Формирование толерантных отношений в образовательной среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 04:07, реферат

Краткое описание

Задумываясь над тем, каким должно быть современное образование, следует, наверное, сказать о том, каким ему невозможно более оставаться. Образование в столь динамичном мире должно отказаться от самих попыток выработки набора каких-то предписаний, устойчивых и надежных «рецептов». По существу, это - рецидивы механистического мышления, которое, давно исчерпав себя в научном познании, сохранилось из-за ряда социокультурных обстоятельств в образовании. Иначе говоря, образованию и философии образования XXI в. все еще не хватает «человеческого лица».
Выполнение столь гуманной миссии - формирование подлинно толерантной личности - попадает в круг задач современной системы образования.

Содержание

Введение-----------------------------------------------------------------------------2стр.
Основная часть----------------------------------------------------------------------6 стр.
Вывод.---------------------------------------------------------------------------------10 стр.
Литература.---------------------------------------------------------------------------11 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат формиров. толерант. взаимоотнош.Т.А. Вознюк, г. Тулун.docx

— 31.28 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему:

«Формирование толерантных  отношений в образовательной  среде».

 

 

Выполнила Т.А. Вознюк,

методист МБУ «Методический  центр

 города Тулуна»

 

 

 

 

 

 

2013г.

Содержание.

 

  1.  Введение-----------------------------------------------------------------------------2стр.
  2. Основная часть----------------------------------------------------------------------6 стр.
  3. Вывод.---------------------------------------------------------------------------------10 стр.
  4. Литература.---------------------------------------------------------------------------11 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Задумываясь над тем, каким  должно быть современное образование, следует, наверное, сказать о том, каким ему невозможно более оставаться. Образование в столь динамичном мире должно отказаться от самих попыток  выработки набора каких-то предписаний, устойчивых и надежных «рецептов». По существу, это - рецидивы механистического мышления, которое, давно исчерпав себя в научном познании, сохранилось  из-за ряда социокультурных обстоятельств  в образовании. Иначе говоря, образованию  и философии образования XXI в. все  еще не хватает «человеческого лица».

Выполнение столь гуманной миссии - формирование подлинно толерантной  личности - попадает в круг задач  современной системы образования.

Поскольку образовательная  среда является наиболее организованной и в ней сконцентрирован интеллектуальный потенциал педагогов, призванных успешно  решать вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения, общество рассчитывает на то, что именно в  этой среде будут выработаны механизмы  практической реализации идей толерантности. При этом важно помнить слова  Л.С. Выготского о том, что среда  не есть «обстановка развития», т.е. некий «фактор», непосредственно  детерминирующий поведение личности. Необходимость формирования толерантного сознания в школах и других образовательных  учреждениях, в том числе и  вузах, продиктовано и тем, что стереотипы, предубеждения по отношению к  людям иных национальностей и  религиозной принадлежности в основном усваиваются с детского возраста. Из этого следует, что развитие позитивного  отношения к другим должно происходить  систематически и последовательно  методологически валидными способами. Критериями эффективности такой  работы должны быть умение обучаемых  правильно осмысливать происходящие в стране и в других государствах события, способность выражать свое мнение с позиции нравственности и этических норм.

Проблема культуры общения  — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Порою  складывается ощущение, что искусство  общения – это дар, которым обладают примерно 5-7 % людей. Всех остальных – надо учить. Учить диалогу, учить умению слушать, слышать, понимать, не манипулировать и не применять насилия к партнеру по общению, а пытаться ему открыть себя так, чтобы он тебя понял. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.

Толерантность — это активная нравственная позиция и психологическая  готовность к терпимости во имя взаимопонимания  между народами, социальными группами, для позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.

Для успешного формирования толерантных установок на уровне личности важно знать, в чем заключаются основные различия между толерантной и интолерантной личностями. Приведенные ниже критерии подходят для самых разных групп, начиная от семьи и школьного класса и кончая обществом в целом. К сожалению, они не всегда видны «невооруженным взглядом». Некоторые из них доступны лишь подготовленным и заинтересованным наблюдателям.

Критерии  толерантности (по Солдатовой Г.У.)

• равноправие (равный доступ к социальным благам, к управленческим, образовательным и экономическим  возможностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе);

·        взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и

терпимое отношение к  различным группам (инвалидам, беженцам и др.);

·        равные возможности для участия в политической жизни всех членов

общества;

·        сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;

·        охват событиями общественного характера, праздниками как можно

большего количества людей, если это не противоречит их культурным традициям и религиозным верованиям;

·        возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе;

·        свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества;

·        сотрудничество и солидарность в решение общих проблем;

·        позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических,

межрасовых отношений, в  отношениях между полами. [3]

Проявления  нетерпимости: (по Солдатовой Г.У.)

