Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 19:19, доклад
Как мы уже указывали, в дотрудовой стадии социализации выделяют раннюю первичную социализацию ребенка, маргинальную переходную социализацию подростка, устойчивую или концептуальную социализацию юности.
В свою очередь согласно периодизации психического развития в стадии первичной социализации выделяются такие периоды, как младенчество (до 1 года), детство (от 1 до 3 лет), дошкольный возраст (4—6 лет), младший школьный возраст (7— 11 лет). В основе этой периодизации психического развития лежит ведущая деятельность и психологические новообразования, изменяющие социальную ситуацию развития.
Как мы уже указывали, в дотрудовой стадии социализации выделяют раннюю первичную социализацию ребенка, маргинальную переходную социализацию подростка, устойчивую или концептуальную социализацию юности.
В свою очередь согласно периодизации психического развития в стадии первичной социализации выделяются такие периоды, как младенчество (до 1 года), детство (от 1 до 3 лет), дошкольный возраст (4—6 лет), младший школьный возраст (7— 11 лет). В основе этой периодизации психического развития лежит ведущая деятельность и психологические новообразования, изменяющие социальную ситуацию развития.
В младенческом возрасте, когда ребенок еще беспомощен, не умеет ни ходить, ни говорить, условием и фактором его психического развития является эмоционально окрашенный тактильный контакт с матерью и другими близкими. Лишение ребенка этого контакта является причиной депривации психического развития, при которой страдает прежде всего эмоциональная сфера.
В настоящее время собрано достаточное количество фактов, свидетельствующих о том, что на психофизиологическое здоровье и развитие детей большое влияние оказывает пренатальный период, и в том числе психологическое состояние беременной женщины. Поэтому психологическое и социально-педагогическое сопровождение молодой семьи должно начинаться задолго до рождения ребенка. Психологу и социальному педагогу необходимо разъяснять супругам, какую отрицательную роль для будущего ребенка могут сыграть психотравмы, нездоровый образ жизни матери, курение, алкоголь.
Социальные педагоги и психологи должны также объяснять родителям, что в дошкольном возрасте ребенок переживает кризисы одного года и трех лет, связанные с психологическими новообразованиями. В 1 год, кто-то месяцем раньше, кто-то месяцем позже, ребенок начинает ходить, и это важное новообразование, меняющее социальную ситуацию развития, когда расширяются познавательные возможности ребенка, и он начинает изучать, осваивать доступное ему жизненное пространство. Как говорят: «всюду лезет». И если при этом активность ребенка вызывает раздражение родителей, сопровождается окриками и шлепками, то такое родительское поведение вызывает депривацию психического развития, притупляет любознательность, самостоятельность ребенка, депривирует развитие эмоциональной и интеллектуальной сферы, закладывает психологические основы будущего отчуждения от родителей.
Задача родителей в этом возрасте — создавать безопасное пространство для малыша, приобретать подвижные игрушки, большие мячи, за которыми можно бегать, детские колясочки и машинки, которые можно толкать, полезны также сборно-разборные игрушки, развивающие мелкую моторику- и закладывающие основы креативности и творческой созидательности.
Кризис 3 лет связан с таким важнейшим психологическим новообразованием, как овладение речью. Речь является главнейшим условием для развития высших психических функций, произвольных внимания и памяти, логического понятийного мышления. Речь делает психику человека принципиально отличающейся от психики животного. Овладение речью также меняет социальную ситуацию развития, ребенок становится чрезмерно любознательным, задает массу разных вопросов, а главное — в нем ярко проявляется стремление к самостоятельности. «Я сам», — любит упрямо повторять малыш. И снова неправильное поведение родителей, которые отмахиваются либо раздражаются назойливостью ребенка, может привести к депривации интеллектуальной и эмоциональной сферы, а также к отчужденно-конфликтным отношениям с родителями. Плоды своего неправильного отношения к детям в кризисные периоды 1 года и 3 лет родители особенно ощутимо пожинают в подростковом возрасте, для которого также характерен свой остро переживаемый кризис.
