Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 21:02, лекция
Социализация – процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает в себя как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование. (БЭС. – М., 1998, с. 1131). «Социализация, - пишет П. Штомпка, - это врастание в общество» (С. 411).
Социализация – процесс
Зачатки социальной организации существуют у пчел, муравьев, но у животных нет социализации, так как поведение животных, ведущих коллективный образ жизни осуществляется инстинктивно. Чем примитивнее существо, тем больше у него инстинктов. У слонов, волков уже меньше инстинктов, еще меньше – у обезьян. У человека – 80% поведения социально приобретаемое. Соответственно, чем меньше инстинктов, тем больше роль социализации и ее агентов (например, родителей).
Функции социализации
1) формирование и действие
2)создается определенный
Разновидности социализации
Первичная социализация – 1 точка зрения: период от рождения до формирования зрелой личности; 2 точка зрения: социализация, которая протекает в кругу близких и родных, то есть первичной группы.
Вторичная социализация – 1 точка зрения: ресоциализация, период перестройки, реадаптации к новым социальным условиям уже зрелой личности; 2 точка зрения: социализация, которая проходит в рамках формальных институтов, вторичных групп (школа, институт, работа).
Иногда для описания ресоциализации употребляется термин аккультурация, т. е. в тех случаях, когда люди меняют место своего проживания, эмигрируют в другую страну и вынуждены приспосабливаться к совершенно новым условиям другой культуры.
Если люди осваивают девиационные (связанные с отклонением от нормы) роли, то можно говорить о контрсоциализации. В этом случае люди обучаются образцам и ценностям контркультуры (например, у преступников существуют особые нормы, язык, стиль жизни, образцы действий и т. п., которые необходимо освоить).
Речь идет о предвосхищающей социализациии ее разновидности снобизме в такой ситуации, когда кто-либо, еще не будучи членом данной группы или еще не занимая данной позиции, настолько сильно субъективно идентифицирует себя с ней, что уже заранее старается максимально уподобиться членам данной группы или лицам, занимающим данную позицию. Например, недавно разбогатевшие бизнесмены, ищущие признания в элитарных кругах, часто заимствуют только поверхностные элементы культуры: манеры или привычки так или иначе одеваться, говорить, материальные реквизиты, формы проведения отдыха и досуга, художественные вкусы и артистические пристрастия.
Речь идет об обратной социализации, когда, например, сын обучает отца пользоваться компьютером. Происходит это потому, что в современном мире чрезвычайно быстро происходят социальные и культурные изменения. Новые знания, распространяемые через СМИ проникают в молодежную среду, минуя родителей и учителей, а порой даже вопреки их советам, нарушая ход социализации от старших к младшим.
Основные средства социализации, обеспечивающие социальный контакт между личностями, личностью и группой:
1)Язык – основной инструмент
социализации. С его помощью человек
принимает, анализирует,
2)Ценности – идеальные
3)Нормы – усвоенный личностью образ мышления, поведения, общения.
4) Навыки и умения – образцы
деятельности. Они играют не
только поведенческую, но и
дидактическую (обучающую роль) в
последующей социализации. Образование
навыков и умений называют
социализацией для
Этапы социализации
Социализация – продолжающийся
всю жизнь процесс, от рождения до
смерти. Жизненный цикл людей связан
с разнообразными социальными структурами.
Некоторые из этих структур имеют
дело с детством, хотя общества значительно
различаются в своем
Отрочествов большей части мира – промежуток человеческой жизни, который обществом отчетливо не выделяется. Хотя именно в этот период люди претерпевают психологические изменения, связанные с половым созреванием и часто принимают на себя ответственность взрослых с 13 лет и даже раньше. По мнению Эрика Эриксона, главная задача отрочества создать и утвердить устойчивую тождественность обществу. Но отрочество не всегда бурный, непокорный период.
Проблемы, стоящие перед молодыми,
вращаются вокруг работы и любви.
В идеале эти проблемы развивают
способность чувствовать
В среднем возрасте(зрелости) основные задачи остаются во многом теми же, что и в молодости. По мнению многих западных социологов, работа становится определяющей и для мужчин, и для женщин. Хотя экономические соображения доминируют, люди работают не только по этой причине. Люди работают для того, чтобы устроить свое время, для общения с другими людьми, чтобы убежать от скуки или поддержать положительный имидж. Они проходят средний возраст, сталкиваясь с вариациями изменяющихся обстоятельств и вызовов, к которым они должны адаптироваться.
Подобно другим периода человеческой
жизни, время, когда начинается старость,
- предмет социального
Диагноз неминуемой смерти требует, чтобы
индивиды установили новое определение
себя. Это вызывает присвоение социального
статуса, который не всегда присутствует
в социальной структуре, но образует
направление испытания смертью.
Изменения в медицинской
. Структура социализации:
- содержание, т. е. что предлагается
личности в качестве
- широта, т. е. число сфер, к которым смогла приспособиться личность; определяет, насколько социально зрелой и развитой является личность.
Содержание социализации проявляется в шаблонах поведения, привычках, взглядах (особенно ярко проявляется у людей разных национальностей).
Социализация личности
Три основные сферы, в которых происходит социализация:
- деятельность (происходит выбор видов деятельности, их иерархия, выделение ведущего вида, освоение соответствующих ролей),
- общение (неразрывно связано
с деятельностью, усложняются
диалоговые формы,
- самосознание (становление образа Я – «Я-концепции»).