Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 22:17, творческая работа
В настоящее время статус диплома о высшем образовании, как и факта обучения в высшем учебном заведении все больше снижается .
Как отмечают в своей статье Банникова, Боронина и Вишневский, диплом позволяет «получить право на участие в конкурсе, но не само рабочее место» . Большую роль начинает играть наличие опыта работы по интересующей студента или выпускника специальности и знание иностранных языков, хотя бы английского. Соответственно, возникают проблемы с трудоустройством даже у дипломированных специалистов, не говоря уже о тех, кто решил не получать высшее образование. По данным опросов, среди тех, кто всё же решил окончить высшее учебное заведение, около половины получают не ту профессию, о которой мечтали, и четверть студентов планируют получать второе высшее образование.
Введение 3
Часть 1. Безработица молодёжи 4
Часть 2. Причины безработицы у студентов 6
Часть 3. Пути решения проблем с безработицей 8
Заключение 10
Список литературы 11
В настоящее время статус диплома о высшем образовании, как и факта обучения в высшем учебном заведении все больше снижается1.
Как отмечают в своей статье Банникова, Боронина и Вишневский, диплом позволяет «получить право на участие в конкурсе, но не само рабочее место»2. Большую роль начинает играть наличие опыта работы по интересующей студента или выпускника специальности и знание иностранных языков, хотя бы английского. Соответственно, возникают проблемы с трудоустройством даже у дипломированных специалистов, не говоря уже о тех, кто решил не получать высшее образование. По данным опросов, среди тех, кто всё же решил окончить высшее учебное заведение, около половины получают не ту профессию, о которой мечтали, и четверть студентов планируют получать второе высшее образование. Началось это с «перестройки» Горбачёва в 1990-х, когда было принято решение перейти к рыночной экономике и построить демократию, после чего роль государства как единственного монопольного работодателя исчезает, а вместо неё появляется проблема трудоустройства молодёжи.
Кроме того, даже те, кто получил хорошее образование и устроился на работу, не могут быть уверены в её стабильности, так как, например, экономический кризис привёл к массовым сокращениям на работе, что привело к повышению количества безработной молодёжи и поиску работы в других областях. Из-за этого существует несоответствие между навыками, имеющимися у молодёжи и требуемыми потенциальными работодателями.
Как же быть российской молодёжи в такой непростой ситуации? На этот вопрос я постараюсь дать ответ в данной работе, которая состоит из трёх частей. В первой части я опишу ситуацию с молодёжной безработицей в России. Во второй части я подробно рассмотрю проблемы, с которыми сталкиваются молодые специалисты при поиске работы. А третья часть, соответственно, посвящена поиску эффективных решений возникающих проблем и стратегии трудоустройства для молодых специалистов.
Для начала нужно дать определение самой безработицы для прояснения концепта. Это социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения не может найти работу. Однако, по определению Международной организации труда, безработными считаются только лица, официально зарегистрированные на бирже труда. Также безработными не могут считаться:
Для того чтобы подробнее рассмотреть структуру и динамику безработицы среди разных возрастных групп, привожу данный график:
График 1. Динамика численности безработных по возрастным группам (в %)
По данному графику видно, что возрастная структура безработицы с 2005 по 2012 года сильно не менялась. Студентов можно отнести к возрастной группе 15 – 19 лет, и их уровень безработицы с течением времени снижается с 11% до 7%, возможно, потому что учащиеся очной формы не считаются безработными, соответственно, при поступлении в университет, молодёжь считается занятой. Возрастная группа 20-24 года, которой соответствуют выпускники высших учебных заведений, на протяжении всего периода наблюдений сохраняет довольно высокий уровень безработицы, по сравнению с остальными возрастными группами, который всё увеличивается. Так, с 18% в 2005 году уровень безработицы населения в возрасте 20 – 24 лет вырос до 23% к 2012 году. А если рассматривать группу 25 – 29 лет тоже как выпускников университетов, то можно заметить, что здесь доля безработных также растёт, хоть и немного: с 14% в 2005 году до 16% в 2012. Для более полного понимания ситуации приведу распределение безработных по уровню образования:
График 2. Структура безработных по уровню образования (в %)
Из графика можно сделать вывод о том, что самый высокий уровень безработицы наблюдается среди людей, получивших среднее (полное) общее образование. Что касается людей с высшим образованием, их доля в структуре безработных с каждым годом растёт, что говорит об обесценивании значимости образовательного уровня в России, а также о том, что на успешное трудоустройство влияют другие факторы. С другой стороны, уровень безработицы среди людей с неполным высшим образованием резко снижается до нуля в 2009 году, то есть студенты и недоучившиеся в университетах стали более активно наниматься на работу после кризиса 2008 года.
