Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 16:22, курсовая работа
Системы образования в любой стране призваны способствовать реализации основных задач социально-экономического и культурного развития общества, ибо именно школа, вуз готовят человека к активной деятельности в разных сферах экономики, культуры, политической жизни общества.
Образование можно рассматривать как важнейшую основу морального благополучия страны. Это важная составляющая структуры организации нашего государства.
Введение 2
Систематическая модель системы образования 3
Текущее состояние образования в России 4
Престиж 4
Несоответствие уровня образования выпускников рынку труда 5
Качество 6
Коррупция 8
Кадры 9
Приоритетные направления развития системы образования 10
Заключение 13
Список литературы 14
Федеральное
государственное
«Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации»
Кафедра «Системный анализ в экономике»
Теоретико-практическая работа
На тему:
«Этика отечественной системы образования. Проблемы и пути их решения»
Выполнил:
студент группы МЭК 2-1 Фошин Д.В.
Научный руководитель:
д.э.н., профессор Дрогобыцкий И.Н.
Москва 2010
Оглавление
Введение 2
Систематическая модель системы образования 3
Текущее состояние образования в России 4
Престиж 4
Несоответствие уровня образования выпускников рынку труда 5
Качество 6
Коррупция 8
Кадры 9
Приоритетные направления развития системы образования 10
Заключение 13
Список литературы 14
Системы образования в любой стране призваны способствовать реализации основных задач социально-экономического и культурного развития общества, ибо именно школа, вуз готовят человека к активной деятельности в разных сферах экономики, культуры, политической жизни общества.
Образование можно рассматривать как важнейшую основу морального благополучия страны. Это важная составляющая структуры организации нашего государства.
На современном этапе
развития общества образование играет
определяющую роль в формировании гражданского
общества, создании инновационной экономики,
основанной на знаниях и наукоемких
технологиях. Выполнение этой роли возможно
только при условии устойчивого
и постоянного развития образования,
обеспечения современного качества
образования на основе сохранения его
фундаментальности и
Образование – это очень
существенный международный фактор
для каждой из стран. Место в развивающемся
мире в огромной степени сегодня зависит
от того, каким образом строится система
образования в стране, каким образом эта
система образования выглядит на фоне
других стран.
- усиливающий контур, - уравновешивающий контур .
Существующей системе образования России присущ некий беспорядок, который связан с последствиями адаптации системы к условиям изолированного существования.
Система оказалась неспособной осваивать новые возможности рыночной экономики, т.е. она занята борьбой за сохранение наследия.
В России совершается переход к новой цивилизации, основанной на ценностях демократии и свободы личности. Перед образованием стоит задача преодолеть культурные издержки этого перехода. Воспитать терпимость к чужому мнению и иному стилю поведения. Ведь в стране произошел шок: разрушились сложившиеся за многие десятилетия стереотипы, исчезли старые сдерживающие механизмы, служившие преградой для антисоциального, разрушительного поведения. Мы должны научиться понимать и ценить мнения, которые не похожи на нашу собственную позицию.
Вторая «культурная площадка» образования – формирование инструментальных навыков коммуникации. Здесь требования резко повысились. Сегодня это знание других языков, умение использовать интеллектуальные системы поиска и обмена информацией (компьютерная культура, Интернет-культура).
«Закрытость» образования в советском обществе имела далеко идущие последствия.
Во-первых, российское образование
отстает от мировых стандартов информатизации
и дистанционного обучения. Во-вторых,
расхождения в учебных
24 % респондентов заявляют о желании во что бы то ни стало обучаться за границей, считая российскую систему образования неэффективной, не дающей квалификацию современного специалиста. На соображения учиться за границей влияет не только экономический фактор, но и чувство наставничества, характерного для эпохи глобализации. Для 43,4 % молодых россиян барьерами на пути «перемены места учебы» выступают материальные проблемы, для 56 – несовершенное владение иностранными языками, для 41 % - недостаточный уровень знаний, полученных в средней школе. Респонденты отмечают наличие иных социокультурных стандартов, а также трудности в повседневном общении. Позитивно настроенная на участие в глобальном образовательном процессе молодежь не готова к осуществлению своих жизненных стратегий. Такое расхождение вызывает состояние неудовлетворенности, когда молодой человек критически оценивает состояние системы образования, но становится сторонним наблюдателем, ссылаясь на невозможность в российских условиях реализовать собственные жизненные амбиции.
Неадекватность существующих госстандартов требованиям рынка труда. На самом деле эта проблема является более широкой. Образование на сегодняшний день в значительной степени определяется внутренними целями развития, а не внешними. Хотя принципиально важно, чтобы образование отвечало на внешние запросы и чтобы заказ по отношению к образованию был внешним.
Не решена проблема соответствия структуры подготовки кадров потребностям рынка труда. Это касается всей системы профессионального образования. Общеизвестны факты значительных перекосов в подготовке рабочих кадров отдельных профессий, перепроизводства в вузах юристов, экономистов, политологов и других специальностей.
В службе занятости уже приняла массовые масштабы переподготовка инженеров и техников на рабочие профессии. Нерегулируемая структура выпускаемых кадров оборачивается для молодежи безработицей, для экономики – дефицитом кадров или их низкой квалификацией, для государства – бессмысленными затратами.
