Функции государства. Личность и ее социализация: природа человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 06:56, реферат

Краткое описание

Государство является устойчивой структурой политической организации общества. Оно составляет ее основу в силу того, что выполняет ряд отличительных функций. Функции государства – обязанности, круг деятельности, назначение и роль государства в обществе в наиболее обобщенной форме. Принято выделять внутренние и внешние функции.

Вложенные файлы: 1 файл

Социология.docx

— 35.80 Кб (Скачать файл)

МИНОБРАЗОВАНИЕ  РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное бюджетное образовательное учреждение среднего

профессионального образования Ростовской области

«Азовский гуманитарно-технический  колледж»

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине

  «Основы социологии и политологии»


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Функции государства. Личность и ее социализация: природа человека.

 

Государство является устойчивой структурой политической организации общества. Оно составляет ее основу в силу того, что выполняет  ряд отличительных функций. Функции государства – обязанности, круг деятельности, назначение и роль государства в обществе в наиболее обобщенной форме. Принято выделять внутренние и внешние функции.

К внутренним функциям государства относятся:

 1) политическая функция – действия государства связанные с осуществлением политической власти, поддержанием политического господства доминирующего в государстве класса, подавлением воли угнетаемых классов, обеспечением политической стабильности. Она позволяет устанавливать отношения с политическими партиями, профсоюзами, другими общественными институтами по вопросам формирования государственных структур. Благодаря ей осуществляются властные полномочия, вырабатывается программно-стратегические цели и задачи развития общества;

2) правовая  функция – действия государства по осуществлению правотворчества, установлению правовых норм и принятию законов. Она позволяет регулировать общественные отношения и поведение граждан. Правовые нормы – это правила поведения, санкционируемые государством, нарушение которых влечет за собой меры наказания;

3) экономическая  функция – действия государства по выработке и осуществлению налоговой политики, выделению кредитов, использованию экономических санкций, стимулов в развитии отраслевой экономики. Она позволяет влиять на транспорт, энергетику, использовать долгосрочное планирование и программирование;

4) социальная  функция – действия государства, включающие удовлетворение потребностей людей в работе, жилье, поддержании здоровья Она способствует осуществлению социальной защиты престарелых, инвалидов, молодежи, безработных, страхованию жизни, здоровья, собственности;

5) образовательная  функция – действия государства направленные на реформирование системы образования, на выработку образовательной политики, охватывающей весь процесс образования от дошкольного до университетского. Государство обеспечивает демократизацию образования, его непрерывность, предоставляет людям равные возможности его получения;

6) культурно-воспитательная функция – действия государства, служащие условиями для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности и гражданственности. Для осуществления этой деятельности государство привлекаеттакие социальные структуры, как церковь, теле– и радиокомпании, печать, издательства, негосударственные общественные организации.

Внешние функции  государства связаны с внешней политикой и международными отношениями;

• оборонная функция – действия государства, направленные на защиту границ, территории страны;

• военно-агрессивная функция – действия государства, направленные на вмешательство в дела других государств;

• дипломатическая функция – действия государства по поддержанию и развитию межгосударственных отношений, осуществлению внешней торговли, координации совместной деятельности с другими государствами в различных сферах, участие в блоках, союзах.

В социологии личностное начало вне  социального контекста не рассматривается. Любое социальное явление, процесс, конкретная ситуация анализируются через призму взаимосвязи личностного и социального, т.е. личности с социальными институтами, со всеми общественными структурами.

Понятие «личность» вводится для выделения, подчеркивания не природной сущности человека, т. е. акцент делается на социальном начале.

Индивид становится личностью в  процессе освоения им социальных функций, включения в систему социальных связей и отношений, а также в ходе социальных действий, совершаемых в данной социальной среде, и развития самосознания, т. е. осознания своей неповторимости и индивидуальности, но именно в качестве члена общества.

Процесс интеграции индивида в общество посредством усвоения элементов  культуры, социальных норм и ценностей, приобретения знаний, умений, навыков  поведения, формирования социальных качеств и свойств, требуемых для выполнения социальных ролей, называется социализацией.

