Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 16:30, статья
То есть, многие феномены, изучаемые данной дисциплиной, являются объектом изучения многих наук: в частности: социологией, этнологией, политологией, психологией, антропологией. Если говорить об этнической идентификации, то наиболее интересным взглядом на этот феномен является взгляд этнопсихологов. Поскольку идентификация, как социальная, так и этническая, являются феноменами присущими человеку и проявляют себя как на социальном, так и на индивидуальном уровне, постольку это явление очень плотно исследуется психологами и социальными психологами. Однако специфика научной дисциплины накладывает отпечаток на способ рассмотрения данной проблематики.
Этническая
идентификация в
Этносоциология, как и многие теории среднего уровня находятся в "промежуточном" состоянии. То есть, многие феномены, изучаемые данной дисциплиной, являются объектом изучения многих наук: в частности: социологией, этнологией, политологией, психологией, антропологией. Если говорить об этнической идентификации, то наиболее интересным взглядом на этот феномен является взгляд этнопсихологов. Поскольку идентификация, как социальная, так и этническая, являются феноменами присущими человеку и проявляют себя как на социальном, так и на индивидуальном уровне, постольку это явление очень плотно исследуется психологами и социальными психологами. Однако специфика научной дисциплины накладывает отпечаток на способ рассмотрения данной проблематики.
Этапы становления этнической идентичности
В психологии, в отличие от социологии, этническая идентичность рассматривается не только по своим социальным проявлениям, рассматривается ещё и становление этнической идентичности.
Сам термин идентификация пришел в социологию из психологии, в которой впервые его применил Фрейд для обозначения процесса и результата эмоционального самоотождествления индивида с другим человеком, группой, образцом, идеалом.
В социально-психологической, а затем и в социологической, литературе термин приобрел более широкое значение. Там идентификация рассматривается как один из механизмов социализации личности, посредством которой усваиваются нормы, идеалы, ценности, роли, моральные качества представителей тех социальных групп, к которым принадлежит индивид.
Т. Стефаненко в своей
монографии "Этнопсихология" приводит
следующий пример, демонстрирующие
неоднозначность
"Девочка из семьи русских эмигрантов в США очень быстро начинает говорить по-английски, хорошо учится и служит переводчиком для старших членов семьи. Она все больше времени проводит со своими американскими друзьями и гордится тем, что она американка. Но девочка взрослеет, и ей хочется каким-то образом проявить свою индивидуальность. Она находит такую возможность в демонстрации своей культурной отличительности, "русскости", подчеркивании того, что она "русская американка"".
Чтобы ответить на вопрос, каким образом и когда ребенок начинает считать себя представителем того или иного этноса, с точки зрения психологии, необходимо рассмотреть этапы становления этнической идентичности, принятые в психологии.
Этапы становления этнической идентичности принято соотносить с этапами развития личности.
Одним из первых классификацию этапов развития этнической идентичности предложил швейцарский ученый Ж. Пиаже. Основой для составления периодизации послужили его исследования 1951-го года. Поскольку "развитие этнической идентичности ученый рассматривал как создание когнитивных моделей, связанных с понятием "Родина", а этнические чувства, по его мнению, являются своего рода ответом на знания об этнических явлениях". Таким образом, основываясь на соотношении когнитивных образов "родины" и "других стран" Пиаже выделяет три этапа:
1) 6-7 лет. В этом возрасте
ребенок приобретает первые –
фрагментарные и
2) в 8-9 лет ребенок уже четко идентифицирует себя со своей этнической группой, выдвигает основания идентификации – этническая принадлежность родителей, место проживания, родной язык;
3) в младшем подростковом возрасте (10-11 лет) этническая идентичность формируется в полном объеме, в качестве особенностей разных народов ребенок отмечает уникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры [см. 65 с. 218].
Дальнейшие исследования этнической идентичности позволили дать более полную информацию о процессе протекания процесса этнической идентификации. Исследования показали, что этническая идентичность впервые проявляется в 3-4 года, основанная на различении антропологических признаков представителей этнических групп, таких как цвет кожи, цвет волос. Однако в полном объеме, осознанно, идентичность проявляет себя в младшем подростковом возрасте, когда происходит осознанное различение своего этноса от другого.
Этнопсихологи утверждают, что последовательность становления этнической идентичности обусловлена постепенным процессом социализации, постепенным повышением способности к рефлексивному восприятию мира вокруг себя. Таким образом, осознанное включение себя в состав той или иной этнической группы становится возможным в условиях получения новой информации от окружающего мира. "Первоначально она (этническая идентичность) основывается на очевидных показателях – цвете кожи, внешности, языке, элементах материальной культуры (еде, одежде), обычаях. Постепенно повышается способность ребенка воспринимать, описывать, интерпретировать этнические признаки. Он включает в их комплекс все новые элементы – общность предков, общность исторической судьбы, религию".
Необходимо иметь в виду, что идентичность может иметь как негативный, так и позитивный эмоциональный фон. Однако показано, что более взрослые дети проявляют большую вариативность конформного поведения. Вполне возможно, что они имеют представление о социально желательных ответах. Вопрос о том, что этническая идентичность может носить определенный эмоциональный окрас, важен. Однако каким бы не было эмоциональное восприятие, этническая идентичность проходит несколько этапов от диффузно размытой до реально реализованной, а результатом этого процесса является формирование в подростковом возрасте "эмоционально-оценочного сознания" принадлежности к этнической общности. Этническая идентичность не есть статичное образование, она изменяется со временем: человек может переосмыслить роль этнической принадлежности в своей жизни. Поэтому формирование этнической идентичности не прекращается в подростковом возрасте. Поскольку идентичность образование динамическое, то существует несколько стратегий поддержания своей этнической идентичности.
