Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 23:06, курсовая работа
Статистика политической и общественной жизни представляет собой отрасль социальной статистики, описывающей в количественных показателях структуру государственной власти, отношения между государственными и общественными институтами, социальными слоями, нациями и народностями, между государством и отдельными гражданами по поводу власти и в связи с выработкой и осуществлением политики, политические нормы, политическое
Тема:статистика политической и общественной жизни
Содержание
Приложение……………………………………………………
Актуальность темы: Статистика политической и общественной жизни представляет собой отрасль социальной статистики, описывающей в количественных показателях структуру государственной власти, отношения между государственными и общественными институтами, социальными слоями, нациями и народностями, между государством и отдельными гражданами по поводу власти и в связи с выработкой и осуществлением политики, политические нормы, политическое сознание, политическую и правовую культуру.
Статистические данные позволяют полно и всесторонне раскрыть закономерности развития общества и государства, увидеть вновь возникающие явления и дать их характеристику. Они служат для осмысления как прошлого, так и современных практических нужд государственных органов, корректировки политического курса, выработки основных направлений экономической и социальной политики, определений главных путей эволюции политической системы.
В современной России статистика политической и общественной жизни еще не сложилась. Это новая, быстроразвивающаяся область статистики. Ее особенность состоит прежде всего в том, что она в большей степени децентрализована, нежели другие. Органы государственной статистики в РФ, да и во многих других странах, не занимаются сбором такого рода данных. Показатели состава партий, их руководящих органов разрабатываются и рассчитываются партийными службами; результаты выборов и референдумов — органами, ответственными за их проведение (в нашей стране это Центральная избирательная комиссия РФ); социологическое обслуживание предвыборной кампании осуществляют специальные группы, которые прогнозируют распределение голосов (по регионам и в целом), оценивают поддержку отдельных положений предвыборных программ кандидатов и корректируют ход предвыборной борьбы. В выполнении таких работ участвуют государственные и частные социологические службы, в России — Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), службы телевидения
Объект исследования: статистика политической и общественной жизни
Предмет статистики политической и общественной жизни - количественная сторона явлении, происходящих в политической системе общества: государстве и его учреждениях, политических партиях, общественных движениях, организациях, объединениях, трудовых коллективах.
Цель работы: рассмотреть статистику общественной и политической жизни.
Задачи исследования:
- Рассмотреть показатели статистики политической и общественной жизни
- Выявить проблемы
статистического анализа
- Методика анкетирования и интервьюирования
- Решение задач по
статистике политической и
Эмпирическая база: государственная и ведомственная статистическая отчетность, а также данные микропереписей, специальных обследований и переписей населения. Данные Госкомстата - статистических ежегодников «Россия в цифрах» 2011 год. Краткий статистический сборник» и «Российская Федерация в 2011 году», статистического сборника «Уровень политической и общественной жизни населения России». Статистические ежегодники ООН и других международных организаций.
Среди работ, посвященных изучению данной темы, отметим труды таких ученых как: Торвей Р., Ядов В. А., Елисеева М.А., Харченко Л.П., Боннер Д.Л.
Структура работы традиционна. Научная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, содержащего 12 наименований, и 2 таблиц. Объем работы составляет 36 страниц.
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования статистики политической и общественной жизни
Статистика политической и общественной жизни представлена следующими разделами:
• статистика избирательной системы и выборных органов государственной власти;
• статистика государственного управления и местного самоуправления;
• статистика политических и массовых общественных организаций;
• статистика осуществления политических прав граждан и прав личности;
• статистическая оценка социальной напряженности.
Каждый из перечисленных разделов включает определенную группу показателей.
Статистика политической и общественной жизни основана прежде всего на данных опросов избирателей об их намерениях голосовать за того или иного кандидата в органы власти, результатах выборов, данных о составе избранных в законодательные и исполнительные органы власти, в общественные организации.
При подготовке к выборам штабы предвыборной кампании отдельных кандидатов или политических партий проводят опросы населения, которое решает участвовать в выборах, обращаясь, например, с вопросами: “Чтобы Вы сделали, если бы были Президентом?”. “За кого из предложенного списка кандидатов Вы собираетесь голосовать?” Результаты ответов на первый вопрос должны быть сопоставлены с ключевыми позициями предвыборных программ основных кандидатов. Распределение ответов на второй вопрос позволяет выявить модальный ответ, оценить дисперсность ответов и тем самым степень неопределенности намерений электората. Важное значение имеет повторение такого опроса. Основные результаты опросов делают достоянием общественности, рассчитывая на определенный психологический эффект.
Такого рода деятельность при выборах в высшие органы власти осуществляет в РФ Институт социологии парламентаризма. Правильно поставленные задачи и эффективные методы позволяют достичь существенного влияния на ориентацию населения и активность участия в выборах.
С целью текущего освещения
хода выборов и определения
Статистика политической и общественной жизни представлена рядом показателей. Выделяются пять групп.
К показателям первой группы — избирательной системы и выборных органов государственной власти относятся следующие:
• численность выдвинутых кандидатов (всего, в том числе по полу, возрасту, партийной принадлежности, образованию, социальному положению);
• численность зарегистрированных кандидатов (всего, в том числе по избирательным округам, городам и т. д.);
• численность избирателей,
принявших участие в
• число бюллетеней, признанных недействительными;
• число избирательных округов, в которых назначены повторные выборы;
• численность и состав избранных в соответствующий орган власти.
