Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 14:14, творческая работа
Можно заметить, что природа общности во многом накладывает свой отпечаток и на структуру общества. Последняя предстает как полиструктурное образование. И в зависимости от тех или иных исследовательских интересов можно говорить о разных проявлениях социальной структуры. В частности, можно говорить об этнической, демографической, конфессиональной, производственно-экономической и, наконец, о социально-политической структурах общества. Последняя часто выражается понятиями классовой, или стратификационной, организации общества.
Введение
Структура стратификации
Виды моделей стратификаций
Стратификация по П.Сорокину
Заключение
Список литературы
Реферат на тему Теория стратификации общества
Содержание
Введение
Структура стратификации
Виды моделей стратификаций
Стратификация по П.Сорокину
Заключение
Список литературы
Введение
Можно заметить, что природа общности во многом накладывает свой отпечаток и на структуру общества. Последняя предстает как полиструктурное образование. И в зависимости от тех или иных исследовательских интересов можно говорить о разных проявлениях социальной структуры. В частности, можно говорить об этнической, демографической, конфессиональной, производственно-экономической и, наконец, о социально-политической структурах общества. Последняя часто выражается понятиями классовой, или стратификационной, организации общества.
Изучение структуры и социальных процессов всегда велось с позиции двух противоположных методологических установок: либо с позиции единого определяющего фактора, либо с точки зрения множества различных факторов, определяющих структуру и развитие общества.
В качестве
примеров первого подхода можно
назвать концепции
В XIX-XX вв. в теоретической социологии противоборствовали две концепции структурной организации и развития общества: биполярного и полиполярного мира. Первая развивалась в рамках марксистского подхода, вторая – позитивистского истолкования социальной структуры.
С точки
зрения марксистского подхода
Позитивистская
же трактовка структуры общества
стремилась расширить диапазон субъектов
экономических и социально-
В XX в. эта концепция оформилась в теорию стратификации и социальной мобильности.
Основными разработчиками ее стали М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс, Р. Мертон и др. Не отбрасывая понятия класса, они ввели в научный оборот понятие слоя, или страты, в качестве основного элемента социальной структуры. Последняя стала трактоваться как сочетание различных слоев, т.е. таких общностей, которые отличаются друг от друга не по одному, а по нескольким параметрам или критериям. Таковыми стали считаться доход, образование, престиж, обладание информацией и властью. На этой основе стали выделяться три основных социальных слоя: высший, средний и низший. Отношения между этими слоями и стали рассматриваться в качестве основных элементов социальной структуры, определяющих её функционирование, изменение и развитие, получив название «теории социальной стратификации».
Причем сами эти общности стали рассматриваться не по принципу закрытых систем, как сословия или классы, а как системы открытые, т.е. такие, которые не содержат запретов и препятствий для перехода из одного слоя в другой. Эта концепция получила название «социальной мобильности». При этом предполагались движения как по вертикали(вверх или вниз), так и по горизонтали, т.е.в рамках одного и того же слоя. Активное участие всех слоев общества в политической жизни определяло демократический статус государства, его открытый характер в отличие от тоталитарных систем, всегда отличавшихся закрытостью своих властных структур.
Тоталитарность
в большинстве случаев
Так или иначе, общности имеют свою историю становления, законы функционирования и развития (например, зарождение классов и их роль в экономической и политической жизни общества), знание которых помогает ответить на вопросы, что такое общество, каковы его структура и пути развития.
Слагаемые стратификации
Термин «стратификация» пришел из геологии, где он обозначает расположение пластов Земли по вертикали. Социология уподобила строение общества строению Земли и разместила социальные слои (страты) также по вертикали. Основанием служит лестница доходов: бедняки занимают низшую ступеньку, зажиточные группы населения - среднюю, а богатые - верхнюю.
Богатые
занимают самые привилегированные
должности и имеют самые
Богатые из высшего класса имеют более высокий уровень образования и больший объем власти. Бедные из низшего класса обладают незначительными властью, доходами и уровнем образования. Таким образом, к доходу как главному критерию стратификации добавляются престиж профессии (занятия), объем власти и уровень образования.
