Правовая система Италии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 15:56, контрольная работа

Краткое описание

История права любой страны является составной частью юридической культуры человечества, мирового правового опыта. В этом отношении история итальянского права занимает особенно примечательное положение. На это есть несколько причин. Перечислим наиболее существенные. Во-первых, на территории Италии никогда не прерывалось действие римского права - праматери основных европейских правовых систем. Во-вторых, Италия является родиной и наиболее, в силу известных причин, "верной хранительницей" канонического права -второго исторического источника права Западной Европы.

Содержание

1.Правосудие в Италии……………………………………………………….......4
2. Понятие и первичные источники административного права Италии……...5
3 Источники гражданского права Италии…………………………………….....9
4.Источники уголовного права Италии………………………………………...12
Заключение…………………...…………………………………………………..16
Список литературы ……………

Вложенные файлы: 1 файл

сравнит. право.docx

— 34.11 Кб (Скачать файл)

Содержание Введение…………..……………………………………………………………….3

1.Правосудие в Италии……………………………………………………….......4

2.  Понятие и первичные источники административного права Италии……...5

3 Источники гражданского  права Италии…………………………………….....9

4.Источники уголовного  права Италии………………………………………...12

Заключение…………………...…………………………………………………..16

Список литературы ……………………...………………………………………18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

История права любой страны является составной частью юридической культуры человечества, мирового правового опыта. В этом отношении история итальянского права занимает особенно примечательное положение. На это есть несколько причин. Перечислим наиболее существенные. Во-первых, на территории Италии никогда не прерывалось действие римского права - праматери основных европейских правовых систем. Во-вторых, Италия является родиной и наиболее, в силу известных причин, "верной хранительницей" канонического права -второго исторического источника права Западной Европы. В-третьих, Италия - родоначальница современной юридической науки греко-романской цивилизации, - речь идет не только о великих юристах Древнего Рима, но и об ученых позднего Средневековья - раннего Возрождения .

 Четких критериев, а посему и общепризнанной научной периодизации истории права в итальянской науке нет. Наиболее распространенной является, пожалуй, периодизация, предложенная в свое время видным юристом-историком Дж.Сальвиоли. Здесь различаются три периода: с падения Рима в до образования коммун; затем период до иноземных нашествий ; и, наконец, последующий - до ХІХв. Нельзя не заметить, что эта схема обладает рядом недостатков. Во-первых, падение Рима не означает образования Италии: как географическое понятие она существовала и много раньше.

Цель контрольной работы:  рассмотреть  правовую систему Италии.

Задачи: - познакомится с правосудием в Италии

                        - рассмотреть источники гражданского  и уголовного права Италии

 

 

1.Правосудие в Италии

Правовую систему той или иной страны характеризует не только наличие определенных законов, но и их применение, в частности судами. Само по себе наличие законов не обеспечивает государству действенного правового регулирования, если отсутствует адекватный механизм правоприменения, реализующийся, прежде всего, в системе юстиции .

Судебным системам в разное время и в разных странах придавалось неодинаковое значение. Французская революция, например, ознаменовалась в этом плане победой прогрессиста-законодателя над консерватором-судьей. Английское право до самого последнего времени не мыслилось иначе как судейское право.

Судебное законодательство Италии всегда было открыто для новшеств, заимствовавшихся у соседей. При этом, заимствуя новое, итальянцы не всегда отказываются от старого. Сочетание собственно-итальянских, порой древних институтов с заимствованными из-за рубежа характерно и для судебной системы. По происхождению английские и французские институты сосуществуют здесь с такими собственно итальянскими установлениями как институт преторскои юстиции или трибунал."публичных вод". Кроме того, следует отметить, что Италия оказывает и обратное влияние. Так, например, Франция переняла созданный в Италии орган судебного самоуправления - Высший совет магистратуры, действующий во Франции, однако, со многими не известными итальянской правовой системе ограничениями.

Дореспубликанское судебное право Италии в качестве основных источников имело Закон о судоустройстве и процессуальные кодексы: УПКІ93ІГ. и ГПК 1942г. Эти источники и на сегодняшний день сохраняют первостепенное значение, однако на главное место выдвинулась Конституция 1947г., сформулировавшая общие принципы правосудия. Собранные в одном месте, поднятые на конституционный уровень, эти принципы оказали и продолжают оказывать большое влияние на судебное право .