Социализация играет огромную роль, как в жизни общества, так и в жизни личности. От ее успешности зависит, насколько личность сумеет реализовать свои способности, задатки, комфортно и благополучно жить в социальном отношении. Таким образом, социализация, во-первых, обеспечивает самовозобновляемость общественной жизни и, во-вторых, облегчает взаимодействие людей друг с другом посредством выполняемых социальных ролей.

В социализации выделяют две фазы: социальную адаптацию и интериоризацию. Социальная адаптация — это приспособление индивида к социально-экономическим условиям, ролевым функциям, социальным нормам, к социальным группам, институтам, организациям, выступающим в качестве сферы его жизнедеятельности.

Интериоризация — это процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека.

Социализация — непрерывный  процесс. Фундамент духовного развития личности, безусловно, закладывается  в юные годы. Этим, в частности, объясняется  особая роль семьи в формировании личности, где жизнь преподает индивиду первые и самые впечатляющие уроки, где закладываются основы его духовного мира. Если в детстве и юности формируется преимущественно чувственно-эмоциональный компонент духовного мира личности, сугубо личностные качества — совестливость, честность, смелость и т.д., — то, вступив во взрослую самостоятельную жизнь, личность активно создает систему своих ценностных ориентации, политических взглядов, пытается осознать смысл своей жизни. С возрастом меняются социальные роли, которые выполняет личность, появляются новые связи, отношения, новый опыт. Родители, друзья, тренеры, наставники, командиры, начальники — все они учат новым ролям и мотивации их исполнения. Институты и люди, способствующие социализации, называются агентами социализации.

Социализация  личности — процесс очень сложный, в нем задействовано множество движущих сил, факторов, условий.

Классическое определение социальной роли дал американский антрополог Р.Линтон (1893 — 1953): с его точки зрения, это ожидание поведения, которое типично для людей данного статуса в данном обществе. Одни ожидания, например законы, являются формальными, а другие, вроде умения вести себя за столом, — неформальными.

Социальный статус — интегрированный  показатель положения индивида в обществе, в системе социальных связей и отношений. Поскольку любой человек занимает несколько положений в обществе, каждое из которых предполагает осуществление определенных функций, прав и обязанностей, то он может иметь несколько статусов. Например, у человека может быть статус инженера, отца, брата и т.д.

Между ролевым ожиданием и ролевым  исполнением никогда не бывает полного  совпадения. Качество исполнения роли зависит от множества условий, в том числе и от того, соответствует ли роль потребностям и интересам личности. Тот, кто не исполняет роли в соответствии с ожиданием, вступает в конфликт с обществом.

Т. Парсонс предложил классифицировать все роли, исходя из пяти основных характеристик:

  1. Некоторые роли требуют эмоциональной сдержанности, в то время как другие допускают экспрессию чувств.
  2. Часть ролей относится к предписанным, другие считаются достигнутыми.
  3. Одни роли строго ограничены (лимитированы, например, здоровьем — роль больного), другие более расплывчаты.
  4. Некоторые роли предусматривают общение по формальным правилам, другие предполагают неформальные взаимоотношения (например, роль друга).
  5. Разные виды ролей связаны и с разной мотивацией (личная выгода, общественное благо).

Один из основателей «Я»-теории — Ч.Х. Кули считал, что личность вырастает из множества взаимодействий с окружающим миром, в результате чего она создает свое «зеркальное "Я"», которое состоит из трех элементов:

  1. того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие;
  2. того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят;
  3. того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других людей.

Американский психолог Дж. Г. Мид, как и Ч. X. Кули, считал, что «Я» — явление социальное. Чувство своего «Я», своей индивидуальности приобретается в детском возрасте, когда ребенок начинает думать о себе таким же образом, как о других, имитируя поведение взрослых и примеряя на себя в детских играх исполнение определенной роли (врача, летчика, пожарника).

Завершенное человеческое «Я» состоит  из двух частей — «Я-сам» (I) и «Я-меня» (Me). Термином «Я-сам» (I) Дж.Г.Мид называл бессознательную часть человеческой личности. Это то, что человек сохраняет в себе, не превращая его в достояние общества. Это наша интуиция, скрытые даже от нас самих желания, порывы, инстинкты, непредсказуемые действия. Это в конце концов восприятие себя как субъекта деятельности, свобода — в противовес общественному контролю «Me». «Я-меня» (Me) — это объект самовосприятия, рефлексии, сознание индивида, т. е. соотнесенность моего «Я» с внешним миром.

