Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 09:48, контрольная работа
Жизнедеятельность общества свидетельствует о всеобщей востребованности статистики не только как первоисточника данных и, следовательно, метода познания, но и столь же мощного средства преобразования окружающего мира на основе объективных закономерностей .его развития.
Вместе с тем история статистики свидетельствует о сложном и противоречивом ее использовании, о применении статистики как инструмента манипулирования общественным сознанием, искажения явлений окружающего мира, средства сокрытия правды.
1. Введение 3
2. Предмет статистики 5
3. Методы статистики 6
4. Задачи статистики 8
5. Организация государственной статистики в России 11
6. Заключение 14
7. Список используемой литературы
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ МИРОВОЙ
ЭКОНОМИКИ
И МЕЖДУНАРОДНЫХ
ОТНОШЕНИЙ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ:
«Менеджмент»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
на
тему: Предмет
и метод статистической
науки. Основные задачи
статистики и ее организация
в России
Астрахань
- 2012
План:
Понятие «статистика» ввел в середине XVIII в. немецкий профессор философии и права Готфрид Ахенваль (1719-1772), который первым начал читать новую дисциплину и назвал ее статистикой (лат. status - состояние, положение, от него ит. stato - государство и statista - знаток государства). Статистика определяется как одна из базовых дисциплин в системе экономического образования.
Зарождение
статистики было связано с потребностями
государственного управления и понималось
как государствоведение. Одновременно
развивались методы статистики и
как разновидность счета нашли
применение при организации и
анализе результатов
Сегодня к статистике, ее методам и показателям, и прежде всего обобщающим показателям (таким, как численность населения, национальное богатство, валовой внутренний продукт, уровень жизни и др.), обращаются везде и всюду. Без статистики немыслимо подведение итогов деятельности как отдельно взятых хозяйствующих субъектов, так и целых стран и мировой экономики в целом. В равной мере невозможно принятие каких-либо научно обоснованных решений, невозможна оперативная работа в любой области деятельности, включая образование и науку.
Жизнедеятельность общества свидетельствует о всеобщей востребованности статистики не только как первоисточника данных и, следовательно, метода познания, но и столь же мощного средства преобразования окружающего мира на основе объективных закономерностей .его развития.
Вместе
с тем история статистики свидетельствует
о сложном и противоречивом ее
использовании, о применении статистики
как инструмента манипулирования общественным
сознанием, искажения явлений окружающего
мира, средства сокрытия правды.
стПредметом изучения статистики является количественная сторона массовых общественных явлений и процессов в неразрывной связи с качественной стороной в определенных условиях места и времени. Статистика исследует количественное выражение закономерностей общественного развития методами обобщающих статистических показателей.
При определении предмета изучения существенно важным является соблюдение следующих пяти принципов-характеристик, какими являются: однородность массовых явлений (массовых данных); предварительный качественный их анализ; определение закономерностей; применение количественных методов и исчисление обобщающих показателей.
Статистика является самостоятельной дисциплиной и объектом практических занятий, если при определении ее предмета присутствуют все указанные пять принципов-характеристик, и не является таковой, если ее предмет изучения определяется по отдельно взятым признакам. При этом под массовыми понимают не любые, а строго определенные статистические совокупности данных, такие, которые допустимо обрабатывать с помощью статистических методов и на основе которых правомерно делать обобщения и выводы.
Статистические совокупности определяются на основе предварительного качественного анализа изучаемых явлений по существующим или специально разрабатываемым критериям однородности. Однородность явлений измеряется коэффициентами вариации и другими более сложными статистическими критериями. Однородными являются совокупности, коэффициент вариации которых не превышает 0,33.
Вели оценки, получаемые при увеличении объемов выборочных единиц одних и тех же статистических совокупностей, за пределами заранее допустимых отклонений не меняются, то такие совокупности признаются статистическими. В случаях когда оценки каждый раз меняются, такие совокупности не признаются статистическими и не могут рассматриваться как предмет статистики. Отдельно взятые данные в виде разрозненных цифр и фактов предметом статистики не являются. В этом разница между статистической и нестатистической (случайной или любой другой произвольной) совокупностью. Обычно статистические совокупности представляются 20 и более единицами наблюдаемого явления. Более полные совокупности встречаются реже и представляют предмет специально организуемых наблюдений, в особых случаях - предмет самостоятельно организуемых, в том числе государственных переписей или цензов (большие выборки и сплошные наблюдения).
Исследуя однородные совокупности с помощью статистических методов, можно установить наличие или отсутствие взаимосвязей между существенными признаками изучаемых явлений, определить устойчивые тенденции и закономерности их изменения в пространстве и времени.
На основе неоднородных случайных совокупностей решать подобные задачи бесполезно. Следовательно, определение однородности изучаемых явлений и установление закономерных взаимосвязей между ними - две основополагающие задачи статистики, конструирующие методологическое содержание ее предмета и состав ее методов.
Без правильного решения этих задач нет смысла исчислять обобщающие показатели, делать статистические заключения и предположения.
Статистика
как область практической деятельности,
самостоятельная отрасль
Совокупность
разнообразных методов образует
системное понятие «
Общее
правило применения статистических
методов для анализа
Например,
прежде чем ставить вопрос о статистическом
изучении влияния отдельных факторов
на рост производительности труда, необходимо
предварительно уяснить понятие
«производительность труда», определить
состав факторов, влияющих на нее, установить
характер влияния каждого отдельно
взятого фактора. Решение этих вопросов
требует не только статистических,
но и экономических знаний, а также
формального представления
В этом состоит сущность использования статистических методов в современной науке и практике, их принципиальное отличие от применения формальных методов.
Познавательное
значение статистических методов и
в том, что они служат надежным
и подчас единственным способом оценки
закономерностей общественной жизни;
с их помощью можно обосновать
и доказать экономические предположения,
проверить теоретические
Статистические методы рассматриваются как методы анализа количественных данных. Статистические методы анализа нечисловой информации, анализа временных рядов и прогнозирования, а также эконометрического моделирования не входят в предмет статистики и интерпретируются как самостоятельные, используемые независимо от собственно статистических методов.
По технологии формирования и условиям применения различают три группы статистических методов:
Все
статистические методы взаимосвязаны
и представляют единую систему, применение
которой гарантирует
Статистика как наиболее надежный источник данных решает широкий круг задач, связанных с обобщением изучаемых явлений и, следовательно, достоверным познанием окружающего мира. Кроме того, статистика позволяет разрабатывать стратегию поведения на основе прогноза закономерностей наблюдаемых явлений и, значит, активно участвовать не только в познании, но и в преобразовании окружающего мира.
В
современном мире статистика решает
целый ряд задач, определяемых ее
ролью в науке и практике. Эти
задачи условно можно разделить
на две группы: методологические и
практические. Так, с помощью статистической
методологии определяются уровни, темпы
и пропорции изменения массовых
социально-экономических
Задачей статистики на современном этапе социально-экономического развития России является характеристика происходящих изменений, связанных с переходом к рыночным отношениям. Для решения этой задачи статистика собирает и систематизирует информацию о реформируемых процессах и объектах, обеспечивает информационные запросы управленческих структур, совершенствует методы сбора, обработки и анализа данных, активно участвует в развитии современного бизнеса, менеджмента и маркетинга.