Родителям с начавшим говорить и стремящимся к самостоятельности ребенком полезно играть в социально-ролевые игры, когда дети «помогают» родителям. Девочка вместе со стирающей мамой в своем игрушечном тазике полощет платьице для куклы, а мальчик вместе с папой пытается приколотить гвоздик. Социально-ролевая игра в этом возрасте с успехом выполняет социализирующие функции, когда ребенок в игровой форме с куклой или с машинкой осваивает будущие взрослые роли, которые мужчины и женщины выполняют в семье и в профессиональной деятельности. Игра, будучи ведущей деятельностью в детском возрасте, выполняет важнейшую роль в психическом развитии и социализации ребенка.
Способом социализации в этом возрасте выступают опосредованные игрой отношения детей, которые должны стать объектом пристального внимания родителей и воспитателей. В игре могут проявляться самые разные, как позитивные, так и негативные, качества детей. И взрослые должны это не игнорировать, а внимательно наблюдать за поведением и отношениями детей, складывающимися в игре. Детям следует объяснять, что нельзя отнимать игрушку у младшего и обижать слабого. Мама и воспитатель должны объяснять: если ты больше и сильнее, ты должен помогать и защищать, нельзя быть жадным, хвастливым и лживым.
«Умей дать сдачи, когда тебя обижают», — говорит отец хнычущему сыну. А лучше, если отец пообщается с обидчиком, выяснит причины, почему обижают его сына, и всегда ли сын бывает прав, а заодно и приструнит обидчика.
Чтение сказок, рисование, раскрашивание картинок, лепка — это все поле совместных занятий взрослых, родителей, воспитателей, детей.
Мир ребенка ограничен семьей, родителями, дедушками, бабушками, сестрами и братьями. Семья является ведущим институтом социализации в дошкольном возрасте. Образ жизни семьи, внутрисемейные отношения и нормы усваиваются ребенком, формируя нравственные основы будущей личности.
Говоря о раннем детстве, нельзя не остановиться на ведущей роли неосознаваемых механизмов социализации: внушении, подражании, идентификации, импринтинге — запечатлении, психологическом заражении. Не обладая в силу возраста сформированным сознанием и избирательно-оценочным отношением к своему окружению, ребенок не защищен от неосознаваемых механизмов социализации, которые также формируют неосознаваемые внутренние психологические регуляторы поведения, способные во взрослом возрасте проявиться самым неожиданным образом.
Внушающими воздействиями, оценочными обращениями к ребенку: «умница», «красавица» либо, наоборот, «дурак», «недотепа» — можно сформировать и комплекс неуверенности, и чувство постоянной вины и виноватости, и отсутствие самокритичности. И, конечно, родители нуждаются и в психологическом консультировании, а порой и в психотерапевтической работе, с тем, чтобы в полной мере могли осознать всю ответственность перед будущим своих детей и контролировать как свое поведение, так и свою речь.
Дошкольное детство сопряжено с ответственным процессом подготовки ребенка к школе, когда особенно требуется психологическое и социально-педагогическое сопровождение семьи дошкольников. При подготовке детей к школе родители могут впадать в две крайности. Либо вообще не заниматься ребенком и пускать на самотек его подготовку к школе, либо чрезмерно усердствовать в этом вопросе, лишая его детства и отбивая охоту учиться и идти в школу. И в том и в другом случае необходимо вмешательство психолога и социального педагога. Усердствующим родителям, как и воспитателям детских садов, следует не забывать, что ведущей деятельностью в этом возрасте является и фа, и в настоящее время разработано и доступно для использования большое количество обучающих и развивающих игр, которые позволяют, не отбивая желания учиться, готовить детей к школе, обучать их азбуке, чтению, счету.
Для дошкольников, родители которых по разным причинам не в состоянии самостоятельно готовить детей к школе, необходимо открывать подготовительные группы в центрах социального обслуживания семьи и детства. Там же, где нет таких центров, необходимо при школах открывать специализированные подготовительные группы для дошкольников. Опыт показал, что школьная неготовность доброй половины детей, отобранныхдля обучения в классы КРО, была результатом социально-педагогической запущенности и семейного неблагополучия. Отставание в развитии познавательных процессов этих детей, как правило, компенсировалось в течение одного года коррекционно-разви- вающего обучения.
Информация о работе Характеристика процесса социализации детей дошкольного возраста