Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 23:57, доклад
Проблемы народонаселения всегда привлекали внимание политических деятелей, руководителей государств, философов, экономистов. Это вполне естественно и закономерно, поскольку существование того или иного государственного образования с глубокой древности зависело прежде всего от численности населения, его возрастной, половой и социальной структуры, национального состава.
Первая попытка такого анализа была сделана в Древнем Китае около 4000 лет назад. Известны факты об учете населения в Индии, Палестине, Египте, Древней Греции и Римской империи.
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И СОЕРЖАНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Проблемы народонаселения
всегда привлекали внимание политических
деятелей, руководителей государств,
философов, экономистов. Это вполне
естественно и закономерно, поскольку
существование того или иного
государственного образования с
глубокой древности зависело прежде
всего от численности населения,
его возрастной, половой и социальной
структуры, национального состава.
Первая попытка такого анализа была сделана
в Древнем Китае около 4000 лет назад. Известны
факты об учете населения в Индии, Палестине,
Египте, Древней Греции и Римской империи.
В средние века взгляды на проблемы народонаселения
получили дальнейшее развитие. Однако
акцент исследований был перенесен с политического
аспекта на экономические взаимосвязи
между темпами роста населения страны
и экономическим потенциалом, то есть
мощью государства. В те времена правящие
классы были заинтересованы в максимальном
увеличении числа подданных как главном
показателе богатства того или иного властелина.
В основе политики народонаселения лежал
принцип "плодитесь и размножайтесь".
Церковная мораль, доминировавшая в те
годы в Европе, поощряла обязательность
вступления в брак, единобрачие и наличие
большого числа детей в семье. После выхода
в 1798 году книги Т. Р. Мальтуса "Опыт
о законе народонаселения..." демографические
проблемы вновь оказались в центре внимания
ученых и политиков. Разгорелась жесткая
дискуссия о причинах и характере перенаселения
и о законах, управляющих темпами рождаемости
и смертности. Согласно догматам Мальтуса,
перенаселение носит естественный и абсолютный
характер, а динамика рождаемости зависит
от вечного биологического закона. Соответственно,
главную роль в регулировании темпов прироста
населения он отводил действию разрушительных
факторов: болезням, голоду, войне и т.
д.
В современных условиях взгляды на рост
населения и соответственно на демографическую
политику достаточно разнообразны. Сторонники
социального начала основное внимание
уделяют социально-экономическим мероприятиям,
а именно системе образования, аграрным
реформам, индустриальному развитию, медицинской
пропаганде, экономической помощи семье
и т. д.
Другая группа исследователей, рассматривающая
в качестве главного фактора биологическое
начало, в основу демографической политики
предлагает положить мероприятия, направленные
на медицинский и химический контроль
над рождаемостью. При этом, главным образом,
ведут разговор о правах бедных на планирование
семьи, но полностью замалчивают те права,
которые могли бы избавить людей от голода
и обеспечить им достойное существование.
На первом этапе демографическая политика
понималась преимущественно лишь как
система, влияющая на процессы естественного
воспроизводства населения, т. е. на рождаемость
и смертность. Следующим этапом понимания
содержания политики такого рода явилось
включение в данный феномен элемента миграции.
Наконец, в наши дни в систему демографической
политики включаются помимо указанных
направлений качественные показатели,
например, структура населения по полу
и возрасту, по уровню образования, профессиональной
подготовке, национальности, отраслевой
занятости, уровню здоровья и т. д. При
этом политика народонаселения обоснованно
рассматривается как часть и составной
элемент социально-экономической политики
той или иной страны в целом. Она носит
ярко выраженный комплексный характер,
как и национальная политика.
Таким образом, коротко демографическую
политику можно определить как "комплекс
специальных мер, направленных на создание
устойчивых во времени количественных
и качественных параметров воспроизводства
населения, отвечающих долгосрочным интересам
общества".
Демографическая политика — комплекс экономических, административных пропагандистских мероприятий, с помощью которых государство влияет на рождаемость в желаемом для себя направлении.
