Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 15:02, реферат
Активное участие государства в организации и осуществлении внешнеэкономической деятельности (ВЭД) – характерная особенность Японии на протяжении последних четырех десятилетий. Государственное регулирование охватило практически все стадии ВЭД, начиная от анализа ситуации в стране и за рубежом, выработки внешнеэкономической стратегии, определения структурных и географических приоритетов и кончая использованием широкой системы мер контрольно-регулирующего и финансово-стимулирующего характера.
Государственное регулирование
внешнеэкономической
Активное участие государства
в организации и осуществлении
внешнеэкономической
Продуманная государственная политика
регулирования ВЭД стала одним
из главных рычагов превращения
внешнеэкономических связей в действенный
фактор развития страны. Она способствовала
интеграции Японии в мировое хозяйство
с максимальным учетом национальных
интересов, превращению ее во влиятельного
участника мирохозяйственных
В практике государственного регулирования ВЭД используется широкий арсенал взаимно дополняющих методов – законодательных, административно-правовых, экономических, неформальных, что позволяет обеспечивать достижение поставленных целей.
Законодательная и административно-правовая регламентация
Японская практика регулирования
ВЭД опирается на широкую нормативно-правовую
базу. Система мер законодательного
и административно-правового
Поскольку в этом законе содержится
принцип свободной и
Нося рамочный характер, закон делегирует
полномочия детального регулирования
ВЭД в тех или иных областях
подзаконным актам. Такое “распределение
обязанностей”, по мнению японцев, позволяет
более полно учитывать и
Законы, регулирующие основные блоки ВЭД: экспортно-импортные операции; таможенно-тарифную сферу; обслуживание внешней торговли (законы об экспортной инспекции, страховании внешней торговли, чрезвычайных мерах по развитию импорта и расширению прямых иностранных инвестиций в Японии, банках, страховом бизнесе, ценных бумагах и биржах и пр.); стандарты и технические требования (Закон о промышленной стандартизации и др.); права интеллектуальной собственности (законы о патентах, авторских правах и т.д.).
В основании пирамиды лежат многочисленные нормативные акты, принятые в развитие и во исполнение упомянутых выше законов. К ним относятся в первую очередь постановления правительства, приказы и распоряжения министерств и т.п.
Наличие как комплексного закона о
ВЭД, так и законодательных актов,
регулирующих практически все ее
формы, сочетание их с детализированной
системой нормативных актов и
неформальными методами регулирования
исключают “пробелы” в
Таможенное регулирование ВЭД
тесно увязывается с задачами
структурной перестройки
Выполняя международные
Система мер содействия и стимулирования
Эффективность государственного регулирования ВЭД во многом обеспечивается за счет выработки обоснованной внешнеэкономической стратегии с всесторонним учетом интересов и возможностей страны на отдельных этапах ее развития и на перспективу.
В качестве главной цели внешнеэкономической политики на 90-е годы провозглашено активное участие страны в создании и развитии нового международного экономического порядка. Речь идет о выработке международных правил, способствующих глобализации деловой активности и размыванию экономических границ; формировании новых норм движения капитала и зарубежных инвестиций, технологий; защите прав интеллектуальной собственности; гармонизации стандартов. Большое значение придается таким вопросам, как усиление координации макроэкономической и валютно-финансовой политики развитых стран, укрепление международной экономической системы, урегулирование внешнеторговых дисбалансов, поддержка развивающихся экономик. Важное место отводится адекватному ответу на проблемы “Восток - Запад”, поддержке усилий восточноевропейских стран по интеграции в мировое хозяйство, консультативно-технической помощи российским реформам.
Большую роль играют экономические рычаги регулирования ВЭД. Эффективным инструментом кредитования экспортно-импортных операций и зарубежного инвестирования японских компаний является Японский банк международного сотрудничества. В стране действуют системы налоговых льгот, в том числе не имеющие аналогов в мире, ориентированные на стимулирование как экспорта, так и импорта.
Развитию ВЭД способствует крупнейшая в мире по своим масштабам, диверсифицированная система государственного страхования торговли и инвестиций, надежно ограждающая интересы национальных операторов от различного рода рисков. Она включает общее страхование торговли, страхование валютных рисков, экспортных векселей, экспортных облигаций, авансовых платежей за импорт, зарубежных инвестиций, кредитов зарубежным предприятиям.
Государство выступает также организатором
системы обслуживания внешнеэкономических
связей и финансирует эту деятельность
из бюджетных средств. Данная система
носит разветвленный характер, охватывая
такие сферы деятельности, как
сбор и анализ маркетинговой информации,
оказание информационно-консультационных
услуг, организация рекламно-
Важным направлением государственного участия во ВЭД является информационное обеспечение коммерческой работы, сбор и анализ зарубежной коммерческой информации. К этой широкомасштабной деятельности привлекаются Министерство иностранных дел, Министерство внешней торговли и промышленности, Управление науки и техники, Управление экономического планирования и другие организации.
Особое место в этом ряду занимает
Японская организация содействия развитию
внешней торговли (ДЖЕТРО), созданная
в 1958 г. Она является некоммерческой
и полностью финансируется
Обладая развитой сетью различного рода учреждений во многих странах, ДЖЕТРО представляет собой один из крупнейших в мире источников деловой информации. Ее базы данных оперируют огромным количеством сведений, в том числе обширными перечнями зарубежных экспортеров и японских импортеров. ДЖЕТРО имеет 31 информационный центр на территории Японии и 28 за рубежом.
Институциональные основы регулирования
Эффективность японского внешнеэкономического комплекса в значительной мере зависит от прочности институциональных основ ВЭД. В системе органов государственного управления этой сферой можно выделить административные, координационные и консультативные.
Среди государственных
Данное министерство играет ключевую
роль в планировании и структурной
перестройке экономики в
Последовательность и
Особенностью японской системы государственного управления ВЭД является наличие большого числа консультативных органов, функционирующих на различных уровнях, вплоть до правительства и премьер-министра. Они включают в свой состав не только бюрократов, но и представителей общественных, деловых, академических кругов и играют важную роль в достижении консенсуса по вопросам внешнеэкономической политики.
Японская система
Японская практика и Российские проблемы
Очень важно укрепить в
России законодательную и
Опыт Японии свидетельствует
и о том, что экономические
меры, в том числе финансовое
содействие, налоговые льготы и
др., являются действенным
Информация о работе Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности: опыт Японии