Организация государственной статистики в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 17:53, реферат

Краткое описание

В основу организации статистической работы в РФ положены следующие основные принципы:
1) централизованное руководство статистикой;
2) единое организационное строение и методология;
3) неразрывная связь статистических органов с органами государственного управления.

Вложенные файлы: 1 файл

статистика.docx

— 29.60 Кб (Скачать файл)

 Организация государственной статистики в России

В основу организации  статистической работы в РФ положены следующие основные принципы:

1) централизованное  руководство статистикой;

2) единое организационное  строение и методология;

3) неразрывная  связь статистических органов  с органами государственного  управления.

Согласно новой  структуре федеральных органов  исполнительной власти, установленной  Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314, Государственный комитет Российской Федерации по статистике был преобразован в Федеральную службу государственной  статистики (Росстат).

Сфера деятельности статистической службы определена в  Положении о Федеральной службе государственной статистики, которое  утверждено постановлением Правительства  РФ от 30 июля 2004 г. № 339. Согласно данному  Положению Росстат является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

 В соответствии с государственным устройством РФ создана единая система государственной статистики, которая проводит работу по единому плану и методологии. Методология статистических показателей, формы, методы сбора и обработки статистических данных, устанавливаемые Росстатом, являются официальными статистическими стандартами РФ.

Система государственной  статистики находится в ведении  Правительства РФ и ему подотчетна, что обеспечивает неразрывную связь  с органами государственного управления.

Система государственной  статистики в России имеет иерархическую  структуру.

Низовыми органами государственной статистики являются городские и районные управления государственной статистики. В областях, краях и республиках, а также  в Москве и Санкт-Петербурге имеются  комитеты по статистике. Руководящим  организационным и методологическим центром является Росстат.

Он осуществляет государственное управление всей находящейся  в его ведении единой системой статистических органов, делом статистики, учета и отчетности во всех отраслях народного хозяйства, созданием  и функционированием статистической информационной системы на основе единой научной методологии.

В состав самого Росстата входят такие управления, как: аналитическое, информационных ресурсов и регистров, статистических стандартов и классификаций, организации статистического наблюдения, системы национальных счетов и балансов, статистики финансов и платежного баланса, статистики цен, статистики товарных рынков и торговли и др.

Руководитель  Федеральной службы государственной  статистики — Суринов, Александр Евгеньевич назначен на должность Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2009 года № 1871-р.

Основные  задачи и функции

Основными функциями  Федеральной службы государственной  статистики являются:

  • представление в установленном порядке статистической информации гражданам, Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, органам государственной власти, средствам массовой информации, другим организациям, в том числе международным;
  • разработка и совершенствование научно- обоснованной официальной статистической методологии для проведения статистических наблюдений и формирования статистических показателей, обеспечение соответствия указанной методологии международным стандартам;
  • разработка и совершенствование системы статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы;
  • сбор статистической отчетности и формирование на ее основе официальной статистической информации;
  • контроль за выполнением организациями и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, законодательства Российской Федерации в области государственной статистики;
  • развитие информационной системы государственной статистики, обеспечение ее совместимости и взаимодействия с другими государственными информационными системами;
  • обеспечение хранения государственных информационных ресурсов и защиты конфиденциальной и отнесенной к государственной тайне статистической информации;
  • реализация обязательств Российской Федерации, вытекающих из членства в международных организациях и участия в международных договорах, осуществление международного сотрудничества в области статистики.

Основная же задача Росстата — удовлетворение потребностей органов власти и управления, средств массовой информации, коммерческих организаций и предпринимателей, а также населения в разнообразной, объективной и полной статистической информации. Для решения поставленной задачи используется комплексный подход к сбору, обработке, хранению и распространению  статистических данных.

Реформирование  органов государственной  статистики

     В  любом государстве для обоснования политических, экономических, хозяйственных и  иных решений  за основу всегда  брались учетные   сведения, которые затем стали называть статистическими, от итальянского stato- государство. Богатейшим источником учетно - статистических сведений служат писцовые книги. На смену им в 17-18 веках пришли переписные книги, включавшие  сводные документы подворных переписей мужского населения  с указанием родственных отношений.

     В 1802 году император Александр I ввел в России статистическую отчетность для губернаторов, где они в произвольной форме, но с использованием цифровых данных сообщали о жизни своих губерний. Высочайшим Манифестом от 8 сентября 1802 г. повелено: «каждому Министру в конце года подавать Его Императорскому Величеству через Правительственный Сенат письменный отчет по управлению всех вверенных ему частей». Правилами предусматривалось, что при производстве статистических работ чиновники должны были всегда начинать историческим обозрением прежнего состояния описываемой им части  для сравнения его с настоящим.  К тексту описаний, когда нужно, прилагались таблицы.    Этими же Правилами во всех губернских городах учреждались статистические комитеты под председательством гражданских губернаторов. Губернский статистический комитет собирал сведения, проверял  их, приводил в единообразный порядок, вносил их в табели по полученным от Статистического совета Министерства формам либо составлял по  этим сведениям точные описания губернии в целом или отдельно некоторых отраслей хозяйства, промышленности и торговли.        

 Преобразование  в 1858 году Статистического комитета при Министерстве внутренних дел в Центральный статистический комитет свидетельствовало об официальном признании необходимости объединить все статистические работы, проводимые в стране. Существующий при Министерстве внутренних дел по возложенным на него обязанностям и наделенным правам в части обеспечения Правительства информацией, получения данных, привлечения к работе представителей других ведомств, Центральный статистический комитет утверждался как вневедомственный орган. 