2.  Понятие и первичные источники административного права Италии

Для Италии, как и для других принадлежащих к романо-германской системе стран, характерно выделение административного права, регламентирующего специфику деятельности органов публичной администрации, в самостоятельную отрасль публичного права1. По мнению известного итальянского административиста М.С. Джанини, в настоящее время достаточно сложно дать исчерпывающий перечень органов публичной администрации. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, число данных органов неуклонно растет. А во-вторых, в развитых государствах практически нет таких сторон человеческой деятельности, которые бы не затрагивали в ходе своей деятельности органы публичной администрации.

Для данной отрасли итальянского права характерно существенное изменение объема и предмета правового регулирования, в особенности после принятия Конституции 1947 г. В ходе реформы ряд административных полномочий был передан областям, провинциям и коммунам - территориальным субъектам публичного права, обладающим самостоятельностью. Все эти изменения привели, с одной стороны, к образованию в рамках административного права новых подотраслей (региональное право, урбанистика и другие), а, с другой стороны - к выделению норм, связанных с деятельностью субъектов публичного права в экономической сфере, в специальную отрасль публичного права экономики.Особенностью правовой системы Италии является наличие специального нормативного акта, устанавливающего четкую иерархию источников права

________________________

1 Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. Справочник. М., 1993.С.145

В соответствии с Общими положениями о законе, принятыми вместе с Гражданским кодексом, источниками права признаются законы, регламенты, корпоративные нормы (утратившие свое значение после свержения режима Б. Муссолини) и обычаи. В новейших итальянских курсах публичного права дается более детальная классификация: источники права, обладающие верховенством (конституция и конституционные законы); первичные источники (законы и акты, имеющие силу закона); вторичные или производные источники (регламенты и приравненные к ним акты), иные источники (конституционные соглашения, обычаи, акты Европейского Союза).

 Обычные законы - это источники права общего характера, регламентирующие все вопросы, которые не зарезервированы Конституцией либо конституционными законами за какими-либо иными источниками права. На практике законы парламента подразделяются на кодексы, законы по отдельным вопросам и сводные тексты норм. В отличие от других отраслей административное право Италии является некодефицированным, хотя вопрос о необходимости издания кодекса поднимался неоднократно.  

Для Италии характерно не только формальное, но и юридическое выравнивание статуса закона и некоторых актов, исходящих от правительства, - законодательных декретов и декретов-законов. Они представляют собой коллегиальные решения Совета Министров, оформленные в виде декретов Президента Республики (ч. 5 ст.87 Конституции) и рассмотрение Конституционного Суда (ст. 134 Конституции)2. Они публикуются в том же порядке, что и обычные законы, и не подлежат регистрации в Счетной палате.

Согласно Конституции (ст.76) законодательные декреты представляют собой акты делегированного законодательства. Основной закон устанавливает следующие пределы для передачи полномочий парламента:

____________

2 Италия. Конституция и законодательные акты. М.: Прогресс, 2000. 

адресатом делегирования может быть только правительство;передача ограничена во времени и касается определенных вопросов; законодательный орган определяет руководящие критерии и принципы, которым должно следовать правительство в своей деятельности. При подготовке законодательного декрета необходимо соблюдение формальных требований. В преамбуле акта следует привести исходные данные закона о делегировании и соответствующего решения Совета Министров. В тех случаях, когда срок передачи полномочий превышает два года, правительство обязано запрашивать мнение парламента в отношении проектов конкретных декретов.

Декреты-законы издаются правительством на основании поручения парламента, а по собственной инициативе - лишь в необходимых и безотлагательных случаях. В преамбуле такого акта необходимо указать обстоятельства, обусловившие его принятие, и исходные денные решения Совета Министров. В любых случаях Совет Министров не может издавать декреты-законы по вопросам конституционным и избирательным, в целях делегирования законодательной власти, ратификации международных договоров, установления бюджета и сметы расходов. На практике декреты-законы довольно часто использовались для осуществления серьезных реформ организационного характера - создания Министерства природного и культурного достояния, регламентации государственной службы, упразднения и введения штатных должностей преподавателей университетов.