Доход - количество денежных поступлений индивида или семьи за определенный период времени (месяц, год). Доходом называют сумму денег, полученную в виде зарплаты, пенсий, пособий, алиментов, гонораров, отчислений от прибыли. Доходы чаще всего тратятся на поддержание жизни, но если они очень высоки, то накапливаются и превращаются в богатство.
Богатство - накопленные доходы, т. е. количество наличных или овеществленных денег. Во втором случае они называются движимым (автомобиль, яхта, ценные бумаги и т. п.) и недвижимым (дом, произведения искусства, сокровища) имуществом. Обычно богатство передается по наследству. Наследство могут получать как работающие, так и неработающие, а доход - только работающие. Кроме них доход есть у пенсионеров и безработных, но его нет у нищих. Богатые могут работать и не работать. В том и в другом случае они являются собственниками, поскольку обладают богатством. Главное достояние высшего класса не доход, а накопленное имущество. Доля зарплаты невелика. У среднего и низшего классов главным источником существования выступает доход, так как у первого если и есть богатство, то оно незначительно, а у второго его нет вовсе. Богатство позволяет не трудиться, а его отсутствие вынуждает работать ради зарплаты.
Суть власти - в способности навязывать свою волю вопреки желанию других людей. В сложном обществе власть институциализирована, т.е. охраняется законами и традицией, окружена привилегиями и широким доступом к социальным благам, позволяет принимать жизненно важные для общества решения, в том числе законы, как правило, выгодные высшему классу. Во всех обществах люди, обладающие тем или иным видом власти - политической, экономической или религиозной, - составляют институциализированную элиту. Она определяет внутреннюю и внешнюю политику государства, направляя ее в выгодное для себя русло, чего лишены другие классы.
Престиж - уважение, которым в общественном мнении пользуются та или иная профессия, должность, род занятия. Профессия юриста престижнее профессии сталевара или сантехника. Должность президента коммерческого банка престижнее должности кассира. Все профессии, занятия и должности, существующие в данном обществе, можно расположить сверху вниз на лестнице профессионального престижа. Мы определяем профессиональный престиж интуитивно, приблизительно. Но в некоторых странах, прежде всего в США, социологи измеряют его при помощи специальных методов. Они изучают общественное мнение, сравнивают различные профессии, анализируют статистику и в итоге получают точную шкалу престижа. Первое такое исследование американские социологи провели в 1947 г. С тех пор они регулярно измеряют данное явление и следят за тем, как со временем изменяется престиж основных профессий в обществе. Иными словами, они строят динамическую картину.
Доход, власть, престиж и образование определяют совокупный социально-экономический статус, т. е. положение и место человека в обществе. В таком случае статус выступает обобщенным показателем стратификации. Раньше отмечали его ключевую роль в социальной структуре. Теперь оказалось, что он выполняет важнейшую роль в социологии в целом. Приписываемый статус характеризует жестко закрепленную систему стратификации, т. е. закрытое общество, в котором переход из одной страты в другую практически запрещен. К таким системам относят рабство и кастовый строй. Достигаемый статус характеризует подвижную систему стратификации, или открытое общество, где допускаются свободные переходы людей вниз и вверх по социальной лестнице. К такой системе относят классы (капиталистическое общество). Наконец, феодальное общество с присущим ему сословным устройством следует причислить к промежуточному типу, т. е. к относительно закрытой системе. Здесь переходы юридически запрещены, но на практике они не исключаются. Таковы исторические типы стратификации
Типы стратификационных систем
Существует множество стратификационных критериев, по которым можно делить любое общество. С каждым из них связаны особые способы детерминации и воспроизводства социального неравенства. Характер социального расслоения и способ его утверждения в своем единстве образуют то, что мы называем стратификационной системой.
Когда заходит речь об основных типах стратификационных систем, обычно дается описание кастовой, рабовладельческой, сословной и классовой дифференциации. При этом принято отождествлять их с историческими типами общественного устройства, наблюдаемыми в современном мире или уже безвозвратно ушедшими в прошлое.
