Задачи статистики занятости и безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 22:37, реферат

Краткое описание

Проблема рынка труда, занятости и безработицы являются одной из важнейших социально-экономических проблем нашего времени. На современном этапе в рыночной экономике эти проблемы проявляются особенно остро, так как в недалеком прошлом считалось, что у нас осуществлено всеобщее право на труд и многие годы проблемы занятости и безработицы, как в экономическом, так и в правовом плане в нашей стране не рассматривались.
Реальный уровень безработицы представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1 Задачи статистики занятости и безработицы.....................................................5
2 Трудоустройство населения................................................................................9
Заключение.............................................................................................................10
Список литературы................................................................................................12

Вложенные файлы: 1 файл

Статистика занятости и безработицы.docx

— 28.41 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение...................................................................................................................3

1 Задачи статистики занятости  и безработицы.....................................................5

2 Трудоустройство населения................................................................................9

Заключение.............................................................................................................10

Список литературы................................................................................................12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблема рынка труда, занятости  и безработицы являются одной  из важнейших социально-экономических  проблем нашего времени. На современном  этапе в рыночной экономике эти  проблемы проявляются особенно остро, так как в недалеком прошлом  считалось, что у нас осуществлено всеобщее право на труд и многие годы проблемы занятости и безработицы, как в экономическом, так и  в правовом плане в нашей стране не рассматривались.

Реальный уровень безработицы  представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого  человека. Отсутствие денег, потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит  серьезную психологическую травму, поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом  политических дискуссий.

Изучение безработицы для определения  ее причин, а также для совершенствования  мер государственной политики, влияющих на занятость, носит особо актуальный характер, так как высвобождение  кадров увеличивает уровень безработного населения. Сегодня проблема безработицы  рассматривается в государственных  программах, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства, а такие программы  как страхования по безработице, смягчают отдельные экономические  трудности, с которыми сталкиваются безработные.

Рынок рабочей силы отражает основные тенденции в динамике занятости, ее основных структурах (отраслевой, профессиональо-квалификационной, демографической), а также мобильность  рабочей силы, масштабы и динамику безработицы. Он существует как на макро-, так и на микроуровне. Именно на микроуровне  происходит непосредственное использование  трудовых ресурсов, появляются трудовые отношения, осуществляется мотивация  труда.

Необходимым, также, является развитие служб занятости, создание баз данных о работниках и работодателях  и т.д. Все эти направления на современном этапе приобретают  огромную значимость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Задачи статистики занятости и безработицы

Занятость - одна из важнейших  социально-экономических проблем  рыночной экономики. Ее статистическое отражение неоднократно обсуждалось  на международных конференциях статистиков  труда (1949, 1957, 1982, 1993 гг.), проводимых Международным  бюро труда (г. Женева) - основным рабочим  органом Международной организации  труда (МОТ).

В соответствии с концепцией рабочей силы, отвечающей международным  стандартам, занятость и безработица  рассматриваются как две взаимодополняющие  характеристики. Равновесию экономической  системы соответствует определенный уровень занятости. При этом обычно спрос на труд превышает существующий объем занятости, что обусловливает  наличие безработицы. Вместе с тем  это превышение не беспредельно для  обеспечения экономической и  социальной стабильности общества. Поэтому  в странах с рыночной экономикой занятость и безработица изучаются  систематически. Статистические данные необходимы при регулировании рынка  труда, обеспечении социальной защиты населения, организации своевременной  профессиональной подготовки и переподготовки кадров.

Перед статистикой занятости  и безработицы стоят следующие  задачи:

- сбор данных о численности занятых и безработных как составных частях                                   рабочей силы;

- измерение уровня занятости и безработицы с целью изучения состояния, тенденций на рынке труда;

- изучение трудоустройства населения для оценки ситуации на рынке труда и ее прогнозирования;

- изучение состава занятых и безработных с тем, чтобы разработать программу занятости;

- измерение взаимосвязи между занятостью, доходом, содержанием и другими мотивациями труда с целью разработки программы занятости.

Выполнение этих задач  создает условия для измерения  предложения рабочей силы и ее фактического использования. Их решение  основывается на сочетании ряда источников информации.