В соответствии со ст.77 Конституции правительство должно в тот же день передать декрет-закон в парламент ля последующего утверждения. Когда палаты распущены, они собираются на внеочередное заседание в течение пяти дней. Декреты должны быть ратифицированы в течение 60 дней после их опубликования, иначе они признаются утратившими свою силу с момента издания. В Официальном собрании законов или декретов Итальянской Республики безотлагательно публикуется информация об отказе в одобрении либо прекращении действия в связи с истечением установленного срока. В ходе рассмотрения парламент может вносить любые изменения в представленный правительством текст3. Италия.

Сред первичных источников в особую группу выделяют акты областей. Каждая из них имеет собственный учредительный документ - статут (ст.123 Конституции) и издает законодательные нормы (ст.117 Конституции). Областной статут разрабатывается и одобряется областным советом. Парламент Италии правомочен либо утвердить статут в целом (законом - для областей с обычной автономией и конституционным законом - для областей со специальной автономией), либо вернуть его совету для повторного рассмотрения. В пяти областях, которым предоставлена более широкая самостоятельность в соответствии со статьей 116 Конституции, статут регламентирует все вопросы организации и функционирования области. В остальных областях, права и обязанности которых определяются в Основном законе, в статутах должны закрепляться внутренняя организация области, осуществление права инициативы и референдума в отношении законов и административных актах области, порядок осуществления законов и регламентарных актах4.

В иерархии нормативных актов областной закон стоит ниже соответствующего акта парламента как с точки зрения юридической силы, ограниченности предметов регулирования и пределов действия, так и в связи с необходимостью его визирования у правительственного комиссара в области (ст. 127 Конституции). Вместе с тем правительство и парламент страны не могут отменять областные законы или вносить в них изменения, они правомочны лишь оспаривать их в Конституционном Суде. Законами областей регламентируется широкий круг вопросов административного права.

________________________

3Италия. Конституция и законодательные акты. М.: Прогресс, 2000.

4Италия. Конституция и законодательные акты. М.: Прогресс, 2000.

 3 Источники гражданского права Италии.

В Италии первыми кодексами, созданными после объединения страны, были Гражданский и Торговый кодексы, принятые в 1865 г. Торговый кодекс был существенно переработан в 1882 г., а в 1942 г. был принят новый Гражданский кодекс, объединивший гражданское и торговое право.

Основными источниками гражданского права Италии является Итальянский гражданский кодекс. Он состоит из шести книг, из которых первая «Лица и семья» включает 14 разделов: «Физические лица», «Юридические лица», «Домицилий и местожительство», «Безвестное отсутствие и объявление лица умершим», «Родство и свойство», «Брак», «Установление происхождения детей», «Усыновление совершеннолетних», «Родительская власть», «Опека и эмансипация», «Попечительство», «Слабоумие, ограничение и лишение дееспособности», «Обязательства по предоставлению содержания», «Регистрация актов гражданского состояния».

Книга вторая «Наследование» имеет 5 разделов: «Общие положения о наследовании», «Наследование по закону», «Наследование по завещанию», «Раздел наследства», «Дарение».

Книга третья «Вещное право» включает 9 разделов: «Имущество», «Право собственности», «Суперфиций», «Эмфитевзис», «Узуфрукт, право пользования и право проживания», «Земельные сервитуты», «Общая собственность», «Владение», «Возражения против производства работ и заявление о вероятном причинении вреда».

Книга четвертая «Обязательства» также состоит из 9 разделов: «Общие положения об обязательствах», «Общие положения о договорах», «Отдельные виды договоров», «Односторонние обязательства», «Ценные бумаги», «Ведение чужых дел без поручения», «Уплата недолжного», «Неосновательное обогащение», «Обязательства из причинения вреда».

Книга пятая «Труд» насчитывает 11 разделов: «Правила, регулирующие трудовую деятельность», «Труд на предприятии», «Самостоятельный труд», «Отдельные виды подчиненного труда», «Товарищества», «Кооперативные предприятия и общества взаимного страхования», «Негласное товарищество», «Предприятие как имущественный комплекс», «Права на результаты интеллектуальной деятельности и промышленные изобретения», «Регулирование конкуренции и синдикатов», «Уголовная ответственность за преступления, связанные с компаниями и синдикатами».

Книга шестая «Защита прав» состоит из 5 разделов: «Регистрация сделок», «Доказывание», «Обращение взыскания на имущество, очередность удовлетворения требования и защита ожидания кредитора получить удовлетворение из имущества должника», «Судебная защита прав», «Погасительная давность и прекращение прав».

Информация о работе Правовая система Италии