·        оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;

·        игнорирование (отказ в беседе, в признании);

·        негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки (составление

обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической группе, как правило, на основе отрицательных характеристик);

·        этноцентризм (понимание и оценка жизненных явлений сквозь призму

ценностей и традиций собственной  группы как эталонной и лучшей по сравнению с другими группами);

·        поиск врага (перенос вины за несчастья, неблагополучие и социальные 

проблемы на ту или иную группу);

·        преследования, запугивания, угрозы;

·        дискриминация по признаку пола, сексуальной ориентации и других

различий (лишение социальных благ, отрицание прав человека, изоляция в обществе);

·        расизм (дискриминация представителей определенной расы на основе  

предпосылки, что одни расы превосходят другие);

·        ксенофобия в форме этнофобий (антисемитизм, кавказофобия и др.),

религиозных фобий, мигрантофобии (неприязнь к представителям других культур и групп, убеждение в том, что «чужаки» вредны для общества, преследование «чужаков»);

·        национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в

том, что своя нация обладает большим объемом прав);

·        фашизм (реакционный антидемократический режим, для которого

характерны крайние формы  насилия и массовый террор);

·        империализм (покорение одних народов другими с целью контроля  

богатств и ресурсов подчиненных  народов);

·        эксплуатация (использование чужого времени и труда без

справедливого вознаграждения, безрассудное использование ресурсов и природных богатств);

·        осквернение религиозных или культурных символов;

·        религиозное преследование (насаждение конкретной веры, ее

ценностей и обрядов);

·        изгнание (официальное или насильственное);

·        сегрегация, включая апартеид (принудительное разделение

людей различных рас, религий  или полов, обычно в ущерб интересам  одной группы);

·        репрессии (насильственное лишение возможности реализации

прав человека), уничтожение  и геноцид (содержание в заключении, физические расправы, нападения, убийства). [3]        

 Смысл  деятельности учителя в формировании толерантных отношений – содействовать повышению коммуникативной компетентности учащихся, то есть готовности и умению вступать в диалог, вместе с другими искать истину и сообщать о результатах своих поисков в форме, понятной каждому, кто в этой истине нуждается.      Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа.

 

Основная часть.

 

Какой возраст наиболее удобен для воспитания толерантного отношения к другому человеку? На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения.

Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна  сама по себе. На этом жизненном этапе  начинает складываться взаимодействие между 20 — 30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным  опытом и с несформированностью  коммуникативной деятельности. Для  плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой  общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений  в классе, воспитание толерантности  способствуют развитию сотрудничества.

Воспитание толерантности  невозможно в условиях авторитарного  стиля общения «учитель — ученик». Поэтому одним из условий воспитания толерантности является  освоение учителем определенных демократических механизмов в организации учебного процесса и общения учеников друг с другом и с учителем. Именно в начальной школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам.

Особое внимание обращается на воспитание толерантности в подростковом возрасте.  Именно в этот период начинает формироваться чувство культурной идентичности человека, а соответственно повышается интерес к вопросам культурной принадлежности. В подростковом возрасте закладываются основы дальнейшего социального поведения личности, в том числе: способность к эмпатии или конфликтность, социальная изолированность, позитивное или заведомо негативное отношение к другому человеку. Подростковый возраст, как известно, всегда — возраст трудный.

У старшеклассников важно  воспитывать такие качества, как  политическая осведомленность, сознательное участие в политической жизни  общества, способность идти на компромисс при разногласиях и спорах, справедливость в отношениях с людьми, способность  встать на защиту любого человека, независимо от национальности.

Как и общество в целом, школа должна собственным примером подтверждать ценности толерантности и воплощать их. В каждом классе должна быть создана благоприятная среда для формирования толерантных установок.

Ниже приведена модель, в которой представлены формы поведения в толерантном и интолерантном классах.

 

Толерантный класс 

Интолерантный класс 

Умение внимательно слушать  и слышать

Перебивание, неумение слушать  друг друга, нетерпение

Стремление разобраться, расспрашивание

Игнорирование

Совет, предложение

Отстранение

Похвала, согласие

Обзывание

Подбадривание

Обвинение, упреки

Благожелательность

Осуждение, критика

Утешение

Морализирование

Уважение

Угрозы

Эмпатия

Предостережение, предупреждение

Поддержка

Приказ, указание


[2]

Главное в работе педагогов  – направленность содержания деятельности учащихся, регулирование межличностных  отношений. Общение имеет непреходящую ценность лишь в том случае, если вызовет потребность взаимного  обмена мыслями, идеями, способствует проявлению внимания и сочувствия к  людям. Успешное решение этой задачи во многом зависит от характера свободного общения школьников, их психологической  предрасположенности к контактам  в коллективе.

Наиболее благоприятной  для формирования толерантности, на наш взгляд, является коллективная творческая деятельность с общественно значимым смыслом, когда расширяются ее границы и учащиеся могут проявить свое личностное отношение к более широкому кругу людей, сверстников. Для этой цели могут быть использованы все виды учебной и внеурочной работы, содержание которых нацелено на формирование нравственных взаимоотношений между людьми.

Особую актуальность проблема воспитания толерантности приобретает  в условиях многонациональных коллективов, где учатся дети из семей самых  различных национальностей, и не допускать ситуаций, когда проявляется  неравенство детей в их правах и обязанностях. Различие национально-этнических особенностей, которым ученики зачастую придают оценочный оттенок, а  также специфика семейного уклада, быта, традиций накладывают определенный отпечаток на поведение и на взаимоотношение  детей с окружающими. В этих условиях при организации внеклассной  и внешкольной работы крайне необходимо сближать интересы учащихся различных  национальностей.           

Информация о работе Формирование толерантных отношений в образовательной среде