Студенты отличаются от остальных социальных групп тем, что они обладают высоким уровнем мобильности и интеллектуальной активности. Они находятся в том возрасте и обладают теми возможностями, которые позволяют им выбирать свой жизненный путь и свою карьеру. Перед ними открывается множество возможностей, и они могут решить, какими из них воспользоваться.
На сегодняшний день в нашей стране наблюдается некая несогласованность таких институтов социализации как образование и занятость. Я имею в виду, что молодёжь, получая высшее образование, не может быть уверена в том, что это самое образование ей пригодится при трудоустройстве, и что молодые люди вообще смогут найти работу по специальности, нет никаких гарантий.
Лоншакова в своей статье «Региональный вуз и рынок труда: проблемы адаптации» выделяет несколько основных проблем, с которыми сталкиваются выпускники высших учебных заведений при поиске работы3. Я полагаю, сюда можно отнести и студентов, так как приведённые в статье трудности касаются и их тоже. Первой проблемой является то, что специальности, получаемые в вузах, не соответствуют требованиям рынка труда, так как с развитием технологий меняются и необходимые квалификации, а многие университеты не готовы к подготовке выпускников с соответствующими навыками, потому что не имеют нужных программ обучения. Ту же проблему отмечают Зубок и Чупров, по их мнению, мы можем наблюдать «неблагополучное состояние подготовки высококвалифицированных кадров в системе высшего образования»4, которое и раскрывает причины критического для многих выпускников положения на российском рынке труда. Этот аспект также выделяет Международная организация труда: студенты могут быть чрезмерно или недостаточно образованны для качественного выполнения работы. Недостаток уровня образования объясняется постоянно повышающимися требованиями из-за развития технологий. Чрезмерный уровень образования объясняется высокой конкуренцией на рынке труда, что заставляет высококвалифицированных молодых специалистов идти на должности, которые обычно занимают работники с более низким уровнем образования.
С этим же связана вторая проблема по мнению Лоншаковой, заключающаяся в том, что знаний, получаемых в высших учебных заведениях, часто не хватает для того чтобы их выпускники были конкурентоспособны на рынке труда. Они предлагают знания в узкой профессиональной сфере, в то время как работодателям нужны соискатели со знаниями также в смежных областях.
Третья проблема, с которой сталкиваются выпускники и студенты, - полное отсутствие практических навыков. В университетах в достаточно большом объёме дают теоретические знания, а применять их на практике не учат, поэтому работодатели часто даже не рассматривают резюме студентов и выпускников без опыта работы. Зачастую им просто не выгодно тратить время и силы других работников на обучение новых сотрудников.
Четвёртая проблема – это низкий уровень заработной платы и несвоевременная оплата труда, что относится как к выпускникам, так и, ещё в большей степени, к студентам. Многие молодые специалисты вынуждены начинать свою карьеру с низкооплачиваемых должностей по причине отсутствия опыта работы и наличия испытательного срока на предприятиях. Более того, часто эти невысокие зарплаты ещё и задерживают, что сильно затрудняет возможности выживания выпускников. Так, например, по данным Росстата5, суммарная задолженность по заработной плате в 2013 году составила 2999 млн. рублей. В таких условиях студенты и выпускники ищут должности, которые, в первую очередь, будут предлагать достойный уровень и отсутствие задержек оплаты труда, а реализация творческих амбиций и возможность карьерного роста отходят на второй план. Банникова со своими коллегами также отмечают важность этой проблемы, в связи с тем, что для многих работодателей студенты – это нетребовательные и быстро соглашающиеся на нарушения законодательства работники. «По оценкам экспертов, применительно к работающим студентам нарушения трудового кодекса проявляются в 70 - 75% случаев»6.
Ещё одна проблема, с которой сталкиваются выпускники – отсутствие гарантий трудоустройства после окончания вуза и трудовой адаптации. С одной стороны, это даёт свободу выбора и возможность работать там, где они хотят, а с другой стороны, в таких условиях многие из них остаются вообще без работы, потому что не успели заранее найти подходящие варианты.
