Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2015 в 12:49, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине " Социология".
Вопрос 1.Предметом социологии является общество система связей и отношений между людьми.
характерные черты общества
üцелостность и устойчивость;
üвзаимодействие индивидов;
üтерритория, на которой проживают люди - члены общества; üединая система управления;
üопределенная культура.
Общество - это отношения м/у группами людей, объединенных различными сферами деятельности.
Сферы:
Экономическая сфера - это сфера производства, распределения, обмена и потребления товаров.
Социальная сфера - это отношения между людьми, группами, институтами.
Политическая сфера - это сфера отношений по поводу приобретения, использования и удержания власти.
Духовная сфера - это сфера ценностей, норм, искусства, религии, науки, образования.
Социальная система - это прежде всего общность индивидов и взаимосвязей между ними.
Социальная система включает в себя:
üличности со своими статусами (т. е. положением в обществе)
üсоциальные группы: классы, слои, профессиональные, тер-риториальные, профессиональные,
üсоциальные институты -государство, производство, семья, религия, образование);
üкультуру как систему обычаев, традиций, законов, нравов, верований, ценностей и др.;
Вопрос 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Социологическое исследование можно разделить на 3 этапа: подготовительный - разработка программы исследования;
основной- сбор первичной информации;
заключительный - обработка и анализ данных, формулирование выводов
Методы сбора социологической информации
1. Анализ документов- извлечение из док источников соц инф-ции.
2. Социологическое наблюдение-отслеживание, фиксирование фактов
3. Социологический эксперимент получение инф-ции в результате возд на него
4. Опрос : устный и письменный в виде ответов на поставленные вопросы.
Анкетирование - наиболее распространенный вид опроса.
Вводная часть -название организации, которая проводит исследование, наименование документа (анкета), тему опроса. Далее обращение, в котором говорится о целях и задачах исследования,
Основная часть, содержит систему вопросов
Заключительная часть - так называемая паспортичка. - пол, возраст, образование, семейное положение, профессия.
По структуре вопросы бывают:
открытые (можно отвечать свободно, они не содержат вариантов ответов);
закрытые (предлагают респонденту варианты ответов);
полузакрытые (есть возможность высказать свою точку зрения).
Основные требования к составлению анкеты
1. Язык анкеты должен быть понятен.
2. Формулировка вопросов такая, чтоб было желание отвечать.
3. Вопросы должны быть по одному основанию. Нельзя задавать сразу несколько вопросов.
4. Надо, чтобы варианты ответов в шкале не перекрывали друг друга.
5. необходим баланс положительных, отрицательных и нейтральных ответов.
6. Вопросы анкеты надо формулировать корректно.
7. вопросах обязательно использовать вари-ант ответа «затрудняюсь ответить»8. принцип «горки»: сначала несложные вопросы, потом сложные, затем снова несложные.
9. Следует применять принцип «воронки»: сначала общие вопросы, потом - част-ные, специальные.
Вопрос 3. КУЛЬТУРА
Культура - это совокупность средств посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.
Основные элементы культуры: знания На основе знаний вырабатываются убеждения и навыки людей;
верования
символы (например, флаг, обручальное кольцо
ÿзык. нормы - правила поведения, шаблоны
ценности идеалы, представления о целях жизнедеятельности;
артефакты -предметы, имеющие бытовую и духовную значимость.
основные формы (виды) культуры.
1. Культуру разделяют на материальную и духовную.
Материальная культура физические объекты, созданные человеком.
Духовная культура воплощена в идеях, знаниях, мифах, нормах, ценностях, языке и др.
2. Культуру разделяют на элитарную, народную и массовую.
Элитарная культура - культура высших слоев общества
Народная культура - традиционная национальная культура, передаваемая из поколения в поколение.
Массов культура -среди широкой публики по всему миру через СМИ.
3. Выделяют культуру доминирующую, субкультуру и контркультуру. Доминирующая культура -большинством членов общества
Субкультура -православные и мусульмане, молодежь и люди среднего возраста имеют свои особенности в речи, одежде, нормах поведения и т. д.
Контркультура -противоположны доминирующей культуре (например, криминальная субкультура).
Основные функции культуры
1. Трансляционная. (передачи) социального опыта от поколения к поколению от одного народа к другому.
2. Познавательная. для освоения мира
3. Социализирующая. Культура делает человека личностью.
4. Интегративная. Культура сплачивает людей
5. Регулятивная. Культура регулирует поведение человека, определяет те рамки, в которых человек может и должен действовать
Вопрос 4. Социологические концепции личности
Личность рассматривается в этой концепции как совокупность статусов и ролей.
Статус - соотносительное положение, позиция, занимаемая личностью в обществе. Основными элементами статуса являются:
права, в соответствии с тем или иным статусом;
обязанности, связанные со статусом;
рамки статуса (что можно что нельзя);
статусные символы;
статусный образ - имидж
Виды статуса
генеральные (всеобщие) статусы - человека и гражданина.
главный статус -по которому его выделяют окружающие.
Социальный статус - положение человека в обществе (профессия, национальность
Личный статус - положение человека в малой группе,
Приписываемый статус - статус, который индивид получает благодаря своему рож-
дению,
Достигаемый статус -приобретает благодаря собственным усилиям,(студент, профессор, президент, чемпион мира, жена и др.).
Социальная роль - совокупность требований, которые предъявляются обществом к индивидам - носителям определенного статуса.