Проблематику социальной идентичности разрабатывали социальные психологи Г.Тэджфел и Дж. Тернер. Теория социальной идентичности Тэджфела, как утверждает Агеев [см. 4, с220], укладывается в шести постулатах:
1. Социальная идентичность складывается из тех аспектов образа "Я", которые вытекают из восприятия индивидом себя как члена определенных социальных групп.
2. Индивиды стремятся к сохранению или повышению своей самооценки, т.е. стремятся к положительному образу себя.
3. Социальные группы (или категории) и членство в них связаны с сопутствующей им положительной или отрицательной оценкой, существующей в обществе, следовательно, социальная идентичность может быть положительной или отрицательной.
4. Оценка собственной группы индивидом определяется взаимоотношениями с некоторыми другими группами через социальное сравнение ценностно значимых качеств и характеристик. Сравнение, результатом которого становится положительное отличие своей группы от чужой, порождает высокий престиж, отрицательное - низкий.
Из этих постулатов выводится ряд следствий.
- а) Индивиды
стремятся к достижению или
к сохранению позитивной
- б) Позитивная
социальная идентичность
- в) Члены
группы стремятся
- г) Существует
по меньшей мере три класса
переменных, которые оказывают влияние
на межгрупповую
1) индивиды должны осознавать принадлежность к группе как один из аспектов своей личности, субъективно идентифицировать себя с релевантной группой; 2) социальная ситуация должна быть такой, чтоб имели место межгрупповые сравнения, которые дают возможность выбора и оценивания релевантных качеств; 3) ингруппы не сравнивают себя с каждой мысленно доступной аутгруппой (аутгруппа должна восприниматься как релевантная для сравнения).
5. Цель дифференциации - сохранить или достигнуть превосходства над аутгруппой по некоторым параметрам
6. Когда социальная идентичность
не удовлетворяет членов
Исходя из этого,
можно описать следующие
- поиск новых оснований для сравнения
- выбора для сравнения ещё менее успешных или ещё более слабых групп
- негативная этническая
идентичность (этот способ формирования
этнической идентичности
Компоненты этнической идентичности
В психологии этническая идентичность рассматривается как одна из черт личности, являющейся социальной по своим последствиям. В структуре этнической идентичности, как считает Татьяна Гавриловна Стефаненко, выделяются два основных компонента:
- когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя ее членом на основе этнодифференцирующих признаков),
- аффективный (чувство
принадлежности к группе, оценка
ее качеств, отношение к
Л.М. Дробижева выделяет ещё и поведенческий компонент. В данном случае поведенческий компонент этнической идентичности понимается как механизм проявления себя как члена этнической группы, "построение системы отношений и действий в различных этноконтакных ситуациях".
Если по поводу того, что основными компонентами этнической идентичности считаются когнитивный и аффективные элементы споров не возникает, то по поводу того, что считать составными частями этих компонент ведутся дискуссии.
В состав когнитивного компонента вводится множество различных составляющих элементов, такие как этнические ориентации, групповые концепции и др. [см. 65, с 211]. Но самыми важными, как утверждает Т. Стефаненко, являются: 1) этническая осведомленность, и 2) этническое самоназвание.
Как уже отмечалось, основой этнической идентичности является умение индивида различать "чужих" и "своих". Это различение возможно только в том случае, если индивид будет обладать необходимым объемом знаний о признаках своей и чужих этнических групп, основываясь на которых он и будет проводить разграничения. Это могут быть как элементы материальной культуры народа, так и элементы духовной культуры, так и исторические факты, так и антропологические признаки.
Развитие этнической идентичности происходило таким образом, что вначале основанием для дифференциации на "своих" и "чужих" служило так называемое горизонтальное родство, то есть превалирование понимания социальной действительности в настоящем времени, это родство по крови и по браку. Далее форма этнической идентичности начинает трансформироваться в осознание общности происхождения, о чем свидетельствует множество мифов об общем предке, или предках, у большинства народов. Дальнейшее развитие приводило к увеличению общностей и на смену осознания общности происхождения приходит территориальное понимание этничности. С появлением печатного станка книги и писания становятся общедоступными. Огромную роль в жизни человека начинает играть язык. Где-то к XVIII веку сложились многие европейские общности, поэтому основными этнодифференцирующими признаками становятся этнокультура и этноязык. Причем не обязательно постоянное использование родного языка в речи, гораздо большее значение имеет символическое значение языка. Так, многие представители "нерусских" представителей не знают родного языка, что не мешает им чувствовать принадлежность к своему народу.
"Аффективный компонент
этнической идентичности, отражающий
отношение к собственной
Таким образом, в психологии принято выделять два компонента этнической идентичности; один из них, когнитивный, имеет рациональную природу, а другой - аффективный, эмоциональную. Причем, в каком то смысле, аффективный компонент этнической идентичности во многом базируется на когнитивном компоненте.
Информация о работе Этническая идентификация в этнопсихологической перспективе