В развитых странах состав электората анализируется более подробно. С этой целью в бюллетенях предусматриваются сведения о поле и возрасте голосующего (от 18 до 25, от 25 до 35, от 35 до 45, от 45 до 60, от 60 лет и старше). Это дает возможность определить структуру тех, кто пришел голосовать, выявить окончательный выбор, сделанный разными категориями избирателей, сравнить его с результатами предварительных опросов. В день выборов проводятся моментные выборочные наблюдения, результаты которых отражают выбор граждан. Они могут выступать как фактор влияния на избирателей, если каждые 2 — 3 ч. их результаты будут оглашаться по радио и телевидению.
Широко используются
графические представления
На рис. 14.1 показана ленточная диаграмма, дающая представление о поддержке избирателями партий и движений, прошедших 5%-ный барьер на выборах в Государственную Думу РФ в декабре 1999г.
Партии, принимающие участие в выборах, можно разделить по отношению к правительству на правительственные, оппозиционные и внесистемные. В табл. 14.2 представлены некоторые проправительственные партии, ранжированные в соответствии с набранным процентом голосов избирателей.
Для выявления закономерностей поведения электората важное значение имеет сравнение результатов данных выборов с предыдущими. В качестве основной гипотезы при этом выдвигается предположение об определяющем влиянии на результаты голосования экономических факторов (наряду с политическими предпочтениями). Действие (бездействие) власти для улучшения (хотя бы стабилизации) экономической ситуации формирует отношение населения к федеральной власти, что отражается в результатах голосования. В качестве примера можно привести итоги выборов 1999г. Предпринятые правительством меры, направленные на стабилизацию и экономический рост, увеличение собираемости налогов для обеспечения возможности осуществления социальной политики, сокращение задолженности по заработной плате, действия в Чечне, позволили сформировать к концу 1999 г. позитивное отношение к власти, особенно к личности Председателя Правительства РФ. Согласно опросам ВЦИОМ 19 декабря его деятельность одобряли 79,1% респондентов, принявших участие в опросе.
Рассматривая результаты выборов в регионах, можно отметить, что в них за последние четыре года увеличилось число сторонников партий, поддерживающих власть. Так, в 1993 г. проправительственные партии набрали больше 50% голосов только в 7 регионах (Москва, Республика Тыва, Свердловская и Пермская области, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский и Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономные округа), в 1995г. — всего в одном (Республика Тыва), в 1999 г — уже в 29 регионах.
Таблица 14.2
Проправительственные партии на выборах в Государственную Думу в декабре 1999г.
Политическая организация |
% голосов |
Межрегиональное движение "Единство" (“Медведь”) |
23,3 |
Союз правых сил |
8,5 |
Блок Жириновского |
6,0 |
Женщины России |
2,0 |
Всероссийское общественно-политическое движение "Наш дом — Россия” |
1,2 |
За гражданское достоинство |
0,6 |
Духовное наследие |
0,1 |
Итого |
41,7 |
Статистика изучает поведение электората по возрастным группам, поскольку население разных возрастов отдает предпочтение разным политическим партиям и движениям, это подтверждают результаты опроса Фонда “Общественное мнение” (ФОМ), проведенного сразу после выборов 19 декабря 1999г. (табл. 14.4). Почти 2/3 (63%) электората КПРФ — люди старше 50 лет, всего 1/4 (26%) — избиратели среднего возраста и лишь 1/8 — люди в возрасте 35 лет и младше. Ближе других к коммунистическому электорату “Отечество — вся Россия” (ОВР), хотя доля молодых в нем вдвое выше. Наиболее молодежные электораты у Союза правых сил (СПС) и Блока Жириновского (БЖ), имеющих практически идентичную возрастную структуру (доля молодежи в них половина).
Таблица 14.4
Электораты основных объединений на выборах 1999 г.
(по данным опроса ФОМ), %
Возраст, лет |
КПРФ |
Единство |
ОВР |
СПС |
Блок Жириновского |
Яблоко |
18—35 |
12 |
36 |
25 |
51 |
51 |
24 |
35—50 |
26 |
33 |
31 |
29 |
28 |
39 |
50 и более |
63 |
31 |
45 |
20 |
21 |
37 |
Источник. Население и
общество // Информационный бюллетень
Центра демографии и экологии человека
Института народо- |
По тем же цифрам можно оценить выбор поколений. Молодое поколение (18—35) отдает предпочтение “Единству” (“Медведю”) (29%), активно поддерживает СПС (16%), в равной мере склонно голосовать за КПРФ, ОВР и БЖ (по 11%) и сдержанно относится к “Яблоку” (5%). “Отцы” почти так же активно поддерживают “Медведя” (24%) и ОВР (13%), вдвое более активно — КПРФ (21%), в равной мере СПС и “Яблоко” (по 8%) и слабо Жириновского (5%). Наконец, “деды” (50 и старше) отдают явное предпочтение КПРФ (37%), подозрительно относятся к “Медведю” (17%), СПС (4%), Жириновскому (3%). ОВР “деды” поддерживают так же, как и “отцы” (13%).
Если учесть, что участие выделенных поколений в голосовании варьирует в очень больших пределах (48% — у “детей”, 64% — у “отцов”, 76% — у “дедов”), станет ясно, почему итоговые электоральные предпочтения оказываются ближе к почти идеально средним “отцовским”. Понятнее будет и борьба правых и отчасти властей за молодого избирателя.