Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 13:17, лекция
На современном этапе развития системы образования в Республике Беларусь приоритетной задачей является повышение его качества, что выступает основой формирования социально зрелой творческой личности. Этому способствует такая организация образовательного процесса, которая осуществляется на основе и в сочетании личностно ориентированного, деятельностного, компетентностного подходов.
Чтобы раскрыть сущность компетентностного подхода в образовании, обратимся к ключевым понятиям «компетенция» и «компетентность».
Условия реализации компетентностного подхода в образовании
(методические рекомендации)
Кульпина Л. Н. – заведующий кафедрой управления и технологий образования ГУО «Гомельский областной
институт развития образования», кандидат социологических наук
На современном этапе развития системы образования в Республике Беларусь приоритетной задачей является повышение его качества, что выступает основой формирования социально зрелой творческой личности. Этому способствует такая организация образовательного процесса, которая осуществляется на основе и в сочетании личностно ориентированного, деятельностного, компетентностного подходов.
Реализация компетентностного подхода в образовании имеет свою историю и особенности, связанные со спецификой развития систем образования. С 60-70-х годов в США, с 70-80-х годов ХХ века в Западной Европе стали применяться компетентностные модели обучения, рассматриваемые в контексте деятельностного образования, целью которого было подготовить специалистов, способных успешно конкурировать на рынке труда, т. е. владеющих профессиональными компетенциями. Компетентностный и деятельностный подходы позволяют эффективно осуществлять переход от знаниевой парадигмы образования к деятельностной, ориентированной на актуальные и востребованные жизнью результаты обучения [1, 2, 3].
Чтобы раскрыть сущность
компетентностного подхода в
образовании, обратимся к ключевым
понятиям «компетенция» и «
Компетенции/Компетентность | |
Компетенция (от латинского competentia) – круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом
Организованность деятельности |
Компетентность – основывающаяся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленная социально-профессиональная жизнедеятельность человека Атрибут человека |
Владение компетенциями – «знаю, как» (алгоритм решения) |
Обладание компетентностью – «знаю, что и как» (методы принятия решений) |
Приведем возможные варианты определений:
1) компетенция - совокупность знаний, умений, нормативно-ценностных установок, необходимых для решения проблем в определенной сфере деятельности;
2) компетентность (в общем понимании) – соответствие предъявляемым требованиям, установленным критериям и стандартам в соответствующих областях деятельности и при решении определенного типа задач, обладание необходимыми знаниями, способность добиваться результатов и владеть ситуацией;
3) компетентностный подход в образовании - формирование ключевых образовательных компетенций, трактуемых как совокупность умений, знаний, нормативно-ценностных установок, необходимых для эффективного решения личностных и социально значимых проблем в определенных сферах деятельности и культуры.
Сам термин «ключевые компетенции» указывает на то, что они являются ключом, основанием для других, более конкретных и предметно ориентированных. В программе «Ключевые компетенции-2000», разработанной Оксфордским и Кембриджским университетами, представлен набор ключевых компетенций (умений) для учащихся школ, колледжей, образовательных центров всех типов, а также для работодателей:
- коммуникация;
- операции с числами;
- владение информационными технологиями;
- работа с людьми в планировании и достижении целей;
- решение проблем рабочего, учебного, личного характера при выборе методов решения и проверке их результатов.
Совет Европы назвал пять ключевых компетенций, которыми должны владеть молодые люди:
Российский ученый А. В. Хуторской выделяет 7 ключевых компетенций [8]:
1. Ценностно-смысловая.
2. Общекультурная.
3. Учебно-познавательная.
4. Информационная.
5. Коммуникативная.
6. Социально-трудовая.
7. Компетенция личного самосовершенствования.
В образовательной практике подход А. В. Хуторского является наиболее распространенным, будучи основой построения компетентностной модели обучения [5].
Условиями реализации компетентностного подхода в организации образовательного процесса являются:
- ориентация на продуктивный характер учебно-познавательной деятельности и развития творческих способностей учащихся;
- применение адекватных обновленному содержанию форм и методов обучения и воспитания;
- технологизация и алгоритмизация деятельности;
- высокий уровень
Известно, что учебно-познавательная деятельность трактуется как самоуправляемая деятельность учащегося по решению личностно-значимых и социально-актуальных познавательных проблем, сопровождаемая овладением необходимыми знаниями и умениями по поиску, переработке и применению информации. Следовательно, ключевой компетентностью выступает учебно-познавательная компетентность, обозначающая уровень осуществления учебно-познавательной деятельности, которая соответствует в культуре социума системе ценностей, принципов и методов познания.
Умениями и навыками, входящими в учебно-познавательную компетентность (деятельностная составляющая), являются:
1) общеучебные и частнопредметные способы познавательной деятельности;
2) общеобразовательные способы учебной деятельности, направленные на достижение образовательных результатов;
3) индивидуальные способы
учебно-познавательной
Можно говорить о факторах, способствующих или препятствующих формированию тех или иных компетенций у школьников. Как пример, рассмотрим факторы, влияющие на коммуникативную компетенцию учащихся.