В широком смысле демографическая политика — это политика в области народонаселения. Объектом может выступать население страны, отдельных её районов, когорты населения, семьи определённых типов. Историческая цель демографической политики государства достижение демографического оптимума.
Демографическая политика известна с древних времён. В средневековье, когда бушевали войны и эпидемии, она приобрела направление на поддержание увеличения рождаемости. В Новое время чёткие определения и действия по стимулированию рождаемости были оформлены в Франции.
В начале XIX века в Европе взяла верх теории Мальтуса, что привело к политике сдерживания рождаемости.
После Второй Мировой войны, из-за демографического кризиса, развитию демографической политики было уделено особое внимание. Проблемы обсуждались на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН, и в 1969 году был создан специальный фонд ЮНФПА.
В СССР проводилась политика поощрения многодетности, материальное и моральное стимулирование. В 80-х наблюдалось снижение рождаемости, после чего были усилены поощрения.
Цели демографической политики
В зависимости от демографической ситуации существует 2 основных типа политики: направленная на повышение рождаемости (типична для экономически развитых стран) и на снижение рождаемости (необходима для стран развивающихся). Часто практическое осуществление демографической политики сопряжено с трудностями, как морально-этического плана, так и нехваткой финансовых средств. Демографическая политика в экономически развитых странах проводится исключительно ЭКОНОМИЧЕСКИМИ МЕРАМИ и направлена на стимулирование рождаемости. В арсенал экономических мер входят денежные дотации - ежемесячные пособия семьям, имеющим детей, льготы одиноким родителям, пропаганда повышения престижа материнства, оплачиваемые отпуска по уходу за ребенком. В некоторых странах, где сильны позиции католической церкви (например, в Ирландии, США, в Польше) по ее требованиям в последнее время в парламентах обсуждаются законы, предусматривающие уголовную ответственность для женщины, прервавшей беременность и врача, сделавшего аборт.
Меры демографической политики
Наиболее яркий пример
осуществления демографической
политики являют собой развивающиеся
страны Азии. Там она охватывает
подавляющее большинство
Об этом можно судить, в частности, по применению средств контрацепции. Согласно статистике ООН, средний показатель применения контрацептивов для всех развивающихся стран немногим превышает 1/2 (речь идет о количестве применяющих контрацептивы семей), а для наименее развитых — 1/5. Впереди по этому показателю находится Китай (почти 85%). В Таиланде, Вьетнаме и Шри-Ланке он достигает 65—75%, в Малайзии и Индии — 50—60%, в большинстве стран Латинской Америки — 50—75%. На другом полюсе находятся страны Западной и Центральной Африки и некоторые страны Юго-Западной Азии, где доля таких семей обычно не превышает 10%; в Афганистане она составляет всего 2%, а в Йемене — 7%.
В качестве одной из действенных мер демографической политики многие развивающиеся страны осуществляют законодательное повышение возраста вступления в брак. Например, в Китае он был повышен до 22 лет для мужчин и 20 лет для женщин, в Индии — соответственно до 21 года и 18 лет. В действительности же наблюдается еще большее «старение» брака, которое объясняется тем, что значительная часть молодых людей стремится прежде получить образование, а затем пройти профессиональную подготовку, часто совмещая ее с трудовой деятельностью. Еще 15—20 лет назад средний возраст невест в развивающихся странах составлял 16—18 лет, а к началу XXI в. даже в Африке он стал превосходить 20 лет, в Азии же и особенно в Латинской Америке «постарел» еще больше.
Среди стран Азии, Африки и Латинской Америки есть десятки очень небольших по численности населения, а зачастую просто карликовых государств, демографическая политика в которых (если ее проводят) направлена в первую очередь не на снижение, а на увеличение естественного прироста населения.