Среди современных исследователей, продолжающих развивать научное  наследие Дж.Г.Мида, особое положение занимает Ирвинг Гофман, которого считают основателем драматургической социологии. В книге «Я и маски», получившей широкую известность, он проводит мысль о том, что человек в высокой степени определяется ситуацией, социальной игрой, которую ведет вместе с другими людьми в данной ситуации. То «Я», которое человек видит, рассматривая самого себя, — это представленный образ роли, драматический эффект, возникающий в показываемой сцене, и все зависит от того, сочтут его достоверным или вызывающим недоверие.

Человек у И. Гофмана выступает  как актер на сцене, пользуясь  определенным реквизитом как частью постановки. Он ведет представление вместе с коллегами или без них (иногда он сам выступает своим коллегой) перед публикой, и важнейшее, что определяет успех выступления, — одобрит или не одобрит публика представление и созданный актером образ роли.

Тот факт, что один и тот же человек  выполняет множество ролей, которые  могут противоречить друг другу, нередко приводит к ролевому конфликту. Примером тому может служить часто описываемый в социологической литературе конфликт между профессиональной и семейной ролями женщины.

Психоаналитическая  теория развития личности австрийского психиатра и психолога Зигмунда Фрейда (1856 —1939) базируется на том утверждении, что индивид всегда находится в состоянии конфликта с обществом. Согласно З.Фрейду, биологические инстинкты (особенно сексуальные побуждения) противоречат культурным нормам, а социализация представляет собой систему табу, запретов этих побуждений. В силу невозможности удовлетворять инстинктивные потребности в их естественно-природной форме (этому препятствуют социальные нормативные ограничения) человек вынужден постоянно искать компромисс между глубинным влечением и общественно приемлемой формой его реализации.

З.Фрейд выделил в структуре личности три основных компонента.

  1. Оно (Ид) — источник энергии, стимулирующий стремление к удовольствию.
  2. Я (Эго) — элемент, осуществляющий контроль поведения личности на основе принципа реальности.
  3. Сверх-Я (Супер-Эго) — нравственный, оценочный элемент личности.

Выдвинутая 3. Фрейдом модель личности содержит важное предположение о сложности, многоплановости структуры человеческого поведения. Им сделана попытка строго логическим путем связать в человеке биологические начала и социальное, обратить внимание на энергетическую, чувственно-психологическую основу личности как социального субъекта.

Американский психолог и психоаналитик  Эрик Эриксон (1902 — 1994) рассматривает  социализацию как непрерывный процесс  преодоления главного для каждой из выделенных им восьми стадий жизненного кризиса. Например, в юношеском возрасте молодые люди должны найти свое место в жизни, решить, куда пойти учиться или работать. Первая неудача в этих делах может в дальнейшем отрицательно повлиять на выбор подходящей работы, спутника жизни, друзей. В старости человек подводит итог жизни, он либо красиво, достойно стареет, либо горько сожалеет о прошедших годах. Если он удовлетворен жизнью, результатом становится чувство умиротворения, если нет — появляется отчаяние.

Сторонники когнитивных теорий личности связывают социализацию с когнитивным развитием, т. е. процессом обучения мышлению.

Согласно взглядам Жана Пиаже, каждая стадия когнитивного развития детей  подразумевает наличие новых  навыков, определяющих пределы того, чему на данной стадии можно научить человека. Эти стадии сменяют одна другую в определенном порядке: сенсорно-моторная (от рождения до 2 лет), операциональная (с 2 до 7 лет), стадия конкретных операций (с 7 до 11 лет), стадия формальных операций (от 12 до 15 лет).

Другой, американский, исследователь  Д. Кольберг в своей теории развития личности исходит из процесса нравственного совершенствования, включающего шесть стадий. На ранних стадиях дети поступают в соответствии с общепринятой моралью, чтобы избежать наказания или получить вознаграждение. На средних стадиях человек осознает мнение о себе других людей, ожидания общества и «правила игры» в нем. На последних стадиях происходит становление нравственности личности, не зависящее от общепринятых ценностей.

Информация о работе Функции государства. Личность и ее социализация: природа человека