В нашей стране для расчета  общей по регионам численности занятых  в течение года служат данные текущей  отчетности по труду: форма № 1-Т  “Отчет по труду” (месячная, квартальная, годовая). По этой форме отчитываются не все предприятия. Для малых  предприятий численность занятых  может быть получена из единовременного  отчета: № 1-МП “Об основных показателях  деятельности малого предприятия” за год. Изучение состава занятых по отраслям народного хозяйства, секторам экономики производится по балансам трудовых ресурсов, составляемым на середину (1 июля), конец (начало - 1 января) года и  в среднем за год. В них обобщается не только информация предприятий, получаемая в порядке текущей отчетности по труду, но и данные налоговой инспекции  о численности занятых индивидуальным трудом, работающих по найму у отдельных  граждан, а также численность  работников, учитываемая в централизованном порядке.

Важным источником информации о численности безработных являются данные служб занятости, объединивших в 1991 г. ранее действовавшие центры и бюро по трудоустройству граждан. Работники служб занятости ведут  первичную учетную документацию по трудоустройству и занятости  населения, в которую входят карточка персонального учета гражданина, ищущего работу, № 1 и карточка обратившегося  в службу занятости за консультацией  № 2, а также ежемесячно представляют в органы государственной статистики “Отчет о трудоустройстве и занятости  населения”. Однако не все нуждающиеся  в работе обращаются к услугам  служб занятости. В них фиксируется  лишь численность официально зарегистрированных безработных (на конец периода: месяца, квартала, года).

Наряду с данными текущей  отчетности для оценки общей численности  безработных начиная с 1992 г. используются материалы выборочных обследований населения по проблемам занятости. Обследованию в течение недели подлежат граждане в возрасте 15-72 лет. Высокая верхняя возрастная граница позволяет уточнить возможное участие на рынке труда пенсионеров, а низкая - подростков. Результаты обследований позволяют оценить численность безработных, их распределение по обстоятельствам не занятости, по способам поиска работы. Последнее особенно важно, так как рынок труда может функционировать как в организованной, так и в неорганизованной форме.

Использование выборочных обследований в сочетании с данными текущей  отчетности для определения численности  безработных рекомендовано МОТ  и практикуется в ряде стран. Например, американское Бюро статистики труда  информацию о безработице собирает через текущие обследования населения, проводя выборочные обследования 60 тыс. семей, опрашиваемых ежемесячно.

Определенную помощь в  сборе данных о занятости могут  оказать и материалы выборочных обследований предприятий. С 1991 г. в  России ежемесячно проводится мониторинг предприятий и банков организацией "Российский экономический барометр" (РЭБ). В настоящее время РЭБ  является единственной организацией, осуществляющей анализ экономической  ситуации в России на основе конвенциональных методов опросной статистики. Сеть респондентов РЭБ насчитывает свыше 1000 хозяйственных единиц из всех отраслей и регионов России.

Поскольку размер безработицы  широко используется в международной  практике в качестве общего показателя текущего состояния экономики страны, то естественно включение в программы  данных обследований вопросов, уточняющих ситуацию на рынке труда и позволяющих  прогнозировать ее. Ввиду важности такой информации Правительство  Российской Федерации утвердило  от 22 марта 1995 г. положение о всероссийском  мониторинге социально-трудовой сферы. Организация и ведение мониторинга  социально-трудовой сферы возложены  на Министерство труда РФ и Госкомстат России при участии Министерства экономики, Министерства социальной защиты населения, Федеральной службы занятости, Федеральной миграционной службы России.  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Трудоустройство населения

Статистика изучает не только численность, но и структуру обратившихся в  Государственную службу занятости  Российской Федерации за помощью  в трудоустройстве по следующим  категориям:

- занятые трудовой деятельностью;

- учащиеся;

- не занятые трудовой деятельностью;

- пенсионеры.

С ростом экономической нестабильности в обществе может возрастать доля лиц, занятых трудовой деятельностью, но желающих сменить место работы. Соответственно может возрастать и  доля пенсионеров, желающих на ниве труда  улучшить свое материальное положение.

