Политическая и общественная жизнь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 23:06, курсовая работа

Краткое описание

Статистика политической и общественной жизни представляет собой отрасль социальной статистики, описывающей в количественных показателях структуру государственной власти, отношения между государственными и общественными институтами, социальными слоями, нациями и народностями, между государством и отдельными гражданами по поводу власти и в связи с выработкой и осуществлением политики, политические нормы, политическое

Вложенные файлы: 1 файл

политическая%20и%20общественная%20жизнь[1].doc

— 176.00 Кб (Скачать файл)

Тема:статистика политической и общественной жизни

Содержание

Приложение……………………………………………………………………...40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 Актуальность темы: Статистика политической и общественной жизни представляет собой отрасль социальной статистики, описывающей в количественных показателях структуру государственной власти, отношения между государственными и общественными институтами, социальными слоями, нациями и народностями, между государством и отдельными гражданами по поводу власти и в связи с выработкой и осуществлением политики, политические нормы, политическое сознание, политическую и правовую культуру.

Статистические  данные позволяют полно и всесторонне  раскрыть закономерности развития общества и государства, увидеть вновь возникающие явления и дать их характеристику. Они служат для осмысления как прошлого, так и современных практических нужд государственных органов, корректировки политического курса, выработки основных направлений экономической и социальной политики, определений главных путей эволюции политической системы.

В современной России статистика политической и общественной жизни еще не сложилась. Это новая, быстроразвивающаяся область статистики. Ее особенность состоит прежде всего в том, что она в большей степени децентрализована, нежели другие. Органы государственной статистики в РФ, да и во многих других странах, не занимаются сбором такого рода данных. Показатели состава партий, их руководящих органов разрабатываются и рассчитываются партийными службами; результаты выборов и референдумов — органами, ответственными за их проведение (в нашей стране это Центральная избирательная комиссия РФ); социологическое обслуживание предвыборной кампании осуществляют специальные группы, которые прогнозируют распределение голосов (по регионам и в целом), оценивают поддержку отдельных положений предвыборных программ кандидатов и корректируют ход предвыборной борьбы. В выполнении таких работ участвуют государственные и частные социологические службы, в России — Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), службы телевидения

Объект исследования: статистика политической и общественной жизни

Предмет статистики политической и общественной жизни - количественная сторона явлении, происходящих в политической системе общества: государстве и его учреждениях, политических партиях, общественных движениях, организациях, объединениях, трудовых коллективах.

 Цель работы: рассмотреть статистику общественной и политической жизни.

  Задачи исследования:

- Рассмотреть показатели  статистики политической и общественной жизни

- Выявить проблемы  статистического анализа феномена  общественного мнения

- Методика анкетирования  и интервьюирования

- Решение задач по  статистике политической и общественной  жизни

 Эмпирическая база: государственная и ведомственная статистическая отчетность, а также данные микропереписей, специальных обследований и переписей населения. Данные Госкомстата - статистических ежегодников «Россия в цифрах» 2011 год. Краткий статистический сборник» и «Российская Федерация в 2011 году», статистического сборника «Уровень политической и общественной жизни населения России». Статистические ежегодники ООН и других международных организаций.

Среди работ, посвященных  изучению данной темы, отметим труды  таких ученых как: Торвей Р., Ядов В. А., Елисеева М.А., Харченко Л.П., Боннер Д.Л.

Структура работы традиционна. Научная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, содержащего 12 наименований, и 2 таблиц. Объем работы составляет 36 страниц.

 

 

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования статистики политической и общественной жизни

    1. Показатели статистики политической и общественной жизни

Статистика политической и общественной жизни представлена следующими разделами:

• статистика избирательной  системы и выборных органов государственной власти;

• статистика государственного управления и местного самоуправления;

• статистика политических и массовых общественных организаций;

• статистика осуществления  политических прав граждан и прав личности;

• статистическая оценка социальной напряженности.

Каждый из перечисленных  разделов включает определенную группу показателей.

Статистика политической и общественной жизни основана прежде всего на данных опросов избирателей  об их намерениях голосовать за того или  иного кандидата в органы власти, результатах выборов, данных о составе избранных в законодательные и исполнительные органы власти, в общественные организации.