Текущая демографическая ситуация в Беларуси
Расчетная численность населения Беларуси на 1 июня – 9 млн 458,7 тыс. человек и за 5 месяцев текущего года сократилось на 5,1 тыс человек, причем естественная убыль составила 8977 человек, а регистрируемая текущая внешняя миграция на 42,4% компенсировала эту убыль миграционным приростом.
За год численность населения практически не изменилась (на 1 июня 2012 года, по данным Белстата, численность населения Беларуси составляла 9 млн 458,0 тыс. человек, то есть, за год приросла на 0,7 тыс.).
В период с начала 2008 года численность населения Беларуси сократилось на 83,3 тыс. человек (на 0,87%), причем естественная убыль составила 127,0 тыс человек, а зарегистрированный миграционный прирост – 43,7 тыс. человек (замещение естественной убыли – 34,4%). Объемы незарегистрированных внешних миграционных потоков выявляются в момент переписи населения и для Беларуси являются, судя по последним двум переписям, отрицательными .
В мае скорость сокращения
населения оказалась самой
Ежемесячное
изменение численности
За январь-май в Беларуси родилось 46 740 человек (коэффициент рождаемости – 11,9), умерло – 55 717 человек (коэффициент смертности – 14,2), коэффициент естественного изменения: -2,3. Год назад, в январе-мае 2012-го, и рождаемость и смертность были ниже, причём практически на одинаковую величину: 45022 (коэфф. 11,7) и 54007 (коэфф. 13,8) человек соответственно. Естественная убыль тогда была 8985 человек (коэф. -2,1).
В мае родилось 9582 человека, коэффициент рождаемости - 12,2 (в апреле – 9107, к.р.- 11,6); умерло – 10669, коэффициент смертности - 13,5 (в апреле – 11431, к.с.- 14,4); естественная убыль – 1087 человек, коэффициент естественного изменения- -1,4 (в апреле – 2324, к.е.и. - -2,9).
Естественное сокращение
численности населения
В Польше демографическая ситуация в этом году несколько ухудшилась по сравнению с прошлым годом: имеется незначительная естественная убыль.
У России с 2011-го года наблюдается небольшое, но устойчивое увеличение численности населения, которое, однако, объясняется значительным миграционным приростом при продолжающейся естественной убыли коренного населения, которая, правда, ежегодно уменьшается.
Демографическая ситуация Украины - общее сокращение численности населения при незначительном регистрируемом миграционном приросте, частично компенсирующем естественную убыль. Нерегистрируемая внешняя миграция – так же, как и у Беларуси, отрицательная.
У прибалтов на естественную убыль накладывается значительный миграционный отток населения (трудовые эмигранты). Из-за эмиграции значительного количества молодых людей и, в связи с этим, увеличением доли пожилого населения, в странах Прибалтики высокий коэффициент смертности.
Таблица 1. Естественное демографическое движение населения стран – соседей Беларуси, 2013 год
Беларусь |
Латвия |
Литва |
Польша |
Россия |
Украина | |
Коэффициент рождаемости |
11,9 |
9,8 |
10,0 |
9,4 |
12,7 |
10,5 |
Коэффициент смертности |
14,2 |
15,8 |
15,3 |
11,0 |
13,7 |
15,4 |
Коэффициент естественного изменения |
-2,3 |
-6,0 |
-5,3 |
-1,6 |
-1,0 |
-4,9 |
Прим. Беларусь, Латвия, Литва, Россия – январь-май; Польша, Украина – январь-апрель
Таблица 2. Изменение численности населения стран – соседей Беларуси за 12 месяцев
Беларусь |
Латвия |
Литва |
Польша |
Россия |
Украина | |
Численность населения на начало периода, млн |
9,458 |
2,032 |
2,990 |
38,53 |
143,3 |
45,57 |
Численность населения на конец периода, млн |
9,459 |
2,013 |
2,957 |
38,51 |
143,4 |
45,50 |
Изменение численности населения за 12 мес., % |
+0,01 |
-0,94 |
-1,08 |
-0,06 |
+0,07 |
-0,17 |
Информация о работе Этапы формирования и соержание демографической политики