Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 04:07, реферат
Задумываясь над тем, каким должно быть современное образование, следует, наверное, сказать о том, каким ему невозможно более оставаться. Образование в столь динамичном мире должно отказаться от самих попыток выработки набора каких-то предписаний, устойчивых и надежных «рецептов». По существу, это - рецидивы механистического мышления, которое, давно исчерпав себя в научном познании, сохранилось из-за ряда социокультурных обстоятельств в образовании. Иначе говоря, образованию и философии образования XXI в. все еще не хватает «человеческого лица».
Выполнение столь гуманной миссии - формирование подлинно толерантной личности - попадает в круг задач современной системы образования.
Введение-----------------------------------------------------------------------------2стр.
Основная часть----------------------------------------------------------------------6 стр.
Вывод.---------------------------------------------------------------------------------10 стр.
Литература.---------------------------------------------------------------------------11 стр.
РЕФЕРАТ
на тему:
«Формирование толерантных отношений в образовательной среде».
Выполнила Т.А. Вознюк,
методист МБУ «Методический центр
города Тулуна»
2013г.
Содержание.
Введение.
Задумываясь над тем, каким должно быть современное образование, следует, наверное, сказать о том, каким ему невозможно более оставаться. Образование в столь динамичном мире должно отказаться от самих попыток выработки набора каких-то предписаний, устойчивых и надежных «рецептов». По существу, это - рецидивы механистического мышления, которое, давно исчерпав себя в научном познании, сохранилось из-за ряда социокультурных обстоятельств в образовании. Иначе говоря, образованию и философии образования XXI в. все еще не хватает «человеческого лица».
Выполнение столь гуманной
миссии - формирование подлинно толерантной
личности - попадает в круг задач
современной системы
Поскольку образовательная
среда является наиболее организованной
и в ней сконцентрирован
Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Порою складывается ощущение, что искусство общения – это дар, которым обладают примерно 5-7 % людей. Всех остальных – надо учить. Учить диалогу, учить умению слушать, слышать, понимать, не манипулировать и не применять насилия к партнеру по общению, а пытаться ему открыть себя так, чтобы он тебя понял. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.
Толерантность — это активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между народами, социальными группами, для позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.
Для успешного формирования толерантных установок на уровне личности важно знать, в чем заключаются основные различия между толерантной и интолерантной личностями. Приведенные ниже критерии подходят для самых разных групп, начиная от семьи и школьного класса и кончая обществом в целом. К сожалению, они не всегда видны «невооруженным взглядом». Некоторые из них доступны лишь подготовленным и заинтересованным наблюдателям.
Критерии толерантности (по Солдатовой Г.У.)
• равноправие (равный доступ
к социальным благам, к управленческим,
образовательным и
· взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и
терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам и др.);
· равные возможности для участия в политической жизни всех членов
общества;
· сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;
· охват событиями общественного характера, праздниками как можно
большего количества людей,
если это не противоречит их культурным
традициям и религиозным
· возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе;
· свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества;
· сотрудничество и солидарность в решение общих проблем;
· позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических,
межрасовых отношений, в отношениях между полами. [3]
Проявления нетерпимости: (по Солдатовой Г.У.)
· оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;
· игнорирование (отказ в беседе, в признании);
· негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки (составление
обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической группе, как правило, на основе отрицательных характеристик);
· этноцентризм (понимание и оценка жизненных явлений сквозь призму
ценностей и традиций собственной группы как эталонной и лучшей по сравнению с другими группами);
· поиск врага (перенос вины за несчастья, неблагополучие и социальные
проблемы на ту или иную группу);
· преследования, запугивания, угрозы;
· дискриминация по признаку пола, сексуальной ориентации и других
различий (лишение социальных благ, отрицание прав человека, изоляция в обществе);
· расизм (дискриминация представителей определенной расы на основе
предпосылки, что одни расы превосходят другие);
· ксенофобия в форме этнофобий (антисемитизм, кавказофобия и др.),
религиозных фобий, мигрантофобии (неприязнь к представителям других культур и групп, убеждение в том, что «чужаки» вредны для общества, преследование «чужаков»);
· национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в
том, что своя нация обладает большим объемом прав);
· фашизм (реакционный антидемократический режим, для которого
характерны крайние формы насилия и массовый террор);
· империализм (покорение одних народов другими с целью контроля
богатств и ресурсов подчиненных народов);
· эксплуатация (использование чужого времени и труда без
справедливого вознаграждения, безрассудное использование ресурсов и природных богатств);
· осквернение религиозных или культурных символов;
· религиозное преследование (насаждение конкретной веры, ее
ценностей и обрядов);
· изгнание (официальное или насильственное);
· сегрегация, включая апартеид (принудительное разделение
людей различных рас, религий или полов, обычно в ущерб интересам одной группы);
· репрессии (насильственное лишение возможности реализации
прав человека), уничтожение и геноцид (содержание в заключении, физические расправы, нападения, убийства). [3]
Смысл деятельности учителя в формировании толерантных отношений – содействовать повышению коммуникативной компетентности учащихся, то есть готовности и умению вступать в диалог, вместе с другими искать истину и сообщать о результатах своих поисков в форме, понятной каждому, кто в этой истине нуждается. Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа.
Основная часть.
Какой возраст наиболее удобен для воспитания толерантного отношения к другому человеку? На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения.
Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20 — 30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества.
Воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель — ученик». Поэтому одним из условий воспитания толерантности является освоение учителем определенных демократических механизмов в организации учебного процесса и общения учеников друг с другом и с учителем. Именно в начальной школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам.
Особое внимание обращается на воспитание толерантности в подростковом возрасте. Именно в этот период начинает формироваться чувство культурной идентичности человека, а соответственно повышается интерес к вопросам культурной принадлежности. В подростковом возрасте закладываются основы дальнейшего социального поведения личности, в том числе: способность к эмпатии или конфликтность, социальная изолированность, позитивное или заведомо негативное отношение к другому человеку. Подростковый возраст, как известно, всегда — возраст трудный.
У старшеклассников важно воспитывать такие качества, как политическая осведомленность, сознательное участие в политической жизни общества, способность идти на компромисс при разногласиях и спорах, справедливость в отношениях с людьми, способность встать на защиту любого человека, независимо от национальности.
Как и общество в целом, школа должна собственным примером подтверждать ценности толерантности и воплощать их. В каждом классе должна быть создана благоприятная среда для формирования толерантных установок.
Ниже приведена модель, в которой представлены формы поведения в толерантном и интолерантном классах.
Толерантный класс |
Интолерантный класс |
Умение внимательно слушать и слышать |
Перебивание, неумение слушать друг друга, нетерпение |
Стремление разобраться, расспрашивание |
Игнорирование |
Совет, предложение |
Отстранение |
Похвала, согласие |
Обзывание |
Подбадривание |
Обвинение, упреки |
Благожелательность |
Осуждение, критика |
Утешение |
Морализирование |
Уважение |
Угрозы |
Эмпатия |
Предостережение, предупреждение |
Поддержка |
Приказ, указание |
[2]
Главное в работе педагогов
– направленность содержания деятельности
учащихся, регулирование межличностных
отношений. Общение имеет непреходящую
ценность лишь в том случае, если
вызовет потребность взаимного
обмена мыслями, идеями, способствует
проявлению внимания и сочувствия к
людям. Успешное решение этой задачи
во многом зависит от характера свободного
общения школьников, их психологической
предрасположенности к
Наиболее благоприятной для формирования толерантности, на наш взгляд, является коллективная творческая деятельность с общественно значимым смыслом, когда расширяются ее границы и учащиеся могут проявить свое личностное отношение к более широкому кругу людей, сверстников. Для этой цели могут быть использованы все виды учебной и внеурочной работы, содержание которых нацелено на формирование нравственных взаимоотношений между людьми.
Особую актуальность проблема
воспитания толерантности приобретает
в условиях многонациональных коллективов,
где учатся дети из семей самых
различных национальностей, и не
допускать ситуаций, когда проявляется
неравенство детей в их правах
и обязанностях. Различие национально-этнических
особенностей, которым ученики зачастую
придают оценочный оттенок, а
также специфика семейного
Информация о работе Формирование толерантных отношений в образовательной среде