При подготовке к выборам  штабы предвыборной кампании отдельных  кандидатов или политических партий проводят опросы населения, которое решает участвовать в выборах, обращаясь, например, с вопросами: “Чтобы Вы сделали, если бы были Президентом?”. “За кого из предложенного списка кандидатов Вы собираетесь голосовать?” Результаты ответов на первый вопрос должны быть сопоставлены с ключевыми позициями предвыборных программ основных кандидатов. Распределение ответов на второй вопрос позволяет выявить модальный ответ, оценить дисперсность ответов и тем самым степень неопределенности намерений электората. Важное значение имеет повторение такого опроса. Основные результаты опросов делают достоянием общественности, рассчитывая на определенный психологический эффект.

Такого рода деятельность при выборах в высшие органы власти осуществляет в РФ Институт социологии парламентаризма. Правильно поставленные задачи и эффективные методы позволяют достичь существенного влияния на ориентацию населения и активность участия в выборах.

С целью текущего освещения  хода выборов и определения предпочтений избирателей широко практикуются опросы проголосовавших, которые проводятся в момент выхода с избирательного участка.

Статистика политической и общественной жизни представлена рядом показателей. Выделяются пять групп.

К показателям первой группы — избирательной системы и выборных органов государственной власти относятся следующие:

• численность выдвинутых кандидатов (всего, в том числе  по полу, возрасту, партийной принадлежности, образованию, социальному положению);

• численность зарегистрированных кандидатов (всего, в том числе по избирательным округам, городам и т. д.);

• численность избирателей, принявших участие в голосовании (всего, в том числе по избирательным  округам (участкам), городам: на определенный час в день выборов и в целом);

• число бюллетеней, признанных недействительными;

• число избирательных округов, в которых назначены повторные выборы;

• численность и состав избранных в соответствующий  орган власти.

В развитых странах состав электората анализируется более  подробно. С этой целью в бюллетенях предусматриваются сведения о поле и возрасте голосующего (от 18 до 25, от 25 до 35, от 35 до 45, от 45 до 60, от 60 лет и старше). Это дает возможность определить структуру тех, кто пришел голосовать, выявить окончательный выбор, сделанный разными категориями избирателей, сравнить его с результатами предварительных опросов. В день выборов проводятся моментные выборочные наблюдения, результаты которых отражают выбор граждан. Они могут выступать как фактор влияния на избирателей, если каждые 2 — 3 ч. их результаты будут оглашаться по радио и телевидению.

Широко используются графические представления данных предварительных опросов и результатов  выборов: картограммы, на которых интенсивность  того или цвета означает соответствующий  уровень сторонников той или  иной партии или кандидата. Например, интенсивным зеленым цветом могут быть обозначены территории, где партия “зеленых” получила от 6,5 до 12,5%, светло-зеленым — где удельный вес сторонников этой партии составил от 5 до 6,5%, бледно-зеленым — ниже 5%. Таким же образом выделяются “красные пояса” — территории локализации сторонников Коммунистической партии и т. д. Кроме того, для определения позиций той или иной партии используется анализ результатов выборов в динамике (по сравнению с прошлыми выборами), сравниваются результаты в федеральные и местные органы власти, выявляется специфика регионов, производится их группировка или многомерная классификация, строятся структурные диаграммы, отражающие состав избранных.

На рис. 14.1 показана ленточная  диаграмма, дающая представление о  поддержке избирателями партий и движений, прошедших 5%-ный барьер на выборах в Государственную Думу РФ в декабре 1999г.

Партии, принимающие участие  в выборах, можно разделить по отношению к правительству на правительственные, оппозиционные  и внесистемные. В табл. 14.2 представлены некоторые проправительственные партии, ранжированные в соответствии с набранным процентом голосов избирателей.