Сегодня совершенно недопустимо
иметь целую армию
Необходимо гармоничное
сочетание государственного управления
и контроля с экономической
Согласно данным российских социологов Россия занимает 27-е место в мире по качеству образования. Что примечательно, еще в 1992 году мы занимали 3-е место в том же самом рейтинге.
Важный показатель конкурентоспособности
национальных учебных заведений
на мировом рынке высшего и
послевузовского образования —
доля национальных вузов, в которых
обучаются иностранные
12-е по доступности и возможностям
Как подметил в интервью газете «Труд» ректор МГУ Виктор Садовничий (академик, доктор физико-математических наук, президент Российского союза ректоров), сегодня даже некогда захудалые институты пафосно именуют себя университетами или академиями. А качество знаний их выпускников по-прежнему низкое. Вопрос в том, как остановить девальвацию высшего образования.
По его мнению, это бедственное
положение, и его нельзя ничем
оправдать. В 90-е годы был узаконен
так называемый заявительный принцип
создания высшего учебного заведения.
Три человека могли открыть вуз
и при определенном лоббировании
через год получить аккредитацию,
аттестацию и выдавать соответствующий
диплом государственного образца. Сейчас
вроде бы создается система контроля
качества вузовского образования, у
многих «липовых» университетов
уже отняты лицензии. Правда, неизбежно
возникает другая проблема: куда девать
несчастных студентов, уже проучившихся
несколько лет в таком
Сейчас довольно много говорится о вопросах, связанных с недостаточной интеграцией образования с наукой и с экономикой. И, наконец, это снижение качества высшего образования при росте его массовости. Эта проблема достаточно острая.
Стоит отметить, что процесс увеличения количества получающих высшее образование ничего плохого в себе не несет. Проблема в том, получают ли они качественное высшее образование или они получают бумажку. На самом деле сегодня, учитывая то, что объем, количество и вузов с филиалами, и абитуриентов возросло очень резко, а количество просто преподавателей существенно меньше, существует большая опасность, что просто количественно этот рост студентов не обеспечен квалифицированными кадрами.
Повысить качество дополнительного профессионального образования на основе конкуренции. В этом вопросе должна быть абсолютно равная конкуренция государственных и негосударственных институтов предоставления этих услуг на рынке дополнительного профессионального образования. И в дальнейшем должно быть сохранено единство образовательного пространства.
Должно быть произведено реструктурирование начального и среднего профессионального образования. Сегодня выпускники структуры начального профессионального образования никому не нужны. Поэтому реально ПТУ сегодня – это камера хранения, а не система, которая позволяет делать человека успешным и счастливым.
Если рассматривать высшее образование тоже не как камеру хранения, в которую мы просто людей, которых не понимаем, куда девать, загоняем еще на 4 года. Потому что это отложенная проблема. Дальше эти люди приходят и, в общем, не без оснований ставят вопрос перед государством, куда нам идти работать. При этом их требования существенно выше, чем были до того, как они получили высшее образование, и это естественно. Они потратили время, многие из них потратили существенное количество своих денег. А обеспечить им соответствующую работу государство не может. При этом происходит размывание сектора подготовки действительно высококвалифицированных кадров.
Известно, что в России существует также размывание структуры профессионального образования, разные типы учреждений реализуют одинаковый набор программ. Необходимо четко обозначить эту систему, привязываясь именно к качеству программ, а не к формальным требованиям.
Что считается необходимым в рамках реструктуризации системы начального и среднего профессионального образования? Это создание условий для взаимовыгодной интеграции производственного сектора и профессионального образования. Это разграничение процессов, с одной стороны, социальной поддержки учащихся, а с другой стороны, предоставления профессионального образования. Это вопросы, связанные с адресной социальной поддержкой обучающихся и с тем, как их должны учить и чему, кто их должен учить. Все-таки это две разные вещи. И требования индикатора успешности тут разные.
О коррупции в системе образования говорят много и на разных уровнях. В начале июля 2007 года были опубликованы основные положения доклада ЮНЭСКО о масштабах коррупции в образовании. Объем коррупционного оборота в сфере образования в России по оценке экспертов ЮНЭСКО превышает 500 млн. долларов.
Коррупционные проявления в сфере образовании различны. Практически каждый источник финансирования образования представляет собой потенциальный источник коррупционных потоков.
Ни для кого не секрет, что коррупция касается не только чиновников и руководства вузов, но и рядовых преподавателей, студентов и их родителей. Специалисты НРА «РейтОР» анализировали проблему коррупции в рамках изучения различных вопросов качества подготовки в отечественных вузах.
В результате были выявлены
возможные коррупционные
Стоит отметить, что студенты не относят цветы, конфеты, мелкие сувениры для преподавателей во время сессии к проявлениям коррупции.
Значительный объем финансовых средств тратится на взятку при поступлении или услуги репетитора, имеющего связи с приемной комиссией. Однако это коррупционное проявление касается в большей степени родителей, а не абитуриентов. Ценность образования в нашем обществе бесспорна. Поэтому некоторые родители, чтобы дать ребенку высшее образование, готовы на значительные траты, выбирая между оплатой обучения на коммерческой основе или взяткой за поступление на бюджетное место. По оценкам экспертов, поступление на бюджетное место в престижный вуз за взятку обходится на 20-30 % дешевле, чем совокупная оплата всего периода обучения.
Информация о работе Этика отечественной системы образования. Проблемы и пути их решения