Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 16:38, контрольная работа
Главным объектом в этой работе служит социальная структура общества, которая служит основанием для других тем. Выясним, что же это такое? Социальная структура общества (от лат.structura- строение, расположение, порядок) - строение в целом, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп. Об этом и пойдёт дальнейшая речь в данной работе. Моя задача раскрыть как можно глубоко, вопросы по теоретическим проблемам. А именно; определить структуру социологической науки, выяснить взаимосвязь форм собственности и социальной структуры общества, сущность социальных конфликтов. Теперь подробно изучим данные темы.
Введение 3
Структура социологической науки4
Взаимосвязь форм собственности и социальной структуры общества6
Социальная сущность конфликтов в обществе11
Заключение .19
Список использованной литературы20
Оглавление
Введение 3
Структура социологической науки4
Взаимосвязь форм собственности и социальной структуры общества6
Социальная сущность конфликтов в обществе11
Заключение .19
Список использованной литературы20
Введение
В настоящее время в России
осуществляется глубокая реформа всей
системы образования. Одно из важных
направлений этой реформы - изменение
целей образования, его переориентация
на удостоверение запросов и потребностей
конкретных людей. Важными составляющими
этого процесса являются гуманизация
образования. Значительная роль в процессе
социально- гуманитарной подготовки принадлежит
социологии. С термином « социология»
каждый из нас встречался неоднократно. Термин ”социология” происходит
от латинского слова ”societas”
(общество) и греческого ” hoyos ” (слово,
учение). Люди, осуществляя совместную
деятельность, объединяются в различные
группы, общности. Взаимодействие людей
в таких группах и групп между собой составить
социальную сферу жизнедеятельности общества
и изучается наукой социологией. Из чего
следует, что
”социология”- есть наука об обществе
в буквальном смысле слова. На всех этапах
истории человечество пыталось осмыслить
общество,
выразить свое отношение к нему. Главная
функция социологии образования - сформулировать
социальные проблемы, источников их возникновение
и возможных путей разрешения. Главным
объектом в этой работе служит социальная
структура общества, которая служит основанием
для других тем. Выясним, что же
это такое? Социальная структура общества
(от лат.structura- строение, расположение,
порядок) - строение в целом, совокупность
взаимосвязанных и взаимодействующих
социальных групп. Об этом и пойдёт
дальнейшая речь в данной работе. Моя
задача раскрыть как можно глубоко,
вопросы по теоретическим проблемам. А
именно; определить структуру социологической
науки, выяснить взаимосвязь форм собственности
и социальной структуры общества, сущность
социальных конфликтов. Теперь подробно
изучим данные темы.
1.Структура социологической науки.
Социология представляет собой достаточно дифференцированную систему знания. Каждая ее структурная часть обусловлена потребностями познавательной и продуктивной деятельности и в свою очередь характеризует многоаспектное и многоцелевое назначение социологии как науки. Структуру социологии можно представить состоящую из 4-х основных блоков:
I. Теоретико-методологические
II. Огромное количество
1) знание природы конкретного
социального явления (личность, трудовой
коллектив, самовыражение
III. Методы социологического
IV. Социоинженерная деятельность, социальные технологии, т.е. знания по организации и деятельности служб социального развития, о роли социологии в народном хозяйстве и управлении. Теория организации и деятельность служб социального развития, раскрывающая функции и роль социолога — самостоятельная специфическая часть социологии. Это инструмент преобразования практики, которым владеть руководитель любого предприятия, работники социологических служб, властных структур. Помимо внешней институционализации, социология, как и всякая другая наука, должна пройти процесс внутренней институционализации. Внутренняя институционализация означает совершенствование организационной структуры науки, наличия устойчивого развития труда внутри дисциплины, формирование правил и норм профессиональной этики, разработку эффективных исследовательских методов и приёмов. Всё это должно обеспечить действительный процесс производства и систематизации знаний в определенной области познания. Одно из важнейших мест в этом процессе принадлежит развитию труда, наличию в организационной структуре науки трёх относительных независимых уровней: 1 уровень фундаментальных исследований, 2 уровень прикладных исследований, 3 уровень социальная инженерия. Данная классификация позволяет вычленить в структуре социологии 3 уровня: теоретическую, прикладную социологию, социальную инженерию. Наряду с этими 3 уровнями социологии выделяют также внутри своей науки макро- и – микросоциологию. Макросоциология исследует крупномасштабные социологические системы и исторически длительные процессы. Микросоциология изучает повсеместное поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии.
2.Взаимосвязь форм
Исследование проблем
социальной структуры стало особенно
актуальным в связи с происходящими
коренными трансформациями
В целом современное российское
общество можно характеризовать
как общество капиталистическое, поэтому
его структура также является
капиталистической. Эта структура
будет сохраняться, коль скоро власти
решили не пересматривать итоги приватизации.
Между тем оптимизация
3. Социальная сущность конфликтов в обществе.