Для выявления закономерностей  поведения электората важное значение имеет сравнение результатов  данных выборов с предыдущими. В  качестве основной гипотезы при этом выдвигается предположение об определяющем влиянии на результаты голосования экономических факторов (наряду с политическими предпочтениями). Действие (бездействие) власти для улучшения (хотя бы стабилизации) экономической ситуации формирует отношение населения к федеральной власти, что отражается в результатах голосования. В качестве примера можно привести итоги выборов 1999г. Предпринятые правительством меры, направленные на стабилизацию и экономический рост, увеличение собираемости налогов для обеспечения возможности осуществления социальной политики, сокращение задолженности по заработной плате, действия в Чечне, позволили сформировать к концу 1999 г. позитивное отношение к власти, особенно к личности Председателя Правительства РФ. Согласно опросам ВЦИОМ 19 декабря его деятельность одобряли 79,1% респондентов, принявших участие в опросе.

Рассматривая результаты выборов в регионах, можно отметить, что в них за последние четыре года увеличилось число сторонников  партий, поддерживающих власть. Так, в 1993 г. проправительственные партии набрали больше 50% голосов только в 7 регионах (Москва, Республика Тыва, Свердловская и Пермская области, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский и Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономные округа), в 1995г. — всего в одном (Республика Тыва), в 1999 г — уже в 29 регионах.

 

 

 

 

 

Таблица 14.2

Проправительственные  партии на выборах в Государственную  Думу в декабре 1999г.

Политическая организация 

% голосов 

Межрегиональное движение "Единство" (“Медведь”) 

23,3

Союз правых сил 

8,5

Блок Жириновского 

6,0

Женщины России 

2,0

Всероссийское общественно-политическое движение

"Наш дом — Россия” 

1,2

За гражданское достоинство 

0,6

Духовное наследие 

0,1

Итого 

41,7

   

 

Статистика изучает  поведение электората по возрастным группам, поскольку население разных возрастов отдает предпочтение разным политическим партиям и движениям, это подтверждают результаты опроса Фонда “Общественное мнение” (ФОМ), проведенного сразу после выборов 19 декабря 1999г. (табл. 14.4). Почти 2/3 (63%) электората КПРФ — люди старше 50 лет, всего 1/4 (26%) — избиратели среднего возраста и лишь 1/8 — люди в возрасте 35 лет и младше. Ближе других к коммунистическому электорату “Отечество — вся Россия” (ОВР), хотя доля молодых в нем вдвое выше. Наиболее молодежные электораты у Союза правых сил (СПС) и Блока Жириновского (БЖ), имеющих практически идентичную возрастную структуру (доля молодежи в них половина).

 

Таблица 14.4

Электораты  основных объединений на выборах 1999 г.

(по данным  опроса ФОМ), %

Возраст, лет 

КПРФ 

Единство 

ОВР 

СПС 

Блок Жириновского 

Яблоко 

18—35

12

36

25

51

51

24

35—50

26

33

31

29

28

39

50 и более 

63

31

45

20

21

37

Источник. Население и  общество // Информационный бюллетень  Центра демографии и экологии человека Института народо-хозяйственного прогнозирования РАН. — 1999, — № 42.  


 

По тем же цифрам можно  оценить выбор поколений. Молодое  поколение (18—35) отдает предпочтение “Единству” (“Медведю”) (29%), активно поддерживает СПС (16%), в равной мере склонно голосовать за КПРФ, ОВР и БЖ (по 11%) и сдержанно относится к “Яблоку” (5%). “Отцы” почти так же активно поддерживают “Медведя” (24%) и ОВР (13%), вдвое более активно — КПРФ (21%), в равной мере СПС и “Яблоко” (по 8%) и слабо Жириновского (5%). Наконец, “деды” (50 и старше) отдают явное предпочтение КПРФ (37%), подозрительно относятся к “Медведю” (17%), СПС (4%), Жириновскому (3%). ОВР “деды” поддерживают так же, как и “отцы” (13%).

Если учесть, что участие  выделенных поколений в голосовании  варьирует в очень больших  пределах (48% — у “детей”, 64% — у “отцов”, 76% — у “дедов”), станет ясно, почему итоговые электоральные предпочтения оказываются ближе к почти идеально средним “отцовским”. Понятнее будет и борьба правых и отчасти властей за молодого избирателя.

Информация о работе Политическая и общественная жизнь