              Годы 1861 – 1917 вошли в историю как период земской статистики, которая  считается наиболее близкой  к жизни. В этот период времени  была проведена первая  полномасштабная  перепись населения России 1897 года, качество которой  признано статистиками  почти  эталонным. Особая заслуга в ее подготовке и проведении принадлежит знаменитому русскому географу и статистику П.П. Семенову-Тян-Шанскому, который с 1863 по 1882 годы возглавлял Центральный статистический комитет при Министерстве внутренних дел. Для проведения переписи по всей стране было привлечено более 135 тыс. счетчиков из числа учителей, священников и грамотных запасных солдат. В городах применялся метод самосчисления,  а в сельской местности - метод опроса. Переписью 1897 года учитывалось население обоего пола,  в отличие от прежних ревизий, учитывавших  число душ только мужского пола.   Обработка данных переписи в общей сложности заняла более 8 лет,  было выпущено 117 томов погубернских итогов (по 89 губерниям) и двухтомный «Общий свод по империи результатов разработки всеобщей переписи населения...». Численность населения Российской империи по итогам переписи составляла 125,6 млн. человек (Ставропольской губернии – 873,3 тыс. человек). По предварительным итогам Всероссийской переписи населения 2010 года численность  населения современной России составила 142,9 млн. человек, Ставропольского края – 2,8 млн. человек.     

 Исключительно  плодотворным  был начальный этап советской статистики. Статистические работы  велись во всех советских организациях и учреждениях с момента их формирования. Прежде всего,  в Высшем Совете Народного Хозяйства (ВСНХ), который был создан 14 декабря 1917 г. по декрету ВЦИК в качестве единого общеэкономического центра. В июне 1918 г. был созван  Первый Всероссийский съезд статистиков, который обсудил проект Положения о государственной статистике, представленный Павлом Ильичем Поповым, возглавлявшим в то время отдел переписи и статистики ВСНХ.

     За  все время своего существования  органы государственной статистики подвергались множеству различных  реорганизаций, при этом в разные периоды своей истории решали новые, все более сложные задачи, которые ставило перед ними государство.

     25 июля 1918 г. Декретом Совета Народных Комиссаров "О государственной статистике (Положение)" было оформлено создание в стране единого общегосударственного органа – Центрального статистического управления (ЦСУ). Этим декретом, а также утвержденными в сентябре 1918 г. "Положением об организации местных статистических учреждений" и "Положением о Совете по делам статистики при Центральном статистическом управлении" были заложены основы советской государственной статистики в РСФСР.

     Крупным событием в жизни государственной  статистики первых лет Советской  власти стало проведение в августе 1920 года сложнейшего комплекса Всероссийских  переписей: демографическо - профессиональной переписи населения, сельскохозяйст-венной переписи и краткого учета промышленных предприятий.   Материалы переписи 1920 года легли в основу разработки Государственного плана электрификации России (ГОЭЛРО).     

     Одной из первых фундаментальных работ  была оригинальная, сложная в теоретическом, методологическом и практическом отношении  разработка первого баланса народного  хозяйства за 1923-1924 год, составленного  по постановлению Совета Труда и  Обороны от 21 июля 1924 года.      

     В годы Великой Отечественной войны  статистика решала огромные задачи по оперативному учету трудовых и материальных ресурсов, перемещению производительных сил страны в восточные районы. После войны роль статистики возросла: развернулись балансовые работы, углубилась теория индексного метода, получили распространение  экономико-математические модели и  методы.   
         В 1987 году постановлением Правительства Центральное статистическое управление СССР было преобразовано в союзно-республиканский Государственный Комитет СССР по статистике (Госкомстат СССР).  Госкомстат России стал центром не только организации, но и методологии проведения статистических разработок, тесно связанных с переходом к рыночной экономике. Начался процесс реформирования российской статистики.

     Начало 90-х годов совпало с прекращением существования СССР и созданием  на его территории самостоятельных  государств. С этих пор Госкомстат России стал преемником накопленного советской статистикой опыта  в методологии и практике статистических работ на ее территории. Организационной  основой реформирования статистики в новых условиях стала, рассчитанная на 1993-1995 годы, Государственная программа перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.  В этот период была существенно изменена действующая система статистических показателей, создана система национальных счетов, положено начало международным сопоставлениям валового внутреннего продукта, приведены в соответствие с международной практикой показатели статистики цен, финансов, населения, труда, внешней торговли, включая таможенную, бюджетную и банковскую статистику, заложена основа Государственного статистического регистра юридических лиц и их обособленных подразделений, а также Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации.

     Указом  Президента Российской Федерации В.В.Путина от 9 марта 2004 года № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Государственный комитет Российской Федерации по статистике преобразован в Федеральную службу государственной статистики (Росстат).  В соответствии с этим  Указом Правительство Российской Федерации постановлением от 7 апреля 2004 г. № 188 "Вопросы Федеральной службы государственной статистики" установило, что Федеральная служба государственной статистики является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении страны, а также функции по контролю и надзору в области государственной статистической деятельности на территории Российской Федерации. Главная задача Федеральной службы государственной статистики – удовлетворение потребностей органов власти и управления, средств массовой информации, населения, научной общественности, коммерческих организаций и предпринимателей, международных организаций в разнообразной, объективной и полной статистической информации.

     Современная деятельность органов государственной  статистики в России осуществляется строго в рамках закона и соответствующих  подзаконных актов. Уже почти  четыре года на территории Российской Федерации действует принятый 29 ноября 2007 года Федеральный закон 282-ФЗ «Об официальном статистическом учёте и системе государственной  статистики в Российской Федерации», принятие которого устранило имевшиеся правовые пробелы в официальном статистическом учете, позволило укрепить общественную значимость и поднять статус федеральных статистических наблюдений и официальной статистики в целом. Вместе с тем, существенно возросла и ответственность органов, формирующих государственную статистику.        

Информация о работе Организация государственной статистики в России