Не существует человеческой общности, в которой отсутствовали бы противоречия и столкновения между ее членами. К вражде и столкновениям человек склонен не меньше, чем к сотрудничеству. Соперничество часто выливается в открытые столкновения, в конфликты. Определим социальный конфликт, как попытку достичь вознаграждения путем отстранения, подчинения или даже физического уничтожения соперников. Конфликтами пронизана вся жизнь общества, и мы можем наблюдать их повсеместно — от элементарной драки или семейной ссоры до войн между государствами. Причины социальных конфликтов можно разделить на две большие группы. Обозначим их как личностные и социальные. Эти две группы причин взаимозависимы. Основными социальными предпосылками конфликтов является: 1) социальное неравенство — т.е. неравномерное распределение между членами общества и группами богатства, влияния, ин формации, уважения и других социальных ресурсов: 2) культурная неоднородность — т.е. сосуществование в обществе различных систем ценностей, разных представлений о мире, разных поведенческих стандартов. Но социальные предпосылки сами по себе не обязательно приводят к конфликтным столкновениям. Субъектами конфликтов в конечном итоге всегда являются конкретные люди — либо отдельные лица, либо люди, объединенные в группы. Для того чтобы социальные предпосылки конфликта действительно привели к конфликту, необходима личностная вовлеченность, осознание несправедливости сложившегося положения. Основным личностным побудительным мотивом конфликта является неудовлетворенная потребность. Существует много разнообразных и весьма подробных типологий человеческих потребностей, мы приведем наиболее простую. Потребности человека мо гут быть разделены на следующие группы:
1) потребности физического существования (пища, материальное благополучие, потребности в продолжение рода и т.д.);
2) потребность в безопасности;
3) социальные потребности (потребности в общении, признании, любви, уважении и др.);
4) высшие потребности
(в творчестве, духовном росте,
само реализации). Этот тип потребностей
проявляется не у всех людей, но если
подобные потребности заявляют о себе,
они способны оттеснить все остальные
потребности, сводя их к минимуму. Когда
какая-либо потребность не находит удовлетворения,
человек испытывает недовольство, беспокойство,
страх и другие отрицательные эмоции.
Чем дольше длится состояние неудовлетворенности,
тем сильнее эти эмоции, тем тяжелее состояние
человека. Каким образом действует человек
в ситуации неудовлетворенности? Возможны
три варианта поведения: 1) можно отступить,
перестать стремиться к удовлетворению
потребности; 2) поискать обходной путь
удовлетворения потребности; 3) путем агрессии
добиться желаемого. Третий путь чаще
всего и ведет к конфликтам (хотя и второй
чреват конфликтом, если «обходные пути»
приводят к столкновению со сложившимися
в обществе нормами). Объектом агрессии
выступает тот объект, который препятствует
удовлетворению потребности. Это может
быть человек, группа, общество в целом.
Тот, на кого направлена агрессия, в свою
очередь, отвечает агрессивным действием.
Так возникает конфликт. Объект агрессии
может быть определен неправильно, т.е.
виновником ситуации считается тот,
кто таковым не является. Это явление называется
ложной идентификацией и встречается
очень часто. Ложная идентификация может
возникнуть непроизвольно, как результат
ошибки, однако возможно сознательное
манипулирование сознанием возбужденных
людей, их натравливание на неугодных
лиц или группы, предпринимаемое обычно
теми, кому такая дезинформация выгодна.
Но и неудовлетворенные потребности сами
по себе не приводят к конфликтам. Если
человек или группа воспринимают свое
подавленное, ущемленное положение как
нечто обыденное, привычное, заложенное
в самом «ходе вещей», то конфликт может
и не возникнуть. В основе возникновения
конфликта лежит осознание несправедливости
сложившейся ситуации (естественно, с
точки зрения заинтересованной стороны).
Но и в таких условиях конфликта возникает
не всегда. Неопределенность последствий
будущего конфликта, страх возмездия,
неорганизованность (если речь идет об
общностях) препятствуют возникновению
конфликтов. Роль неудовлетворенных потребностей
в возникновении конфликта очевидна, если
мы имеем дело с конфликтом индивидов
или небольших групп. Но если речь идет
о конфликте государств? Какую роль играют
«неудовлетворенные потребности» в этом
случае? «Государство» само по себе не
может ни принимать решений, ни вступать
в конфликты. Принимать решения, вступать
в конфликты могут лишь люди. Политику
любого государства так же определяют
конкретные люди — члены правительства,
президенты и т.д. Именно эти люди и определяют,
что является «потребностью» того или
иного государства в данный момент. Поэтому
даже в таких глобальных конфликтах, как
войны между государствами, значение личных
побудительных мотивов весьма велико.
Но применительно к таким случаям лучше
говорить не об «удовлетворении потребностей»,
а о «защите интересов» субъектов конфликта.
Общество с заложенным в его структуре
социальным неравенством потенциально
чревато конфликтами. В каждом обществе
существуют группы, чьи потребности регулярно
не удовлетворяются, а интересы игнорируются.
Общество провоцирует конфликты не только
социальным неравенством. Каждое общество
имеет определенные культурные модели,
которым должны соответствовать его члены.
Системы социальных ролей предписывают
определенные типы поведения. Это ведет
к тому, что люди, не соответствующие сложившимся
стандартам, оказываются либо в изоляции,
либо в состоянии конфликта с социальной
средой. Степень конфликтности в обществе
возрастает в ситуациях аномии, политических
и экономических кризисов. Нестабильность
ситуации и неопределенность норм ведут,
во-первых, к тому, что все больше людей
не удовлетворяют свои потребности, и,
во-вторых, людям легче «перешагнуть»
рамки дозволенного, поскольку эти «рамки»
в анемичном обществе теряют четкость.
Важной чертой кризисных обществ является
широкое распространение чувства незащищенности
и страха. А это сопровождается ростом
агрессивности, что не только провоцирует
конфликты, но и ужесточает их характер. Рассматривая роль конфликта
как неизбежного явления в развитии общества,
можно выделить одну из его функций, которая
состоит в разрядке психологической напряженности
в отношениях противоборствующих сторон.
Существование, так сказать, выходных
клапанов и отводных каналов помогает
взаимной адаптации индивидов, стимулирует
положительные изменения. Другой позитивной
функцией конфликта является коммуникативно-