Факторы формирования
коммуникативных компетенций
Факторы успешности процесса формирования коммуникативных компетенций |
Факторы риска, сопровождающие процесс формирования коммуникативных компетенций |
1. Осознанное отношение
к изучаемому учебному |
1. Непонимание значения
учебного предмета с точки
зрения формирования |
2. Развитие внутренней мотивации к обучению предмету, к формированию коммуникативных умений |
2. Внешняя мотивация к обучению предмету |
3. Использование возможности
новых информационно- |
3. Ограниченные возможности испол |
4. Совершенствование
учебно-методического |
4. Несоответствующее
содержанию образования и |
5. Развитие творчества через использование активных (интерактивных) методов обучения |
5. Доминирование репродуктивных методов обучения |
Деятельностный компонент содержания образования обеспечивается через активное внедрение в образовательный процесс практических занятий, таких, как ролевые игры, деловые игры, семинары, конференции, диспуты, дискуссии, метод проектов, учебные исследования. Кроме того, в настоящее время принято говорить не только о ключевых компетенциях, но и ключевых практиках, связывая их не только с учебной, но и внеучебной, личностно и социально значимой деятельностью учащихся.
Реализация компетентностного подхода в образовании предполагает определенные алгоритмы деятельности.
Алгоритм построения компетентностно ориентированного образовательного процесса:
1. Начало действий
по решению самостоятельно
2. Осознание учебной задачи как нехватки знаний и умений для решения проблемы.
3. Самоуправляемое и
мотивированное освоение
4. Завершение действий по решению проблемы.
Существенным условием эффективной реализации компетентностного подхода в образовании является профессиональная компетентность педагогов, трактуемая как совокупность профессионально-педагогических компетенций. Разработаны различные модели профессиональной компетентности педагога. Приведем одну из таких моделей.
Модель профессиональной компетентности педагога
Компетенции |
Критерии |
Общепедагогическая профессиональная компетенция |
психологическая и педагогическая готовность к осуществлению индивидуальной деятельности |
Предметная компетенция |
знания в области преподаваемого предмета |
Коммуникативная компетенция |
степень успешности педагогического общения и взаимодействия с субъектами образовательного процесса |
Управленческая компетенция |
владение умениями ставить цель, планировать, организовывать и осуществлять контроль деятельности в рамках образовательного процесса |
Информационно-коммуникационная компетенция |
владение и применение ИКТ |
Рефлексивная компетенция |
умение анализировать
и оценивать процесс и |
Компетенция в области инновационной деятельности |
знания и умения в области исследовательской, экспериментальной деятельности. |
В практике работы отдельных педагогических коллективов учреждений общего среднего образования зачастую используется компетентностная модель, включающая ключевые компетенции по А. М. Хуторскому. В соответствии с данной моделью применяются разработанные показатели и критерии развития уровня профессиональной компетентности учителя [6].
В рамках исследовательского проекта TUNING выделено 30 профессиональных компетенций, которые объединены в три группы: инструментальные, межличностные и системные компетенции. Это позволило дать сравнительный анализ структуры профессиональных компетенций педагогов в зависимости от полученного образования и типа профессиональной мобильности [4].
Значительное внимание уделяется мониторинговым исследованиям профессионализма педагогов. Так, в 2012 году в ГОИРО, как и в других институтах развития образования, был проведен опрос по анкетам АПО «Уровень профессиональной компетентности педагогических кадров» [7]. В анкетах компетенции педагогов были типологизированы по трем основаниям: стратегические (базовые), тактические (специализированные) знания и умения, ресурсное обеспечение деятельности (информированность в профессиональной сфере, наличие проблем и т.д.). Полученные результаты принципиальны с точки зрения качества повышения квалификации и развития профессиональной компетентности педагогов. По данным республиканской выборки общий (интегрированный) уровень компетентности составил 7,5 балла, что является свидетельством высокого уровня профессионализма педагогических кадров. Оценки компетенций, равные 7,4 баллам и ниже, говорят о слабых сторонах профессионализма: «знание психологических закономерностей процесса обучения» (7,4), «умение осуществлять педагогический анализ и прогнозирование результатов профессиональной деятельности» (7,4), «готовность к инновационной деятельности и саморазвитию» (7,3), «осведомленность в целевых ориентирах и практике применения новых технологий и методик» (7,3). Интересен факт, связанный с самооценкой профессиональных компетенций после повышения квалификации. Наибольшее приращение компетентности наблюдалось именно в области тех профессиональных компонентов профессионализма, которым были даны самые низкие оценки. Индекс приращения составил от 1,0 до 1,2.
Приращение уровня профессиональных компетенций – не только важнейший показатель профессионализма педагогов, но и индикатор качественного развития учреждений образования. В условиях конкуренции между учреждениями образования стоит задача оперативно реагировать на требования времени, запросы потребителей образовательных услуг. Требуется разработка и применение оптимальных моделей и эффективных технологий обучения взрослых, высокое качество образовательных программ повышения квалификации и преподавания, что соответствует реализации компетентностного подхода в системе дополнительного образования взрослых.
Информация о работе Условия реализации компетентностного подхода в образовании