Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 12:00, лекция
В социальной сфере нашей страны исторически сложилась ситуация, когда отраслевые органы управления занимали ведущее положение. Это было прежде всего связано со стремлением поставить под директивное управление все сферы общественной жизни, включая социальную, в рамках единого народнохозяйственного комплекса. Централизо-ванное отраслевое управление в таких отраслях как культура и образование позволяло осуществлять строгий идеологический контроль за работой организаций, а также скон-центрировать усилия на решении наиболее острых социальных проблем.
1.1 Отраслевой и территориальный подходы к управлению.
1.2 Местное самоуправление и его роль в управлении социальной сферой
Ярлыгина А.С., 112
Тема «Структура
управления социальной сферой»
1.1 Отраслевой и территориальный
подходы к управлению.
В социальной сфере нашей страны исторически
сложилась ситуация, когда отраслевые
органы управления занимали ведущее положение.
Это было прежде всего связано со стремлением
поставить под директивное управление
все сферы общественной жизни, включая
социальную, в рамках единого народнохозяйственного
комплекса. Централизованное отраслевое
управление в таких отраслях как культура
и образование позволяло осуществлять
строгий идеологический контроль за
работой организаций, а также сконцентрировать
усилия на решении наиболее острых социальных
проблем. По мере усложнения протекающих
в обществе социальных процессов, отраслевой
подход стал объектом острой критики,
поэтому в ходе экономических преобразований
некоторые министерства были ликвидированы,
а некоторые слились с другими министерствами
и ведомствами, существенно сократив свои
управленческие функции.
Однако сегодня можно
говорить о сохранении отраслевой системы
управления в социальной сфере. Федеральные
региональные и местные органы управления
социальной сферой входят в состав
Правительства Российской Федерации,
правительств и администраций субъектов
федерации, муниципальные мэрии, администрации
городов, районов и т.п.
Особенностью деятельности
отраслевых органов управления социальной
сферой в нынешних условиях является отсутствие
жесткой административной вертикали.
На функционирование отраслевого управления
существенное влияние также оказывают
различные общественные организации,
объединения, ассоциации, союзы, общества.
Отраслевые органы
управления выполняют разнообразные функции,
касающиеся деятельности подведомственной
отрасли и ее организаций:
• разработка основ государственной или
региональной социальной политики;
• разработка федеральных или региональных
прогнозов, перспективных планов и целевых
программ развития, в том числе инвестиционных
(во взаимодействии с другими министерствами,
ведомствами и территориальными органами
управления);
• разработка социальных норм и нормативов,
определяющих различные аспекты управления;
• совместное с органами стандартизации
различного уровня участие в разработке
стандартов деятельности для организаций
всех организационно-правовых форм;
• осуществление международного сотрудничества
по вопросам, относящимся к компетенции
данного отраслевого органа управления;
• реализация кадровой политики, направленной
на организацию рабочих мест, обучение
и переквалификацию работников;
• методическое обеспечение деятельности
организаций отрасли, преимущественно
на рекомендательной основе;
• регулирование отношений собственности
между подведомственными организациями
и федеральными и местными органами власти.
В настоящее время
основными субъектами, управляющими социальной
сферой, являются территориальные органы
управления, чья роль существенно
возросла в ходе экономических реформ.
Сегодня на территориальные органы управления
возложена вся полнота ответственности
за социально-экономическое развитие
региона, его социальной сферы, в частности,
им переданы основные ресурсы, необходимые
для решения данной задачи. Территориальные
органы управления социальной сферой
построены также по отраслевому принципу.
Поэтому ныне сложившийся принцип управления
получил определение территориально-отраслевого. Ос
• разработка долгосрочных и среднесрочных
региональных прогнозов развития социальной
сферы;
• разработка концепции региональной
социальной политики и целевых программ,
направленных на решение наиболее острых
социальных проблем;
• разработка финансовой стратегии развития
территории, включающей бюджетную инвестиционную,
налоговую политику, направленную на создание
благоприятных финансовых условий для
хозяйствующих субъектов социальной сферы
любых организационно-правовых форм;
• прямое бюджетное финансирование
и административное регулирование
деятельности организаций и учреждений
социальной сферы, находящихся в
муниципальной собственности;
• регулирование экономическими и частично
административными методами деятельности
организаций негосударственных форм собственности;
• организация международного сотрудничества
с целью вовлечения в него организаций
различных организационно-правовых форм
в рамках прямых межрегиональных контактов;
• реализация кадровой политики, направленной на создание новых рабочих мест обучения и переквалификации работников в организациях социальной сферы.
1.2 Местное самоуправление
и его роль в управлении социальной сферой
Местное самоуправление
представляет собой многостороннюю деятельность
местных сообществ по решению вопросов
местного значения на основе принципов
самоорганизации, самофинансирования,
самоответственности с целью улучшения
качества жизни населения соответствующей
территории и увеличения его вклада в
развитие всего общества.
К объектам местного самоуправления в большинстве стран относят: комплексное социально-экономическое развитие территории; рациональное использование земель местного сообщества; жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство территории; транспортные перевозки местного значения; бытовое и торговое обслуживание; здравоохранение; дошкольное, школьное и профессиональное образование; сохранение и развитие исторических и культурных традиций местного сообщества; развитие физической культуры и спорта; охрану окружающей среды. Опираясь на отечественный и зарубежный опыт, можно выделить следующие основные критерии, характеризующие наличие и уровень развития местного самоуправления: возможность проведения самостоятельной социально-экономической политики регионального образования (автономный бюджет, административный контроль над подведомственными территориями); отсутствие непосредственной (вертикальной) подчиненности местного органа власти вышестоящему (региональному); реальная возможность участия всего населения соответствующей территории в процессах выработки и принятия решений по всем основным вопросам местного значения; выборность всего состава местных органов власти на широкой демократической основе, его регулярная сменяемость и отчетность перед избирателями; обеспечение определенных гарантий социальной защиты населения, образующего местное сообщество. Местное самоуправление служит эффективным средством массового привлечения добровольцев из числа местных жителей к решению социальных проблем территориальных общин. Ему хорошо знакомы местные социальные проблемы, поэтому его роль в их решении должна быть приоритетной. Местное самоуправление является идеальной питательной средой для развития некоммерческих организаций и общественных инициатив. Во всем мире большинство некоммерческих организаций занимается вопросами местного самоуправления. Местная социальная политика является важнейшим объектом местного самоуправления. Наиболее серьезной проблемой местного самоуправления выступает его ресурсная база, недостаточность которой препятствует проведению местной социальной политики. Первоочередной задачей местных органов власти является увеличение доходной части местного бюджета, что возможно осуществить на основе повышения эффективности и доходности деятельности как муниципальных, так и частных предприятий и организаций, расположенных на данной территории.