В структуре социальной роли можно выделить:
-Модель поведения, требуемая от индивида;
оценка выполнения индивидом роли;
- Самооценка за выполнение или невыполнение.
Проблемы возникающие
1)несовпадение статуса;
2) ролевое напряжение (не готовность)
3) ролевой конфликт
Вопрос 5.СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
Процесс становления и развития личности осуществляется в ч/з приобщение к культуре.
Виды - адаптивный и активный.
Адаптивный, т. е. в адаптации, приспособлении к обществу.
Активный социальный опыт и свои собственные ориентации, установки, собственная позиция.
Выделяют также целенаправленную и стихийную социализацию.
Направленная социализация -формирование личности (обу-чение, воспитание).
Стихийная социализация -пребывания индивида в определенном социальном ок-ружении (влияние семьи, друзей, коллег, «улицы», сми).
Первичная социализация -в семье.
Вторичная социализация - в обществе.
Десоциализация - утрата прежних норм и ценностей или отказ от них. Ресоциализация - приобретение новых норм и ценностей взамен утраченных.
Институты социализации - учреждения, влияющие на процесс социализации.
Основные агенты (институты) социализации:
семья; производство; родственники; церковь; образование;
жизненных циклов с точки зрения социализации.
Детство -закладываются все основы личности.
Подростковый возраст, юность
заканчивается формирование личности, мировоззрения, своя система ценностей.
Зрелый возраст
статус личности, повышается.
Пожилой возраст, старость
В старости преобладает утрата прежних норм и ценностей свойственен консерватизм к жизни, обществу, его нормам и ценностям.
Вопрос 6. СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Социальное поведение - это совокупность поступков и действий индивида или группы в обществе
Существуют различные виды социального поведения:
индивидуальное, групповое и массовое; рациональное и эмоциональное; организованное и стихийное; нормативное и ненормативное.
Конформизм - это согласие с целями общества и законными средствами их достижения. Хорошо- стабильность Плохо - Застой
Девиация отклонение поведения от нормы
Охарактеризуем основные виды девиации:
I. Девиация бывает позитивной и негативной.
позитивной девиации считаются гении, герои, лидеры, творцы, святые.
Негативную девиацию воплощают бомжи, алкоголики, наркоманы, преступники.
2. Выделяют индивидуальную и групповую девиацию.
Индивидуальная девиация (мальчик из благо-получной семьи становится преступником).
Групповая девиация объединяются в преступные банды молодежи).
3. Девиацию подразделяют на первичную и вторичную.
Первичная девиация представляет собой единичный акт девиации, когда в целом поведение личности признается соответствующим социальным нормам (вполне поря-дочный человек выпил лишнего и появился впервые в общественном месте в нетрезвом виде).
Вторичная девиация - это многократное отклонение от социальных норм, (алкоголизм).
Девиация расшатывает общество, но может играть позитивную роль, любая новая идея или норма проходят 3 стадии в своем развитии:1. «Это же бред!» 2. «В этом что-то есть…»
3. «Так это же всем известно»
Отношение к девиации зависит от типа общества.
Чем демократичней общество, тем оно лояльнее к непреступным формам девиации (включая даже наркоманию и нестандартную сексуальную ориентацию). Ведь существо-вание девиации - залог культурного многообразия, без чего демократичное общество существовать не может.
Чем тоталитарней общество, тем жестче оно контролирует любое отклонение от нормы (включая манеру поведения, форму одежды, длину волос).
Вопрос 7 СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
Социальный контроль - система механизмов, обеспечивающих поддержание социально приемлемых образцов поведения.
Основными функциями являются:
охранительная (контроль охраняет порядок в обществе);
регулятивная ( регулирует поведение людей);
стабилизирующая (стабильность общества).
Социальный контроль может быть внутренним и внешним.
Внутренний контроль - самоконтроль,(совесть).
Внешний контроль - это контроль со стороны общества или группы.
Внешний контроль бывает формальным и неформальным.
Формальный контроль осуществляется с помощью общественных и государствен-ных учреждений (правительство, суд, армия, милиция, производство, образование). неформальный контроль - контроль со стороны группы - родственников, друзей, коллег, знакомых, соседей.
Рассмотрим взаимоотношения внутреннего и внешнего контроля.
механизмы социального контроля. - нормы и санкции.
Нормы - это образцы и правила поведения, которым должны следовать - члены общества.
По способу контроля все нормы можно разделить на:
нормы разрешающие - представляют определенные права;
обязывающие нормы - налагают определенные обязанности;
запрещающие - устанавливают запрет .
Санкции - это средства поощрения или наказания,
Санкции бывают формальные, неформальные, позитивные, негативные.
Формальные позитивные санкции - одобрение со стороны официальных орга-нов: награды, титулы, премии, грамоты, звания и т. д.
Неформальные позитивные санкции - одобрение со стороны группы: похвала, улыбка, уважение, признание лидером и т. д.
Формальные негативные санкции - наказания, от штрафа до тюремного заключения и смертной казни.
Неформальные негативные санкции - наказания,: замечание, порицание, насмешка, издевка, пренебрежение, клевета, бойкот и т. д.
Вопрос 8. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
Социальные институты формы организации людей, которые регулируют их деятельность и удовлетворяют те или иные человеческие потребнос<span class="Normal__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial'; font-size: 18pt; font-weight: bold; font-style: normal;