Ниже предлагается девять типов стратификационных систем, которые, по моему мнению, могут быть использованы для описания любого социального организма, а именно:
- физико-генетическая;
- рабовладельческая;
- кастовая;
- сословная;
- эктаратическая;
- социально - профессиональная;
- классовая;
- культурно - символическая;
- культурно - нормативная;
В основе первого типа физико-генетической стратификационной системы лежит дифференциация социальных групп по “естественным” социально - демографическим признакам. Здесь отношение к человеку или группе определяется полом, возрастом и наличием определенных физических качеств - силы, красоты, ловкости. Соответственно, более слабые, обладающие физическими недостатками считаются ущербными и занимают приниженное общественное положение.
Неравенство в данном случае утверждается существованием угрозы физического насилия или его фактическим применением, а затем закрепляется в обычаях и ритуалах.
Эта “естественная” стратификационная система господствовала в первобытной общине, но продолжает воспроизводиться и по сей день. Особенно сильно она проявляется в сообществах, борющихся за физическое выживание или расширение своего жизненного пространства. Наибольшим престижем здесь обладает тот, кто способен осуществлять насилие над природой и людьми или противостоять такому насилию: здоровый молодой мужчина - кормилец в крестьянской общине, живущей плодами примитивного ручного труда; мужественный воин Спартанского государства; истинный ариец национал-социалистического воинства, способный к производству здорового потомства.
Система, ранжирующая людей по способности к физическому насилию, - во многом продукт милитаризма древних и современных обществ. В настоящее время, хотя и лишенная былого значения, она все же поддерживается военной, спортивной и сексуально - эротической пропагандой.
Вторая стратификационная система - рабовладельческая - так же основана на прямом насилии. Но неравенство людей здесь детерминируется не физическим, а военно-физическим принуждением. Социальные группы различаются по наличию или отсутствию гражданских прав и прав собственности. Определенные социальные группы этих прав лишены совершенно и, более того, наравне с вещами превращены в объект частной собственности. Причем положение это чаще всего передается по наследству и таким образом закрепляется в поколениях. Примеры рабовладельческих систем весьма разнообразны. Это и античное рабство, где число рабов порою превышало число свободных граждан, и холопство на Руси времен “Русской правды”, это и плантационное рабство на юге Североамериканских Соединенных штатов до гражданской войны 1861 - 1865 гг., это, наконец, работа военнопленных и депортированных лиц на немецких частных фермах в период Второй мировой войны.
Способы
воспроизведения
Третий тип стратификационной системы - кастовая. В ее основе лежат этнические различия, которые, в свою очередь, закрепляются религиозным порядком и религиозными ритуалами. Каждая каста представляет собой замкнутую, насколько это возможно, эндогамную группу, которой отводится строго определенное место в общественной иерархии. Это место появляется в результате обособления особых функций каждой касты в системе разделения труда. Существует четкий перечень занятий, которыми члены этой касты могут заниматься: жреческие, воинские, земледельческие. Поскольку положение в кастовой системе передается по наследству, возможности социальной мобильности здесь крайне ограничены.
И чем сильнее выражена кастовость, тем более закрытым оказывается данное общество. Классическим примером общества с господством кастовой системы по праву считается Индия (юридически эта система была отменена лишь в 1950 г.). Сегодня, хотя и в более сглаженном виде, кастовая система воспроизводится не только в Индии, но , например, в клановом строе среднеазиатских государств. Явные черты кастовости утверждались в середине двадцатого столетия политикой фашистских государств (арийцам отводилось положение высшей этнической касты, призванной к господству над славянами, евреями и пр.). Роль скрепляющих теологических доктрин в данном случае берет на себя нациолистическая идеология.
Четвертый
тип представлен сословной
Примерами развитых сословных систем являются феодальные западноевропейские общества или феодальная Россия. Сословие - это, в первую очередь, юридическое, а не, скажем, этническо-религиозное или экономическое деление. Важно также и то, что принадлежность к сословию передается по наследству, способствуя относительной закрытости данной системы.