Наконец, последней проблемой, которую выделяет Лоншакова, является то, что преподаватели университетов зачастую не заинтересованы в развитии уровня образовательных материалов, предлагаемых студентам, и вообще в научной деятельности из-за отсутствия необходимого финансирования. Зарплаты научных сотрудников являются одними из самых низких, поэтому им приходится искать возможности дополнительных заработков и уходить в коммерческие структуры.
В связи с обозначенными выше проблемами, студентам приходится выбирать иногда нестандартные, а нередко практичные, но неудовлетворяющие их профессиональным интересам и амбициям стратегии трудоустройства.
Так, например, студенты вынуждены выбирать не ту профессию, к которой имеют склонности и призвание, а ту, получив которую, будет легче устроиться на работу, учитывая тенденции на рынке труда, а также возможности своих семей. А некоторые получают желаемое высшее образование и одновременно с этим учатся прикладным профессиям, таким как водитель троллейбуса, токарь, парикмахер, чтобы, в случае неудачи с поиском желаемой работы, была возможность хотя бы временно зарабатывать деньги.
Также они стараются как можно больше растянуть период обучения, так сказать, оттянуть момент вступления во взрослую самостоятельную жизнь, трудовой период. Они стараются получить как можно больше квалификаций, чтобы облегчить себе поиск работы в условиях безработицы, увеличивая социальный капитал. Получение знаний не только в своей узконаправленной специальности, но и в смежных профессиях, действительно может помочь при устройстве на работу, так как, что было отмечено выше, работодателям нужны специалисты, которые смогут выполнять широкий спектр заданий.
Ещё один способ поиска подходящей работы – «транзитивные» формы занятости, иными словами, молодёжь часто меняет места работы и профессии и пробует всего понемногу.
Для групп населения, которым положены социальные льготы, таких как дети-сироты, члены многодетных семей и инвалиды, подходящим вариантом является квотирование рабочих мест, но такая практика не сильно распространена в нашей стране.
Проблему с недостатком стажа работы можно решить с помощью стажировок, которые, если повезёт, даже оплачиваются. Крупные компании часто берут молодых специалистов – студентов последних и предпоследних курсов высших учебных заведений – для обучения спецификам работы, правда, в большинстве случаев они не оплачиваемые.
Несколько проще ситуация складывается, если у студента есть первоначальный капитал, тогда наиболее эффективным способом заработка является малое предпринимательство. Конечно, этим можно заниматься и без стартовой суммы денег, главное – предрасположенность к этому и желание заработать.
Следует также учитывать, что пользоваться своими социальными ресурсами никто не запрещает: довольно эффективная стратегия – обращение за помощью в трудоустройстве к знакомым, друзьям и родственникам. В последнее время стало популярным искать работу через интернет, но и СМИ остаются довольно распространённым средством трудоустройства. Это быстро, удобно, а также говорит о компетентности кандидата в сфере информационных технологий.
В любом случае, не стоит забывать о роли личностного потенциала студента, то есть о совокупности черт личности, характера, темперамента, мотивации, целеустремлённости, установок, ценностей, способностей – всех ресурсов, которые могут помочь при определении жизненного пути. На собеседовании при приёме на работу работодатели непременно обращают внимание на определённые качества, такие как активная жизненная позиция, грамотная речь, склонность к саморазвитию и другие. В этой связи соискатели могут добиться бо́льших успехов, если выработают в себе данные качества, научатся хотя бы выглядеть идеальными кандидатами.
В заключение, в данном эссе была рассмотрена динамика роста безработицы среди студентов России с 2005 по 2012 года, которая была и остаётся почти на самом высоком уровне, по сравнению с другими возрастными группами, а также растёт относительно других групп безработных по уровню образования. Также были проанализированы причины и возможные способы решения проблем с трудоустройством молодёжи. Итак, основные проблемы при устройстве на работу у студентов заключаются в следующем:
1) специальности, получаемые в вузах, не соответствуют требованиям рынка труда;
2) знаний, получаемых в высших учебных заведениях, часто не хватает для того чтобы их выпускники были конкурентоспособны на рынке труда;
3) полное отсутствие практических навыков, так как часто студентов попросту не учат, как их нужно применять;
4) низкий уровень заработной платы и несвоевременная оплата труда;
5) отсутствие гарантий трудоустройства после окончания вуза и трудовой адаптации;
6) преподаватели университетов зачастую не заинтересованы в развитии уровня образовательных материалов, предлагаемых студентам.
Для решения данных проблем студенты прибегают к довольно разносторонним стратегиям поиска работы, эффективными из которых являются:
1) получение образования, требуемого рынком труда, а не желаемого студентами, освоение нескольких профессий;