Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 07:49, доклад
Парсонс различает три тип обществ: примитивные (дифференциации почти нет, люди выполняют одновременно множество ролей-функций), промежуточные (появляется письменность, социальное расслоение и функциональнно-ролевая специализация) и современные (для них характерна административная бюрократия, отделение права от религии, рыночная экономика и демократическая избирательная система).
) Структурно – функциональный анализ Т. парсонс
Толкотт Парсонс (1902— 1979)-американский
социолог-теоретик, основоположник школы
структурно-функционального анализа.
Его взгляды оказали большое влияние на
развитие социологической мысли и до середины
60-х годов прошлого века доминировали
в англоязычной социологии. Основными
работами Парсонса являются написанные
в соавторстве с Э. Шилзом «Социальная
система» (1951) и «К общей теории действия»
(1951). Получал образование в Европе, Парсонс
воспринял многие положения представителей
классической социологии: в частности,
у Вебера — идею социального действия
как «клеточки» социальных процессов,
у Спенсера и Парето-идею стабильности
и равновесия как необходимого условия
существования общества, у Дюркгейма-
положение о нормативности социального
поведения. В теории структурно-функционального
анализа они получили новую интерпретацию
и дальнейшее развитие.
По мнению Парсонса, общество-это система,
которая всегда стремится к достижению
«абсолютного равновесия» как главного
условия своего самосохранения. Нарушение
равновесия, порождаемое конфликтами
и противоречиями, означает «заболевание»
, дестабилизацию социальной системы и
может привести к ее гибели. Поэтому решительная
борьба со всем тем, что угрожает социальной
стабильности — это естественная реакция
на патологические отклонения от нормы.
Взгляды Парсонса недаром называют важнейшее
понятие структурно-функциональным
анализом. Понятие функции — одно
из важнейших в его теории. С его помощью
он пытается объяснить как, на первый взгляд,
хаотическое множество людей и иных социальных
явлений образуют некое единство, целостность,
общественную систему, способную не только
существовать, но и воспроизводить себя.
По Парсонсу, функциональная
зависимость — это то, что придает
совокупности элементов свойство целостности,
которым в отдельности не обладает ни
один из них. Соответственно, явление становится
структурным элементом системы тогда,
когда выполняет функцию, важную для системы
в целом. Парсонс утверждал, что любая
система (общество, предприятие, церковь
и т.д.) в целях выживания осуществляет
четыре функции — адаптацию, целедостижение,
интеграцию и латентность. Для их реализации
нужны определенные структурные элементы.
В обществе такими элементами являются
подсистемы — экономическая, политическая
и иные. Экономика выполняет функцию адаптации (получение
ресурсов из окружающей среды и распределение
их внутри общества). Политика — функцию целедостижения
(формулирование общих целей и мобилизация
ресурсов для их достижения). Культура
и право — функцию интеграции (поддержание
единства и упорядочение действий членов
общества). Институты социализации — семья,
школа, церковь и т.д. — латентную функцию
(воспроизводство и распространение образцов
социального поведения). В свою очередь,
каждая подсистема является системой
по отношению к ее элементам с соответствующими
функциями и социальными институтами.
Даже отдельные элементы систем низшего
уровня (например, предприятия, партии,
семья и т.п.) также являются микросистемами.Функциональная
зависимость — решающее условие целостности
системы.Но люди—не механические частицы.
Они наделены сознанием, волей, способны
упрямиться и выбирать произвольную линию
поведения. Как возможно согласие между
ними? По Парсонсу, согласованность действий
и взаимопонимание людей достигается
за счет общности их ценностей и соблюдения
норм социального поведения. Это тот «клей»,
благодаря которому великое множество
людей — неких социальных «атомов» —
становятся «клеточками» социального
организма.
Структурно-функциональный подход
Парсонса на основе теории социального
действия создает абстрактную и «верную
на все времена» общую модель социального
действия. Ее элементами являются деятель (индивид
или группа людей), ситуация (природная
или социальная) и ориентация деятеля
на ситуацию (включающую оценку деятелем
как внешней среды, так и собственных возможностей
и целей воздействия на нее). Главное
здесь — выявить специфику социального
действия. Его специфическими признаками
Парсонс считает (1) символичность
(регулирование поступков людей речью
и иными системами символов), (2) нормативность
(зависимость поведения от принятых в
обществе норм и ценностей) и (3) волюнтаристичность
(произвольность поведения в связи с субъективным
восприятием ситуации). В работах 60-х годов
Парсонс обращается к проблемам социального
развития и приходит к выводу, что способность
к изменениям свидетельствует о повышении
уровня адаптивности системы. Система,
способная эволюционировать и «приспосабливаться»,
более самодостаточна и жизнеспособна,
чем иные. По Парсонсу, развитие общества
— это процесс эволюции. Ей
присущи две взаимосвязанные черты: дифференциация
(появление новых, относительно обособленных
элементов социальной системы) и интеграция (повышение,
целостности системы за счет появления
связей между новыми элементами).
В связи с этим Парсонс различает
три тип обществ: примитивные
(дифференциации почти нет, люди выполняют
одновременно множество ролей-функций), промежуточные
(появляется письменность, социальное
расслоение и функциональнно-ролевая
специализация) и современные
(для них характерна административная
бюрократия, отделение права от религии,
рыночная экономика и демократическая
избирательная система). Переломными
моментами дифференциации являются революции. Так,
промышленная революция означает разделение
экономики и политики, демократическая
отделяет «социальное сообщество» (гражданское
общество) от политической сферы, а образовательная
призвана выделить из социального сообщества
институты воспитания и образования (воспроизводства
и поддержания «культурных образцов»).
Взгляды Парсонса нашли своеобразное
развитие в работах как американских,
так и европейских авторов. Например, Р.
Мертон, наряду с понятием функции, вводит
понятие дисфункции.
Это такие отклонения в
системе, благодаря которым она, изменяясь,
может приспособиться к новым условиям
и, следовательно, существовать и развиваться
далее. Во Франции структурно-функциональный
подход нашел отражение в творчестве структуралистов
— М. Фуко, К. Леви-Стросса и др., уделявших
основное внимание анализу ментальных,
языковых и нормативных структур.
Информация о работе Структурно – функциональный анализ Т. Парсонс