134 
41295

174 
63456

215 
85617

255 
107778

295 
129939

335 
152100

380 
174261

Социальный приют для  детей и подростков -

173 
10214

307 
34243

340 
58272

400 
140573

450 
164602

475 
188631

510 
212660

590 
236689

Центр психолого-педагогической помощи населению 

86 
389603

100 
579453

112 
769303

125 
959153

140 
149003

152 
1338853

164 
1528703

180 
1718553

Центр экстренной психологической помощи по телефону

78 
197053

83 
201154

92 
205255

105 
209356

117 
213457

129 
217558

141 
221659

160 
225795

Другие учреждения 

158 
193305

174 
257690

190 
322075

206 
386460

222 
450845

238 
515230

254 
579615

280 
644000


Примечание: В  числителе - число учреждений, в знаменателе — число сотрудников.

В то же время статистические данные, поступившие от различных  субъектов Российской Федерации, свидетельствуют  об увеличении числа мест в стационарных отделениях указанных учреждений и  росте числа человеко-дней, проведенных клиентами в этих отделениях. В целом число обслуженных клиентов превысило 1,5 млн. Более 375 тыс. семей получили социальную поддержку.

Определенное развитие получили учреждения социального обслуживания молодежи. В 51 субъекте Российской Федерации работают более 430 учреждений, которые оказывают социальные услуги молодым людям по более чем 20 направлениям деятельности - от организации досуга и культурно-спортивной работы до психологического консультирования, наркологической помощи, планирования семьи.

Развивается сеть учреждений социального обслуживания детей  в системе образования. В основном сформировалась служба практической психологии в образовательных учреждениях. Одновременно создаются и развиваются  психологические центры различной  ориентации: психолого-педагогической помощи, социально-психологические, психолого-медико-социальные, профориентационные, социально-досуговые, реабилитационные и другие, которые, во-первых, оказывают квалифицированную многопрофильную помощь детям, родителям, педагогам, руководству образовательных учреждений, во-вторых, осуществляют профессиональную поддержку психологов, работающих непосредственно в базовых образовательных учреждениях.

Сегодня завершается первый этап становления социального обслуживания населения в России. Поэтому особенно актуальны учет и анализ опубликованных работ в этой области, творческое освоение разработанных парадигм, идей и опыта социального обслуживания. В то же время представляют интерес интерпретация, объяснение и выявление повторяемости и разнообразия в процессе социального обслуживания населения в различных регионах России.

Развитие социальных процессов  и социального обслуживания меняет ориентацию социальных служб и отдельных  специалистов в сторону углубления интереса к истории, теории и технологии социальной работы в России. Есть необходимость в развитии понятийного аппарата, теоретических изысканий, в проведении экспериментов по отработке территориальных моделей социальных служб.

На современном этапе  большой интерес представляют официальные документы и материалы различных министерств и ведомств по вопросам, имеющим отношение к социальным службам. Их анализ свидетельствует о наличии двух особенностей в подходе к организации и развитию социальных служб. Первая выражается в попытке обосновать необходимость создания сети социальных служб (учреждений) для отдельных категорий населения - молодежи, детей, женщин, семьи и т.д.; вторая - в обосновании необходимости формирования территориальных систем социального обслуживания, состоящих из государственных, муниципальных, общественных и частных учреждений и предприятий социального обслуживания, в стремлении к координации и регулированию деятельности всех социальных служб независимо от их ведомственной подчиненности.

На нынешнем этапе реформирования страны потребность в дальнейшей творческой разработке теории социальной работы и различных социальных технологий, в осмыслении современного опыта социального обслуживания населения становится еще более актуальной. Новые возможности для плодотворного обобщения опыта работы социальных служб, отдельных учреждений и специалистов по социальной работе, проведение исследований как фундаментальных, так и прикладных проблем открываются на междисциплинарной основе, на границе различных наук, как гуманитарных, социально-экономических, так и естественных. Эти возможности следует использовать в полной мере, не ограничиваясь односторонним подходом к изучению современного состояния социального обслуживания населения.

В настоящее время становится очевидным, что плодотворным путем решения многочисленных задач социального обслуживания является внедрение в практику результатов теоретического осмысления социальной работы. Однако незнание или недостаточное знание основных парадигм социальной работы, слабость разработки данных вопросов в современной отечественной науке, дефицит социальных технологий и частных методик социального обслуживания, недостаточная инициативность в овладении знаниями рядом специалистов и сотрудников учреждений и органов социального управления, предпочитающих научным рекомендациям традиционный эмпирический опыт (в одних случаях - общеобразовательных школ, детских садов, детских домов, профилакториев, интернатов, в других - опыт больниц, поликлиник и санаториев, в третьих - спецучреждений МВД), предопределяют недостаточную эффективность деятельности социальных служб. Естественно, что при таком подходе организаторы учреждений нового типа - территориальных центров социальной помощи семье и детям, социальных приютов, кризисных центров для женщин, центров психолого-педагогической помощи и др. - испытывают нередко больше неудач, чем успехов в деле социального обслуживания различных категорий населения, что проявляется не только в разочаровании ряда клиентов социальных учреждений, но и в обострении противоречий между органами соцзащиты, образования, здравоохранения и др.

оэтому сегодня так  важно выйти за пределы обыденных  рассуждений на этот счет, отказаться от традиционно описательных рекомендаций и умозрительных построений и  стать на путь отработки территориальных  моделей социального обслуживания на научной основе, постановки современного социального эксперимента с предварительным теоретическим осмыслением проблемы, использованием отечественного и зарубежного опыта социальной работы.

Следует, во-первых, усилия в  области становления сети учреждений социального обслуживания, нередко поверхностные, сделать более конкретными, ведущими к становлению действительно эффективной и необходимой для населения системы социального обслуживания; во-вторых, профессионализм и высокую нравственность поступков работников социальных служб сделать постоянным качеством системы социального обслуживания населения; в-третьих, деятельность администраций регионов направить на координацию усилий различных ведомственных служб (социальной защиты населения, образования, здравоохранения, занятости, миграционных, молодежных и др.) для удовлетворения нужд и потребностей населения в целом, отдельных социальных групп, различных типов семей и отдельной личности, в какой бы трудной жизненной ситуации они ни находились.

Информация о работе Становление и развитие современной системы социального обслуживания населения в Российской Федерации