Статистика изучает состав населения, ищущего работу и обратившегося  в службу занятости по полу, возрасту и образованию. В общей численности  обратившихся более половины женщины, при этом наиболее высока их доля среди  лиц, не занятых трудовой деятельностью, а также среди пенсионеров. Из общей численности обратившихся выделяется молодежь в возрасте до 30 лет, среди которой преобладает  доля женщин.

Как результат деятельности службы занятости определяется численность  трудоустроенных ее органами граждан  в общей численности обратившихся. В настоящее время наблюдается  рост доли трудоустроенных граждан  среди обратившихся в поисках  работы в службу занятости, особенно среди учащихся.

Наибольший удельный вес среди  трудоустроенных составляют не занятые  трудовой деятельностью граждане как  наиболее нуждающиеся в поддержке  лица. Высок процент трудоустройства  молодежи: в 1998 г. среди трудоустроенных  не занятые трудовой деятельностью  составляли 65,6%, а ищущие первую работу (ранее не приступавшие к трудовой деятельности) -40,9%.

Заключение

В заключение хотелось бы остановиться на некоторых важных аспектах статистики занятости и безработицы.

Итак, статистические данные необходимы при регулировании рынка труда, обеспечении социальной защиты населения, организации своевременной профессиональной подготовки и переподготовки кадров.

При статистическом изучении рынка  труда выделяют категории экономически активного и экономически неактивного  населения.

Экономически активное население - это часть населения, которая  предлагает свой труд для производства товаров и услуг.

Чтобы иметь представление об уровне экономической активности населения  страны (региона), определяется доля экономически активного населения в общей  численности населения.

Более точно уровень экономической  активности населения определяется как отношение численности населения  не ко всему населению, а к его  численности в возрасте от 15 до 72 лет, потому что эта возрастная группа участвует в выборочных обследованиях.

Численность экономически активного  населения оценивают по данным выборочных обследований населения по проблемам  занятости. В международных стандартах рекомендуется указывать минимальный  возраст, принятый при измерении  экономически активного населения. Он может быть принят на уровне 6 лет (Египет), 10 лет (Бразилия) и повышается до 16 лет (США, Швеция). В большинстве  стран он составляет 14-15 лет. В некоторых  странах предусмотрены два минимальных  предела: более низкий - для получения  информации об экономической деятельности и несколько более высокий - для  группировки экономически активного  населения: например, в Канаде - 14 и 15 лет, Индии - 5 и 15, Венесуэле - 10 и 15, в  России - 15 и 16 лет.

Помимо минимального в ряде стран  установлен максимальный возраст. Это  означает, что лица старше его исключаются  из расчета численности экономически активного населения. Например, в Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии установлен верхний предел в 74 года. В России при проведении обследований населения по проблемам занятости ограничиваются возрастом в 72 года. Вместе с тем при дальнейшей группировке населения на занятых и безработных, как и в большинстве стран, максимальный возраст не установлен.

Правильное измерение экономически активного населения зависит  от того, как точно определены две  его составные части: занятые  и безработные. Описание этих категорий  с учетом национальных особенностей России дано в постановлении Госкомстата  России «Основные методологические положения по классификации статистических данных о составе рабочей силы, экономической активности и статусу занятости» от 25 мая 1993 г.

Статистика изучает продолжительность  поиска работы. С этой целью по карточкам  персонального учета обратившихся за помощью в трудоустройстве  может быть определена общая продолжительность  трудоустройства граждан (человеко-дней). Продолжительность трудоустройства  рассчитывается по всем гражданам, трудоустроенным  в отчетном году исходя из данных о  дате снятия с учета по причине  трудоустройства и о дне регистрации  обратившегося за трудоустройством.

На основании данного показателя можно определить среднюю продолжительность  трудоустройства граждан за год.

Для прогнозных расчетов численности  безработных анализируется уровень  обращаемости населения в органы службы занятости. Интенсивность спроса на рабочую силу может быть оценена  через число обращений по вопросам трудоустройства на 1000 человек трудоспособного  населения в трудоспособном возрасте. Результативность работы органов служб занятости по трудоустройству населения во многом зависит от достоверности и своевременности информации от предприятий о потребности в рабочей силе, о вакансиях на рабочие места.

Информация о работе Задачи статистики занятости и безработицы